№ 11 (217) Июнь (16-30) 2013 года.

Азербайджан-2013. Выборы президента: вопросов все меньше

Просмотров: 5404

Выборы президента Азербайджана состоятся в середине октября, до них осталось чуть больше четырех месяцев. Официально предвыборная кампания еще не началась, тем не менее, расклад политических сил в республике очевиден.

Ситуация в правящей элите Азербайджана достаточно стабильная. Законодательные препятствия для переизбрания действующего президента Ильхама Гейдаровича Алиева преодолены, его лидерство в правящей элите не подвергается сомнению.

Правда, в экспертно-журналистской среде популярна версия, что на пост президента будет претендовать первая леди – Мехрибан Алиева. В азербайджанском обществе также ходят слухи и о других экзотических для азербайджанской политики фигурах – молодых интеллектуалах, которые якобы подспудно выдвигаются властью на высший государственный пост в качестве «временной фигуры». Естественно, напрашивается аналогия с российской ситуацией, когда страной в течение четырех лет правил «тандем». Однако в России власть таким способом решала проблему с законодательством, которое принципиально не хотела менять, в Азербайджане же такой проблемы нет.

Не признавая сценарии смены лидера за реальные, все же приходится признать, что само их существование говорит о некоей неуверенности азербайджанского общества в стабильности правящего режима.

О Мехрибан Алиевой как о потенциальной кандидатуре на высший государственный пост говорилось много лет назад, в то время, когда Ильхам Алиев воспринимался как слабая фигура и имелись сомнения в его политическом долголетии. Позже, как известно, президент развеял эти сомнения в собственной состоятельности, и подобные разговоры прекратились. Почему же они возобновились теперь, когда Азербайджан находится практически на пике своей экономической мощи и международного влияния?

Вопросы в отношении стабильности режима в Азербайджане возникли в январе – феврале 2013 года, когда по стране прокатилась волна народных волнений разной интенсивности, носивших в основном социально-экономический характер. Оппозиция попыталась оседлать протест, однако это ей особенно не удалось. Власть же, несомненно, сделала определенные выводы из сложившегося положения. Была проведена некоторая корректировка деятельности правящей элиты. Президент всерьез пригрозил зарвавшимся чиновникам. И это была не обычная словесная борьба с коррупцией. Местные чиновники поняли, что в предвыборной ситуации не до шуток и любой из них вслед за главой исполнительной власти Исмаиллинского района Низами Алекперовым может легко стать показательной жертвой.

Поэтому резко изменился тон в общении власти с народом, чем народ с удовольствием воспользовался: после событий в Исмаиллы последовал целый ряд выступлений в разных районах, причем чаще всего социально-экономические требования власть старалась или, по крайней мере, обещала выполнять.

Совсем иной тактики придерживается власть в отношении радикальной оппозиции, как либерально-демократического толка, так и исламистов. За последние месяцы в Азербайджане было арестовано несколько десятков активистов оппозиции, постоянно создаются препятствия для работы ячеек оппозиционных партий в районах. Не менее настойчиво и жестко подавляется и исламская оппозиция.

Важнейшим фактором информационной предвыборной кампании является декларируемая Азербайджаном борьба с агентами иностранного влияния. Традиционно наиболее опасными объявлялись «агенты» Ирана и России. В этом году в антигосударственной деятельности не менее активно обвиняются западные агенты, которых подозревают в подготовке очередной «цветной» революции. Это, прежде всего, разного рода неправительственные организации, фонды, молодежные движения, сети, организованные при помощи фейсбука, и т.д. Именно на них в последние месяцы обрушились достаточно серьезные репрессии власти.

Отношения Азербайджана с Ираном остаются стабильно плохими, и ситуация с «иранскими агентами» в предвыборный период особенно не изменилась. Да и не похоже, чтобы иранцы ставили в своей политике в Азербайджане на предвыборную ситуацию. Их работа носит долгосрочный и фундаментальный характер.

Значительно более существенной является негативная динамика в российско-азербайджанских взаимоотношениях, выразившаяся, в частности, в закрытии Габалинской РЛС. Появление Союза азербайджанских организаций России заставило местных комментаторов говорить о решительном намерении Москвы вмешаться в дела соседа. Кроме того, последовала очевидная активизация деятельности лезгинских организаций, участились контакты России с Арменией на высоком уровне, что в Баку воспринимается однозначно как антиазербайджанская политика. В связи с этим нервное напряжение в отношениях с северным соседом в Азербайджане значительно возросло.

При этом громкие заявления одного из новых лидеров оппозиции Рустама Ибрагимбекова о скором появлении нового лидера, который должен сместить старую власть в Азербайджане, остались заявлениями. За четыре месяца до выборов подобной фигуре стоило бы заявить о себе, чего до сих пор не произошло. И вообще, не заметно, чтобы САОР вел какую-либо серьезную деятельность даже в России. Таким образом, опасность «союза миллиардеров» для азербайджанской власти является надуманной, не выходящей за пределы PR.

Посмотрим на данный вопрос с другой стороны. Если бы Россия желала устранения от власти Ильхама Алиева, какие силы во главе Азербайджана были бы для нее предпочтительней? Очевидно, что серьезных и активных пророссийских политических сил в Азербайджане практически не существует. Россия никогда не занималась систематическим выращиванием и поддержкой «российской партии» в республике, не пыталась как-либо организовать и направить массу имеющихся в наличии природных сторонников тесного союза с Россией. «Мягкая сила», о которой безостановочно говорят в последнее время, определенно не конек России, у нас этот инструмент использовать не умеют и учиться этому, кажется, не собираются.

Ставить на либерально-демократическую, националистическую или исламскую оппозицию для России явно неприемлемо. Прежде всего, эта оппозиция не в состоянии выдвинуть сколь бы то ни было авторитетного лидера, который мог бы всерьез поспорить с Ильхамом Алиевым на выборах, даже без учета «административного фактора», который конечно же не стоит сбрасывать со счетов. В новостях мелькают все те же имена, профессиональные оппозиционеры с 20-летним стажем, доверия к которым у народа нет с тех пор, как они были отстранены от власти еще Гейдаром Алиевым. Да и их отношение к России никогда не было дружественным.

Кто будет следующим президентом, решит народ Азербайджана. А народ Азербайджана чаще всего склонен голосовать за власть.

Евгений Бахревский

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты