№ 12 (218) Июль (1-15) 2013 года.

За нас, за вас и за газ!

Просмотров: 2397

Среди сотрудников Газпрома любимым, можно сказать, профессиональным тостом во время корпоративных мероприятий является фраза «За нас, за вас и за газ!». О «нас», о «вас» и о газе в последний месяц очень много говорили в Армении, и разговор этот был связан с резким повышением для нее цены на российский газ. С июля нынешнего года Газпром повысил цены на газ для Армении на 67% – до $270 за 1 тыс. куб., что, в свою очередь, вынудит совместное российско-армянское предприятие «АрмРосГазпром» – монополиста на внутреннем газовом рынке Армении – поднять цены для потребителей.

Эксперты утверждают, что экономические последствия этого шага могут оказаться для армянской экономики весьма плачевными. Дело в том, что энергоносители являются ценообразующими продуктами, а это означает, что при изменении их стоимости в экономике начинается цепная реакция и абсолютно все цены поменяются примерно в таком же направлении и пропорции. То есть уровень цен и затрат в Армении должен будет значительно и резко вырасти.

 Подобные скачки могут обойтись дорого для любой, даже самой здоровой экономики, но тем более они опасны для экономики армянской. Не секрет, что в экономическом плане Армения чувствует себя не очень хорошо. Страна находится в транспортной блокаде, ее экономика с трудом пережила кризис 2008-2009 годов, социальная ситуация оставляет желать много лучшего, покупательная способность населения низка, около трети граждан живет за чертой бедности и т.д. В этих условиях резкое увеличение цен может привести к инфляции, к неконкурентоспособности целых отраслей промышленности, к еще большему застою в экономике и, как следствие, к ухудшению условий жизни, увеличению эмиграции граждан страны за рубеж и т.д.

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что не все так плохо и что 30% от повышения тарифа на газ субсидирует государство, для чего даже планируется взять у России грант на сумму 15 млн долларов. С одной стороны, это так, однако предоставление гранта будет иметь довольно короткий временной эффект, т.к. постоянно жить на гранты невозможно, а вся остальная компенсация пойдет за счет армянского бюджета, что, естественно, тоже осложнит его наполнение и, так или иначе, ухудшит положение армянской экономики.

Естественно, что столь важные новости вызвали бурную реакцию на политическом поле Армении. Из-за политических страстей были сорваны слушания комиссии по урегулированию общественных услуг, которая должна была определить сумму новых цен на газ для населения. Различные политические деятели начали обвинять Россию чуть ли не в предательстве своего стратегического союзника – Армении и в том, что посредством газовой удавки Москва хочет изменить решение Еревана о следовании путем евроинтеграции и удушить Армению в своих объятиях. Наиболее активные в политическом плане люди стали предлагать в ответ на повышение тарифов на газ выставить России счет за пребывание в Армении российской военной базы.  

Наверное, такая логика имеет право на существование, особенно на поверхностном уровне. В действительности же все представляется гораздо более сложным и многовариантным.

 Во-первых, нельзя однозначно связывать нынешнее повышение цен на газ исключительно с политическим моментом. Подобные повышения уже были в прошлом, и о грядущей коррекции цен Ереван был предупрежден около полутора лет назад. Думается, что если бы в Армении в это время не шли президентские выборы, то изменение цен произошло бы гораздо раньше, и в этом смысле Москва, конечно же, подыграла Сержу Саргсяну, отсрочив появление недовольства ценами на газ в обществе.

Во-вторых, повышение цен имеет очень четкое экономическое обоснование. Себестоимость добычи и транспортировки газа в России с каждым годом растет. Кроме этого, стремясь уйти от политической зависимости от транзитных стран, Москва реализует очень затратные проекты по строительству новых трубопроводов по морскому шельфу, да и сам Газпром не является очень уж эффективной компанией с идеально организованными расходами. Хотим мы этого или нет, но суть рыночной экономики такова, что расходы всегда компенсирует потребитель, и если он не будет этого делать, то услуги просто перестанут оказываться.

Это утверждение верно не только для Армении, но для всех стран, и в первую очередь для самой России. Вступая в ВТО, Москва обязалась перестать дотировать внешнего и внутреннего потребителя либо делать это в очень узком и заранее оговоренном временном коридоре.

Подъем цен на коммунальные услуги, производные от энергоносителей, в самой России происходит регулярно, но постепенно. Так, только в 2012 году отопление для россиян подорожало на 10,5%, горячее водоснабжение – на 13,4%, а газоснабжение – на 14,3%.

В этом же смысле в рамках договоренностей по ВТО руководители Газпрома неоднократно заявляли, что с 2015 года цены на российский газ, экспортируемый в Армению, должны сравняться с международными тарифами.

Так что видеть в повышении цены исключительно политический подтекст неправильно. Но он тоже там присутствует! Я не очень люблю говорить неполиткорректные вещи, но иногда ситуация такова, что это нужно делать.

Мне кажется, что в последние годы некоторые армянские политики и эксперты заигрались с термином «стратегическое партнерство». Это отчетливо видно хотя бы потому, какой смысл они вкладывают в этот термин для армянской стороны и какой – для российской. По их мнению, для России право назвать Армению своим стратегическим партнером несет в себе обязательства полной поддержки Армении при всех обстоятельствах, даже если это противоречит собственным интересам России. Признание Карабаха, причем еще раньше получения этого признания от самой Армении, и активная работа по достижению такого признания на международном уровне, запуск заводов, полученных в обмен на долг, даже если это экономически невыгодно, снабжение Армении углеводородами по ценам гораздо ниже мировых и т.д. В то же время, как им кажется, для самой Армении стратегическое партнерство не несет обязательств и по отношению к России Армения должна вести прагматичную политику, руководствуясь исключительно интересами самой Армении.

Такая позиция удобна и привлекательна, она находит живой отклик у людей, не разбирающихся в политике, и служит прекрасным средством завоевания быстрой популярности людьми, занимающимися популизмом. Но у нее есть маленький недостаток: к реальной жизни она не имеет отношения.

Стратегическое партнерство означает, что у двух стран в каких-то областях существуют совпадающие интересы. Причем совпадают они настолько сильно, что им лучше добиваться их достижения совместно. Но это не означает забвения иных интересов этих стран и саморастворения одной страны в другой, особенно большой страны в малой. В других сферах эти интересы совершенно объективно могут не совпадать, а могут и вообще противоречить друг другу. Примеров подобного немало: допустим, отношения США и Израиля, в рамках которых Вашингтон выступает против экспансии Тель-Авива на арабские территории.

Явной сферой совпадения интересов России и Армении является военная область и защита страны от возможного нападения Азербайджана. Важность этой сферы для Еревана сложно переоценить потому, что кто-то другой защищать Армению в условиях неурегулированного карабахского конфликта и противостояния с более мощным Азербайджаном отказывается. В сфере же экономики по совершенно объективным и понятным причинам Москва не выглядит настолько привлекательным партнером для Еревана. В результате в последнее время в армянском политическом поле сформировалась позиция, по которой Ереван говорит: «Раз мы стратегический партнер, то пусть Москва нас защищает, принимает без ограничений наших трудовых мигрантов, дает нам дешевый газ и кредиты, но вектор своего политического и экономического развития мы видим на Западе, туда мы и будем стремиться, а если вы не согласны с этим, значит, вы выкручиваете нам руки и противитесь демократическому выбору народа».

Я неоднократно и традиционно безуспешно пытался уверять некоторых армянских экспертов, что такая позиция не сработает. В нынешней политической ситуации на двух стульях усидеть невозможно. Даже на уровне политического концепта такая идея вызывает большие сомнения, а в реальной жизни любой серьезный шаг вперед в сторону интеграции или с Таможенным союзом, или с Западом закроет окно возможностей на другом направлении. Свидетелями этого мы стали и в случае с повышением цены на газ: как только Армения заявляет об экономическом сближении с Западом, то с точки зрения России решение вопросов своей экономической и энергетической безопасности она должна искать там же. Утверждать, что Армения будет теперь развивать свою экономику вместе с Западом, но при этом требовать, чтобы Россия предоставила для этого развития дешевый газ – значит противоречить элементарной логике.

Более того, ситуация сложилась таким образом, что возможности маневрирования в плане достижения энергетической безопасности у Армении практически отсутствуют: Запад предоставить энергоносители не сможет, иранский газ заведомо дороже российского и чрезмерное «увлечение» им может оттолкнуть от Армении европейцев и американцев, возможность же приобретать дешевый газ у Азербайджана вообще чревата попаданием армян к нему в зависимость. Хорошего выбора здесь просто нет!

Я хочу, чтобы меня правильно поняли: никто не ставит под сомнение право Армении выбирать пути своего развития. Проблема лишь в том, что в сложившейся ситуации выбрать из каждого варианта только лучшее невозможно. Любой выбор страны повлечет за собой не только позитивные последствия, но и обязанность иметь дело с его негативными сторонами. Да, для Армении эта ситуация совершенно не выглядит привлекательной, но, так или иначе, реальность такова и иметь дело придется именно с ней.

Чем раньше будет достигнуто понимание этого, тем больше будет шансов у Армении найти оптимальный выбор и минимизировать неизбежные риски. Будет жаль, если все еще сохраняющуюся возможность этого малосведущие политики уведут в популистские дискуссии и попросту заболтают.

Как бы ни хотелось отодвинуть этот момент, но для Армении настает время определиться, за кого не сотрудники российского Газпрома, а она сама будет поднимать известный в России тост: За нас? За вас? Или за газ?

Андрей Епифанцев, политолог

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Очередное рукотворное убожество Епифанцева... Нарушение баланса в результате активного вооружения азеров нашим "союзником", вопрос нашей национальной безопасности! Неуклюжие попытки оправдать Кремль, выглядят довольно глупо! Никто не просит Россию "растворяться" в Армении, это даже комментировать сложно настолько это звучит по-идиотски... Помимо сохранения хрупкого баланса, мы теперь должны тратить в разы больше для предотвращения азерских провокаций на границе,а то что их станет больше сомневаться не приходится... Что касается газа, то тут все более или менее понятно, Россия, в очередной раз использует цену на данное топливо, в качестве политической дубинки... Это никого не удивляет, метод уже хорошо отработан!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты