В паутине гейдаризма
Приближается очередная годовщина государственного переворота 15-16 октября 2003 года, когда клан Алиевых, скрыв от общественности клиническую смерть Гейдара Алиева в августе 2003 года и продолжая издавать указы от его имени о назначении его сына Ильхама премьер-министром страны, провел операцию «Престолонаследие», узурпировав тем самым надолго власть в стране. Что же произошло за это время в этой давно Богом забытой стране? Куда движется Азербайджан под «мудрым» руководством клана Алиевых и что ожидает многострадальный азербайджанский народ в ближайшей перспективе? Попытаемся ответить на эти и некоторые другие вопросы.
Анализируя происходящие политические процессы в Азербайджане и вокруг него, мне вдруг на память пришло знаменитое изречение Льва Толстого о том, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских» – писал этот великий классик. Почему я вдруг вспомнил об этом? Да потому, что в сегодняшнем Азербайджане все смешалось, как в театре абсурда, и смешалось не на шутку в такой противоречивый клубок, что, без сомнения, в ближайшие годы события в этой «несчастной по-своему» стране будут регулярно будоражить многие мировые СМИ.
Конечно же, если бы не энергетические ресурсы и не геостратегически выгодное положение Азербайджана в свете последних изменений в мире, то многих как в Европе, так и в США мало интересовали бы восточные хитросплетения политической жизни в этой бывшей республике Советского Союза. Поэтому тактика «кнута и пряника», которой придерживаются все эти годы в Совете Европы как после выборов президента, так и после таких же сфальсифицированных выборов в парламент страны, в принципе была предсказуема. Во всех докладах, которые следовали вслед за ними, Совет Европы довольно недвусмысленно указывал режиму в Баку на недопустимость в стране, которая является членом Совета Европы, наличия политзаключенных, а также на то, что за все время членства в этой организации в Азербайджане ни разу не были проведены ни одни демократические выборы как президента, так и парламента страны, соответствующие международным стандартам.
По мнению правозащитных организаций, сегодня Азербайджан переживает самый тяжелый кризис с правами человека после прихода Ильхама Алиева к власти. По состоянию на сентябрь 2015 года, в Азербайджане около 100 политзаключенных, и среди них две известные во всем цивилизованном мире женщины – правозащитница Лейла Юнус и журналистка Хадиджа Исмаил, чьи имена 1 сентября 2015 года на брифинге в Белом доме официально были названы в числе 20 женщин мира, за чье освобождение правительство США будет бороться до конца. Людей в Азербайджане арестовывают за инакомыслие, они подвергаются изощренным пыткам, как в Средневековье, преследуются их родственники. В стране почти полностью отсутствует свобода слова. Вот имена одних только убитых журналистов за последние годы: Эльмар Гусейнов, Рафик Таги, Расим Алиев… А сколько погибших в застенках тюрем и при столкновениях с полицией при разгоне несанкционированных митингов протеста как в Баку, так и в других городах страны? ?И, к сожалению, эти аресты продолжаются…
А что же режим в Азербайджане, как он на все это реагирует, неужели в этой когда-то цветущей стране, волею своих правителей ставшей в один ряд с самыми отсталыми и одиозными режимами в мире и экономически, и политически, нет лидеров, понимающих всю трагедийность перспектив такого развития страны, внедряющей в жизнь план «ленинизма по-азербайджански»?
Из недавней истории мы все хорошо помним, как в СССР канонизировали Ленина. Это и мавзолей в его честь, премия его имени, названия городов и поселков, проспекты, аэропорты, заводы, ордена, денежные знаки и т.д. О том, что в Азербайджане такое же планируется сделать уже в ХХI веке, я прогнозировал во многих своих публикациях задолго до официальной смерти Гейдара Алиева. И старт этой канонизации был дан в начале марта 2004 года, когда сын бывшего президента, Ильхам, издал указ об увековечении имени своего отца. В указе говорилось о том, что будет построен мавзолей Алиева, учреждается Алиевская премия, многим университетам и институтам будут присвоены его имя, центральный проспект, который назывался Московским, стал Алиевским, аэропорт носит теперь его имя, дети в школах стали гейдарятами, навроде октябрят в Советском Союзе, и многое другое из нашего «светлого» прошлого. По всей стране вместо памятников Ленину и, что очень символично, на тех же центральных площадях всех городов и поселков установлены памятники Алиеву-отцу, и что также не может не вызвать грустную улыбку, с вытянутой рукой и в направлении того самого «светлого» будущего.
Все подконтрольные (а неподконтрольных почти не осталось) СМИ в Азербайджане занимаются сегодня раскруткой этой идеологии гейдаризма. Чтобы такое спрогнозировать, я еще несколько лет назад писал, что для этого не надо быть Мишелем Нострадамусом. Для этого достаточно знать историю СССР и немножко личность члена политбюро Гейдара Алиева. Историю СССР я в школе и в институте изучил неплохо, а с Гейдаром Алиевым судьбе было угодно познакомить нас близко, сразу же после его возвращения во власть вслед за кровавыми событиями 4 июня 1993 года, когда при помощи спецслужб России было свергнуто демократическое правительство президента Эльчибея. Я работал тогда управляющим делами парламента Азербайджана и потому достаточно часто и близко пересекался с Гейдаром Алиевым, ставшим тогда председателем парламента республики. Последний раз мы встретились с ним у него в кабинете, когда я принес ему в знак протеста заявление о своей отставке, и у нас была довольно долгая и интересная беседа. Конечно же, он прошел хорошую школу в недрах КГБ СССР и прекрасно разбирался в том, что такое власть и что ее легче захватить, нежели удержать. И потому он с первых дней стал создавать культ своей личности. Он прекрасно знал, как надо это делать и как надо поступать с теми, кто мешает. Планомерно неугодные политические противники один за одним или оказывались в тюрьме, или эмигрировали, или же внезапно уходили в мир иной.
Из истории СССР мы знаем, что так поступал сначала Ленин, а потом после его смерти это мастерски продолжил Сталин. А что, разве в Азербайджане, кроме меня, никто не читал историю СССР? Ведь сегодня у власти находится вся бывшая партноменклатура, которая по долгу службы должна была знать ее лучше меня. Но тогда почему же эта власть так уверенно и с таким подобострастием и размахом занимается сегодня канонизацией Гейдара Алиева? Неужели они не понимают, что, если за 75 лет это не прижилось в СССР, это тем более не приживется надолго в сегодняшнем Азербайджане? И разве история Азербайджана началась в 1969 году, когда 1-м секретарем ЦК КП Азербайджана стал Гейдар Алиев? А разве в истории Азербайджана не было достойных государственных мужей до него? А как же быть тогда с тем, что в 1920 году идеологические предшественники Гейдара Алиева свергли первое буржуазное демократическое правительство мусаватистов во главе с основателем партии и государства Мамедом Эмином Расул-заде? Не потому ли как в свое время сам Алиев, так и сегодня его последователи всячески стараются убить в народе память об этих страницах истории, как в свое время это делали большевики? Такие вопросы я могу задавать и задавать бесконечно.
Сегодня в Азербайджане вы не встретите достойного упоминания о М. Э. Расул-заде, созданной им партии «Мусават» и его сторонниках ни в школьных учебниках, ни в энциклопедии, ни в СМИ. Кругом один Гейдар Алиев, и коль нынешний режим в Баку это делает, значит, он наплевал на свою историю и занимается ее перелицовыванием.
«Человеческие очистки – самая низшая категория», – говорил Михаил Булгаков в «Собачьем сердце». А что делать стране, где эти человеческие очистки управляют правительством, парламентом? Когда эти хамелеоны, эти чеховские «очумеловы», как пресмыкающееся, меняют свою окраску в зависимости от политической конъюнктуры, становятся угодливыми и рабски преданными к властям предержащим и деспотичными ко всем остальным.
Я не случайно вспомнил Льва Толстого, Михаила Булгакова и Антона Чехова. Наблюдая за реалиями в сегодняшнем Азербайджане, помощь классиков в понимании этих событий необходима, т.к. агонизирующий режим Алиева никак не вписывается в нормы ХХI века. Вот только этот режим должен тогда четко усвоить из той же истории СССР, что, пока клан Алиевых будет продолжать внедрять в жизнь «ленинизм по-азербайджански», события рано или поздно пойдут совсем уже по другому сценарию, т.к. «шариковых» сам алиевский клан расплодил очень много и им, как говорил Михаил Булгаков, «учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту».
И с таким подходом к своей истории будущее Азербайджана будет таким же, как и будущее Страны Советов, когда в одночасье развалился этот колосс на глиняных ногах. И это сделает тот самый народ, который сегодня, к сожалению, находясь в паутине гейдаризма, позволяет превращать себя в безропотную массу. Хочется надеяться, что это время очень скоро придет, иначе народ, который не помнит своего прошлого и не дорожит своей историей, достоин своих правителей и уйдет вместе с ними в небытие…
Рамис Юнус, политолог, общественный деятель (США)
Оставьте свои комментарии