Армянский контекст событий, происходящих в Турции
Предлогом для нынешней дестабилизации внутриполитической ситуации в Турции стало намерение правительства восстановить казармы и вырубить городской парк Гези на площади Таксим (район Бейоглу) в Стамбуле.
В связи с известными событиями в Турции в армянском общественно-политическом и экспертном дискурсе живо обсуждался армянский исторический контекст, увязанный не только с причинами, но и поводом происходящих событий.
Так, интересно, что площадь Таксим в Стамбуле некоторые издания сравнивают по своей общественно- политической значимости для Турции с площадью Свободы в Ереване.
Речь также идет о том, что во время строительных работ на территории парка Гези были извлечены надгробные плиты, которые принадлежали армянскому кладбищу Сурб Акоп (Святого Якова). Плиты использовались во время строительства ступеней парка Гези.
Для того чтобы понять как получилось, что надгробные плиты с армянского кладбища оказались использованы для строительства ступеней парка, надо окунуться в историю Османской империи XVI века. Речь идет об эпохе правления султана Сулеймана I Великолепного (Кануни) c 1520 по 1566 г.
Главный военно-политический и геополитический оппонент тогдашней Османской Турции Сулеймана Великолепного в Континентальной Европе – Австрия Фердинанда Первого – предпринимал попытки физической ликвидации султана. С этой целью была предпринята попытка его отравления. Однако повар султана Манук Карасеферян сообщил о готовящемся покушении.
Сулейман Великолепный в знак благодарности предложил ему самому выбрать подарок за свою верность правителю. Карасеферян попросил выделить участок для армянского кладбища в Константинополе (Стамбуле). Сулейман Великолепный подарил армянской общине обширную территорию для кладбища, на которой сейчас находится парк Гези.
Впоследствии эта территория стала объектом повышенного внимания со стороны различных групп интересов, которые пытались установить контроль над ней. И не всегда турецкие власти блокировали эти попытки.
Так, в начале XIX века от этой территории был отчужден участок, где в 1806 году были построены артиллерийские казармы Халил-паши.
Наиболее известная из этих попыток отъема в XIX веке пришлась на 1872 год, когда военное ведомство хотело заполучить эту территорию под строительство военного склада. Однако султан Абдул-Азиз не допустил этого.
В первой четверти XX века внутренний двор был трансформирован в стадион, но часть казарм была сохранена.
Вторая крупная и успешная попытка отъема этой территории в 1926 году, при Ататюрке, закончилась куда более печально для армянской общины Стамбула, которая была единственной уцелевшей в стране после геноцида 1915-1922 гг.
Как сообщил во время открытого эфира на телеканале «Кентрон» экс-комбатант и бывший политзаключенный Саргис Ацпанян, который вырос в Стамбуле, администрация округа Бейоглу обратилась в кадастр недвижимости Анкары (тогда уже столицы) с целью взять кладбище под свое управление.
Адвокаты армянской Патриархии Константинополя (историческое название) оспорили данное решение, хотя представляющие интересы мэрии адвокаты даже утверждали, что в Турции нет армянской общины и армянской Патриархии (!). Такое заявление не выглядело случайным после геноцида армян в Турции в годы Первой мировой войны. Интересно, что после этого заявления адвокатов на основании представленных доказательств суд признал факт наличия в Турции армян (см. также сообщение интернет- сайта http://www.panarmenian.net/rus/details/160981 со ссылкой на исследователя Геворка Памбукчяна).
Однако согласно тому же источнику, в подготовленном турецкими экспертами и историками документе утверждалось, что кладбище принадлежало фонду султана Баязида. В 1933 году суд Стамбула на основе закона о кладбищах передал армянское кладбище мэрии. Вскоре Патриархат представил в апелляционный суд исковое заявление с целью обжаловать решение суда нижестоящей инстанции. В том же году в суде ночью случился пожар, в результате которого сгорели практически все документы, касающиеся кладбища.
Как утверждает www.panarmenian.net, копии всех документов хранились в кадастре недвижимости, однако данный факт уже не повлиял на дальнейшее развитие событий. Не дожидаясь решения суда, мэрия Константинополя (Стамбула) разделила кладбище на отдельные земельные участки и предоставляет свидетельства о собственности. Таким образом, под контроль мэрии перешла территория, более чем в 100 раз превышающая то, что осталось у армянской общины (всего лишь застроенный участок в 6 тыс. кв. метров).
Интересно, что в 1919 году в парке был установлен первый памятник жертвам геноцида армян 1915 года. После провозглашения в Турции республики, т.е. при Ататюрке, памятник исчез.
В 1936 году президент Турции Кемаль Ататюрк пригласил французского архитектора Анри Проста для составления нового генерального плана Стамбула.
В результате реализации нового плана здания казарм и стадион были разрушены и на их месте был заложен парк, который был назван в честь второго президента Турции Исмета Иненю. Впоследствии территория парка несколько раз трансформировалась и уменьшалась и ныне более известна как парк Гези. В частности, на этой территории были построены отели, среди которых и пятизвездочный «Divan Istanbul».
Интересно, что основой компромиссного плана, принятого стамбульскими властями после диалога с участниками последних акций протеста, может стать проект восстановления ранее разрушенных казарм Халил-паши. Их название обычно не упоминается в сообщениях информагентств, но речь идет именно о них, когда говорится о «казармах времен Османской империи».
Всем вышеизложенным и объясняется то обстоятельство, что в противостоянии за сохранение парка Гези в Стамбуле принимает также участие движение стамбульских армян «Нор Зартонк» («Новое пробуждение»). Как сообщают армянские источники, участники движения во время акций за сохранение парка Гези держали в руках плакаты с надписью «Армянское кладбище Сурб Акоп, 1551 – 1939. Вы взяли наше кладбище, но не сможете взять наш парк», «Равенство, братство, мир, свобода – Нор Зартонк».
Эти акции свидетельствуют о росте национального самосознания среди стамбульских армян и, в отличие от предыдущих лет, их готовности принимать участие в различных гражданских акциях протеста в Турции.
По мнению армянских экспертов в Ереване, происходящее в Стамбуле и других городах Турции имеет не только политический, но и историко-идеологический аспект. Так как постоянно всплывающие исторические факты указывают на то, что частью истории Турции является история и ее национальных и религиозных меньшинств. Турция, как страна, должна наконец разобраться со своим реальным, а не придуманным историческим прошлым. В противном случае она будет постоянно сталкиваться с проблемами политического и идеологического порядка.
Давид Петросян, политический обозреватель информационного холдинга «Ноян Тапан»
Оставьте свои комментарии