Нагорный Карабах с древнейших времен до наших дней
В Москве, в Центральном Доме журналиста состоялась презентация книги академика РАЕН Аллы Ервандовны Тер-Саркисянц «Армяне Нагорного Карабаха. История. Культура. Традиции»
Это очень актуальная книга. Она представляет собой обобщающее историко-культурное исследование с древнейших времен до наших дней, посвященное одной из автохтонных групп восточных армян, проживающих в Нагорном Карабахе (исторической области Арцах).
Алла Тер-Саркисянц рассказала о своем труде «Армяне Нагорного Карабаха. История. Культура. Традиции» корреспонденту газеты «Ноев Ковчег».
– Моя новая книга посвящена одной из автохтонных групп восточных армян, проживающих в Нагорном Карабахе (исторической области Арцах). Книга опубликована благодаря финансовой поддержке Вардкеза Багратовича Арцруни, за что я выражаю ему свою искреннюю благодарность. Эту книгу я посвятила памяти своих предков – уроженцев Нагорного Карабаха. Мой прадед был сельским священником, дед – директором школы в Шуши, где преподавал армянский язык и литературу, отец после окончания реального училища уехал в Москву для получения высшего образования. Я уже родилась в Москве, где после окончания кафедры этнографии исторического факультета МГУ была принята в Институт этнографии АН СССР (с 1990 г. – Институт этнологии и антропологии РАН), где работаю до сих пор в отделе Кавказа.
Впервые я побывала в Нагорном Карабахе в 1968 г. в составе экспедиции Института археологии и этнографии АН Армянской ССР под руководством заведующего сектором этнографии Д.С. Вардумяна. После этой поездки он не раз вспоминал случившийся со мной в тот год эпизод. Когда я вместе с моими коллегами из Армении подъехала на нашей экспедиционной машине к подножию горы, на высоком плато которой располагался город Шуши, а затем уже пешком поднималась по склону этой горы мимо армянского кладбища, меня охватило необычайное волнение, из глаз непроизвольно брызнули слезы, и я буквально зарыдала и не могла долго успокоиться. Видимо, сработала генетическая память о моих предках, живших в этом городе, а затем вынужденных покинуть его в связи с погромами в марте 1920 г. После этого с целью сбора полевого этнографического материала я приезжала в Нагорный Карабах еще 8 раз. На основе этих поездок мною было опубликовано несколько статей
Хотя моя книга первоначально была задумана только как этнографическая, в дальнейшем я посчитала также необходимым дать в ней главу об истории армян Карабаха, который в широком понимании этого региона территориально соответствовал расположенным по правобережью реки Куры историческим областям Арцах и значительной части Утика Древней Армении, о чем неоднократно и беспристрастно сообщали греко-римские и средневековые восточные, в том числе и армянские, авторы. Это было важно также с точки зрения понимания того, почему в советское время и особенно в период после объявленной в СССР перестройки армяне Нагорного Карабаха неоднократно заявляли о своих правах воссоединения с Арменией. В результате именно историческая часть, охватывающая период с древнейших времен до современности, стала наиболее объемной частью моей работы, вследствие чего в дальнейшем я ее разделила на 5 глав в соответствии с хронологией.
На основе античных и средневековых источников, архивных документов разного происхождения ХVII – ХХ вв., а также исторической литературы и современной публицистики освещены основные этапы исторического пути армян Арцах-Карабаха. Эти этапы освещены как в контексте общей этнополитической истории армянского народа, так и с акцентированием внимания на периоды, когда данный регион был политически искусственно отторгнут от Восточной Армении и присоединен к другим государствам. Так, сасанидским Ираном в V в. он был присоединен к Кавказской Албании в составе единого персидского наместничества Агванк, большевиками в ХХ веке – насильственным путем к Азербайджанской ССР в составе ее части в виде областной автономии.
Именно к этому периоду, особенно после принятого 5 июля 1921 г. волевого решения партийного органа третьей стороны – Кавказского бюро ЦК РКП(б), при этом без голосования, т.е. с процедурными нарушениями, о включении Нагорного Карабаха на правах областной автономии в состав Азербайджанской ССР, относятся истоки возникновения нагорно-карабахского конфликта, наиболее ярко проявившего себя в новейшей истории. В главе освещена дискриминационная политика властей Азербайджанской ССР по отношению к карабахским армянам, приведшая к систематическому сокращению их доли в автономии (с 94,4% в 1921 г. до 76% в 1979 г.); протест против этой политики не раз выливался в их обращения к Москве с письмами и петициями о передаче края в состав Армении, в межнациональные столкновения и волнения.
Включение в книгу в столь большом объеме исторической части я посчитала необходимым. Это было сделано мною, во-первых, прежде всего для того, чтобы дать более или менее полную картину того длительного и непростого исторического пути, который прошли карабахские армяне с древнейших времен до наших дней, о созданных ими на своей земле выдающихся историко-архитектурных памятниках, многие из которых вошли в сокровищницу общемировой культуры, и во-вторых, чтобы читатель сам смог убедиться в абсурдности широко распространяемой в последние десятилетия фальсификации истории армянского народа азербайджанскими авторами, которые в своих публикациях, бесплатно распространяемых, в том числе и за рубежом, не устают голословно утверждать, что якобы армяне – это «пришлый» в Закавказье в XIX в. народ, что они – «гости на азербайджанской земле», что, оказывается, Азербайджан в свое время «подарил» им «Иреванское ханство» с городом «Иреваном», который армяне сделали своей столицей, что карабахские армяне – это «арменизированные албаны» и даже то, что нынешняя Армения вообще называется ими «Западным Азербайджаном», поэтому все находящиеся на ее территории многочисленные историко-архитектурные памятники, испещренные армянскими надписями, по их утверждению, – «азербайджанские». Тем самым эти авторы вводят в заблуждение прежде всего свой народ (с происхождением которого они до сих пор окончательно не определились, присваивая себе культуру других, более древних коренных этносов), воспитывая в нем уже с детских лет ненависть к соседям и при этом не желая помнить, что сам Азербайджан как государство впервые появился на политической карте Восточного Закавказья лишь в 1918 г., заимствовав для себя название от северо-западной провинции Ирана, а этноним «азербайджанцы» – только в 1936 г.
Объявленная в СССР в 1985 г. перестройка способствовала активизации карабахского национально-освободительного движения за воссоединение с Арменией, вскоре переросшего в острейший конфликт с властями Азербайджана. В ответ на мирные требования карабахских армян власти республики организовали погромы и резню армян как на своей территории (в Сумгаите, Кировабаде, Баку), так и погромы, резню, этнические чистки и депортации в самом Карабахе, а затем навязали им с конца 1991 г. жестокую войну, в которой ценой неимоверных усилий и многочисленных жертв армяне одержали победу, взяв под свой контроль 85% территории Нагорно-Карабахской Республики.
В книге рассмотрены также основные этапы развития азербайджано-карабахского конфликта и длительного и пока безуспешного процесса его мирного разрешения.
Однако окончательное урегулирование этого застарелого конфликта пока так и не наступило. Главная причина этого – в полярной противоположности позиций сторон по ключевым вопросам и неуступчивости Азербайджана, который ставит во главу угла принцип «территориальной целостности» своего государства как основание для отрицания права карабахских армян свободно определять свою дальнейшую судьбу, а также исключение Нагорного Карабаха из процесса переговоров, что существенно отдаляет перспективу урегулирования.
Две последние главы книги – этнографические. На основе главным образом историко-этнографической литературы дано подробное описание традиционно-бытовой культуры карабахских армян в XIX – первой половине XX в. В ней рассмотрены динамика этнического состава населения Арцах-Карабаха за период с ХVIII до начала XX в., земельные и сословные отношения в XIX в. и разные сферы бытовой культуры армян – жизнеобеспечения, семейно-обрядовой, включая их хозяйственные занятия, народные средства передвижения, поселения и жилища, одежду и пищу, институты семьи и брака, обряды свадебного, родильного и похоронно-поминального циклов, календарные праздники и обряды, религиозные верования. В результате был сделан вывод о том, что традиционный этнокультурный облик армян Арцах-Карабаха как одной историко-этнографической группы восточных армян практически идентичен общеармянской модели этнической культуры, хотя имеет, как и любая другая группа данного народа, свою специфику, обусловленную прежде всего природно-географической средой обитания и социально-экономическими и политическими судьбами.
В седьмой главе на основе преимущественно собранных мною полевых материалов дана характеристика социально-экономического и этнокультурного развития карабахских армян со второй половины XX и до начала ХХI в., за два качественно различных периода, т.е. до провозглашения независимости и после этого события. Особое внимание уделено современной социально-экономической и этнокультурной ситуации в регионе (как в городах, так и в селах), процессу адаптации карабахских армян к новым условиям постсоветского и поствоенного времени. Отмечу, что Нагорно-Карабахской Республике за эти годы удалось стать существующим де-факто государством со всеми необходимыми органами государственной власти и управления, а трудности, связанные с непризнанием ее до сих пор мировым сообществом, компенсируются значительными усилиями, предпринимаемыми народом и властями НКР по развитию своего государства. Значительную роль в преобразовании НКР играет налаженная связь с армянской диаспорой, при содействии которой в республике были построены сотни километров дорог, десятки зданий школ, детских садов, медицинских учреждений, комфортабельных гостиниц. Открыты новые высшие учебные заведения, благоустраиваются города; ремонтируются и строятся церкви, жилые и административные здания; развивается туризм, решаются проблемы городского и сельского населения.
Книгу дополняют историографический обзор источников и литературы, обширная библиография, указатели (именной и географических и этнических названий), 240 цветных и черно-белых иллюстраций, 6 исторических карт, 53 статистические таблицы.
Соб. инф.
Оставьте свои комментарии