№2–3 (254–255) февраль 2015 г.

Производите коньяк, а пьете водку

Просмотров: 2757

Не так давно наш соотечественник из России, бывающий на исторической родине довольно часто, прокомментировал свое посещение супермаркета: «На ереванских прилавках появилось много спиртных напитков, и особенно водки. Раньше, помнится, все больше знаменитого коньяка и местных вин было, да и то не в таких количествах. А виски, ром, мартини, текилу или джин лишь в зарубежных фильмах видели». Конечно, можно ответить, что сегодня каждая из стран постсоветского пространства изобилует любыми деликатесами. В Армении, например, даже закуска под это дело продается – копченый крокодил. Были бы только деньги, потому что экзотика стоит очень недешево.

Впрочем, доля правды в словах собеседника все-таки есть, поскольку изобилие ликеро-водочной продукции от зарубежных брендов и отечественных производителей в наших магазинах действительно зашкаливает. Следовательно, появился повышенный спрос на алкоголь и в нашей стране, где никогда не было вытрезвителей, а культура пития возводилась в ранг национальной традиции с витиеватыми тостами и благопристойной моралью. По мнению специалистов, перекос произошел в начале девяностых. «Действительно, именно на фоне слома привычных укладов и социальных потрясений начала 90-х годов у определенной части нашего общества стало проявляться это пагубное пристрастие, – считает возглавляющая один из центров здоровья психолог Карине Атджемян. – В холодные и нестабильные годы пили в основном дешевый портвейн или разведенный спирт. Кто «для сугрева», кто из желания уйти от бытовой неустроенности. Но времена менялись, а привычка у многих, к сожалению, осталась».

Как свидетельствуют исследования 1985-1988 годов, Армения выделялась устойчиво низким показателем распространенности алкоголизма в сравнении с другими советскими республиками. Однако нынешняя официальная статистика публикует совершенно иные, если и не катастрофические, то, во всяком случае, достаточно настораживающие цифры. И хотя данные Национального института здравоохранения и Статслужбы несколько разнятся, тем не менее, речь идет примерно о пяти тысячах людей с симптомами алкогольной зависимости. «К тому же хронический алкоголизм (или, как называют диагноз медики, люди с VIP-проблемами) в последние годы имеет тенденцию роста и омоложения, – говорит заведующая диспансерным отделением наркологической клиники Гаяне Вардазарян, особо подчеркнув увеличение числа зависимых от этого недуга женщин. – Но, несмотря на то, что женский алкоголизм в нашей стране не достигает больших объемов, динамика уже тревожит и, на мой взгляд, заслуживает отдельной темы».

Впрочем, отдельной темы заслуживает и тот факт, что уже не первый год возраст хронически страдающих алкоголизмом армян колеблется в промежутке от 30 до 50 лет. И если последние свое пристрастие еще как-то объясняют пережитыми стрессами постперестроечного периода, то молодые люди из нынешнего поколения агрессивно сваливают свои проблемы на семью, коллег, власть. По мнению специалистов, увеличение потребления крепких спиртных напитков в стране действительно свидетельствует о плохой жизни. «Так что в большей степени это можно назвать социальной проблемой, которую заглушают «беленькой». При этом стоит заметить, что из-за своей дешевизны водку считают социально-политическим напитком», – подчеркнул на одной из пресс-конференций председатель Союза виноделов Армении Аваг Арутюнян. По его мнению, сравнительные показатели в этой сфере демонстрируют явное неблагополучие. Если еще лет десять назад на душу населения приходился всего литр вина, водки и коньяка – 5, то в настоящее время эти цифры уже пересекли рубеж в 1,5 и 8,5 литров соответственно. Причем, несмотря на достаточно широкий ассортимент, большинство алкоголиков предпочитает не дорогую фирменную водку, а более дешевый контрафакт, который можно приобрести как в супермаркете, так и в любом придорожном ларьке.

И если винно-водочной рекламе в общественных местах чиновники создают видимость противодействия, то о розливе местной подделки в фирменные бутылки от брендовых производителей говорят шепотом. При этом продавцы наловчились реализовывать фальсификат недобросовестных армянских производителей по внешнему виду покупателя. Безошибочно просчитывая возможности его кошелька, заговорщицки сообщают «конфиденциальную информацию» – стоит или нет покупать у них этот некачественный товар. Правда, токсических отравлений от употребления несоответствующего ГОСТу пока зарегистрировано не было, но медики все же бьют тревогу. А вместе с ними и работники правоохранительных органов, фиксирующие те или иные нарушения Уголовного кодекса «лицами, находящимися в стадии алкогольного опьянения».

На этом фоне вроде бы обнадеживающе может звучать опубликованный Национальной статистической службой в сентябре прошлого года доклад «Бедность и продовольственная обеспеченность», где сказано, что за 2010-2013 годы в структуре расходов домохозяйств доля алкогольных напитков последовательно снижается и в абсолютных показателях расходы на них уменьшились с 1036 драмов до 835. В частности, по самому популярному – водке – ресурсы якобы сократились почти на 11 процентов. Однако повысилась их розничная цена. Остается лишь гадать, каким образом в хитроумных расчетах статистики расходы семейного бюджета на винно-водочные изделия снизились? Хотя не исключается, что многие домохозяйства отказались от дорогостоящего алкоголя в пользу его более дешевого аналога. Вот и получается, что пить сей народный напиток стали больше. При этом национальная традиция культуры пития у некоторой части уже превратилась в неистребимое желание ежедневно опохмеляться. Не случайно в словаре местного фольклора с недавних пор появились не используемые ранее слова «алкаш» и «пьянь», как презрительная характеристика по отношению к любителям сильно выпить. А их, к сожалению, в наших городах появилось уже немало – и сильно шатающихся, и буянящих, и даже порой валяющихся на асфальте.

Не так давно Всемирная организация здравоохранения, посчитав повышение градусности тревожным фактом, уже приравняла Армению к классу стран, употребляющих водку. И хотя у нас по-прежнему нет ни вытрезвителей, ни обществ анонимных алкоголиков, ни центров по кодировке алкоголезависимых людей, тем не менее, проблема их реабилитации существует и требует своего разрешения. Дело даже не в диспансерном учете таких больных, поскольку и здесь статистика может нарисовать любые нужные цифры. Не поможет и введение строгого «сухого закона», печальный опыт которого показал обратные результаты во времена горбачевской «антиалкогольной кампании». Акция по вырубке виноградников Араратской долины, которые, по словам тогдашнего партийного бонзы Егора Лигачева, производили яд, возможно, и стала той самой точкой отсчета для производства не высококачественных вин, а дешевых спиртных суррогатов под названием «водка». Вряд ли кто-то верил в наглое вранье на этикетках, что сей продукт «наивысшего качества, производится с использованием самых передовых технологий очистки из отборных сортов пшеницы и ржи». Не верили, но пили. Что касается дня сегодняшнего, то тут бизнес вряд ли уступит свои столь прибыльные позиции по производству горячительного продукта. И хотя в последнее время некоторые наши заводы стали налаживать производство хороших вин на основе собственных традиций и новейших мировых технологий, да и фестивали вина, кажется, наконец стали возрождать былую славу отечественного виноделия, тем не менее, этого пока не достаточно.

Как-то под сводами Национального собрания РА во время бурных дебатов о запрете на алкогольную рекламу случилось услышать фразу, что пьет не народ, а лишь его отдельные представители. При этом почему-то не учитывалось мнение экспертов, вновь и вновь бьющих тревогу по поводу того, что стали больше злоупотреблять именно дешевой водкой, чего не наблюдалось даже в кризисные годы. По их мнению, виновен в этом не сорвавшийся вдруг наследственный ген, а продолжающаяся неустроенность. Особенно в регионах, где высокий уровень безработицы и неблагоприятный социальный фон остаются главной проблемой. Вот и получается, что страна самого древнего виноделия, чьи винодельни насчитывают более шести тысяч лет, страна, производящая известный во всем мире янтарный напиток, сегодня банально сдает свои позиции на откуп дешевой подделке. И тем обиднее слышать от приезжающих в Армению гостей и туристов довольно колкую фразу: «Даже в ресторанах элитная публика теперь заказывает в основном водку вместо традиционного коньяка. Вы просто спаиваете свой генофонд. Производите такой прекрасный коньяк, а пьете водку».

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты