«Лорд», «Фома», «Капиталист» и другие армянские джазмены Баку
Так получилось, что, где бы я ни жил, моими соседями обязательно оказывались знаменитые футболисты и эстрадные исполнители, джазмены. Сегодня мой разговор о музыкантах.
В Баку на улице Дмитрова (Бондарная) в трехэтажном «арутюновском» доме нашим соседом был аккордеонист-виртуоз, композитор Эдуард Газаров. В дальнейшем в Степанакерте он оказался одним из лидеров карабахского освободительного движения «Крунк», автором гимна независимого Арцаха. Композитором стал и его сын – Давид Газаров, ныне он живет и работает в Германии и с успехом выступает по всей Европе.
В доме напротив жил легендарный барабанщик, «родоначальник исполнительского мастерства на ударной установке в Армении» Роберт Еолчян. Еще дальше по нашей улице – знаменитый композитор, первооткрыватель современного джаза в Армении, народный артист СССР и Армении Константин Орбелян. О них я знал лишь по рассказам моих родителей, так как появился на свет, когда они уже работали в Ереване. От мамы я узнал и о том, как арестовывали родителей Гарри и Константина Орбелянов – видных советских работников – Агапарона Султановича (последние годы он был председателем выездной коллегии Верховного суда АзССР) и Софью Михайловну (сестра знаменитого чекиста Георгия Атарбекова), как чекисты выносили из их дома конфискованный белый рояль. Позже, в начале 70-х, когда наша семья переехала в Ереван, я познакомился с обоими, а с Еолчяном нас связали теплые отношения, и многое о зарождении джаза в Баку я узнал по его рассказам.
Любопытно, что наша передислокация в Ереван где-то коснулась и имени Константина Орбеляна, так как квартирный обмен мы осуществили с семьей Бориса (Мубариса) Тагиева – солиста Государственного эстрадного оркестра Армении. Чуть позже с ереванских «Черемушек» мы перебрались на улицу Сарьяна и… угодили в теплые соседские объятия одного из зачинателей джазового движения в Армении, солиста и дирижера Государственного эстрадного оркестра Армении (1948-1963 годы), солиста многих оркестров 50-70-х годов, отца замечательного композитора Константина Петросяна – одного из самых знаменитых трубачей СССР Гранта Петросяна. Сольные партии для него специально писали А.?Бабаджанян, Б.?Людвиковский, Г.?Ахинян и другие. Записи этого великолепного трубача и бэнд-лидера до сих пор хранятся в золотом фонде Гостелерадио Армении.
Константин Петросян с 1995 года работает в США. Является руководителем департамента культуры и муздиректором армянского культурного центра (Провиденс), президентом Армянского музыкального фестиваля штата Род-Айленд, худруком и дирижером оркестра и хора «Ереван» (Бостон). Он был музыкальным руководителем и дирижером фестивалей армянской музыки (2007, Монреаль; 2012, Линкольн-центр, Нью-Йорк; 2009, 2014, Бостон и др.).
А вот выдающийся деятель армянской эстрады, основатель Государственного джаз-оркестра Армении Артемий Сергеевич Айвазян в Баку родился и жил на Меркурьевской (Шаумяна) улице. Отец его был всесторонне развитым человеком – юристом и музыкальным критиком, литератором и переводчиком. Мать – Магдалина Тер-Овсепян – замечательной пианисткой с консерваторским образованием. Мама научила Артема играть едва ли не на всех музыкальных инструментах, что в дальнейшем помогло ему в оркестровой и композиторской деятельности. В их доме гостили многие известные люди, в том числе и деятели музыкальной культуры; в частности, здесь бывали не раз и музицировали Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Иоанн Налбандян, Ванда Ландовская… В доме Айвазянов играл и Макленбургский квартет…
Артемию исполнился 21 год, когда он окончил консерваторию по классу виолончели, а затем в Ереване, продолжая образование, брал уроки композиции у великого композитора Александра Спендиарова. В 1932 году он окончил и Московскую консерваторию, а через год на I Всесоюзном конкурсе исполнителей удостоился звания лауреата. В 1938 году после возвращения в Ереван он организовал и возглавил Государственный джаз-оркестр Армении, который укомплектовал и рядом бакинских музыкантов. Так в его оркестре появились Роберт Еолчян, пианист Георгий Аванесов, певец Сергей Пириян, чуть позже – Константин Орбелян, из Тбилиси был приглашен саксофонист Алик Смирнов.
Отмечу, что бакинские армяне в те годы стали играть заметную роль в развитии музыкального искусства Армении, ими усиливались не только эстрадные коллективы, но и Ереванская консерватория и музыкальные школы. Один интересный штрих. В 1942 году из Баку в Ереван была эвакуирована спецшкола-интернат, в которой и по сей день воспитываются кадры для военных оркестров (дирижеры и музыканты). Многие выпускники этой школы играли в ереванских эстрадных и джаз-оркестрах.
Отец Роберта Александровича Еолчяна прекрасно играл на армянском дхоле, прилично зарабатывая этим на свадьбах в Баку. Маленький Роберт обожал играть на струнных инструментах – гитаре, балалайке и мандолине. Затем влюбился в банджо, скопил денег и приобрел его. Ночами репетировал. Первые удары по барабану он совершил в пионерском отряде. Поступил в музыкальный кружок при клубе металлистов, которым руководили Сергей Калашян и Дмитрий Варшамов. Затем один из друзей предложил Еолчяну попробовать сыграть в их ансамбле в клубе Совторгслужащих, который находился по улице Большая Морская (Кирова) в здании напротив Бакинского армянского драматического театра. Руководил ансамблем Михаил Раев, который Еолчану при первой же встрече заявил: «Ты армянин, если румбу играешь, садись за барабан». Тогда танец румба был в моде, и кто мог его играть, считался спецом. Вот так он и заиграл, без школы и университетов.
Возвратился как-то в Баку знаменитый трубач Владимир Сафронов, долгое время работавший в Москве, и начал набирать оркестр. Не хватало ему лишь барабанщика. Тромбонист Абрам Тартаковский предложил Еолчяна, и стал тот с тех пор работать в профессиональных оркестрах. Играл у Энштейна в «Баккоммуне», в великолепном тбилисском оркестре под руководством Сергея Бабова (Бабаяна), в котором блистали великолепный саксофонист Альфред Морган, тромбонист Армен Осипов, трубач Дмитрий Гольдберг, гитарист Мкртычян, скрипач Михаил Маркович. Ереван от Тбилиси находится ближе, чем Баку, и вскоре от барабанной дроби Роберта Еолчяна заколотились сердца меломанов Армении.
Каждый приезд Государственного джаз-оркестра Армении под руководством Артемия Айвазяна в Баку начиная с 1938 года (то есть со времени его основания) был событием. Концерты пользовались огромным успехом. Коллектив привозил новые песни – они немедленно подхватывались восприимчивыми бакинцами, шутки и куплеты конферансье передавались из уст в уста, талантливые певцы (среди них – Радик (Рашид) Бейбутов, начинавший свой творческий путь в этом оркестре) вызывали всеобщий интерес.
Джаз-оркестр Армении был первым в Закавказье коллективом такого рода. Традиционный по тому времени состав (четыре саксофона, три трубы и два тромбона, рояль, контрабас, ударные и три-четыре скрипки) играл ярко, зажигательно. Слушателей подкупал энтузиазм молодых музыкантов и их энергичного руководителя.
При весьма скудной по тем временам информации о джазе все, что показывал оркестр Артемия Айвазяна, было основано на интуиции, на любви к жанру. Джаз привлекал публику, особенно молодежь. И не случайно в Закавказье вскоре родились новые оркестры, в том числе в Баку, где было много музыкантов, интересующихся джазом. Так были созданы джаз-оркестр Каспийской флотилии под управлением Константина Певзнера, джаз авиации под руководством Абрама Кабакова и другие коллективы.
В 50-х годах великолепный джаз-ансамбль был в АзИИ (Азербайджанский индустриальный институт) – лучший в городе и один из лучших в стране. Состоял он сплошь из армян, большинство из которых были выпускниками консерватории – Владимир Сермакашев (сакс-тенор), Робик Андреев (труба), Аркадий Дадашьян и Виталий Акопов (ударные), Альберт Ходжа-Багиров (контрабас), Рудик Аванесов (аккордеон). К ним часто подключались Леонид Годжаев (контрабас), Михаил Петросов и Валентин Багирян (ударные), Георгий Бугданов (тромбон), Михаил Макаров (аккордеон), Юрий Сардаров (гитара), Роберт Мушкамбарян и Лев Аланакян (сакс-тенор). Играли и зарабатывали они в основном в ресторане «Дружба» парка им. Кирова.
В 1960 году в Баку с оркестром Константина Орбеляна на гастроли приехал известный шансонье Жак Дувалян. Он познакомился с местной джазовой элитой и решил создать свой оркестр из бакинских армян, в состав которого вошли Сермакашев, Бугданов, Дадашьян, Ходжа-Багиров, Аланакян, Макаров и Багирян.
Оркестранты жили, работали и репетировали в Баку, а в «штате» состояли в Ереване, где получали зарплату, командировочные и коммунальные. Три года они успешно гастролировали по Союзу, затем коллектив «Жак Дувалян и его оркестр» распался, и бакинские джазмены подались на Севан, где играли в ресторане «Ахтамар».
Владимир Сермакашев затем уехал в Москву, где играл в знаменитом кафе «Молодежное», в том числе и с участниками оркестра Дюка Эллингтона, с Джерри Маллигеном и другими звездами мирового джаза. В 1973 году он переехал в Нью-Йорк. В Америке его больше знают по псевдониму Влад Вест (в Союзе его творческим прозвищем было «Фома»), там он снялся в фильме «Москва над Гудзоном». В 1956 году в американском джазовом журнале Down Beat были напечатаны фотографии двух ведущих советских саксофонистов. Ими оказались Сермакашев и еще один коренной бакинец Лев Вазгенович Аланакян по прозвищу «Капиталист». Отмечу, что отец Сермакашева – Леонид Артемович Тер-Маркосян – преподавал в Баку в Политехническом институте, был деканом. Мать – Галина Амбарцумова Бабалян – замечательным инженером-строителем. Жили они на Красноводской (С. Вургуна) улице в доме №10, хозяином которого до революции был нефтепромышленник Давид Аван-Юзбашян.
Альберт Ходжа-Багиров (его отец – Эдуард Семенович Ходжа-Багиров – долгие годы преподавал и был завучем в школе №133), Михаил Макаров и Аркадий Дадашьян вернулись в Баку. Альберт стал играть в новоиспеченном вокально-инструментальном ансамбле «Гая», директором которого, между прочим, тоже был армянин.
Михаил Макаров в составе концертных бригад выступал солистом в Союзе и за рубежом: в Алжире (1965), Афганистане (1968), Чехословакии (1972,1978), Польше (1973), Германии (1974), Венгрии (1975). Он вел большую шефскую работу, выступая в погранчастях. Его репертуар состоял из произведений Дунаевского, Лихтенштадта, собственных обработок, попурри, фантазий, а также зарубежных пьес. Им, например, был полностью освоен репертуар известных аккордеонистов Дика Контино (США) и Михая Табани (Венгрия), причем в искусстве исполнения пьес он значительно их превосходил. После выявления тяжелой болезни (рак легких) и последовавшей в 1978 году операции, казалось бы, делающей невозможной игру на аккордеоне, он продолжал выступать до последнего года жизни. Скончался Михаил Макаров в Баку 5 февраля 1983 года. Его сын Александр сегодня живет в Филадельфии, он по профессии программист и очень увлекается джазом. Несколько лет назад в Версале он встретился с Жаком Дуваляном, тот рассказал ему немало о его замечательном отце.
Аркадий Дадашьян по возвращении из Еревана вместе с пианистом Вагифом Мустафа-заде и контрабасистом Давидом Койфманом создали знаменитое джазовое трио, он участвовал в джаз-фестивалях в Таллине (1966), в Тбилиси и Баку (1969), продолжал аккомпанировать знаменитым эстрадным певцам Рашиду Бейбутову и Муслиму Магомаеву.
Отец его – Дадашьян Самсон Аркадьевич – был выпускником московского Императорского технического училища (впоследствии – Высшее техническое училище имени Баумана), работал заместителем директора Сумгаитского нефтеперерабатывающего завода.
В 1989 году, после азербайджанских зверств в Сумгаите, Аркадий Дадашьян вынужден был уехать в Ереван, где жил с семьей на улице Белинского. Затем он перебрался в США, где до последних дней своей жизни выступал в бостонских джаз-клубах «Scullers» и «Regatta Bar» вместе с известным американским гитаристом Джоном Бабояном – профессором отделения джазовой гитары музыкального колледжа Беркли в Бостоне.
Автор единственного серьезного англоязычного исследования по истории советского джаза Фредерик Старр в своем фундаментальном труде «Красные и горячие: судьба джаза в Советском Союзе» оставил воспоминания и об Аркадии Дадашьяне.
7 ноября 2007 года «Лорд» ( уважительное прозвище Аркадия Дадашьяна за его статность и умение стильно одеваться) скончался и был похоронен на городском кладбище Бостона.
Что касается Роберта Мушкамбаряна, то после джаз-оркестра АзИИ он был солистом Государственного джаз-оркестра Армении под руководством Константина Орбеляна, группы «Веселые ребята» (вокал, саксофон-сопрано). Как вокалист принимал участие в записи пластинок ансамбля «Веселые ребята»: «Дружить нам надо», «Диско-
клуб», «Музыкальный глобус» и других. В 1978 году на Международном конкурсе эстрадной песни «Братиславская лира» был удостоен звания лауреата и II премии за песню «Фотографии любимых». После ухода из ансамбля «Веселые ребята» работал в Москонцерте в качестве солиста в ансамбле Александра Пульвера и в группе «Эрмитаж». В 1989 году он эмигрировал в США. Скончался после тяжелой болезни в мае 1994 года.
В Америке несколько лет назад скончались и Михаил Петросов (в Сан-Франциско), и заслуженный артист Азербайджана и Нагорного Карабаха Юрий Сардаров (в Чикаго). По творческим стопам последнего пошел его внук – тоже Юрий Сардаров – выпускник Мичиганского университета по классу «артист театра и кино». Он уже снялся в нескольких голливудских фильмах, в одном – вместе с Джорджем Клуни.
Упомяну и еще нескольких армян-джазменов Баку: Григорий Карамов, Леонид Лубенский (поляк, армянин по матери), Георгий Хачатуров, Георгий Арустамов, Эдуард Аллахвердян, Дмитрий Варшамов, Юрий Гукасов, Сурен Хачиян, Владимир Мадатов (отец знаменитого дирижера и клавишника Государственного джаз-оркестра Армении под руководством Константина Орбеляна – Томаса Мадатова), Карен Аланакян, Владимир Качаров, Юрий Саркисов, Вадим Андреев (проживающий ныне во Франции), Геннадий Агаджанов, Римма Симонян (вокал), Игорь Габрелян, Борис Симонян, Левон Андриасов, Аркадий Астоян, братья Авадяевы (Авадян) – Михаил и Альберт, Борис Багдасаров – участник Великой Отечественной войны, ветеран советского джаза, один из наиболее ярких, известных и востребованных барабанщиков джазовой сцены. Он играл в бакинском ансамбле вместе с аккордеонистом Рубашевским, кларнетистом Ахмедовым, пианистом Повзнером и гитаристом Кагнером, а также в симфоническом оркестре Азербайджана. Был участником знаменитого оркестра Эдди Рознера, эстрадного оркестра Москонцерта, оркестра Всесоюзного радио и т.д. Борис Аветисович Багдасаров скончался на 87-м году жизни в Москве.
Бакинцем по рождению является и подвижник армянского джаза, композитор Степан Шакарян, у которого на счету более сотни джазовых композиций. Это о нем великий Арам Ильич Хачатурян сказал, что у Степана «два сердца: одно нормальное, второе – джазовое!».
Еще не могу не упомянуть армян-бакинцев – братьев Эдуарда и Гарика Касабовых – основателей легендарной советской рок-группы «Аракс». Между прочим, они были отличными прыгунами в воду, а Эдуард даже входил в состав сборной СССР, и только травма помешала ему выступить на Олимпиаде 1968 года в Мехико. Они оба выпускники экономического факультета МГУ. Гарик Касабов с 1974 года живет в Болгарии. У него большая семья, он преподает фундаментальные экономические дисциплины в Софийском университете национального и мирового хозяйства, пишет книги, имеет степень доктора экономики.
Интересно, что на первом курсе АзИИ в свое время учился и один из самых авторитетных сегодня барабанщиков и перкуссионистов России Артур Газаров. Он педагог, имеющий многолетний опыт концертной работы как на перкуссии, так и на ударной установке в музыкальных коллективах первого эшелона отечественной эстрады. С 1996 по 2012 год Артур работал в группе Леонида Агутина «Эсперанто», принимал участие в записи совместного альбома Леонида Агутина и легендарного гитариста Эла Ди Меола «Cosmopolitan Life». Он сотрудничал с Орландо Валле Марака, Игорем Сарухановым, Сергеем Жилиным («Фонограф джаз-бэнд»), Максом Фадеевым, Сергеем Манукяном, группами «Звери», «А-Студио» и другими известными артистами.
Александр Григорян
Оставьте свои комментарии