№ 12 (218) Июль (1-15) 2013 года.

В Армении появился Carrefour: кому выгодно?

Просмотров: 10291

Сеть гипермаркетов Carrefour намерена обосноваться на армянском рынке. Очевидно, что приход игрока подобного масштаба и его инвестиции экономике Армении не помешали бы. 5 июня в парламенте министр экономики Армении Ваграм Аванесян заявил, что представители Carrefour уже находятся в Армении, посетили Минэкономики, где уточнили ряд вопросов.

По оценкам министра, учитывая, что приход транснациональных корпораций на армянский рынок может привести к существенным положительным сдвигам в экономике, работа с такими корпорациями для его ведомства будет приоритетной.

Премьер Тигран Саркисян заверил, что правительство сделает все возможное для того, «чтобы Carrefour пришла на армянский рынок, так как Армения крайне заинтересована в этом». Правительство еще в 2011 году подписало с региональным представителем Carrefour – компанией

MAF Carrefour меморандум о намерениях, но вокруг него существуют некоторые разногласия, оговорился премьер.

Приведем небольшую справку о компании, собравшейся конкурировать с армянскими олигархами: Carrefour SA – второй по величине в мире после американской Wal-Mart ритейлер. Компания была основана в 1957 году. В 1963 году Carrefour открыла под Парижем первый в мире гипермаркет. Сегодня ей принадлежит боле 15 тысяч магазинов в Европе, Бразилии, Аргентине, Северной Африке и Азии. Чистая прибыль Carrefour в 2012 г. выросла в 3,3 раза по сравнению с 2011 годом и достигла 1,23 млрд евро. Общая численность персонала компании превышает 400 тысяч человек. Сеть имеет четыре формата: гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, магазины шаговой доступности. Гипермаркеты Carrefour имеют в своем ассортименте до 80 тысяч наименований продукции.

Но, несмотря на многочисленные заверения армянских властей, приветствовавших приход крупнейшего ритейлера, проблемы с его выходом на армянский рынок до сих пор не решены. Причин тому немало, но главная заключается в нежелании армянской правящей элиты делиться наиболее лакомым куском экономики – ритейлом – с «чужаками».

Именно из-за упомянутых премьером Саркисяном разногласий Самвел Карапетян, владелец крупнейшего в Армении торгового центра Dalma Garden Mall, входящего в группу компаний «Ташир», приостановил действие договора с Carrefour, по которому еще весной 2013-го на территории его молла должен был открыться гипермаркет этой марки.

В публикациях армянских СМИ отказ миллиардера Карапетяна от договоренностей с Carrefour объяснили давлением, будто бы оказанным на него импортером №1 товаров первой необходимости в Армению, депутатом-республиканцем Самвелом Алексаняном, более известным как Лфик Само.

Учитывая, что Carrefour сам импортирует товары во все свои гипермаркеты по всему миру, а также то, что стандарты качества, принятые в сети, отличаются от армянских, появление мощного, глобального уровня ритейлера в Армении неминуемо ударило бы по бизнесу не только Алексаняна, но и других привилегированных импортеров.

Из-за сращивания бизнеса и власти в Армении товары первой необходимости импортируются узким кругом поставщиков на льготных условиях и продаются по завышенным монопольным ценам. К примеру, Алексаняну принадлежит компания Alex-Grig, импортирующая 99,9% сахара в Армению.

Разумеется, в правовом государстве споры в сфере конкуренции регулирует не премьер-министр и уж точно не олигарх-импортер. В Армении эта роль отведена Государственной комиссии по защите экономической конкуренции. Председатель ГКЗЭК Артак Шабоян пригласил через СМИ представителей Carrefour обсудить возникшие у нее трудности с выходом на армянский рынок, заявив, что ему лично об этих проблемах ничего не известно.

Более осведомленным о проблеме, как это ни странно, оказался посол США в Армении Джон Хефферн, а также представители различных американских организаций, действующих в Армении. Они выступили с заявлениями о том, что приход Carrefour в республику поспособствует развитию конкуренции в стране. Еще дальше пошел Совет торговой палаты США в Армении, призвав ГКЗЭК Армении «изучить проблемы, возникшие у Carrefour, открыто представив результаты общественности». Посол Франции в Армении Анри Рено, выразив уверенность в скором приходе Carrefour на армянский рынок, заявил, что «эта тема не для обсуждений, это тема для работы».

Уверенность, похоже, чувствуют и в самой компании, которая объявила набор сотрудников и активно изучает армянский рынок. Согласно неофициальной информации, первый гипермаркет Carrefour площадью в 6 тысяч квадратных метров откроется на проспекте Аршакуняц в Ереване, еще два появятся в регионах.

В Ереване Carrefour будет работать на принципах франчайзинга, принадлежащего крупной компании-девелоперу из ОАЭ Majid Al Futtaim Holding, являющейся региональным держателем франшизы Carrefour. Предполагается, что инвестиции в один лишь первый гипермаркет в Ереване составят 6-8 млн долларов.

Согласно официально провозглашенной позиции правительства Армении, политика привлечения внешних прямых инвестиций в республику является для властей приоритетом. Только на ведение переговоров с транснациональными компаниями для приглашения их в Армению правительство в 2013 году выделило более миллиона долларов. Поэтому окруженные густой пеленой тайны споры и препирательства между правительством и Carrefour, готовой инвестировать в Армению миллионы, и вызывают такое недоумение.

Проблема для властей явно состоит не только в охране интересов Алексаняна-Лфика. Проблема с Carrefour гораздо более системна. В случае прихода привыкшей играть по своим правилам сети в Армению действующей в стране кланово-олигархической модели экономики придет конец. Если импорт будет поделен уже не между несколькими олигархами, а между ними и Carrefour, то возникнет реальная конкуренция, а монопольные, читай: грабительские, цены на товары на армянских прилавках придется снижать.

В результате по принципу домино власть лишится одного из своих главных источников финансирования, поскольку залогом устойчивости нынешней правящей верхушки на выборах является концентрация финансов Армении в ее руках. Появление реальной экономической конкуренции неминуемо на будущих выборах приведет к появлению конкуренции политической, которой в Армении сегодня также нет. Над этим власть кропотливо поработала, приложив немало усилий для установления политической монополии Республиканской партии в Армении. Учитывая, что основные монополисты-импортеры являются республиканцами, связь между демонополизацией экономики и политики налицо. Просто работу по демонополизации рынка Армении выполнят французы из Carrefour.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты