Христиане Сирии нуждаются в защите
Параллели между событиями на Украине и в Сирии, по утверждению некоторых политологов, очевидны, сценарии схожи. Но если на Украине еще есть надежда на бескровное и ненасильственное урегулирование, то в Сирии война уже идет. Но в отличие от Украины, в Сирии столкнулись не только интересы транснациональных корпораций, Запада и Востока, но и ведущих мировых религий.
Сирия географически является колыбелью христианства, здесь представлены практически все направления христианства. В Сирии действует 17 религиозных конфессий. Одна из древнейших – армянская, представленная как католическим крылом, так и Армянской Апостольской Церковью. Все они сталкиваются с огнем, смертью, осквернением религиозных памятников. Недавно группа российских депутатов и общественных деятелей побывала с гуманитарной миссией в Сирии. Наш корреспондент попросил участников миссии рассказать о том, какая ситуация сложилась в одной из колыбелей христианского мира.
Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов):
– Захватчики, экстремисты, террористы, захватившие часть Сирии, уничтожают христианские храмы, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, будь то православные, униатские, католические, армянские… Сбивают кресты с этих храмов, вместо них вешают черные флаги, уничтожают иконы. Но самое главное – убивают христиан. Тех, кто отказывается принять ислам, физически уничтожают. Женщин и девушек насилуют, мужчин убивают.
– Между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью очень давние и тесные связи. Есть ли общие подходы к защите христианства в Сирии?
– В этом вопросе мы однозначно солидарны с христианами Сирии. Я думаю, РПЦ и ААЦ нужно объединять усилия в защиту общих христианских ценностей, жизней христиан. Разрушенные храмы можно отстроить, иконы можно написать, а самая великая ценность – это человеческая жизнь, ее уже не вернешь. Нужно защищать, прежде всего, людей, и, конечно же, христианские святыни.
Член совета Императорского Палестинского православного общества, сопредседатель Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии Олег Фомин:
– Ближний Восток и Сирия – это колыбель христианства. Христианских народов в Сирии очень много. Конечно, они переживают тяжелый период в своей истории, может быть, особенно тяжелый.
У меня много друзей армян, я работал в Сирийской Арабской Республике директором советского культурного центра. Армяне в Сирии жили очень хорошо, их уважали, они считали себя равноправными гражданами страны. До сих пор в парламенте есть их представители. Но вот в результате войны радость сменилась горем. К чести армян, они практически все оказались на стороне режима. Может, они не столько поддерживали лично Башара Асада, сколько выступили против вмешательства во внутренние дела Сирии, за ее национальное единство, за суверенитет. И от этого они страдают. Их похищают: и священников, и мирное население. От экстремистов страдают и армяне, и греко-католики, страдают православные ассирийцы, представители всех христианских религиозных общин, включая их руководителей, патриархов. Они молятся о том, чтобы вернулся мир на сирийскую землю, чтобы восстановился порядок и чтобы они вернулись к тому межконфессиональному добрососедству, какое было раньше. И вот в Алеппо, где армяне играли большую роль в экономической и культурной жизни, ситуация вроде бы улучшается.
– Олег Иванович, насколько остро встает вопрос сегодня об объединении усилий христианских конфессий Сирии для защиты не только своей веры, но и жизни?
– Конечно, если бы христианские конфессии объединились, их голос звучал бы мощнее. В этом направлении, насколько я знаю, ведется работа. Приведу такой пример. На Рождество Христово в Успенском соборе Дамаска – главном кафедральном соборе православных – выступал доктор Ахмед Бадреддин Хассун, Верховный муфтий Сирии. И он поздравил всех христиан Сирии с праздником. Это хороший пример сотрудничества между различными религиозными общинами. С визитом в Москве побывал Патриарх Великой Антиохии и всего Востока, который встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с президентом Путиным, с Верховным муфтием России Талгатом Таджуддином. Прошли конференции в Ливане и других странах, на которых с одинаковых позиций выступали и руководители греко-католиков, и руководители римско-католической общины, православных, патриарх сиро-яковитов – это сирийская ортодоксальная церковь. Вы правы, если бы они объединились, голос их зазвучал бы намного сильнее. Все они выступают за сохранение межконфессионального мира и сотрудничества, которым всегда отличалась Сирия.
– В Сирии немало христианских религиозных сокровищ. Как сохранить их и защитить от осквернения?
– Христианских святынь в Сирии действительно много. К сожалению, в царящем хаосе уследить за всеми невозможно. Так, часть пояса Богородицы хранилась в сиро-яковитской церкви в Хомсе, реликвию успели эвакуировать. Но сколько церквей разграблено!.. В Маалуле сожгли церковь Святых Сергия и Вакха, монастырь Святой Феклы пострадал. Даже руины церкви, где стоял столп Симеона Столпника, от которого наш Серафим Саровский подвижничество начал, тоже пострадали. Официально пострадало 160 христианских церквей и монастырей. Что-то взорвали боевики. Но точную цифру никто не может назвать – неизвестно, что происходит в оккупированных бандитами районах.
Мы знаем, что одинаково страдают и армянские, и греко-католические, и православные ассирийские храмы. Причем страдают не только христиане. Я недавно был в Дамаске и посетил могилу Салах ад-Дина. Смотрю, рядом появилась гробница. Спрашиваю: чья? Оказалось, это известный сирийский муфтий и богослов Рамадан Аль-Бути, которого взорвали полгода назад. Он был настолько значимым для суннитов, что его похоронили рядом с Салах ад-Дином. То есть бандиты, которые якобы выступают от имени суннитов против шиитов, христиан, на самом деле выступают против всех, против народа сирийского. Они уничтожают как христианских священнослужителей, так и мусульманских.
– Насколько подвижнические усилия общественных и религиозных организаций по оказанию помощи сирийцам соответствуют усилиям на государственном и политическом уровне?
– Я являюсь сопредседателем Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии. Мы представляем гражданское общество, но по Сирии наша позиция полностью совпадает с государственной. В Сирии нас приветствуют, благодарят нас и Россию. Очень любят Путина. Его называют Абу Али – это значит «крутой». И надеются на него. В первую очередь почему-то армяне.
Беседу вел Эдуард Сахинов
Оставьте свои комментарии