Виктор Ребец: Железнодорожная сеть в Армении стала намного безопаснее
В начале сентября в Ереване открылось заседание комиссии Совета по железнодорожному транспорту, в котором приняли участие профильные специалисты ряда стран СНГ и Балтии. Среди вопросов, установленных регламентом, значительное внимание было уделено безопасности движения и перевозок.
Приветствуя участников совещания, генеральный директор ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Виктор Ребец подчеркнул, что обеспечение безопасности движения поездов для ЮКЖД стоит в повестке под первым номером. «За последние три года железнодорожная сеть в Армении стала намного безопаснее», – подчеркнул глава армянских железнодорожников.
– Господин Ребец, завершая работу на посту главы ЮКЖД, как бы Вы оценили итоги своей деятельности в Армении?
– Нечасто приходиться подводить черту под тем или иным этапом своей трудовой биографии. В данном случае абсолютно точно могу сказать, что это был достаточно значимый по напряженности, масштабу и важности этап моей работы в Армении. За прошедшие три с половиной года наш коллектив прошел целый ряд трансформаций, при этом одна из главнейших заключалась в выполнении условий концессионного договора, который является базовым долгосрочным документом до 2038 года. С начала его действия и по сегодняшний день наш коллектив был ориентирован на выполнение ряда инвестиционных программ, связанных с восстановлением и развитием инфраструктуры. В частности, в 2012 году мы начали строить три новых больших железнодорожных моста стоимостью 12,5 млрд драмов. Это мосты, прослужившие более ста лет, причем самым большим из них в царской России считался Заманлинский длиной 261 метр.
В тот же год мы осуществили проект по восстановлению Ереванской детской железной дороги, которая представляла собой, в буквальном смысле, аттракцион ужаса. Задолго до нашей хозяйственной деятельности она была передана в частные руки. И хотя к 2012 году уже никакого отношения к ЮКЖД не имела, тем не менее, по нашей инициативе была полностью восстановлена, включая всю инфраструктуру, подвижной состав, тепловоз. Сегодня это красочная, веселая и действительно безопасная детская железная дорога.
– Какие изменения происходили во внутренней структуре ЮКЖД?
– В 2013 году мы приняли серьезное решение по изменению системы оплаты труда. Построенная до этого на архаичной форме жесткой оплаты труда плюс доплата за выслугу лет, она уже в ближайшие годы стала бы тормозом для успешного развития нашей компании. Вполне очевидно, что мы попадали в риски, поскольку наиболее заинтересованные в собственном развитии молодые специалисты искали бы пути реализации себя в других отраслях. Занявшись серьезно подготовкой кадров, мы направили большую группу сотрудников на обучение в Ростовский университет путей сообщения – один из лучших вузов России в этой сфере, в Ереванский политехнический институт на транспортный факультет, в гюмрийский профильный колледж. Получив там образование, молодые люди затем возвращались на свои рабочие места. Но теперь у них появилась мотивация профессионального роста с соответственной оплатой труда. Во многом закреплению теории на практике способствует созданный в компании институт наставничества, к работе которого привлекаем наших ветеранов-пенсионеров с их солидным опытом.
И хотя 2013 год в связи с переходом на новую оплату труда был наиболее сложным, тем не менее, время показало, что мы тогда не ошибались. Достаточно упомянуть, что в период с 2012 по 2014 год (и пока еще не завершившийся текущий год) производительность труда выросла на 20 процентов, а зарплата превышает среднюю по республике. И это притом что объемы перевозок имеют тенденцию на снижение.
– Что можете сказать о техническом переоснащении?
– В 2012 году мы запустили программу мониторинга пути, введя в строй комплекс диагностики, позволяющей снимать данные по всевозможным параметрам путевого хозяйства. Это сразу отразилось на эффективности: если на момент начала работы ЮКЖД в Армении в год фиксировалось по разным причинам 96 сходов железнодорожных составов, то в 2014 году подобных случаев было всего 9, а за истекший период нынешнего года не зарегистрировано ни одного. В 2013 году мы сосредоточили усилия на реконструкции локомотивного и вагоноремонтного хозяйств депо в Гюмри. Эти два производственных комплекса после завершения реконструкции были введены в строй на торжественной церемонии, в которой принимали участие руководство Армении, президент РЖД Владимир Якунин, многочисленные гости. В последующие годы мы оснащали депо необходимым оборудованием, средствами диагностики, приборами, внедряли новые технологии, а также обучали персонал. И уже в 2014 году (впервые в Армении за прошедшие 25 лет!) выпустили первый электровоз, который прошел полный цикл большого периодического ремонта ТПР-3, осуществляемый в условиях депо. В этом году процесс уже поставлен на поток.
И еще. Для улучшения качества работ в этом году мы внедрили наше ноу-хау – ТМ 001 – подвижной состав на базе электропоезда. Он предназначен для визуального осмотра объектов инфраструктуры и всего того, что находится в зоне передвижения поезда. Видеокамеры в режиме записи регистрируют состояние контактной сети, любые узлы и детали. Причем вызывающие сомнение механизмы можно приблизить, увеличить или детально рассмотреть для устранения дефектов. По совокупности все это позволило говорить о том, что за три года железнодорожная сеть в Армении стала несравненно безопаснее.
А в общей сложности за весь период работы компании было отремонтировано более 400 км пути, заменено более 700 тысяч шпал. Повысилась средняя скорость до 34 км в час. Это позволило на армянском участке пути сократить время проезда на 6 часов для поезда Ереван – Тбилиси – Батуми. Кстати, говоря о результатах прошлого года, можно назвать и сертификат, подтверждающий фирменность нашего поезда по качеству услуг, которые мы предоставляем пассажирам по пути следования.
– Кстати, экс-глава РЖД Владимир Якунин неоднократно говорил, в том числе и в Ереване, о положительной динамике развития ЮКЖД в последнее время…
– За все годы работы в ЮКЖД я действительно ощущал внимание и поддержку со стороны руководства компании «Российские железные дороги» и лично ее президента Владимира Якунина. Несмотря на всю свою занятость, он входил и в состав совета директоров ЮКЖД. И вовлек в его работу самых подготовленных, самых знающих членов правления РЖД, что позволило менеджменту нашей компании подтягиваться до уровня подготовленности специалистов «Российских железных дорог». И не только подтягиваться, но и соответствовать тем требованиям, которые нам предъявляли. Кстати, Якунин сам проводил селекторные совещания, приезжал в Ереван, слушал, давал оценки, советы, рекомендации. Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю признательность Владимиру Ивановичу за его внимание и поддержку.
Также хочу отметить и взаимодействие с органами государственной власти Армении по реализации положений концессионного договора, подписанного в 2008 году. Естественно, он постоянно находится в состоянии развития и корректировки. За эти годы было подписано три дополнительных соглашения, которые позволяют точнее согласовывать и реализовывать отдельные положения нашего договора.
– Кроме реализации технических сторон договора, ЮКЖД также осуществляет ряд социальных и благотворительных программ… Недавно благодаря участию вашей компании была практически заново отстроена школа в селе Фиолетово, где компактно проживают молокане…
– Даже при ограниченных ресурсах наша компания всегда уделяла внимание благотворительным проектам. В прошлом году мы подарили русской средней школе в селе Фиолетово учебники с первого по двенадцатый класс. А в этом году к 1 сентября провели крупные ремонтные работы в спортзале, функционально совместив его с актовым. Восстановили систему отопления и кровлю, осуществили косметический ремонт двух корпусов. Сделали все, чтобы школьникам было комфортно учиться.
Кроме того, на партнерских условиях поддерживаем и мастеров культуры, например Ереванский русский драматический театр им. Станиславского, артисты которого организуют для наших детишек представления к различным датам. Также помогли с приездом в Армению знаменитых музыкантов и известного филармонического оркестра для участия в мероприятиях, посвященных 100-летию геноцида армян в Османской Турции. Кстати, каждый год я с коллективом обязательно посещаю мемориальный комплекс Цицернакаберд, чтобы почтить память жертв этого преступления.
Ежегодно уделяем значительное внимание и Всеармянскому марафону, перечисляя в его фонд суммы на реализацию различных проектов: развитие малых и крупных предприятий Армении, восстановление приграничных с Азербайджаном армянских сел, в поддержку сирийских беженцев…
– В этом году в Армении, как и в России, особенно торжественно отметили День Победы. Насколько известно, среди ваших ветеранов тоже есть участники ВОВ…
– Тему 70-летия Великой Победы мне бы хотелось отметить особо. Ведь сегодня в Армении живут и здравствуют 40 железнодорожников, ветеранов Великой Отечественной войны. Мы знаем каждого из них в лицо. И всегда оказываем поддержку. Например, в селе Солак Котайкской области живет скромный 94-летний ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, бывший железнодорожник Герасим Маркарян. После войны, несмотря на четыре ранения и осколок в ноге, он пришел на железную дорогу, где проработал 56 лет. Сегодня, в его почтенном возрасте трудно заниматься строительными работами собственного дома, который насчитывает не одно десятилетие. ЮКЖД не только восстановила, но и провела капитальную реконструкцию здания. А в преддверии Дня Победы мы вручили ветерану ключи от его нового дома.
Также мы направили в Москву трех своих ветеранов – героев ВОВ для участия в организованной ОАО «РЖД» социальной акции «Поезд дружбы ветеранов войны против нацизма» по маршруту Москва – Минск – Брест – Москва. Это была встреча с их героической молодостью.
– Господин Ребец, в одном из первых интервью нашей газете Вы рассказывали о том, что перед приездом на новое место работы постарались узнать о стране назначения побольше. И хотя Вы уезжаете теперь в знаменитый российский туристический центр, тем не менее, будете ли привлекать своих друзей и знакомых в Армению рассказами о нашей стране?
– Конечно, буду рассказывать и пропагандировать отдых в Армении. Хотя мои друзья и так постоянно приезжали ко мне в гости в Ереван. Вместе с детьми и внуками. У меня даже была разработана специальная программа для них, позволяющая ближе познакомиться с достопримечательностями Армении: Нораванк, Хор Вирап, Гарни, Гегард, Ахпат, Санаин с его неповторимой архитектурой. Моих гостей, да и меня тоже, особенно восхищают озеро Севан, Селимский перевал… В Армении действительно есть много интересного. Не так давно я был в Ахтале, где меня очень поразил древний храм с его удивительными фресками. Их яркость и живость не померкла с VI века.
– Виктор Иванович, не будете скучать по нашим горам? Будете приезжать в Армению?
– Буду скучать и буду приезжать, тем более у меня еще остался невыполненный пункт. Мне всегда хотелось побывать на горе Арарат. В конце сезона я узнал, что такое восхождение в принципе возможно. Так что я еще вернусь!
ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» является 100-процентной дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги» и осуществляет концессионное управление армянскими железными дорогами. Железнодорожная инфраструктура Армении была передана в концессионное управление ЗАО «ЮКЖД» согласно подписанному 13 февраля 2008 г. Концессионному договору. Срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет.
Беседу вела Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии