№18-19 (270-271) октябрь 2015 г.

Принять христианство, одновременно исповедуя ислам, невозможно

Просмотров: 8296

С лета СМИ Армении и диаспоры активно обсуждают инцидент, произошедший во время приезда в страну в рамках проекта «Возрождение» 80 криптоармян. Три участника этой группы – две девушки из Дерсима и молодой человек из Диярбекира – пожелали креститься, однако организовать церемонию не удалось ни в Эчмиадзине, ни в монастыре Хор Вирап, ни в ереванской церкви Сурб Ованнес.

Священники ссылались на различные причины, но в целом они сводились к необходимости «принести различные документы и справки». После этого в Армении разгорелся настоящий скандал. История вызвала волну критики в адрес церкви, Министерства диаспоры и правительства в целом, в очередной раз подняв проблему, о которой многим хотелось бы забыть.

Проживающие на своей родине в Западной Армении криптоармяне, или хемшилы, по-прежнему остаются самой закрытой, малоизученной, но, безусловно, представляющей большой интерес частью армянства. Данные о численности армян-мусульман довольно противоречивы. По данным Константинопольского Патриархата Армянской Апостольской Церкви, в Турции сегодня живут от 1,5 до 2 миллионов армян-мусульман, криптоармян и стамбульских армян. Только в Стамбуле живут около 70 тысяч армян, и все они христиане.

По мнению известного в Армении тюрколога Рубена Мелконяна, в совокупности число этих людей не может превышать 2-3 миллионов. По данным же американских исследовательских центров, реальная численность армян в Турции доходит до 8 миллионов. Власти Турции периодически занижают статистику о хемшилах, числя их как мусульман. Однако между собой армяне-христиане и армяне-мусульмане разницы не чувствуют, а большинство хемшилов свободно владеют родным языком.

Армяне, проживающие в Западной Армении, традиционно исповедовали христианство и начали подвергаться исламизации под острием турецкого ятагана в XV-XVI вв. Часть наших соотечественников, отвергнув исламизацию, бежала в Восточную Армению, Россию, страны христианского мира. Но далеко не все исламизированные армяне в Турции утеряли идентичность. Они продолжали тайно молиться на армянском языке, сохраняя связь и преемственность поколений. Таким образом, на основе имеющихся довольно скудных данных можно прийти к выводу, что ассимиляция армян Западной Армении не только не завершена, но и наблюдаются тенденции к «возвращению».

Автору статьи известны иные примеры, когда армяне-хемшилы возвращались к христианству и Армянская Апостольская Церковь усилиями Константинопольского Патриархата этому всегда способствовала. Происходит это в местности, где чудом сохранившиеся армянские церкви служат в лучшем случае объектами туризма. Турецкой Конституцией религиозная пропаганда в стране запрещена, поэтому церковь может крестить лишь тех армян, кто решил вернуться в веру предков самостоятельно. Таким образом, ежегодно «возвращаются» несколько сот армян-мусульман.

Впрочем, есть тут и подводные камни. В лоно ААЦ сегодня стремится немалое количество… курдов и турок – ради получения законного права жить в Германии. По словам архимандрита Комитаса Овнаняна, большинство исламизированных армян хотят принять христианство, исходя из личной или политической выгоды. Архимандрит считает, что желающим принять христианство для начала нужно отказаться от ислама, получив тому документальное подтверждение от мечети.

«Принять христианство, одновременно исповедуя ислам, о чем часто просят исламизированные армяне при просьбе о крещении, невозможно. Армян надо принимать по происхождению, а не религии», – убежден святой отец.

К сожалению, немалая часть армян существование соотечественников-мусульман вообще не признает, хотя в самой Армении есть и протестанты, и католики, и даже последователи сект. Факт существования армян-мусульман обходят молчанием даже при посещении Западной Армении.

Так, например, ответственный Бюро АРФ «Дашнакцутюн» по политическим вопросам и глава офиса «Ай Дат» Киро Маноян не считает, что любой человек, в жилах которого течет несколько процентов армянской крови, является армянином. Главное, на его взгляд, это самосознание: «В Турции сегодня действительно живут миллионы людей с примесью армянской крови. Однако не думаю, что все они чувствуют себя армянами. Криптоармянами – людьми, осознающими свою идентичность, но не смеющими о ней громко заявить, нужно заниматься. Им нужно оказывать помощь. Рассчитывать на большее не стоит», – заявил он «НК».

Тюрколог Рубен Мелконян оценивает вопрос криптоармян и исламизированных армян в Турции как неоднозначный. Эксперт разделяет армян Турции на 4 группы. Первая из них – армяне, проживающие в самом Амшене и исламизированные еще в XVII-XVIII веках, но сохранившие идентичность: язык, диалект, привычки, обычаи. Вторая группа – это криптоармяне, сохранившие идентичность посредством браков исключительно между собой. Третьей группой являются не сохранившие идентичность исламизированные армяне, сочетавшиеся браками с мусульманами и т.д. Четвертая группа состоит из людей, имеющих армянское происхождение, но себя армянами не считающих.

Отдельной группой являются и константинопольские армяне-христиане. В годы геноцида турками было похищено 200-300 тысяч армянских женщин и детей. И сегодня в Турции проживает немалое число их потомков. Некоторые из этих людей считают себя турками, некоторые подчеркивают свое армянство.

По мнению Рубена Мелконяна, наши соотечественники еще со времен Российской империи представляют собой интерес для центров силы, имеющих интересы в Турции. Тюрколог, ссылаясь на рассекреченные доклады российских ученых, разведчиков, отмечает, что еще имперская разведка в преддверии очередной русско-турецкой войны отправляла экспедиции, изучавшие исламизированных в XVII-XIX вв. армян. В 20-30-е годы прошлого века эта тема изучалась американцами и британцами. В конце XX века темой резкого роста миграции турок активно интересовались власти Германии.

Хемшилы территориальных требований к Турции не предъявляют, однако понятно, что при появлении соответствующего запроса армяне-мусульмане через определенный промежуток времени могут превратиться для Турции в головную боль. Недавнее прошлое Османской империи – лучшее свидетельство того, как распадаются империи, построенные на крови. В ближайшие десятилетия вполне может распасться и тщетно пытающаяся предстать перед миром в качестве монолитной региональной державы Турция. И глобальные центры силы, безусловно, учитывают этот сценарий в прогнозах своих исследовательских центров. Таким образом, «армянский вопрос» не сводится только к потерянным территориям и погибшим и изгнанным миллионам армян.

Бывший советник президента Армении Ашот Манучарян придерживается мнения, что 100 лет назад армянство потеряло не только часть исторической родины – Западную Армению и 1,5 миллиона человек. Оно потеряло миллионы соотечественников, перешедших в ислам, но сохранивших тем самым свои жизни. В результате армянский народ перестал быть единым целым, пусть и живущим на территории трех разных империй. По мнению аналитика, сегодня пришло время задуматься над тем, нужно ли армянству пытаться восстановить эту целостность.

Ему вторит Рубен Мелконян, считающий, что для воссоединения армянства есть плодородная почва. Эксперт убежден, что в первую очередь Армении следует отказаться от роли наблюдателя и полноценно участвовать в жизни соотечественников. «Мы требуем восстановления церкви Сурб Хач в Ахтамаре, церкви Сурб Карапет в Муше, но не знаем, кто их будет посещать, кроме туристов. Меж тем, насильно исламизированные в 1894-1916 гг. люди являются доказательством факта геноцида армян. 5-й пункт Конвенции о геноциде характеризует насильственное обращение из одной веры в другую как геноцид. Поэтому Армения может требовать признания геноцида и от их имени», – убежден тюрколог.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 36 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Интересная статья. Вопрос серъезный. На мой взгляд, если человек решил вернуться к религии своих предков и отбросить навязанную ему под страхом смерти чуждую религию, то это можно только приветствовать и поощрять. Такой процесс возвращения к своему потерянному армянству имеет место быть и набирает обороты. В данном случае возврат к христианству означает возврат к армянской идентичности. Но, ААЦ справедливо считает, что крестить всех желающих без разбору, чохом, не выясняя элементарные вопросы и мотивы также недопустимо.Именно потому, что окрестить, в данном случае означает, признать армянином (армянкой), обармянить. Так зачем нам в ААЦ и в народе турецко-курдско-цыганско-арабско-персидский сброд, стремящийся любой ценой оказаться на благословенном Западе с помощью, в данном случае, "армянского билета"? Проверять и выяснять истинные мотивы по любой возможности нужно.И убедиться следует в том, что человек сознательно креститься, чтобы стать армянином, а не переселенцем в Германию.
  2. Проверить истинные мотивы крещения мусульманина очень трудно и кто это будет делать на границе с Европой?Немцы?
  3. Ув.Арам!Речь идет о проверке не на границе с Европой. Мне как-то фиолетово, будут-ли проверять немцы истинные мотивы или не будут. Я имел в виду проверку нашу.Проверку в ААЦ, прежде чем крестить.Вот нам она необходима.И эта необходимость только будет нарастать по мере приближения развала турецкого государства.Вот тогда многие вдруг вспомнят о своих армянских корнях.А нам надо будет всякий сброд, который будет утверждать о своей армянскости ради корыстной выгоды, отсекать.Вот о чем речь у меня была.
  4. Вы вообще против крещения мусульман в ААЦ,если они хотят отказаться от ислама?
  5. Если Вы внимательно прочитаете мои посты, то ,думаю, необходимость задавать такой вопрос у Вас отпадет. Криптоармянам, желающим порвать с навязанной им чуждой религией врага и желающим стать не крипто, а просто АРМЯНАМИ, двери всегда должны быть открытыми. Что касается мусульман неармян, а турок, курдов, арабов или персов и тд, то с чего это вдруг они массово захотят стать христианами, да еще чадами ААЦ? От лукавого это.Мы прозолетизмом не занимаемся.Это официальная позиция ААЦ. Отдельные единичные случаи могут быть ( скажем в смешанных браках), но массовым это яыление быть в принципе не может. И такого добра нам, думаю, не надо.
  6. Cогласен.Туркам и арабам не нужно христианство и их крестить даже опасно.Могут проникнуть разные вражеские элементы.Но,мусульманам-армянам дорога к христианству должна быть открыта.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты