Жажда по-французски
«Где деньги, Зин?», или Сказ о том, как в 40-градусную жару Ереван остался без воды
В начале июля, когда в Ереване столбики термометров перешагнули отметку 40 плюс, жители многих районов армянской столицы на несколько суток лишились живительной влаги по причине недобросовестных действий французской компании «Веолия джур». Причем, по версии оператора, изначально причиной стали не масштабные аварии на отдельных участках трассы, а плановые ремонтные работы, которые вдруг интенсивно начали проводиться на том или ином отрезке водоканала.
К чести компании, она в обязательном порядке заранее предупреждает своих абонентов об отключениях, при этом с истинно французской галантностью добавляя фразу: «Мы приносим извинения за?причиненные неудобства и?благодарим за?понимание». Правда, понимания в таких условиях не может быть по определению, поскольку возникает вполне резонный вопрос: а почему плановые работы не проводились в осенний или весенний период, когда температура воздуха еще не переходила опасных температурных отметок?
Появление на армянском рынке новой иностранной компании было вполне предсказуемо еще 2015 году, после того, как в свой приезд в Армению главный исполнительный директор «Veolia Group» Антуан Фреро встретился с тогдашним президентом Сержем Саргсяном. В те дни местная пресса писала: «Вице-президент «Veolia Group» (она же – региональный директор компании Veolia Water по?Кавказу и?Центральной Азии) Малика Гендури безапелляционно заявила армянским журналистам, что их компания будет участвовать в международном тендере на право управления всей системой водоснабжения Армении. И обязательно победит в нем!». И хотя наша страна уже имела довольно печальный опыт монопольного использования ресурсов в той или иной отрасли иностранными фирмами, тем не менее, спустя год французская компания, как и предсказывала ее представительница, действительно победила в тендере. С 1 января 2017 года «Веолия джур» стала единым монопольным оператором систем водоснабжения Армении.
В общей сложности за прошедшие полтора года все, что можно было собрать об очередной монополии, так это кучу пресс-релизов об отключениях воды и растиражированный в 2016 году брифинг с выкладками из арендного договора на концессию. Он предусматривал, что «Веолия джур» в течение 15 лет обеспечит своих абонентов услугами (водоснабжение, водоотвод и очистка сточных вод) на сумму около 800 млн евро. Для выполнения договора, в том числе пункта по модернизации системы водоснабжения, в течение 15 лет Veolia должна вложить 37,5 млрд драмов собственных средств. В свою очередь армянская сторона согласилась в течение первых 4 лет привлечь в важные программы компании около 200 млн долл., в том числе за счет средств Европейского банка реконструкции и развития, Германского банка развития KfW и Европейского инвестиционного банка. Другой информации по реальному финансированию, капитальному ремонту или модернизации старого оборудования во временном отрезке Present Perfect не имеется. Многим ситуация очень напомнила такие же радужные обещания генерального директора еще одной, уже (слава Богу!) бывшей иностранной монополии – «Электросети Армении» – Евгения Гладунчика, клятвенно когда-то обещавшего полностью заменить прогнившую техническую базу за счет мощнейших инвестиций. На деле этого не произошло. А эпопея непомерного повышения тарифов закончилась поспешным бегством компании из страны после мирных протестных митингов со стороны граждан Армении. Впрочем, почти такие же воспоминания оставил о себе и приснопамятный «АрменТел» греческого розлива. Нынешним владельцам и его генеральному директору Андрею Пятахину пришлось приложить немало усилий, чтобы вывести компанию на передовые позиции. Можно привести еще ряд других примеров, в том числе в промышленном секторе, однако в сложившихся условиях весьма важно констатировать тот факт, что иностранные компании (за редким исключением) не есть добро для нашей страны.
Вот и в данной ситуации, когда пресс-служба в лице пресс-секретаря Мурада Саркисяна отказывалась отвечать на вопросы журналистов, когда горячая линия и платный (!) номер справочной не отвечают, остается обратиться к информации, которая по кусочкам появлялась в прессе. Так, несколько месяцев назад Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) отклонила заявку компании на очередное повышение тарифов на воду. Жители многих районов Армении и округов Еревана давно жалуются на плохое качество воды. В апреле нынешнего года компания была оштрафована на 5 млн драмов за нарушение максимального срока подключения новых систем заявителей к системе водоснабжения и водоотведения поставщика… Впрочем, суть не столько в подобных прегрешениях компании, сколько в том, что в настоящее время она просто перестала осуществлять свои договорные обязательства по поставке воды потребителям. В сети можно увидеть бурное возмущение жителей малого и большого центра Еревана (улицы Абовяна, Амиряна, Саят-Нова, Аршакуняц, Касяна и т.д.), округов Эребуни, Шенгавита, Давиташена, некоторых участков Арабкира, Норкского массива, Канакера, где, в частности, расположен Национальный центр онкологии имени В.А.?Фанарджяна и где согласно пресс-релизу «в целях проведения ремонтных работ» тоже на сутки была выключена вода. Видимо, иностранным поставщикам глубоко безразличен не только их профессиональный авторитет, но даже судьба тяжело больных людей.
В порядке очередности после «ремонтных работ» следовали другие версии. Так, если счастливчикам все же удавалось дозвониться до горячей линии, то дозированная информация телефонного оператора чуть позже вмещалась в пренебрежительно-лаконичное слово: «Авария». Причем конкретная дислокация места поломки была весьма расплывчата. Спустя неделю возмущенной общественности сообщили, что 6 июня водоснабжение в столице будет восстановлено. Но на следующий день вода вновь была выключена в Канакере, что вызвало очередной всплеск гневных эмоций у жителей этого округа. «Компания «Веолия-джур» периодически в жару выключает воду во всех районах Еревана. Уже тошнит от зомбированных ответов операторов компании. Ставлю в известность этих «водяных», что больше не буду платить деньги мошенникам, так как не получаю соответствующего обслуживания, – заявила Асмик Бояджан, проживающая в этом районе. – С другой стороны, у меня есть основания полагать, что вода или продается кому-то (например, кто оплатит побольше), или же деньги, выделенные на обновление техники, просто съедаются». Кстати сказать, в дни массовых отключений воды в Шенгавите вода в супермаркете «Ереван Сити» и бизнес-комплексе «Ереван мол», расположенных на территории этого округа, шла без перебоев. Точно так же, без перебоев круглосуточно вода течет в уличных пулпулаках-фонтанчиках, что лишь подтверждает версию рядовых абонентов. Да и в праздник Вардавара вода весь день лилась из всех кранов мощным потоком. «Вода круглосуточно и бесконтрольно течет в пулпулаках, из поливочных кранов на газонах, искрится в многочисленных фонтанах. Правда, последние используют техническую воду при замкнутом цикле. Но в такой ситуации чисто психологически это создает дискомфорт, – говорит коренной ереванец Армен Агамирян. – По моему твердому убеждению, в первую очередь сложившаяся ситуация – это явное проявление неуважения к стране, где сегодня работает монополия, позиционирующая себя как одна из крупнейших компаний в мире по водоснабжению. Кстати, недавно прочитал, что в мае нынешнего года на Петербургском международном экономическом форуме Российский фонд прямых инвестиций и Veolia рассматривали возможность инвестирования в группу компаний «Росводоканал» с намерением создать национального лидера по оказанию коммунальных услуг в России и странах СНГ. Так и хочется сказать: россияне, не поддавайтесь на подобные аферы. Спустя всего полтора года мы уже ощущаем на себе негативные итоги деятельности «Веолии». Пережив 90-е, сегодня я не хочу, чтобы мои дети снова мылись с ковшиком. Из-за плохого напора мы не можем включить водяные электрообогреватели, газовые колонки, стиральные машины-автоматы. Почему компания не выполняет взятых на себя обязательств по отношению к местному населению? И вообще, почему я должен оплачивать собственными деньгами чужие финансовые бреши? Скорее всего я буду добиваться в судебном порядке компенсации за моральный ущерб, нанесенный мне в эти жаркие дни». Что касается отказа от оплаты, то люди не только подчеркивают этот факт, но даже организовали в сети протестное движение, активисты которого готовы защищать свои права потребителей. По мнению пользователей ФБ, действия «Веолии джур» сегодня явно подпадают под статью «саботаж», а посему требуют правовой оценки действий данной компании со стороны руководства страны. Во всяком случае, оставление без воды от 3 до 7 районов столицы в тропическую жару иначе как вредительством не назовешь. В этой связи можно говорить и об экологической проблеме, а точнее – распространении различных инфекционных заболеваний. Правда, Минздрав Армении пока молчит…
А между тем в фейсбуке уже начался сбор подписей под петицией премьер-министру страны Николу Пашиняну, где указаны конкретные проблемы города, связанные с деятельностью французской компании. «Я считаю, что мы хозяева своего города и поэтому имеем право требовать защитить наши права, – отметила активистка вновь созданного движения Анна Товмасян. – Мне, например, стыдно перед туристами ближнего и дальнего зарубежья за отсутствие элементарной гигиены в столичных отелях по причине того, что центр города отключен от подачи воды. Стыдно, что мы вот так молчаливо позволяем над собой измываться, хотя времена уже вроде не те. Пора наконец взяться за преобразования и в этой сфере. Нельзя безропотно молчать! Пока никто не говорит о национализации, но привлечь к закону недобросовестного оператора необходимо!».
Собравшись на площади Гарегина Нжде, активисты в первую очередь попытались определить истинные причины случившегося форс-мажора. «Если компания собирается путем такого нажима воздействовать на население, чтобы повысить тариф на воду, то это глупый ход. Как нельзя кстати тут можно применить слова из песни Владимира Высоцкого: «Где деньги, Зин?». Те самые обещанные инвестиции, которые год назад предполагалось использовать на ремонт обветшалых коммуникаций и оборудования. Почему компания не дает об этом никакой информации? – с возмущением говорят собравшиеся на площади люди. – С другой стороны, даже если не политизировать вопрос, все равно непроизвольно возникают ассоциации с «бархатной революцией», поскольку уж очень совпали по срокам неполадки в ереванской водосистеме и протестные движения. Отсюда можно сделать два вывода: или компании была дана отмашка на дальнейший беспредел, или, наоборот, в стране не стали, как в былые времена, потакать французским капризам». Между тем, после недельного молчания наконец объявился сам исполнительный директор «Веолия джур» Гор Григорян, который на замечание о том, что компания не готова к подобным инцидентам, бойко парировал: «Я не собираюсь комментировать сплетни и домыслы. Компания всегда готова к работе, просто такой крупномасштабной технической проблемы в Ереване еще не было. Бывают аварии, устранение которых требует больших усилий и длительного времени. Здесь все совпало: и очень жаркая погода, и поломка насосов, и авария на водопроводе. У нас никогда раньше не было таких совпадений. Проблема уже на 90 процентов устранена, и утром будет вода». Но, как и следовало ожидать, на следующий день чуда не произошло, вода так и не поступила в дома ереванцев, а в некоторых спальных районах ее снова выключили. Остается только удивляться оптимизму специалистов французской компании, утверждающих, что на старом оборудовании проблема уже решена на девяносто процентов…
Между тем стоит заметить, что это не единственная «широкомасштабная проблема» французской компании. В частности, до сих пор не решен вопрос водостоков и слива дождевых вод, а потому в случае проливных дождей сильно подтопленными оказываются ряд центральных улиц и подземных проездов армянской столицы. «Мэрия Еревана постоянно попадает под удар в связи с возникающими проблемами в этой сфере, в то время??как функция обслуживания системы водоснабжения и водостока по договору возложена на компанию «Веолия джур», которая не подчиняется мэрии, – отметили в столичной мэрии. – Общество нужно проинформировать, кто и за что ответственен и кто должен ответить за причиненные неудобства». Думается, что для предупреждения подобных ситуаций впредь общество не только надо проинформировать, но и позволить ему самому выбирать того или иного производителя услуг. Ведь в итоге платим из своего кармана за этот сервис мы, потребители. Где гарантия, что подобное не повторится вновь? А «Веолия джур» вместо того, чтобы откровенно объяснить своим абонентам истинные причины форс-мажора, будет снова неделями скрываться от своих потребителей…
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии