Россия первой из великих держав осудила геноцид армянского народа на территории Западной Армении
Интервью с президентом Ассоциации политологов Республики Армения, доктором политических наук Амаяком Ованнисяном
– В Ереване 24 апреля прошли торжественные мероприятия, посвященные столетней годовщине геноцида армян. В них приняли участие президент России Владимир Путин и президент Франции Франсуа Олланд. Как Вы оцениваете совместное участие в акции лидеров этих великих держав, несмотря на существующие между ними серьезные противоречия в подходах к многим современным политическим проблемам?
– Участие в поминальных мероприятиях в столице Армении президентов двух великих европейских держав символизирует осознание ими общности судеб европейских народов перед лицом исторических вызовов, необходимости в нынешнее непростое время, когда устоявшийся послевоенный миропорядок опять подвергается серьезным трансформациям, помнить и учитывать уроки прошлого.
Армянский народ, прошедший через многие катаклизмы, переживший этрусков, хеттов, шумеров, ассирийцев, первым в качестве государственной религии принявший христианство, в начале двадцатого столетия оказался на грани полного физического истребления, лишился своей исторической родины, сохранив лишь ее небольшой осколок – современную Армению.
Чтобы уберечь эту последнюю цитадель нашего национального бытия, необходимо помнить исторические уроки двадцатого века, укреплять наши отношения с европейскими народами, связанными с армянами общим цивилизационным выбором, – прежде всего с русскими и французами.
То, что Россия и Франция наиболее последовательны в признании необходимости международного осуждения первого в современной истории геноцида – уничтожения армянского народа на территории Западной Армении, – вполне закономерно, если учесть боевое братство наших народов в достижении Великой Победы над гитлеровской чумой.
Известно, что в вынашивании своих человеконенавистнических планов бесноватый фюрер вдохновлялся примером безнаказанности правителей Османской Турции – организаторов геноцида армян.
Отсюда следует вывод: борьба за международное признание и осуждение геноцида армян, признание и осуждение современными правителями Турции этого чудовищного преступления против человечности, преодоление его последствий и возмещение армянскому народу нанесенного ему ущерба являются важнейшей частью общечеловеческих усилий по предотвращению опасности возрождения нацизма и фашизма в современном мире.
В год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне против гитлеровского фашизма следует помнить, что обескровленный геноцидом, унесшим жизни свыше полутора миллионов человек, наш несгибаемый народ спустя всего двадцать лет после этой страшной трагедии нашел в себе мужество и силу принести на алтарь Великой Победы над фашизмом жизни свыше трехсот тысяч своих сыновей. Героические судьбы выдающихся военачальников – Маршала Советского Союза И.?Х. Баграмяна, Главного маршала бронетанковых войск СССР А.?Х. Бабаджаняна, адмирала флота СССР И. С. Исакова (Ованеса Исаакяна), маршала авиации С. А. Худякова (Ханферянца) и многих других доблестных армянских офицеров – стали частью общей судьбы народа.
– Российская Федерация осудила геноцид армян еще в 1995 году. Известно, что Вы, будучи тогда экспертом Государственной думы РФ по странам Закавказья, подготовили проект принятого Госдумой единогласно постановления «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915 – 1922 годах».
– Я всего лишь выполнил доверенную мне работу по разработке проекта постановления и его обоснования. Представленный мной 6 апреля 1995 года на совместном заседании возглавляемого тогда К. Ф. Затулиным постоянного комитета Госдумы по делам СНГ и возглавляемого В. П. Лукиным постоянного комитета по международным делам проект постановления после его обстоятельного обсуждения был принят без каких-либо изменений, а затем, 14 апреля 1995 года, единогласно – опять же без единого изменения – утвержден на пленарном заседании Государственной думы РФ и вступил в силу. Это вовсе не означает, что на совместном заседании двух профильных постоянных комитетов Госдумы не было дискуссии, предложений внести изменения – напротив, развернулась заинтересованная дискуссия, обсуждался каждый пункт, каждое предложение, даже каждое слово представленного текста. В частности, председатель постоянного комитета по международным делам Госдумы В. П. Лукин, представлявший в том составе Думы фракцию «Яблоко», предлагал наряду с содержащимися в проекте важнейшими ссылками на принятые ООН конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» от 9 декабря 1948 года и «О неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества» от 26 ноября 1968 года включить в текст постановления ссылку на принятую в 1987 году Европейским парламентом известную резолюцию о признании геноцида армян.
Процитирую в точности представленное дополнение: «Поддерживая позицию Европейского парламента, выраженную в его резолюции А2–33/87 о том, что современная Турция не может считаться ответственной за трагедию, пережитую армянами Османской империи, и что признание этих исторических событий как геноцид не может служить поводом для каких-либо политических, правовых или материальных требований в отношении современной Турции, Государственная дума постановляет», далее по тексту.
Очевидно, что это дополнение, в случае его включения в текст постановления, в корне изменило бы его концептуальную нацеленность на утверждение ответственности турецкого государства за геноцид армян и преодоление его последствий. Оно основывалось на отрицании ответственности современной Турции как правопреемника Османской империи за возмещение армянскому народу причиненного в результате геноцида ущерба. Если учесть, что в 90-е годы среди российских политиков преобладал пиетет по отношению к западным институтам, вероятность принятия этого дополнения, разрушающего концептуальную целостность текста, была велика. В этой ситуации весьма убедительно прозвучала поддержанная многими членами обоих комитетов точка зрения К. Ф. Затулина о том, что Государственная дума должна исходить из фундаментальных конвенций ООН, но вовсе не обязана считаться с оценками Европейского парламента. В итоге проект без изменений был утвержден обоими профильными комитетами Госдумы. Тем не менее свое предложение
В. П. Лукин потом направил также на рассмотрение вице-спикера Государственной думы Артура Николаевича Чилингарова. Здесь я должен отметить исключительную роль этой поистине легендарной личности, дважды Героя – Советского Союза и России, в разъяснении депутатам содержания и смысла проекта постановления, необходимости его принятия именно в том виде, в каком он и был 14 апреля 1995 года единогласно утвержден на пленарном заседании Государственной думы РФ.
В конце февраля Артур Николаевич по приглашению основанного по инициативе известного российского тележурналиста Дмитрия Киселева дискуссионного клуба «Грибоедов», в тематических обсуждениях которого активно участвуют и члены правления Ассоциации политологов Армении, побывал в Ереване. Во время встречи в клубе мы вспоминали думское событие двадцатилетней давности, подготовившее почву для исторического визита президента России В. В. Путина 24 апреля сего года в Армению для участия в официальных мероприятиях в связи со столетней годовщиной геноцида армян.
– И все же после 1995 года прошло столько лет, за это время многие страны также признали и осудили геноцид армян. С высоты прошедших лет Вы видите какие-то упущения или необходимость каких-то дополнений в содержании принятого тогда постановления?
– Напротив, с высоты прошедших лет и в контексте разворачивающихся на наших глазах сегодня трагических событий на востоке Украины более выпукло и зримо просматривается созвучие этого важного документа злободневным задачам, стоящим перед Россией и Арменией в наши дни. Особенно актуален заключительный абзац преамбулы, который звучит как предупреждение нынешнему и всем последующим поколениям русских и армян. Я и сегодня убежден, что в нем заключен глубокий смысл: «Физическое уничтожение братского армянского народа на его исторической родине было совершено с целью создания благоприятных условий для разрушения России…».
Вполне закономерно, что Россия первой из великих держав осудила геноцид армянского народа со стороны Османской Турции. Франция сделала то же самое спустя десять лет. По оценке известного историка, директора Института востоковедения Национальной академии наук РА проф. Рубена Сафрастяна, из всех международных актов признания и осуждения геноцида армян принятое Государственной думой РФ постановление является наиболее последовательным документом, дающим исчерпывающую политико-правовую оценку геноцида армян на территории Западной Армении и, что самое главное, нацеливающим на преодоление его исторических последствий.
Не случайно, что той же весной 1995 года Государственная дума РФ при экспертной поддержке Ассоциации политологов Армении провела парламентские слушания «О положении в зоне нагорно-карабахского конфликта», на которые были приглашены тогдашние президент НКР Роберт Кочарян и министр иностранных дел НКР Аркадий Гукасян. Их участие в слушаниях явилось, по сути, формой фактического признания законодательной ветвью власти России государственного самоопределения НКР.
В день принятия Государственной думой РФ постановления об осуждении геноцида армян, 14 апреля 1995 года, в «Независимой газете» вышла моя статья «Россия и Закавказье: Москва должна преодолеть комплекс вины за свое имперское прошлое», в которой впервые обосновывалась необходимость отказа от либерального самобичевания и активного противодействия стремлению поддерживаемой НАТО Турции к изменению геополитического статуса Закавказья как органически связанного с российским Северным Кавказом ареала жизненных интересов России.
Эту идею я потом развил в своей специальной лекции о политике Турции в Черноморском бассейне и сопредельных регионах исторического влияния России, прочитанной для депутатов парламента Греции в феврале 1996 года – накануне официального признания и осуждения парламентом Греции геноцида армян. Приведенные в полуторачасовой лекции многочисленные факты резкой активизации Турции в Черноморском бассейне, ее далеко идущих планов подорвать позиции российского Черноморского флота предвосхищали осознание российским политическим классом этих серьезных угроз уже в наши дни. Впоследствии они побудили Россию признать политические результаты самоопределения народа Крыма и пойти навстречу его желанию воссоединиться с родиной. По завершении лекции ко мне с приветственным словом обратился легендарный герой антифашистского движения Манолис Глезос, после изгнания фашистских оккупантов водрузивший над Акрополем национальное знамя Греции. Выступление М. Глезоса, решительно высказавшегося в поддержку правомерности признания и осуждения парламентом Греции геноцида армян, стало для меня еще одним подтверждением осознания убежденными антифашистами органической связи целей международного признания и осуждения геноцида армян, с одной стороны, и актуальных задач современной антифашистской борьбы – с другой.
На эту органическую связь – от противного – указывает активизация в преддверии столетней годовщины геноцида армян и 70-летия Великой Победы над гитлеровским фашизмом реваншистских сил, которые, находясь в 90-е годы у власти, ратовали за исключение из внешнеполитической повестки Республики Армения международного признания и осуждения геноцида армян и одновременно в законодательном порядке отменили праздник Победы 9 мая, сделав его обычным рабочим днем. Сегодня реваншисты развернули критику принятой к столетию геноцида Всеармянской декларации, открыто и громогласно призывают президента РА Сержа Саргсяна вернуться к их политике 90-х годов, исключив из внешнеполитических приоритетов РА оказание всемерной поддержки общенациональной борьбе армянского народа на родине и в диаспоре за международное признание и осуждение геноцида армян. Очевидно, пока у государственного руля в России стоит В. В. Путин, у этих сил не хватит смелости также добиваться исключения из реестра официальных праздников РА Дня Победы, как это они сделали в 1991 – 1994 годах. В этом вопросе они вынуждены проявлять осторожность.
– Стало быть, 1995 год ознаменовался не только осуждением Россией на государственном уровне геноцида армян, но также возвращением армянскому народу Дня Победы 9 мая.
– Я считаю 1995 год одним из самых удачных для Ассоциации политологов Армении. Понадобилось четыре года совместной борьбы, объединенных усилий Республиканского комитета ветеранов войны, труда и вооруженных сил во главе с Героем Советского Союза генералом Ашотом Вагаршаковичем Казаряном и Ассоциации политологов Армении, чтобы добиться возвращения Дня Победы 9 мая в реестр официальных праздников Республики Армения.
На этом пути было все – шествия, демонстрации, статьи, заявления, пресс-конференции, петиции к парламенту с требованием восстановить праздник Победы и, наконец, открытая конфронтация с проявляющими неуступчивость властями и проводившим тогда козыревскую линию посольством РФ в Армении. Как сегодня, помню трещащий по швам от наплыва людей зал Театра оперы и балета имени Спендиарова, где я огласил приветственное обращение председателя Конгресса русских общин Дмитрия Рогозина к армянским ветеранам Великой Отечественной войны и всем участникам движения за возвращение праздника Победы 9 мая, как зал буквально взрывался аплодисментами и приветственными выкриками после каждого зачитанного предложения. Как по следам публикации нашей с Ашотом Вагаршаковичем статьи «Чужой посол родной России» по инициативе Д. О. Рогозина Конгресс русских общин организовал мою пресс-конференцию в Москве. Думаю, что точно так же, как мы общими усилиями отстояли праздник Победы, наши ветераны, представители всех без исключения народов великой многонациональной страны бок о бок сражались на полях Великой Отечественной войны за каждую пядь освобожденной от фашистов земли.
В моем восприятии 1995 год стал прорывным не для армяно-российского стратегического союза, хотя было и принятие Государственной думой РФ постановления об осуждении геноцида армян, возвращение Дня Победы в Великой Отечественной войне в реестр официальных праздников РА и заключение межгосударственного договора о создании на территории Армении российской военной базы. Но именно тогда у меня, как и у многих людей из моего окружения, сложилось твердое убеждение: скоро в России появится новый лидер, воля и помыслы которого будут направлены на возрождение величия и мощи Российского государства. Это внутреннее ощущение нас не обмануло: четыре года спустя – срок для истории ничтожный – у штурвала России встал Владимир Путин.
Беседу вел Григор Григорян
Оставьте свои комментарии