№ 12 (218) Июль (1-15) 2013 года.

На кого работают армянские НПО?

Просмотров: 9774
Деятельность неправительственных организаций в Республике Армения, как и в других постсоветских странах, получила в последние годы значительный размах. Изменения правового режима деятельности так называемых неправительственных организаций в России неизбежно актуализировали эту проблему, в том числе и в странах постсоветского пространства.

Нежелание официально регистрироваться в качестве иностранных агентов побуждает многие некоммерческие (также их называют неправительственными) организации в России искать обходные лазейки в принятом недавно профильном законе. В частности, выдвигается идея создания аффилированных коммерческих структур, имеющих право на получение денег из-за рубежа. Несомненно, ближайшее будущее еще больше актуализирует вопрос о зарубежном стимулировании гражданской активности в России. Мы же поговорим об этой непростой теме применительно к современным армянским реалиям.

На сегодня Министерством юстиции республики зарегистрировано несколько тысяч НПО, значительная часть которых, впрочем, реально не функционирует. Диппредставительства и посольства США и ряда западных стран (Великобритании, Франции, Германии, Польши, Швейцарии) финансируют небольшие проекты (в среднем по 5-10 тыс. долларов), целями которых в основном декларируются охрана прав человека, развитие СМИ, организация конференций и круглых столов, студенческий и научный обмен, ознакомление с опытом работы специалистов в своих странах.

Самостоятельную категорию субъектов, выделяющих финансовую и организационно-техническую помощь армянским контрагентам, образуют профильные международные или иностранные организации, действующие в регионе иногда в тесном контакте с дипломатическими представительствами своих стран либо международных организаций. К ним относятся, в частности, USAID и фонд «Евразия-сотрудничество» (Eurasia Partnership Foundation), Швейцарское агентство развития и сотрудничества (SDC), базирующиеся в Лондоне Британский совет и Департамент международного развития (DFID), германская GTZ и другие.

Далее, только в течение 2010-2011 годов представители Национального фонда США «в поддержку демократии» по шаблонной схеме готовили и обучали активистов гражданского общества Армении, а также оказывали финансовую поддержку местным неправительственным структурам. Соответствующие гранты обычно являются достаточно крупными по объему, выделяются на более долговременной основе и более стабильны.

Деятельность некоторых организаций имеет более локальный характер, концентрируясь в отдельных, порой достаточно узких сферах социально-политической деятельности. Среди них можно выделить такие структуры, как International IDEA, Международную организацию по миграции (IOM), World Vision Armenia, NDI, IREX, Environmental Public Advocacy Center (EPAC), Институт «Открытое общество» (OSI) и др. Большинство из них действуют в Армении с начала или середины 1990-х гг., хотя некоторые организации, как, например, World Vision Armenia, начали осуществлять первые гуманитарные программы в стране с 1988 г. (после спитакского землетрясения).

Большинство активно действующих в стране неправительственных организаций имеют довольно прочную базу поддержки – и это отнюдь не только либеральное законодательство. Отличительной особенностью Армении является также достаточно тесное взаимодействие ряда НПО с властями, выделяющими некоторым структурам соответствующие гранты. Согласно недавнему заявлению, отправленному на радио «Свобода» пресс-секретарем президента Армении Арманом Сагателяном, распределение правительственных грантов контролируется «группой мониторинга», куда включены чиновники президентской администрации, а также представители «партнерских организаций».

Согласно официальным сведениям Министерства финансов, в 2010 – 2012 годах 31 организация (среди них – структуры, следов деятельности которых обнаружить не удалось) получила правительственных грантов на общую сумму 1,2 миллиона долларов, утверждает казахская служба этой радиостанции.

Довольно активно вовлечены армянские НПО также и во внешнеполитическую деятельность. Прежде всего, речь идет об армяно-турецком «примирительном» процессе («Support Armenia – Turkey Rapprochement»), всецело поддерживаемом со стороны США, что находит подтверждение, в частности, фактом финансирования соответствующих программ со стороны USAID. С армянской стороны в этот проект вовлечены The Eurasia Partnership Foundation (Евразийский фонд сотрудничества), Yerevan Press Club (Ереванский пресс-клуб), International Center for Human Development (Международный центр по развитию человечества), Union of Manufacturers and Businessmen of Armenia (Союз промышленников и предпринимателей Армении). В 2013 году USAID открыл грантовую линию для армянских организаций, частных лиц и компаний на миллион долларов в рамках программы «Экономические перспективы нормализации армяно-турецких отношений». А согласно данным Фонда исследований экономической политики Турции, основанного предпринимателями, учеными и государственными деятелями этой страны, более 75% финансирования проекта «SATR» происходит за счет американских и европейских источников.

Таким образом, армяно-турецкое сближение в определенной степени активно поощряется извне, и неправительственные организации выступают здесь проводниками вполне конкретных геополитических интересов, оставляя без внимания массовое (а не искусственно формируемое) общественное мнение, ориентацию которого на Турцию весьма сложно представить. В самом деле, путь Армении «в Европу» проходит не через Грузию, а прежде всего через Турцию, однако об этом предпочитают дипломатично умалчивать, акцентируя внимание на преимуществах, которые якобы дает сближение с Брюсселем. Этому также посвящена деятельность ряда организаций, в частности «Европейских друзей Армении», ставящих целью установление связей группами в Европе и Армении, влияющими на принятие решений, проведение с ними соответствующей информационной работы (в частности, социологические опросы).

Возглавляющий «друзей» М. Камбек не раз высказывался в пользу ратификации армяно-турецких протоколов, да и кадровый состав организаций, меняющих свои названия, но преследующих соответствующие сходные цели, имеет более-менее постоянный характер. Отметим, что наряду с внешним влиянием, имеющим системный характер, данная деятельность отражает определенную линию армянской общественно-политической мысли, воспроизводившуюся как в Армении, так и в армянском зарубежье Европы и США на разных исторических этапах. Метафора возможного будущего «примирения», активно выражаемая также и в художественном творчестве (например, средствами «важнейшего из искусств» – кинематографа), в свое время была неплохо охарактеризована на сайте miacum.am: «Армения уходит в прозападное турецкое экономико-политическое пространство, получая взамен надежду на экономическое развитие (снятие блокады) и эмоциональные компенсации». Ну и, добавим, вознаграждение за труды модераторам «процесса»… Не будем говорить о перспективах армянского народа, оказавшегося в «турецком экономико-политическом пространстве»: судьба уборщицы из Армении в стамбульском районе Кумкапы, красочно описанная в фоторепортаже eurasianet.org, – еще не худший вариант. Что касается желаемых экономических преференций, призванных, как утверждают глашатаи «процесса», вдохнуть жизнь в армянскую экономику, – заметим, что даже для Грузии ни Европейский союз, ни та же Турция так и не открыли в течение последних 10 лет собственные рынки сельскохозяйственной продукции…

Что же касается российского направления, то здесь информационная активность части армянских НПО носит, мягко говоря, весьма специфический характер. Любое событие, пусть даже позитивное, в российско-армянских отношениях некоторые «гражданские активисты» и «независимые» СМИ стремятся представить в максимально негативном контексте, сопровождая его по возможности ёрническими и издевательскими комментариями. За каждым визитом того или иного российского политолога, высказывающего прежде всего собственную точку зрения, за любым «проблемно ориентированным» высказыванием, за каждой статьей на российском сайте о проблемах армянского общества по умолчанию выискиваются «происки Кремля». При этом аналогичная и даже гораздо более жесткая деятельность сайтов или иных структур, финансируемых теми же американцами, либо остается «за кадром», либо становится объектом умиления и поклонения.

А уж когда речь идет, скажем, о повышении цены на поставляемый в Армению российский газ – то тут начинается форменная истерика, призванная в очередной раз возложить ответственность за происходящее на «коварных русских империалистов». При этом предпочитают не обращать внимания на некоторые «мелкие детали», принципиально меняющие контекст происходящего. В случае с подорожанием российского газа «деликатно» замалчивается тот факт, что увеличение цены вовсе не было неожиданностью для армянских властей. Кроме того, трансформации российского «голубого топлива» в местных газораспределительных сетях представляют собой самостоятельный и весьма увлекательный (правда, не для рядовых потребителей) сюжет. Однако все это патентованных «борцов с Кремлем» не интересует, как не интересовали не отвечающие их целям и задачам грани вопросов о деятельности в республике российских пунктов приема заявлений от соотечественников либо об открытии иноязычных школ.

Конечно, антироссийские настроения, раздуваемые с подачи разного рода манипуляторов, не отражают подлинных настроений в армянском обществе. Согласно данным различных социологических опросов, за установление более тесных отношений с Россией выступает от 60 до 80 процентов армянских граждан. Более половины потенциальных мигрантов также ориентированы на Россию, в то время как на «благословенные» США – не более 7 процентов. Пострадавшие от недавнего градобития села Армавирского марза покидают, как пишет одно из армянских изданий, даже «такие люди, которые прежде и не знали, где Россия находится»…

Однако в реальности картина более сложная, и отнюдь не факт, что молчаливое и разобщенное большинство будет оказывать на внешнеполитический курс своей страны более заметное влияние, нежели активное, сплоченное и обладающее соответствующей инфраструктурой меньшинство. Вот недавний, но весьма характерный, на мой взгляд, пример. «…Самое главное, он (госсекретарь США Джон Керри. – Прим. авт.) произнес фразу о том, что США намерены обеспечивать безопасность дружественной Армении, – «бьет в бубен» комментатор lragir.am и продолжает: – Через некоторое время беспорядки и боевые действия могут распространиться, прежде всего, на Турцию. И в этом случае Армении нужна будет помощь не только в обороне, но и «нападении» (sic! – Прим. авт.)… В Армении начинается сложный геополитический период, который потребует, может быть, не только дипломатических усилий и инициатив, но и четкой ориентации». При этом статья называется «Российские Искандеры и улыбка Керри» – и почему-то вовсе не вызывает сомнения, что для автора (которая, заметим, наверняка знает армянскую историю последних полутора веков и роль в ней англосаксонской дипломатии) является более предпочтительным…

Конечно, подобная ситуация не является отличительной особенностью Армении или армянского общества. Сложно не согласиться с российским политологом, членом Общественной палаты, длительное время работавшей в США Вероникой Крашенинниковой в том, что массированное финансирование, а также активное обучение различным политтехнологиям лишь небольшой части НПО обеспечивает им огромное конкурентное преимущество перед всеми остальными. Как результат – формирование «гражданского общества», почти полностью оккупированного западными бенефициарами, ничего общего с реальным общественным мнением не имеющего. С одной стороны – искусственно раздутые маргинальные группы, заполняющие своими истеричными криками подавляющую часть информационного пространства, и безголосое большинство народа – с другой.

Не приходится сомневаться и в том, что искаженный информационный контекст пытаются активно использовать в том числе и внешние недоброжелатели Армении в целях ее «геополитического воспитания». Так, 6 мая перед посольством России в Ереване состоялась акция протеста группы «активистов», пришедших с плакатами, на которых, в частности, было написано: «Россия, уходи из Армении!», «Газпром, вон из Армении!», «Россия, убирайся из нашей страны!» Были и «развернутые» тезисы, такие, например, как: «Результаты российской политики повышения цен на газ – миграция, социальные, экологические проблемы. Нищета!» Вот так, не более и не менее…

Вовсе не удивительно, что на это оперативно откликнулся президент государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев, заявивший, что «Азербайджан – гуманная страна» и что «если Армения обратится к нам с просьбой о помощи в газовом вопросе, несомненно, мы поможем». Разумеется, платой за подобную «помощь» станет «справедливое» решение карабахского вопроса на условиях официального Баку: согласно официальному сайту ГНКАР,  вопрос о поставках газа в Армению может быть рассмотрен в случае изменения позиции Армении в отношении «оккупированных территорий Азербайджана». Следующим же и вполне закономерным шагом на этом пути станет приоткрытая «форточка» на армяно-турецкой границе и постановка вопроса о целесообразности пребывания в Гюмри 102-й российской военной базы…

К российской политике на Южном Кавказе, и в частности по отношению к Армении, можно предъявить много претензий, главная из которых – отсутствие духовно-цивилизационного или, если угодно, идеологического компонента сотрудничества. Отсюда и явно недостаточный потенциал опоры на общественное мнение, и приоритет сиюминутных интересов крупных корпораций в ущерб долгосрочному взаимовыгодному взаимодействию. Все это есть и, кстати, справедливо отнюдь не только применительно к России. Однако в современной ситуации достигнутый уровень двустороннего взаимодействия – уже немало, особенно если вспомнить, что речь идет о национальной безопасности республики, находящейся в сложном геополитическом окружении и имеющей неурегулированный нагорно-карабахский конфликт.

Без развитого гражданского общества, адекватно воспринимающего место своей страны в мире и ее подлинные и долгосрочные интересы, невозможно представить себе ни одно современное государство. Сложно не приветствовать конструктивную деятельность тех неправительственных организаций, которые занимаются конкретными делами, способствуя тем самым хотя бы частичному решению стоящих перед Арменией острых социально-экономических проблем. Вместе с тем, можно предположить, что по мере развития военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения неизбежно будут активизироваться и иные силы, в том числе и откровенно деструктивные.

Стремление получить объективную картину происходящего можно только приветствовать, однако вряд ли стоит спокойно относиться к откровенной «промывке мозгов», основанной на лжи и манипуляциях сознанием. Это, конечно, по меркам Армении, может неплохо оплачиваться, однако у каждой подобной «благости» имеется и оборотная сторона. Помимо колоссального ущерба национальным и государственным интересам, это неизбежно возникающая «моральная шизофрения», двоемыслие, когда в реальности человек думает одно, но на публику вынужден транслировать совершенно другое, что неизбежно влияет и на общественное сознание, причем не в лучшую сторону…

Думается, осознание всех этих непреложных фактов, с трудом пробивающее себе дорогу в России, рано или поздно придет и к ее союзникам и друзьям.

Андрей Арешев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Неправительственные организации в Армении в основном,работают в интересах Запада.Многие граждане Армении вынуждены выполнять задания западных спецслужб.Они даже не подозревают,что их деятельность,в конечном счете,ослабляет Армению.
  2. Как сообщают армянские СМИ, Служба национальной безопасности Армении в последнее время разоблачила источники информации, работавшие в интересах Азербайджана и, возможно, Турции. Вместе с тем, в Армении осуществляется широкая и последовательная пропагандистская деятельность в интересах России, и направлена она на непосредственный подрыв национальных интересов Армении. Эти люди называют себя политологами и экспертами, их задачей является одобрение и оправдание любой деятельности России по принципу «Россия всегда права», даже поставляя вооружения Азербайджану, которое призвано нанести огромный ущерб Армении, привести к гибели десятков тысяч людей и, прежде всего в Нагорном Карабахе. Часть этих людей является гражданами Армении, но часть - граждане России с армянскими фамилиями. Это достаточно странное обстоятельство, так как такого рода деятельность была бы невозможна в Грузии или в Азербайджане. Это следовало бы объяснить, так как связано с проблемами национальной безопасности. Дело в том, что можно вполне уверено утверждать, что часть этих российских шавок является сотрудниками (офицерами) Службы национальной безопасности Армении. Возможно, руководство СНБ Армении недостаточно информировано о деятельности своих сотрудников, которые, помимо данной пророссийской деятельности, занимаются, например, и столь неприглядной деятельностью, как сбор информации и вербовка молодых кадров в среде политических и общественных организаций, имеющих навыки составления информационных и аналитических текстов. В чем же заинтересованность руководства СНБ Армении в целенаправленной деятельности в поддержке интересов и позиций России? Кроме того, происходит прикрытие российской креатуры в Армении. Пока может быть только одна версия – СНБ Армении работает, в определенной мере, автономно от политического руководства страны. Возможно, представят интерес следующие рассуждения. В Армении до сих пор так и не сформировалось аналитическое сообщество, происходят довольно странные вещи в среде аналитиков, наблюдается блокирование и замораживание попыток создать аналитические учреждения. Скорее всего, имеет место сочетание различных интересов, но сейчас можно утверждать уверенно, что в этой ситуации заинтересована Служба национальной безопасности Армении. Это можно объяснить не одной причиной, но основной мотивацией данной политики СНБ являются опасения возникновения в Армении общественных структур, способных не только разрабатывать инициативы по проблемам безопасности, но и вопросы альтернативной политики, которая противоречит интересам России и ее позиций в СНБ Армении. Нужно сказать, результат достигнут – в Армении отсутствует практика разработок внешней политики и безопасности. Главными угрозами в сфере информации для национальной безопасности Армении являются вовсе не пойманные источники мелкого масштаба, а проводимая регулярная политика в сфере информации и пропаганды. Кто должен заниматься данными проблемами? Игорь Мурадян
  3. Интересный комментарий, Тигран! Парон Мурадян один из немногих кто не прогнулся под Кремль. Всегда с интеросом читаю его смелые аналитические выкладки.
  4. Игорь Мурадян кормится с рук западных спецслужб.У него четкая задача,дискредитировать все российское и армянское тоже..И в чем его заслуга?
  5. На заре карабахского движения Игорь Мурадян активно работал за независимость Карабаха.Сейчас он работает на дядю Сэма,против Армении и против России.
  6. Против России в Армении усиленно работает сами русские настраивая против себя всех, но особенно молодежь... Разве Запад активно снабжает наших врагов самым современным наступательным вооружением...? Или может это Запад взвинчивает цены на газ для полуголодной республики находящейся в блокаде? Кстати, в результате роста цен, количество бедных в Армении, УДВОИТСЯ! А за кредит со стороны России, Армения вынуждена будет передать 20 процентов акций АрмГазпрома в результате чего Ереван вообще потеряет контроль над ценообразованием, а это уже жесткая колониальная зависимость от Кремля!Принимая во внимание вышесказанное, раболепие некоторых форумчан, вызывает искреннее недоумение и возмущение...
  7. constantine это геном рабства.. они даже не могут представить что можно быть суверенным...то есть сразу про дяду Сэма начинают бормотать, хотя дядя Ваня ничем не лучше, а в принципе даже хуже.. потому что дядя Сэм за базы свои платит, а у этих совести не оказалось самим предложить зону бедствия восстановить. Живущим с мантрой чтобымыделалибезроссии казакам ефратским рекомендую её перед сном наоборот читать три раза.. помогает от стокгольмского синдрома. Впоследствии можно будет перейти к изучению угона населения Карабаха на Сев.Кавказ, Грибоедову и евнухам с программой "навеки вместе", Юсуф-хану, Босфорской экспедиции 1833 года и вбросу двух милл. мухаджиров в Зап. Армению с Кавказа и Балкан.
  8. Полностью с вами согласен,Тигран! Надеюсь что вы на нашем форуме всерьез и надолго! Местным лакеям с геном рабства, порa указать на их место. Их раболепие уже выходит за все рамки приличия!
  9. Вы выдаете желаемое за действительное.Армения,на самом деле никому не нужна,ни России,ни тем более,Западу.Она нужна кучке патриотов,к которым вы не относитесь,которые хотят,но не могут изменить ничего,к сожалению.И конечно,лучше Россия,чем Великобритания,с Германией и Францией,которые подстрекали на Геноцид и всегда были в роли статистов.Россия,хотя бы поддерживала и воспрепятствовала уничтожению армянского народа.Это не раболепство,а истина,горькая.
  10. Комментировать нелепости анонима, нет никакой нужды...
  11. По себе о людях не судят.
  12. не буду грузить уважаемых форумчан информацией о троллях. Любой поисковик вынесет подробную информацию о них. Идеальное описание.
  13. Хорошо что вам знакома определение троллей вы под оное, просто-таки идеально подпадаете! Характерные признаки: Провокационное, вызывающее поведение, желание привлечь к себе внимание своей конфликтностью, разжигание ненужных споров с форумчаными которые не проявляли никакого желания вступать в диалог! Ну и самый важный отличительный признак тролля- это АНОНИМНОСТЬ!
  14. Полупатриотам и патриотам на четверть.Геноцид армян - СОВМЕСТНЫЙ русско-османский проэкт.. и статья 16 Сан Стефано есть доказательство СОУЧАСТИЯ в Геноциде.Задуман он турками, которые оформились в нацию БЛАГОДАРЯ вбросу мухаджиров русскими.К моменту основания Турецкой республики мухаджиры и их потомки составляли более 20 % населения.Османская империя целенаправленно расселяла мухаджиров в армянонаселенных территориях с целью изменить демографическую ситуацию. Испытав гонения от христиан эти беженцы активно способствовали антихристианским настроениям в империи.Коллективная турецкая травма от потери европейских территорий привела турок к убеждению о необходимости создания родины в Малой Азии, в основном населенной мусульманами. 5 июня 1916 г. Николай II утвердил положение о «Военном генерал-губернаторстве областей Турции, занятых по праву войны», а губернатором назначил генерал-лейтенанта Н.Н. Пешкова. Опустевшие из-за войны земли Восточной Анатолии, по предложению министра земледелия А.В. Кривошеина и командующего Кавказской армией генерала от инфантерии Н.Н. Юденича, планировалось заселить переселенцами из России11. В январе 1917 г. Николай II учредил Ефратское казачье войско для окончательного закрепления завоеванных земель. Казакам-переселенцами с Кубани и Терека предстояло заселить плодородные долины истоков Ефрата. Поступали предложения «оказачить» армян и курдов-езидов. Однако октябрьский переворот не позволил довести до конца дьявольский заговор уничтожения и окавказивания остатков армян.
  15. Не могу понять заинтересованность Мазманяна и Константина переписать историю во вред России.Разве,не Германия с Англией подстрекали турков на Геноцид?Сегодня,ничего не изменилось,кроме методов уничтожения народов.Не думаю,что вам за это кто-то платит,но невольно приходишь к мысли,что-то не так.Ну а Игорь Мурадян и не скрывает свое сотрудничество с Западом.
  16. Я не переписываю историю а лишь указываю на ФАКТЫ которые белыепушстыезаботливыерусские под сапогом которых вы привыкли жить тщательнейшим образом скрывают. Жертвы сожительства Грибоедова с проворовавшимся евнухом Мирза-Якубом ведь не знают даже разницы между персами и каджарами и о роли армян в персидской армии ничего не слышали, как и о угоне населения Карабаха на Сев. Кавказ в годы восстания Давид-Бека, которому было отказано в поддержке. Вся история русской экспансии в Армению сводилась к методичной зачистке территории для её последующего освоения переселенцами. Сможете вы это понять или нет это вопрос риторический, но правдой от этого оно быть не перестанет. Знатоки правильной истории в пользу России имеют что либо сказать по Ункяр-Искелесийскому договору ? А ведь несмотря на фразу «Если Турция падёт, я ничего не желаю от её развалин; мне ничего не надо». Императора Николая первого была приложена масса усилий удушить восстановление армяно-ассирийской государственности которая практически уже формировалась в Киликии.. о роли армян и христиан в мамелюкском Египте объяснять ничего не буду.. кому надо тот сам найдёт. И это всего лишь один из эпизодов заклятой дружбы.. "Я не хочу, чтобы Турецкая Армения сделалась второй Болгарией и русские армяне воспользовались против нас учреждениями, которые создаст армянская автономия под турецким протекторатом. Нам нужна Армения без армян." Князь А.Б.Лобанов-Ростовский (1824-1896)
  17. Вам есть что сказать Тиграну, Вазген...? Можете ли вы похвастаться такими глубокими знаниями нашей национальной истории...? Уверен что нет! К чему эти дешевые обвинения в подкупе...? Зачем опускаться на такой низкий уровень...? Похоже вам очень трудно понять( и принять), что не все армяне готовы раболепствовать и пресмыкаться... Я потомок свободолюбивого Хайака,а не раба! С немцами и англичанами, все давно уже понятно, они наши давние враги коих ждет незавидная участь исламизации и этноцида! Они так жаждали исчезновения армян, но сами канут в лету, этот день уже близок!
  18. Конечно Ваган, а не Вазген.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты