Симфония души Вардана Акопяна
Пожалуй, в жизни каждого человека бывает момент, когда какое-то событие круто меняет его судьбу, взгляд на жизнь, биографию, наконец. В жизни дирижера Вардана Акопяна таким событием стала «Героическая баллада» Арно Бабаджаняна. Случилось это в начале 80-х годов минувшего века. Далекий от классической музыки, Вардан был вовлечен в сказочный мир гармонии. «Родись я в наши дни, вряд ли со мной могло бы произойти нечто подобное: музыка такого накала давно уже не звучит в эфире», – обронил он, пригубив крепкого кофе.
Со слов дирижера, переступившего 40-летний рубеж, выходило, что «скорее всего у нынешних детей навсегда утрачена возможность «случайно» подпасть под влияние волшебных звуков». Говорил он это под шелест молодой листвы берез, рощицей огибающих наш подмосковный дом. Словно уловив ход наших мыслей, Вардан задушевно произнес: «Мечтаю, чтобы наши армянские ребятишки, унаследовавшие богатейшую музыкальную культуру, выпестованную в веках, были избавлены от гнетущего души пресса «массовой культуры». В этом и вижу я свое предназначение, свое место в национальной культуре».
Нам невольно подумалось, а что стало бы с нашим собеседником, не будь магии музыки Бабаджаняна?! Не исключено, что Вардан стал бы математиком или физиком, потому что он делал успехи в школе с уклоном в прикладную математику и физику: точные науки давались ему легко и просто. Что он прирожденный математик, понял, когда волею судьбы заброшенный в Америку оказался «по совместительству» главным кассиром главной кассы казино «Цезарь-палас».
Вторым большим потрясением в жизни Вардана стала Вторая симфония («Симфония с колоколом») Арама Хачатуряна. Произошло это вот при каких обстоятельствах. Перед объявлением о кончине генсека Брежнева, Политбюро ЦК КПСС взяло паузу, по всем каналам радио и телевидения СССР транслировали классику. Среди исполненных в тот день произведений была и Вторая симфония, которая так заворожила 10-летнего мальчика.
Еще учась в музыкальной школе им. А. Тиграняна по классу виолончели и контрабаса, юный ереванец пристрастился к народным песням и мелодиям. Тем и привлекла его насыщенная народными мотивами музыка Бабаджаняна и Хачатуряна. Потом прикипел он и к мелодиям Александра Арутюняна, Эдварда Мирзояна, Эдуарда Багдасаряна, Гагика Овунца, Тиграна Мансуряна… Багдасарян так влюбил его в свой ноктюрн, что Вардан переложил его для игры на контрабасе и исполнил эту пьесу на отчетном вечере в школе.
В 1989 году Вардан, уже имея на руках аттестат общеобразовательной школы и свидетельство об окончании музыкальной, пришел к отцу, желая узнать – кем бы он его хотел видеть. Знал, что строгих правил отец мечтает, чтобы сын выучился на юриста и навсегда избавил себя от истязаний игрой на контрабасе. Однако отец, глядя ему в глаза, сказал: «Занимайся тем, к чему душа лежит». Так он и попал в Ереванскую консерваторию им. Комитаса – совершенствовать игру на контрабасе.
В ожидании очередной чашки кофе из джезвы Вардан признался: «На всю жизнь признателен отцу, что не довлел над моим выбором. Как старший сын, конечно же, я бы ему перечить не стал. Будь мне отпущена еще одна жизнь, без колебания отдал бы ее музыке. Думаю, человек искусства, при деньгах он или нет, всегда богат. Ибо то, что ему дано, ни за какие деньги не купить. Искусство – это сказочное пространство, только там творческая личность может позволить себе безгранично мечтать и создавать образы, которые реальности нашей и не снились».
Вардан был студентом первого курса консерватории, когда симфонический оркестр Армении возглавил Лорис Чгнаворян, выходец из Ирана, выпускник Тегеранской консерватории, окончивший еще и Венскую академию музыки. С легкой руки Чгнаворяна родился молодежный симфонический оркестр, в котором Вардан играл, совмещая работу с учебой. Года три спустя его взяли в основной состав Государственного филармонического оркестра Армении, куда мечтал попасть чуть ли не каждый музыкант.
В конце 90-х на долю республики выпали едва ли не самые черные годы: землетрясение, блокада, война. Голод и холод пробирали до костей. Мало кто знал, что в ту суровую пору в Ереване отапливалась только филармония. В ее стенах грела обездоленным ереванцам душу классическая музыка. Оркестр играл там каждый вечер.
И поддерживал в музыкантах это рвение Лорис Чгнаворян.
Бедственное материальное положение выдавило в те годы из Армении не один десяток первоклассных исполнителей, которых охотно брали в оркестры по всему миру. Проработав в филармонии 10 лет, отбыл в США и Вардан Акопян. Там и пригодились ему знания как в музыке, так и в математике. Музыкант оркестра и кассир казино. Пусть это и звучит нелепо, но то – факт его биографии. Коря себя за то, что быстро осваивает любую побочную профессию, Вардан тяготился мыслью, что это отрывает его от смысла жизни – музыки. Но таковы были обстоятельства: женился наш собеседник довольно рано – в 23 года, и денег оркестранта на хлеб не хватало. Приходилось подрабатывать.
Четыре года тому назад, побывав в болгарском Бургасе на Международном конкурсе оперных дирижеров, Вардан окончательно уяснил для себя, что все побочные занятия отрывают его от призвания. И зарекся – не отнимать более у себя времени, отпущенного на музыку. Но, увы, жизнь опять затягивала его в свой омут.
«Тешу себя надеждой, что, когда дела в Армении пойдут на поправку, я никогда не выпущу из рук дирижерской палочки», – говорит Вардан, глядя в небеса, словно обращаясь к Всевышнему за подмогой.
За дирижерский пульт встал Вардан, можно сказать, случайно. На одной из репетиций, было это в 2006-м, сосед по оркестровой яме, изнывая от беспомощности дирижера, шепнул ему на ухо: «А не заняться ли тебе дирижерством?» После небольшой прогулки мы с Варданом вернулись к разговору о его призвании дирижера: «Тогда я возразил приятелю: мол, стоит ли уподобляться человеку, из-за которого у всех у нас нервы взвинчены?» Мог ли он знать, что слова приятеля определят всю его дальнейшую судьбу?!
К тому времени за плечами у Вардана уже были аспирантура у профессора Сурена Ахназаряна, факультет оперно-симфонического дирижирования под началом Эмина Хачатуряна и Арама Карабекяна и 14 лет работы в Государственном филармоническом оркестре республики. За собой оставил он и руководство Молодежным камерным оркестром Армении.
Победитель Международного конкурса дирижеров в Мейконе (США) Вардан Акопян в 2007 году стал дирижировать филармоническим оркестром республики. В прошлом сам оркестрант, он преисполнен был уважения и почтения к музыкантам. Понимал, что от плохого исполнения страдают и оркестр, и слушатель.
Вардан честно признался: «Успех репетиций, а зачастую и концертов состоит из тысячи неприметных на первый взгляд мелочей. Нельзя управлять оркестром, если не слышишь его импульса, биения ритма. Я до сих пор люблю сидеть в оркестре и играть на своем любимом контрабасе. В обнимку с ним я влюблялся, разочаровывался, страдал от действительности».
Дочь и обоих сыновей Вардан пристрастил к музыке. И, памятуя о том, как с ним обошелся отец, не подавляет их волю. «Дети музыкой занимаются с упоением, проявляя к ней неподдельный интерес, но сам я не склонен развивать в них тягу к ней. Потому что сам прошел нелегким этим путем. И знаю, каково это – жить в двух реалиях. Одно дело – жить в мечтах и грезах, другое – в повседневной армянской действительности. Как бы то ни было, сделаю все возможное, чтобы к моменту вхождения детей во взрослую жизнь обе эти реалии свести воедино. Думаю, каждому армянину должно быть свойственно создавать здоровую обстановку в обществе для всех», – говорит наш гость.
Возможно, движимый этими мыслями Вардан Акопян в 2003 – 2006 годах и организовал три конкурса-фестиваля молодых исполнителей в честь Эмина Хачатуряна, своего учителя и мудрого наставника, выдающегося армянского дирижера. Одержимый желанием открывать новые имена, преследовал он еще одну цель – чтобы имя Эмина Левоновича Хачатуряна осталось у всех в памяти. Делясь ближайшими планами, Вардан продолжает развивать свои мысли:
«Конкурс-фестиваль задумывался для музыкантов в возрасте от 7 до 18 лет, играющих на скрипке, фортепиано, виолончели и альте».
Сегодня, встречая в стенах консерватории участников тех конкурсов, ставших ныне студентами, он тешит себя мыслью, что, возможно, и сам приложил руку к становлению в них профессионалов. Хотя бы потому, что на всех гала-концертах вместе с Ереванским камерным оркестром именно они выступают в качестве солистов. И есть ли что-то для юного музыканта важнее, нежели исполнение в большом зале филармонии, да к тому же в качестве солиста с оркестром?! Оркестр создан был Акопяном еще в 2000-м, сразу по его возвращении из США. После шести лет концертной деятельности, за отсутствием финансирования, оркестр вынужден был прекратить свою работу. И случилось это после гастролей в Объединенных Арабских Эмиратах.
Засилье пошлости и всевозможных форм низкопробных подделок побудило Вардана Акопяна поднять голос в защиту подлинного искусства. По трезвом размышлении он пришел к мысли, что надо заняться чем-нибудь значимым, что стало бы не только противовесом безвкусице, но и являло бы собой нечто качественно новое, оставив выбор за слушателем. Проект этот он в шутку обозначил – «Антирабис», потому что за работников искусства (рабис) выдавали себя отпетые халтурщики. В октябре 2011-го его стараниями на свет появился ансамбль сольных исполнителей – «Каденца», который и по сей день дает бесплатные концерты в школах и средних учебных заведениях республики, исполняя музыку Комитаса, классические армянские и русские романсы, арии из опер, неаполитанские песни и другие музыкальные шедевры. Ансамбль состоит из певцов-профессионалов, исполняющих свой репертуар под аккомпанемент фортепиано. Ансамбль уже дал более 60 концертов. Остается сожалеть, что все обращения Акопяна в Министерство культуры Армении с просьбой оказать моральную и финансовую поддержку «Каденце» не увенчались успехом. Увидев живой интерес в наших глазах, Вардан продолжил: «Дети – едва ли не самая благодарная публика. Особенно малыши, в которых нет еще и капли предубеждений. Они быстро загораются восторгом и как бы сами вливаются в музыку. Ребята чуть постарше слушают настороженней, но спустя минуту-другую музыка захватывает и их». Наш гость, однако, не теряет надежды, что найдет мецената, кому далеко не безразличны будущее Армении и ее детей. Возможно, его надежды не напрасны.
Тронутые открытостью нашего собеседника, расспрашиваем – кто и как формировал его как гражданина и музыканта. Так мы и узнали, что прошел он основательную подготовку у известных магов дирижерской палочки – американца А. Гнама, британца С. Эдвардса и российских дирижеров Л. Корчмара, Л. Грибанова и Ю. Темирканова. Без ложной скромности Вардан рассказал, что с благословения Украинской епархии Армянской Апостольской церкви в Ялте и Симферополе оркестр Крымской филармонии под его началом провел цикл концертов «Шедевры классической и симфонической музыки». На них прозвучала и любимая им Вторая симфония Арама Хачатуряна.
Под конец беседы Вардан поделился с нами и своими сокровенными проектами: «В последнее время мысли мои занимает концепция завтрашнего дня Армении. Помимо проблем экономических и политических, тревожат мой ум и вопросы – какие песни будут петь на родной земле, какие танцы будут в обиходе, на какого качества армянском будет говорить народ?.. Будет ли это происходить на крохотном клочке нынешней Армении или мы возвернем себе истинную, историческую нашу Родину?! Знать бы, признает ли мир к 100-летию геноцида армян весь ужас имевшего место злодеяния? Движимый желанием увязать все эти проблемы в один узел во имя их скорейшего решения, – вновь воодушевившись, говорит Вардан, – я задумал создать ансамбль под названием «No Genicide Pan Armenian Philharmonic Orchestra», в который уже вовлечены выдающиеся музыканты 20 стран мира, рассеянные по свету в результате свершившегося век назад геноцида. И выступать все эти виртуозные исполнители будут под флагами стран, давших их предкам приют в ту кровавую пору. Так он и родится, уникальный ансамбль из музыкантов-армян – выходцев из разных стран. История подобных примеров не знает. С ансамблем в качестве солистов и дирижеров выступят известные на весь мир музыканты. Этот ансамбль в оставшийся год с небольшим до 100-летия расправы над невинным народом с пропагандистскими целями побывает в странах, где геноцид еще не признан преступлением против человечества. Пройдут концерты и в странах, где жертвам геноцида сочувствуют, но там они будут акциями благодарности».
Слушать Вардана было одно удовольствие. Концертов с участием мировых звезд по всему миру намечено им по меньшей мере 20 – 25. Дирижер Акопян уверен, что подобная акция станет мощным информационным ударом по Турции, отрицающей и по сей день свою вину за страшное злодеяние.
Лицо человека, вихрем смелых идей ворвавшегося в нашу размеренную жизнь, светилось надеждами на исполнение планов. «Жизнь показала, что политические деятели обеспокоены мыслями о предстоящих выборах на разных уровнях власти, тогда как деятели государственного склада ума пекутся о судьбах подрастающего поколения. Только, увы, последних слишком мало, если не сказать – единицы. Остается уповать на Божью помощь и, возможно, дождаться финансирования проекта извне. Если удастся осуществить задуманное, смогу с уверенностью сказать, что жизнь моя прожита не зря, что хоть как-то сумел я послужить своей нации, добавив в кладку нашей государственности еще один камень», – уже вставая из-за стола, проронил Вардан Акопян.
Марина и Гамлет Мирзояны
Оставьте свои комментарии