Станет ли Армения связующим звеном между Востоком и Западом?
Ереван и после вступления в ЕАЭС целенаправленно продолжает свою традиционную политику комплементарности
За последнее время президент Армении Серж Саргсян дважды и достаточно жестко прокомментировал обстоятельства, самым непосредственным образом связанные с отношениями стратегических союзников – Еревана и Москвы.
Во-первых, армянский лидер вновь выразил глубокое недовольство тем фактом, что Россия продолжает продавать оружие Азербайджану. Во-вторых, Серж Саргсян отметил, что, если президент России Владимир Путин не приедет в Ереван 24 апреля, когда будет отмечаться 100-летие геноцида армян в Османской империи, это станет горьким разочарованием для армянского народа. Оба эти высказывания прозвучали во время встречи с журналистами разных стран – участниками ереванского медиафорума «У подножия Арарата» и, следовательно, получили максимально широкую аудиторию.
Говоря о продажах российского оружия и вооружений Баку, Саргсян говорил не о качестве и даже не о количественном масштабе российских поставок, хотя речь идет об очень больших объемах общей стоимостью до 5 млрд долларов. Президент повернул тему достаточно неожиданной стороной, имеющей отношение скорее к психологическим аспектам этой наболевшей проблемы. По его словам, армянскому солдату тяжело осознавать, что противник ведет по нему огонь из стволов, поставленных стратегическим союзником Армении. Но, разумеется, Саргсян при этом оговорился, что за годы независимости та же Россия оказала такую помощь армянской стороне, которая во много раз превосходит поддержку, оказанную всеми иными странами, вместе взятыми. Что касается приезда в Ереван Владимира Путина, то известно, что Армению он посетит в любом случае, однако пока непонятно, случится ли это именно 24 апреля, что имеет для армян принципиальное значение. Тем более что в этот день цветы к мемориалу жертвам геноцида возложит президент Франции Франсуа Олланд, который, по сути дела, будет представлять весь Евросоюз. А вот кто будет представлять страны Евразийского экономического союза – пока неясно.
Тему продаж российского оружия Азербайджану, которая раньше существовала лишь в идеологическом арсенале оппозиции и была предметом дискуссий в рамках гражданского общества, активно и, главное, явно очень охотно, словно по отмашке, подхватили в Ереване высокопоставленные политики и провластные СМИ. Так, секретарь фракции правящей Республиканской партии Армении Гагик Меликян назвал высказывание президента «беспрецедентным» – несмотря даже на то, что, как мы уже отметили, произошло это не впервые, ранее Серж Саргсян уже озвучил недовольство в ходе своего прошлогоднего визита в Латинскую Америку. «Конечно, с правовой точки зрения у нас нет никаких оснований для того, чтобы вмешаться и не допустить продажи Россией оружия Азербайджану. Однако я разделяю обеспокоенность главы государства по этому поводу», – в свою очередь заявил спикер парламента Галуст Саакян. Высказываний такого рода, основной посыл которых – «продавец должен сделать определенные выводы», прозвучало немало. Само по себе это может означать, как полагают местные комментаторы, что уровень военного сотрудничества с РФ стал вызывать в Ереване определенные вопросы. Вероятно, свою роль во всем этом сыграла и драма во втором по величине городе страны, Гюмри, где солдат 102-й российской базы Пермяков расстрелял армянскую семью из 7 человек. Кстати, именно после этого делегация Армении в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) неожиданно для всех воздержалась при голосовании по резолюции о лишении России права голоса. Разумеется, в России призывают не драматизировать ситуацию. Так, известный политолог Александр Крылов указал, что Азербайджан никем не признан страной-агрессором, следовательно, нет и не может быть никаких ограничений на поставки ему оружия. Кроме того, по словам эксперта, в Армении стараются не замечать, что, если Москва откажется от военно-технического сотрудничества с Баку, она утратит значительную часть своего влияния в регионе, в то время как Азербайджан без проблем закупит все нужные виды вооружения у конкурентов России на мировом рынке. В результате российская сторона лишится существенных средств, что ограничит ее возможности в плане военно-технической поддержки Армении, а значит, сложно будет поддерживать силовой паритет в регионе карабахского конфликта. В итоге положение самой Армении еще более осложнится, что негативно скажется на ходе урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Между тем Москва «видит решение проблемы в поддержании баланса сил в регионе, который не позволит добиться такого военного превосходства той стороне конфликта, которая видит решение проблемы в капитуляции противоположной стороны, в том числе в результате новой и уже победоносной для нее войны», указал Крылов, прозрачно намекая на нескрываемые реваншистские планы азербайджанской стороны.
Отметим, что все это было хорошо известно и раньше, включая объяснения, касающиеся военно-экономических обоснований российского военного сотрудничества с Азербайджаном. И вряд ли в Ереване и Степанакерте не понимают столь очевидной, лежащей на поверхности диалектики. Также трудно поверить, что на армяно-российские межгосударственные взаимоотношения в реальности может пасть слишком густая тень.
Другой вопрос, что во всем происходящем и впрямь имеются некоторые не столь очевидные нюансы. И весьма симптоматично выглядит в этом контексте высказывание директора Центра региональных исследований, прозападного политолога Ричарда Киракосяна. По его мнению, заявление президента стало признаком появления «нового контекста» в армяно-российских отношениях после вступления Еревана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). «Угроза безопасности Армении после ее вступления в ЕАЭС возросла. Тот аргумент, что членство страны в этом объединении укрепит нашу безопасность, не работает, поскольку оно поспособствовало возникновению угроз, с которыми мы в настоящее время столкнулись (Впрочем, каковы эти новые угрозы, эксперт умолчал. – А.Х.) Теперь, однако, президент Армении настроен решительно, чтобы исправить дисбаланс в отношениях с Россией. Проблемой между Арменией и Россией является именно существующая асимметрия в отношениях», – полагает Киракосян. На этом фоне все чаще стали говорить о возможности подписания некоего соглашения между Арменией и Европейским союзом. И происходит это, несмотря на то, что после вхождения Еревана в ЕАЭС подготовленный в рамках «Восточного партнерства» документ об экономической и политической интеграции с Европой, как представлялось, полностью потерял свою актуальность. Однако, судя по всему, это не совсем так. Во всяком случае, посол Франции в Армении Жан-Франсуа Шарпантье не стал скрывать, что стороны работают над текстом какого-то нового соглашения. Одновременно ЕС выделил армянской стороне финансовую помощь в размере 77,5 млн евро. Она, в частности, предназначена для развития сельского хозяйства, сокращения бедности, обеспечения занятости и профессионального обучения, для реформы гражданской службы и борьбы с коррупцией, обустройства границ и укрепления гражданского общества. В этой связи глава делегации ЕС в Армении Траян Христеа отметил, что в рамках программы «Восточное партнерство» Армения в расчете на душу населения – второй крупный получатель европейских денег. По словам премьер-министра республики Овика Абрамяна, «Армения придает большое значение сохранению нынешнего уровня отношений с ЕС и готова продолжать сотрудничество во всех возможных сферах, представляющих взаимный интерес… Мы желаем сохранить динамику, достигнутую во взаимоотношениях с ЕС. Это имеет принципиальное значение для дальнейшего развития нашей страны с точки зрения совершенствования политических институтов и органов государственного управления, создания благоприятных условий для экономического развития». Таким образом, основной целью продолжающихся переговоров с ЕС является сохранение положений о свободной торговле и других форм экономического сотрудничества, о которых говорилось в так и не подписанном Арменией в 2013 году договоре об ассоциации. Это в принципе можно понять – объем армянского экспорта в страны ЕС и сегодня превышает экспорт в государства – члены Евразийского экономического союза. А если рассматривать психологические аспекты проблемы, то исторически у армянского общества нет никакой серьезной предубежденности в отношении Запада, некоторые страны которого, особенно США и Франция, после геноцида 1915 года стали второй родиной для сотен тысяч армянских беженцев.
В этом смысле весьма и весьма любопытными представляются рассуждения старшего исследователя Фонда Карнеги Ричарда Юнгса, статья которого помещена на сайте carnegieeurope.eu. Автор считает, что Евросоюз и особенно программа «Восточное партнерство» переживают определенный кризис, который «начался в Армении, когда Ереван решил присоединиться к Евразийскому экономическому союзу». «ЕС, кажется, извлек важные уроки после этого потрясения», – пишет Юнгс. Поэтому европейская политика соседства должна быть модернизирована и стать более гибкой, с тем чтобы опираться на реальные требования момента, а не умозрительные построения. «Цель ЕС заключается в помощи формированию многовекторного плюрализма во внешних отношениях. Армения рассматривается в качестве некоего экспериментального пути между ЕАЭС и «Восточным партнерством», – пишет политолог, по сведениям которого Брюссель предложил Армении указать те положения Соглашения об ассоциации, в которых она еще заинтересована и которые совместимы с членством в ЕАЭС. Судя по всему, какие-то ответные импульсы со стороны Еревана поступили. Поэтому очевидно существование интриги, многое в которой может проясниться уже к концу мая, когда в Риге состоится очередной саммит «Восточного партнерства». Некоторые эксперты в Ереване отнюдь не исключают, что в латвийской столице между Арменией и ЕС может быть подписан «политический документ». Как сказал, например, политолог Левон Ширинян, «в политическом смысле будут успехи, я не сомневаюсь. Масштабы политического сотрудничества с Европой останутся прежними, а может, даже еще больше расширятся. Будут созданы предпосылки для экономического сотрудничества с Европой». В целом аналогичной точки зрения придерживается и обычно очень хорошо осведомленный эксперт, директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян. По его словам, вероятность подписания договора между ЕС и Арменией в Риге имеется. Причем, считает он, «это будет достаточно серьезный документ». И хотя он не будет именоваться «Соглашением об ассоциации», но по сути своей именно таковым и явится – правда, без экономической составляющей. Разумеется, эксперт не мог не признать, что для этого необходимо решить ряд вопросов, в том числе согласовать такие действия с Россией, однако вероятность, что подобный документ будет подписан, есть. Во всяком случае, как считает председатель общественной организации «Европейская интеграция» Карен Бекарян, «мы стали очевидцами того, что ЕС от общего подхода переходит к личному, индивидуальному пути в вопросе требований каждой из стран-партнеров. А это значит, что формат сотрудничества переходит на новую площадку и приобретает новое качество».
Добавим, что Еревану в складывающейся обстановке, когда Москва явно не желает педалировать свои расхождения с Европой в надежде добиться к лету облегчения экономических и торговых санкций, такое согласование может и случиться. Не исключено, что и в России в принципе не прочь рассматривать своего ближайшего союзника в качестве этакого «моста» между Востоком и Западом, о чем, заметим, армянская сторона давно мечтает и на что изначально «заточена» продолжающаяся вот уже 20 лет многовекторность ереванской дипломатии. Но даже если в Риге ничего и не будет подписано – это вовсе не означает окончания взаимодействия Армении с ЕС. Сотрудничество, и в частности торгово-экономическое взаимодействие, будет продолжаться. В Ереване не скрывают, а напротив – подчеркивают, что именно сегодня, в новой и непростой геополитической обстановке, мечта о превращении Армении в связующее звено между Россией и Западом может осуществиться. Тем более что чем дальше, тем яснее становится, что соседняя Грузия, казалось бы, не без успеха примерившая на себя эту роль, может быть потеснена со своих позиций из-за того, что слишком уж однозначно продолжает, во-первых, придерживаться подчеркнуто антироссийской и прозападной позиции, а во-вторых, все больше попадает в зависимость от азербайджано-турецкого военно-политического тандема. Дальнейшее углубление такой зависимости в перспективе способно весьма негативно отразиться на реальных интересах этой страны, в том числе и в сфере безопасности. Впрочем, это уже тема для отдельного разговора.
Армен Ханбабян
Оставьте свои комментарии