Отчуждение российских инноваций доктора Меликяна и зарубежное признание
«При лечении и протезировании зубов необходимо учитывать их анатомо-топографические, биомеханические и функциональные особенности, максимально сохраняя при этом здоровые ткани», – считает выдающийся ученый и новатор, врач-стоматолог, доктор медицинских наук Меликсет Меликян. Инновационная технология доктора М. Л. Меликяна не имеет аналогов в мире. Доктором Меликяном и его учениками впервые в мире разработаны и запатентованы способы механоактивации и армирования композитных материалов, которые позволяют восстанавливать целостность разрушенных зубов с учетом их природных особенностей, предотвращать и минимизировать вероятность возникновения осложнений и увеличить срок функционирования отреставрированных зубов.
– Как Вы пришли в свою профессии?
– После окончания школы я закончил в Ленинакане ювелирное училище. На протяжении всей службы в армии я занимался строительством. Поступив в медицинский институт на стоматологический факультет, организовал стройотряд «Эврика» и руководил им на протяжении 5 лет. Но самой главной и любимой в моей жизни профессией стало врачевание моих пациентов. Хотя навыки первых двух помогают и по сей день.
– Что Вас подвигло к авторским разработкам в стоматологии?
– Окончив медицинский институт, ординатуру и аспирантуру, я в течение 10 лет изучал в теории и на практике все разделы стоматологии. К разработкам малоинвазивных, тканесберегающих способов устранения дефектов в полости рта меня подтолкнули наблюдения за агрессивными методами лечения и количество осложнений, которые возникают после таких традиционных подходов. Хочу отметить большую заслугу моего научного руководителя и учителя Итина В. И., который научил меня обращать внимание прежде всего на отрицательные результаты, подвергать их тщательному анализу, делать соответствующие выводы и находить неординарные решения.
Разработка и внедрение новых щадящих методов лечения и протезирования – актуальнейшая задача современности. И несмотря на то, что появляются все новые и новые материалы, инструменты, оборудование и технологии, к сожалению, в той же Америке к 55 годам 50% пациентов уже после металлокерамики остаются без зубов. На лечение зубов с использованием композитных материалов, например, в США ежегодно тратится 5 миллиардов долларов. А в России уже через 12 месяцев после проведенного лечения более 75% композитных реставраций требуют замены или значительной коррекции. И если учесть, что в общем более 4 миллиардов человек на планете нуждаются в стоматологической помощи, можно представить актуальность разработок, которые позволили бы снизить количество осложнений, характерных для традиционной стоматологии. Нами также двигало, прежде всего, одно желание – максимально продлить сроки функционирования зубов. Мы смогли это осуществить благодаря нашим инновациям, которые успешно применяем на протяжении 20 лет.
– Меликсет Литвинович, можно ли сказать что такая потребность в стоматологической помощи обуславливает ее современный высокий уровень?
– На мой взгляд, современная стоматология находится в очень тяжелом положении во всем мире. Она отстает от других отраслей медицины. Количество и характер осложнений тому доказательство. И что больше всего меня удручает – те зубы, которые могут еще функционировать на протяжении десятков лет при применении нашей технологии лечения, традиционно удаляются.
– Меликсет Литвинович, каковы причины осложнений при традиционном методе лечения?
– Хороший вопрос. Мы сами ответ на этот вопрос получили после тщательного изучения и анализа основополагающих причин, которые приводят к возникновении осложнений в традиционной стоматологии без учета квалификации врача: применение искусственных материалов; травматическое или агрессивное препарирование твердых тканей зуба; удаление сосудисто-нервного пучка (депульпирование зуба) под конструкцию; реставрация зуба без учета конструктивных, анатомо-топографических, биомеханических особенностей; применение искусственных коронок и штифтовых конструкций; отсутствие системного подхода.
К сожалению, при традиционном лечении или протезировании не учитываются природные особенности зуба. И что совсем недопустимо – при лечении зубов не используют системный подход: один зуб лечит, второй удаляет, третий устанавливает имплант, четвертый протезирует и т.д. Но при этом никто из врачей не несет ответственности за общее состояние зубов пациента.
При устранении дефектов перед врачом-стоматологом стоит три основные задачи – восстановить анатомическую форму, функцию и эстетику. Было бы вполне логично и правильно проводить эти манипуляции с применением материалов, аналогичных естественным тканям зубов. Но такой технологии нет в мире, поэтому применялись, применяются и наверняка очень долго будут применяться металлические и неметаллические искусственные материалы, которые отличаются как друг от друга, так и от естественных тканей зуба физико-механическими, физико-химическими и эстетическими свойствами. Осложнения, которые возникают со стороны материалов, неизбежное, закономерное и предсказуемое явление, обусловленное их недостатками.
После удаления естественных мягких тканей (сосудисто-нервного?пучка, который обеспечивает жизнедеятельность зуба) или после разрушения связочного аппарата зуба (периодонта, выполняющего роль амортизатора) восстанавливать их целостность и функцию с применением современных искусственных материалов невозможно. В настоящее время с применением искусственных материалов восстанавливается анатомическая форма, функция и эстетика исключительно разрушенных твердых тканей зуба.
– А при восстановлении одного отсутствующего зуба «убивают» два находящихся рядом?
– Да, именно так. Врачи это понимают, но другого выхода у них нет. Мы много думали над тем, как не препарировать (обтачивать) соседние зубы? Еще одна проблема – препарирование зуба под определенную конструкцию. Ведь зуб обтачивают под коронку или штифт, в процессе чего удаляются не только разрушенные ткани зуба, но и здоровые. Это агрессивно и крайне нежелательно. К сожалению, как говорил профессор Э. Я. Варес, в стоматологии узаконены варварские методы.
– Если можно, вкратце о сути ваших инноваций.
– В процессе послойной композитной реставрации в светоотверждаемый композитный материал имплантируется (устанавливается) гибкая сетка из нержавеющей медицинской стали, покрытая золотом. Ее до нас применяли в стоматологии в съемных протезах. Мы же, придавая любую нужную в конкретном клиническом случае форму армирующему элементу из сетки, устанавливаем его в нужную проекцию при реставрации/ реконструкции зубов.
– Что такое армирующая стоматология?
– Философия армирующей стоматологии полностью соответствует самому главному постулату в медицине на все времена – «Не навреди!» и заключается в индивидуальном, эксклюзивном и системном подходе к пациенту.
– Какие преимущества дает армирование композитных материалов?
– Наши разработки позволяют проводить щадящее препарирование, устранять любой дефект твердых тканей зуба без применения традиционных искусственных коронок, штифтов, вкладок, виниров, тем самым исключив в своей работе травматичное и агрессивное обтачивание. Мы не обтачиваем зуб под коронку или под штифт, а убираем только разрушенные ткани зуба, и на сохранившихся здоровых тканях с применением композитного материала и позолоченной металлической сетки восстанавливаем зуб. Благодаря нашей технологии появилась возможность сохранять большинство зубов, которые во всем мире при традиционном подходе удаляются. Разработанная система позволяет устранять любые формы патологической стираемости зубов начиная от 2 мм прямым способом без лаборатории. В подавляющем большинстве случаев зубы восстанавливаем с учетом их природных особенностей. Наша задача заключается в том, чтобы сохранить зубы и не доводить их своим лечением до удаления.
На протяжении 20 лет применения армирования композитных материалов при устранении различных дефектов твердых тканей зубов нами установлено, что в армированной зоне композитной реставрации независимо от дефекта полностью отсутствуют трещины, сколы и отколы композитных реставраций. Таким образом, разработанная нами инновационная технология армирования композитных материалов позволяет минимизировать осложнения и увеличить сроки функционирования восстановленных зубов. Более того, работаем без анестезии. При этом из 10 пациентов 8 засыпают во время лечения благодаря уникальной технике реставрации.
– Скажите, а если у пациента несколько проблем – одного зуба нет, другой полуразрушен, третий требует вмешательства, четвертый надо удалять?
– Вот именно такой случай и требует системного подхода. Это позволяет наша технология. Обычно все начинается с консультаций. Мы проводим не менее трех консультаций. Пациент должен быть проинформирован и иметь право выбора. Ознакомляем с преимуществами и недостатками традиционных и авторских методов лечения. Обосновываем показания и противопоказания. Составляется план и этапность. После заключения договора и информационного согласия приступаем к комплексному лечению. То есть врачи в нашей клинике ведут пациента от начала до конца лечения и несут полную ответственность за результат своей работы. Кроме того, все пациенты в течение года находятся на бесплатном диспансерном наблюдении.
– К Вам приходят с серьезными осложнениями после традиционных методов лечения и протезирования. Скажите, сколько нужно времени для таких тяжелых случаев с многочисленными дефектами?
– Все, конечно же, индивидуально Если взять самый запущенный случай – около 20 дней из расчета по 4 часа в день.
– Какова гарантия после реставрации зубов методом армирования?
– В нашей практике еще ни разу не было скола в армированной зоне композитной реставрации. Крайне редко были микросколы в неармированной зоне композитной реставрации. Процент осложнений равен примерно 5%. Это против 75% после традиционной композитной реставрации. Но применение механоактивации композитных материалов, даже без армирования металлической сеткой, в разы снизило осложнения в неармированной зоне композитной реставрации. С использованием сетки и метода механоактивации при установке пломбы мы добились фантастического результата. Нами научно доказано, что металлическая сетка увеличивает предельную нагрузку композитного материала на 75%, а вибрационный способ механоактивации – на 23%.
Таким образом, впервые в мире разработаны альтернативные способы увеличения предельной нагрузки композитных материалов в процессе послойной композитной реставрации с применением армирования и механоактивации, что в совокупности увеличивает предельную нагрузку до 98% А это в свою очередь привело к минимизации осложнений при композитной реставрации. Над этим работают целые институты во всем мире. Но нашему семейному коллективу удалось решить эту глобальную задачу неординарным и высокоэффективным подходом.
– Скажите, пожалуйста, что такое механоактивация композитных материалов? Расскажите о ней.
– Под механоактивацией, в широком смысле этого термина, следует понимать технологическое воздействие на материал, вызывающее ускорение технологических процессов, приводящее к повышению качества изделия, посредством механических воздействий.
При традиционном способе установки пломбы композит «утрамбовывается» послойно при помощи специального стоматологического инструмента. В результате исследований мы установили, что между слоями композита возникают крупные поры, со временем, в процессе акта жевания, под давлением, из этих пор возникают трещины, которые, сливаясь между собой, формируют магистральную трещину. В результате ее рост приводит к сколу композитной реставрации. Нами разработано и запатентовано устройство, вибрационный механоактиватор, для механоактивации светоотверждаемых композитных материалов. Мы стали «утрамбовывать» композит при помощи вибратора в процессе послойной композитной реставрации. Наши научные исследования показали, что вибрационный способ механоактивации композитного материала увеличивает предельную нагрузку на 22,5%; снижает пористость до 70%, а максимальный размер пор (критические дефекты) до 50% и способствует формированию прочной уплотненной монолитной композитной конструкции.
Разработанный вибрационный способ механоактивации и устройство для осуществления механоактивации композитного материала позволяют применять его широко при реставрации любыми светоотверждаемыми композитными материалами, при устранении любых дефектов твердых тканей зуба, а также прямых, непрямых, армированных и неармированных композитных реставрациях.
– Получается, Вы серьезно занимаетесь не только клиникой, но и наукой?
– На вывеске нашей семейной клиники написано «Институт армирующей стоматологии». Это соответствует диапазону нашей деятельности. Вот только рабочий день у нас гораздо длиннее и заканчивается в стенах дома.
На протяжении многих лет мы занимаемся не только клиническим применением нашей технологии, но и научным обоснованием наших инноваций совместно с учеными МГТУ им Баумана, Научно-исследовательского института ядерной физики г. Сарова, Казанского федерального университета и Техасского университета. Нами установлено, что металлическая позолоченная переплетенная сетка увеличивает предельную нагрузку в композитных образцах на 75%, снижает и равномерно распределяет напряжение в композитной реставрации в области адгезии (область соединения композитного материала с твердыми тканями зуба), препятствует росту и возникновению трещин в армированной зоне композитной реставрации. Для наглядности можно обратиться к аналогии в строительстве. Есть железо и бетон, совершенно разные материалы, но когда их соединяют, получается железобетон со своими физико-механическими свойства. Недостатки одного материала компенсируются преимуществами другого.
Наши открытия – общее достояние. У нас запатентовано в России 71 инновационное решение. Разработки отмечены 10 золотыми медалями международных выставок идей, инноваций и изобретений. За инновации в медицине меня наградили орденом Бельгийского государства. На Всемирном форуме инноваций в г. Мужене (Франция) в 2012 г. среди молодых ученых Меликян К. М. была награждена Большой золотой медалью имени Леонардо да Винчи Европейской академии наук. Нами опубликовано большое количество научных статей по авторской технологии и выпущен атлас. Перечислять все достижения не имеет смысла. Но одно хотелось бы отметить: все, что мы сделали и делаем – за счет своих сил и ресурсов, параллельно отбиваясь от организованной травли группой власть имущих в стоматологии. Готовые диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на уровне открытий моих учеников по механоактивации и армированию композитных материалов той же власть имущей группой стоматологов, которые обязаны поддерживать отечественные инновации, на протяжении двух лет не допускаются к защите. Полная безнаказанность культивирует законы итальянской каморры в научной среде. Наши неоднократные обращения к замминистру науки и образования Огородовой Л. М. на протяжении 8 месяцев вылились в игнорирование организованного беспредела в отношении диссертантов и их работ, а также меня как научного руководителя. В последнем телефонном разговоре заместитель министра по науке и образованию послала нас в суд, так как она, с ее слов, не является стоматологом. Видимо, не имея понятия ни о министерстве, где она работает, ни о своих прямых должностных обязанностях, ни о законах, которые регламентируют образование и науку в РФ. Вот так и получается – люди, которые должны по роду своих должностных обязанностей и занимаемой государственной должности стоять на страже закона, сами не соблюдают законы. Полная круговая порука. Глубоко уверен, что из-за таких вот замминистров и внедряется в широкие массы меньше 1% инноваций в России, как сказал в своей статье в «АиФ» президент РАН Фортов В. Е.
– Вы считаете, широкое внедрение вашей технологии в России невозможно?
– Мы давно добиваемся широкого внедрения нашей технологии. В медицине продвинуть инновации сложно, должны быть научное и клиническое обоснование, разрешение Росздравнадзора. У нас все это имеется, но для широкого применения этих инноваций нужен государственный подход. Поэтому мы обратились в правительство и представили нашу технологию, которая позволяет врачам приехать в любую глубинку, лечить и протезировать без дополнительных затрат. Мы обращались во все возможные инстанции с предложением создания Центра армирующей стоматологии с прямым подчинением Министерству здравоохранения РФ, а не на базе какого-либо стоматологического университета, где учат, как надо препарировать (обтачивать) зуб и устанавливать на него коронку. А мы учим тому, что этого нельзя делать. На наше обращение ответил только Аркадий Владимирович Дворкович. Он перенаправили наше обращение к коллегам – стоматологам. На срежиссированном заседании профильной комиссии вынесли вердикт о том, что нет научного обоснования и поэтому нельзя допустить создание инновационного центра. Хотя на этот момент было огромное количество научных статей, патентов, наград. Была уже защищена диссертация моим сыном по нашей технологии.
– Другими словами, если создать такой центр и обучить врачей, многие в стоматологии останутся не у дел?
– Может быть. Мы разработали и предлагаем альтернативную и атравматичную стоматологию. У пациента должно быть право выбора. Мы много лет пытались донести до руководства страны значимость разработок в масштабе страны. Но судьбу инноваций в итоге решает сорганизованное сообщество, у которых свой интерес к нашим разработкам.
– Что Вы собираетесь делать дальше?
– Пока приоритет этой технологии сохраняется за Россией. Если эту технологию внедрить в другом государстве, она будет уже не российская. Встанет вопрос о том, почему готовые российские инновации, в данном случае в стоматологии, не внедряются в России? На сегодня я и моя дочь за разработки в области армирующей стоматологии Меликяна получили статус выдающихся ученых в США. В 29 лет моя дочь, соавтор инновационных разработок, молодой и перспективный ученый, с огромным научным и клиническим потенциалом, которой не дают из-за беспредела защитить готовую диссертацию в России на протяжении двух лет – выдающийся ученый Америки. И это при том, что на каждом шагу говорится о значении отечественных разработок и их внедрении.
– Почему Вы не боретесь?
– Я ученый, доктор медицинских наук, автор и основоположник атравматичной стоматологии. Моя задача – разрабатывать и внедрять инновации. Мы боролись, боремся и будем бороться до конца, так как наши разработки уникальны и в них нуждаются пациенты. Армирование и механоактивация композитных материалов – это будущее мировой стоматологии.
Беседу вел Григорий Анисонян
Тел: 8?(495) 725-15-75
Еmail: [email protected]
Оставьте свои комментарии