№21 (251) ноябрь (16–30) 2014 г.

Кому мешает отечественный авиаперевозчик?

Просмотров: 2584

Беспредел Open skies policies в условиях армянского неба

Наша газета не раз обращалась к теме поддержки отечественной гражданской авиации как важной стратегической отрасли в условиях блокадной Армении. Не хотелось бы проводить параллели, но с учетом истории армянских авиаперевозчиков последних лет создается впечатление, что их банально и без зазрения совести душат. В противном случае очень трудно объяснить, почему три армянские авиакомпании в течение 24 лет нашей независимости по очереди оказывались неконкурентоспособными даже в родном небе.

Нас сегодня пытаются убедить, что либерализация армянского неба началась в 2013 году, когда «Армавиа» в одностороннем порядке объявила о своем банкротстве. И хотя национальный авиаперевозчик считался тогда монополистом армянского неба, тем не менее, говорить о его монополии не приходится. В Армению регулярно прилетали самолеты иностранных авиакомпаний: «Бритиш эйруэйз», «Люфтганзы», «Чешских», «Австрийских», «Арабских авиалиний», «Пулково», «Эйр Франс», «Аэрофлота», S7 Airlines и др. Поэтому 2013 год лишь официально закрепил присутствие летных не резидентов Армении в отечественном небе, давая им карт-бланш на легальный статус.

Однако, по мнению известного ветерана гражданской авиации Армении Юрия Герасимова, переход к «открытому небу» означает начало конца национальной авиации в Армении, поскольку радужная перспектива экономического процветания не подкреплена ни соответствующей аналитической базой, ни строгими расчетами. Впрочем, расчет все-таки есть, если принять к сведению тот факт, что у некоторых местных олигархов и чиновников часть капитала вложена в бизнес отдельных иностранных авиакомпаний. И естественно, кому, как не им, быть заинтересованными в продвижении режима «открытого неба». При этом Open skies policies становится площадкой очередного передела местного авиационного рынка без учета интересов отечественного авиаперевозчика.

«Совершенно неважно, кто конкретно будет представительским лицом нашей страны на международном рынке авиаперевозок: «Армянские авиалинии», «Армавиа», «Эйр Армения» или какая-нибудь новая «Эйравиа», важно другое: армянская авиакомпания должна быть при любых условиях! Но, чтобы не лишать страну национального авиаперевозчика, государство должно иметь свою долю участия в компании. Так поступают во всем мире, – считает президент Национальной авиационной ассоциации Армении, заслуженный пилот СССР Дмитрий Атбашьян. – Например, при частичной национализации доля государства в авиакомпаниях составляет: в «Эйр Франс» – 54,4%, «Чешских авиалиниях» – 95,7%, «Аэрофлоте» – 51%, что соответственно говорит о благополучии собственной гражданской авиации в этих странах. А в условиях Армении – это еще и безопасность, поскольку для блокадной страны авиация после армии – вторая по своей значимости структура».

Кстати, во всех вертикалях власти государственные мужи тоже постоянно подчеркивают необходимость создания и наличия собственной гражданской авиации как важной стратегической отрасли в нынешних геополитических реалиях Армении. Но, к сожалению, лишь подчеркивают, не вкладывая при этом ни одного лума в ее развитие. Видимо, считая авиацию самодостаточной отраслью, наше государство умыло руки и полностью устранилось от участия в деятельности отечественных авиакомпаний, специализирующихся на пассажирских авиаперевозках. Однако, как бы странно это ни звучало, средний показатель прибыльности пассажирских авиаперевозок в мире очень низкий. По мнению экспертов, то же самое касается и показателя возврата инвестированного капитала. Поэтому деятельность большинства авиаперевозчиков больше похожа на борьбу за выживание. Особенно остро это проявилось в период мирового экономического кризиса, когда одна за другой стали закрываться известные международные авиакомпании.

С этих позиций два миллиона потенциальных армянских пассажиров представляются лакомым кусочком для иностранных авиаперевозчиков. Следовательно, разворачиваемый сегодня вокруг армянской компании сюжет полностью вписывается в предыдущие сценарии по преднамеренному уничтожению местных авиакомпаний как нежелательных конкурентов. Подтверждением может служить маленькая деталь: пока на протяжении одиннадцати лет «Эйр Армения» действовала в поле грузовых авиаперевозок, никаких видимых баталий, в том числе информационных, вокруг нее не разворачивалось. Однако как только авиакомпания перешла в сектор пассажирских авиаперевозок, конкуренты сразу же попытались некорректными методами, в том числе медийными вбросами сомнительной информации, испортить ее имидж.

Как отметили в авиакомпании, все это привело к спаду продаж на 80 процентов.

«В результате ее доходы упали до критического минимума и в настоящее время невозможно осуществлять пассажирские перевозки, – говорится в сообщении. – В сложившейся ситуации руководство компании приняло решение произвести финансовую реструктуризацию, поменять график полетов до 20 декабря, сделав акцент на наиболее востребованных направлениях. За этот период времени предусматривается привлечь финансовые средства и провести работы по возвращению принадлежащих компании Air Armenia двух воздушных судов А320. И начиная с 20 декабря начать осуществлять все рейсы, предусмотренные ранее в зимнем расписании полетов».

К этому остается добавить еще один штрих: уже на следующий день после заявления армянского авиаперевозчика цены на билеты от иностранных авиакомпаний на ереванское направление резко взлетели вверх. «31 октября стоимость билетов составила 22 тысячи рублей против прежних 14-15 тысяч, – говорит один из пассажиров. – И это при том, что билет в два конца у «Эйр Армении» можно было приобрести по 50-процентной скидке в любой сезон, что составляло примерно 90 тысяч драмов вместе с аэропортовскими сборами». Что ж, это тот самый случай, когда комментарии излишни, поскольку факты говорят сами за себя. В сложившейся ситуации очень хочется надеяться, что отечественная «Эйр Армения» сможет решить свои проблемы, которые, впрочем, с полным правом можно назвать еще и государственными, поскольку наличие собственного авиаперевозчика для Армении – это фактор национальной безопасности нашей страны.

Наталья Оганова, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 21 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты