Кому мешает «ласточкино гнездо» в Ереване?
Несколько месяцев назад в Ереване вновь разгорелись страсти по поводу частичного демонтажа старого здания аэропорта «Звартноц». Новый всплеск общественного негодования вызвал факт незаконного «междусобойчика» между городскими властями и концессионером ЗАО «Армения – международные аэропорты». Оформленный столичной мэрией еще в начале декабря прошлого года документ, хотя и представлял собой официальное «добро» на снос прилегающей эстакады, тем не менее, по духу был больше схож с откровенной индульгенцией на очередной архитектурный вандализм в армянской столице.
«Муниципалитет не имел права выдавать такое разрешение без заключения авторитетной экспертизы и согласования с соответствующими инстанциями, в том числе и с Союзом архитекторов. Это не ларек, не табачная лавка и даже не очередной «объект», который с легкостью можно видоизменять по желанию временного собственника, – считает председатель Союза архитекторов Армении Мкртич Минасян. – Уже озвучено решение о сносе пока только кольцевой эстакады. Но печальный опыт показывает, что если ломают одну часть строения, то в дальнейшем ломают и все остальное. А потом просто ставят общественность перед фактом». К сожалению, такое бездумное отношение к собственной градостроительной истории давно уже стало традицией у местных чиновников и нуворишей. И хотя владельца аэропорта «Звартноц» никак не назовешь быстро разбогатевшим буржуа, тем не менее звание временщика в данном случае весьма приемлемо.
«Не следует забывать того, что аэропорт сдан в аренду сроком всего лишь на тридцать лет, из которых почти половину компания уже эксплуатирует его. Допустим, мы согласимся на снос сейчас, но что будет потом? Что мы оставим нашим потомкам? Бизнес-программу концессионера? Или как в известном афоризме: после нас хоть потоп», – отметили в Общественном совете Армении, благодаря которому еще в 2013 году удалось пресечь первое поползновение ЗАО «Армения – международные аэропорты» на архитектурную историю главных воздушных ворот страны. Тогда в качестве основной причины называлось несоответствие сооружения требованиям сейсмостойкости, что вызвало отрицательную реакцию большей части специалистов. По их мнению, в таком случае нужно обратить внимание на жилой фонд Еревана, 70 процентов зданий которого тоже требуют экстренного укрепления из-за сейсмической уязвимости.
«Что касается прочности старого терминала аэропорта «Звартноц», то он покоится на коренных монолитных туфовых породах, залегающих на глубине до 14 метров. Экспертиза на прочность и сейсмическую устойчивость проведена в Москве проектировщиками Останкинской телебашни. Было дано заключение, что в проект заложены двойные и даже тройные запасы прочности против действовавших в то время СНиПов. Кстати, именно по ним была возведена Останкинская телебашня, до которой, к счастью, владелец аэропорта господин Эрнекян (аргентинский бизнесмен армянского происхождения. – Ред.) пока не добрался», – комментирует «слабое звено» спорной ситуации заслуженный летчик СССР Дмитрий Атбашьян, при непосредственном участии которого в бытность его руководителем Главного управления гражданской авиации Армении был построен и с 1980 года активно эксплуатировался столичный аэропорт.
Пропускная способность тогда составляла 2100 пассажиров в час, а в «плохие» годы «Звартноц» обслуживал даже до 5 млн человек. Сегодня эта цифра значительно скромнее, несмотря на то, что в 2011 году был открыт современный пассажирский терминал, отстроенный по последнему слову техники. Концессионеру он обошелся в 160 млн долларов США, и, естественно, как настоящий бизнесмен, тот заинтересован в возврате вложенных средств. Однако при нынешней расчетной мощности в 3,5 млн человек аэропорт обслуживает чуть более половины указанной цифры. Политика «открытого неба», инициированная правительством Армении в 2013 году, не стала для него спасительной соломинкой: отечественная «Армавиа» объявила себя банкротом, а число иностранных авиаперевозчиков за последние два-три года сократилось более чем на десять единиц. Авиакомпании не устраивает высокая стоимость аэропортовских услуг, а пассажиры жалуются на запредельные цены билетов и непонятную пошлину, прозванную в народе «налогом на воздух». Такому ноу-хау в основном удивляются прибывающие в Армению туристы. Кстати, их недоумение вызывает и огромная бутылка вина с надписью «Karas», установленная в центре подъездной площади аэропорта «Звартноц». О том, кто изготовитель напитка, догадаться нетрудно, поскольку рекламный шедевр уж очень по-хозяйски застолбил привокзальную территорию частной собственности. И хотя года два назад парламент республики разрешил рекламировать в общественных местах алкоголь местного производства, все же думается, что винная продукция не тот бренд, который способен представлять истинные национальные ценности нашей страны с первых минут пребывания иностранных гостей на армянской земле.
«Есть люди, которые находятся вне закона, которые свое дело продвигают вперед, причем делают это открыто. Имя Эрнекяна на слуху в основном в связи аэропортом «Звартноц». И если он что-то хочет сделать в Армении, ему никто не может сказать «нет». Так что же он сделал в Армении для Армении?» – вопрошает глава фракции «Здравствуй, Ереван!» Анаит Бахшян. Вопрос весьма резонный, особенно на фоне патриотической деятельности других армянских благотворителей. Например, Джерарда Гафесчяна, отстроившего уникальный Музей современного искусства на территории ереванского Каскада, вход куда бесплатный. Он же пожертвовал 20 млн долларов США на покупку и ремонт здания для Музея Геноцида армян в Вашингтоне, создал Фонд разработки гидрогенных источников энергии, солнечных накопителей и батарей для Армении. Или Кирк Керкорян, благодаря которому в республике был реализован ряд проектов, в том числе весьма наглядный – по дорожному строительству. Кроме того, согласно завещанию, вырученные от продажи своего имущества средства он направляет на благотворительность в Армении. Что касается аргентинского предпринимателя, то даже с учетом его армянских корней остается лишь констатировать, что для него важнее всего только бизнес и ничего личного. Не затрагивая закрытой банковской сферы, где он является владельцем ЗАО «Конверсбанк», не вдаваясь в суть расплывчатых формулировок «крупных проектов, в том числе в области сельского хозяйства», его присутствие (особенно в последние годы) запомнилось многочисленными конфликтами между аэропортом «Звартноц» и бывшим национальным перевозчиком «Армавиа», который в конце концов вынужденно покинул армянское небо.
В начале нулевых главная воздушная гавань страны по договору перешла в концессионное управление компании «Корпорасион Америка». Правда, детали самого договора широкой общественности практически неизвестны, а потому дозированная информация пресс-службы аэропорта лишь подливает масла в огонь. «Мы намерены и готовы модернизировать международный аэропорт «Звартноц», но не будем тратить ресурсы и время на сохранение аварийного и неиспользуемого здания, которое не соответствует современным аэронавигационным стандартам. Старый корпус аэропорта на сегодняшний день является очень опасным сооружением. Поэтому ЗАО «Армения – международные аэропорты» снимает с себя ответственность за любую аварийную ситуацию», – сообщается деловой скороговоркой в пресс-релизах компании.
Расклад понятен: по предварительным оценкам, для демонтажа башни требуется всего 2 млн долларов США, в то время как для укрепления – не менее 10–12 млн Между тем, еще в 2003 году соавторы этого проекта в судебном порядке добились решения о том, что ни одно юридическое или физическое лицо не имеет права на разрушение или изменение внешнего облика строения.
В свое время летчики ласково называли круглую башню аэропорта «ласточкиным гнездом», считая ее отчим домом отечественной авиации. Построенный в 1985 году по проекту архитекторов Ж. Шехляна, А. Тарханяна, С. Хачикяна, Л. Черкезяна и конструктора С. Багдасаряна аэровокзальный комплекс был удостоен Государственной премии Армении в области архитектуры. Специалисты и сегодня называют его знаковым символом советского позднего модернистского зодчества. Союз архитекторов Армении обратился в Министерство культуры с просьбой включить его в Список охраняемых государством историко-культурных памятников. Резолюция 19-го Венского конгресса архитекторов также призвала Министерство градостроительства Армении не уничтожать памятники архитектуры этого периода. Но даже при таком общественном резонансе проблема много лет остается нерешенной. А тем временем здание продолжает разрушаться: во многих местах варварски содрана облицовка, обнажена арматура. А ведь когда-то здесь снимались фильмы, в том числе кинохит «Приключения пана Кляксы» режиссера Кшиштофа Градовски. По воспоминаниям польских кинематографистов, «Звартноц» притягивал их своей неповторимостью и космической привлекательностью.
Сегодня Анаит Тарханян, как наследница одного из авторов проекта, намерена обратиться в ряд международных инстанций для защиты комплекса аэропорта «Звартноц». Поддержать архитектурную историю решили и пользователи армянского сегмента ФБ, организовав сбор подписей под петицией о сохранении «круглой башни» аэропорта. При этом предлагается вновь вернуться к старым проектам: после укрепления создать в смотровой башне зону отдыха, использовать старый терминал для внутренних рейсов или малой авиации. В конце концов, перевести сюда Музей истории гражданской авиации Армении, который сегодня расположен в закрытой части аэропортовской зоны, а значит – почти недоступен для посещений.
Но противоположная сторона остается при своем мнении, подчеркивая, что, кроме архитектурно-культурного аспекта, данная проблема имеет финансовую составляющую. По их мнению, направленные концессионером средства на сохранение старого здания будут обязательно заложены в себестоимость билета. А это, мол, больно ударит по карману трудовых мигрантов и в целом отразится на динамике пассажиропотока. «Эдуардо Эрнекян платить за сохранение старого здания не станет. За него должны заплатить граждане Армении и посещающие нашу страну туристы, кстати, и без того недовольные дороговизной авиабилетов из-за дорогих услуг аэропорта, – заключают оппоненты. – Следовательно, нужно без популистских заявлений искать более сбалансированное решение, которое устроит всех».
Однако в данной ситуации «искать» все больше напоминает детскую забаву в кошки-мышки, которая у взрослых превращается в довольно серьезную игру: кто окажется проворнее. А тем временем с архитектурной карты Еревана уже исчезли Дворец молодежи – знаменитая «Кукуруза», гостиница «Севан», дом Африкянов… Продолжается непонятная возня вокруг гостиницы «Двин»… «Если то же самое делают в Турции, мы возмущаемся. Если разрушают в Грузии, мы поднимаем шумиху, – констатирует ситуацию искусствовед Сюзи Пилипосян. – А когда это происходит в моей стране? Лично у меня создается впечатление, что в последние годы чья-то рука вредительски уничтожает собственные исторические памятники. Получается, что мы сами предаем наше наследие, вместо того чтобы сделать его главным концептом национальной культуры».
Между тем стало известно, что судьба «ласточкиного гнезда» практически предопределена. «Мы считаем, что Армения не?должна инвестировать в?то, что разрушается», – говорит главный менеджер закрытого акционерного общества «Армения – международные аэропорты» Марсело Венде, одновременно отметив, что куда целесообразнее сконцентрироваться на строительстве?новой инфраструктуры. А далее последовала непереводимая игра слов, когда белая и пушистая компания попыталась перевести стрелки на МЧС РА, где якобы и было вынесено заключение об аварийной эстакаде. Впрочем, даже в столь прилизанном косноязычии этой очень закрытой компании четко прослеживается ее откровенное желание стереть с армянской земли нашу национальную градостроительную историю.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии