№8–9 (260–261) май 2015 г.

Волшебная феерия ночного города

Просмотров: 3975

Когда в 1970 году в центре Еревана был открыт первый в Союзе цветомузыкальный комплекс, пресса писала с восторгом: «Бассейн с «поющими фонтанами». Они появляются в тот самый момент, как только Ереван погружается во тьму. Это их время для света и танцев. Перед зрителями разворачивается настоящее театрализованное действо из гирлянды разноцветных водяных огней. Каждый слушающий музыку невольно пытается предугадать, как поведут себя пляшущие струи в следующую минуту. Восприятие настолько завораживает, что не хочется отходить от огромной чаши поющей, неиствующей и, кажется, живой воды».

В самый короткий срок цветомузыкальные фонтаны стали одной из главных достопримечательностей армянской столицы. Однако мало кто знает, что «поющими» их сделал небольшой коллектив армянских разработчиков, за что в 1978 году Абрам Абрамян, Григорий Акопян, Алфарос Егиян, Альберт Кажоян, Юрий Казарян, Роберт Мирзоян, Сережа Саркисян и Сергей Шахазизян получили Государственную премию Армянской ССР в области науки и техники. А начиналось все в начале шестидесятых, когда группа инженеров занялась разработкой нового устройства по синхронизации водных струй, световых потоков и музыкальных ритмов. «Благодаря развитию радиоэлектроники и техники появилась возможность создания в нашей республике синтетического искусства, основанного на синтезе света и музыки», – отметил в одном из интервью автор и руководитель проекта Абрам Абрамян. Впрочем, тут стоит добавить, что в немалой степени успеху способствовал и гений отечественной инженерной мысли.

Несмотря на то, что в тот же период во Франции и Японии также создаются аналогичные устройства, тем не менее ереванские фонтаны, по версии специалистов, действительно выгодно отличались от своих зарубежных собратьев оригинальным инженерным решением. Армянским конструкторам удалось разработать уникальную схему, когда между началом нового аккорда, срабатыванием насоса и переключением света проходило не более 0,5 секунды. Это позволило впервые на практике реализовать инженерный замысел автоматического управления высотой и формой водяных струй, а также яркостью и цветовым сопровождением. «В разработке системы управления принимал участие мой отец, Алфарос Егиян, – рассказывает Рубен Егиян. – А вот над выбором прожекторов, насколько я помню, работал Сергей Шахазизян, который сумел добиться эффекта плавного перехода цветовой гаммы». Несмотря на довольно сжатые сроки, им удалось добиться четкой и слаженной работы множества механизмов, которые тогда были довольно громоздкими и неповоротливыми. И все же созданный на основе самых новейших инженерных достижений того времени уникальный комплекс был действительно новаторским. «Помню, как слух об уникальных чудо-фонтанах быстро облетел огромную страну и со всех концов Союза в Армению посыпались заявки на их установку», – вспоминает один из участников этого проекта Роберт Мирзоян. Кстати, уже через несколько лет при непосредственном участии армянских разработчиков фонтаны «запели» в Батуми, Караганде, Кривом Роге, Москве, Сочи, Харькове. А в 1976 году действующая модель ереванского комплекса произвела фурор в павильоне Армянской ССР на выставке в Буэнос-Айресе и была удостоена высокой оценки зарубежных инженеров.

Спустя десятилетия появилось новое поколение цветомузыкальных комплексов на цифровых технологиях. Несколько лет назад проблема обновления возникла и с ереванскими «поющими фонтанами», которые долгое время не работали в связи с энергетическим кризисом в республике. Для их реставрации были приглашены лучшие специалисты, восстановившие в свое время в Париже один из самых красивых в мире фонтанов Марии Медичи в Люксембургском саду. Относительно армянских фонтанов иностранцы пришли к выводу, что по завершении реконструкции их внешний вид должен остаться прежним. «Однако сам процесс управления светом, водой и музыкой перешел в автоматический режим на основе современных возможностей компьютерных технологий», – отметили в ЗАО «Водные ресурсы». Теперь, чтобы «научить» водяные струи причудливым «па» в такт мелодии, составляется специальная программа, причем партитура динамики струй и света программируется под определенное музыкальное сопровождение. На пульте управления (который находится в бункере под площадью Республики и куда вход посторонним строго запрещен!) под контролем оператора создается неповторимый узор из лабиринта водяных спиралей, музыки и света. «И хотя принцип действия нынешних фонтанов отличается от первоначальной разработки, тем не менее стоит признать, что новый комплекс не потерял своего очарования и по-прежнему украшает Ереван», – говорит один из отцов-создателей армянских фонтанов Юрий Казарян. Не случайно, когда 21 сентября 2007 года состоялось второе официальное открытие «поющих фонтанов», газеты вновь запестрели восторженными отзывами: «В самом сердце армянской столицы возродилось нечто необыкновенное и удивительное!», «Потрясающее по эмоциональности зрелище!», «Современная вечерняя феерия придает особый шарм древнему городу!».

С наступлением теплых дней к «поющим фонтанам» вновь, как и сорок пять лет назад, приходят жители и гости Еревана. Расположившись по парапету бассейна, ждут, когда же проснется главный фонтан столицы. А он в наползающих сумерках лениво стряхивает с себя остатки дневного сна, а потом, игриво кинув в толпу россыпь цветных капель, начинает свое представление, где всего три главных персонажа – вода, свет и музыка.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты