№8 (307) август 2018 г.

Возможно ли армянское чудо?

Просмотров: 3612

Споры о путях развития Армении начались еще до развала СССР. Не прекратились эти споры в судьбоносные и трагичные 90-е, когда страна воевала, выживала и побеждала.

Среди предлагаемых моделей развития были тогда и швейцарская, и израильская, и всевозможные восточноевропейские модели.

Сегодня, спустя четверть века, ситуация уже совершенно иная. Несмотря на многочисленные проблемы и трудности, Армения многого достигла, особенно за последние пять-шесть лет.

Медленно, но неуклонно возрождаются целые отрасли промышленности, которыми некогда славилась наша страна.

Армения снова производит великолепное вино, делает весьма качественные одежду и обувь, а количество хай-тековских стартапов в стране за последний год увеличилось в десять раз!

Поэтому сегодня, на мой взгляд, следует говорить не о моделях развития, а о том, что из опыта других стран мы можем использовать с пользой для себя.

В этой публикации мне хотелось бы проанализировать опыт Израиля.

И не только потому, что Израиль когда-то рассматривался, по крайней мере частью армянского общества, как одна из моделей экономического успеха, к которой следует стремиться и Армении (впрочем, и сегодня израильская модель по-прежнему популярна у немалого числа наших соотечественников).

Опыт Израиля может быть не только интересен, но и полезен Армении еще и потому, что у обеих стран много общего: враждебное окружение, скудость природных ресурсов и плодородной земли...

Но главное, оба народа прославились своими гениями и талантами. У евреев и армян много общего, прежде всего, в мышлении и в отношении к труду.

Более того, Армения находится сегодня примерно в той же ситуации, что и Израиль в начале 70-х годов прошлого века, когда начинался израильский хай-тек. Об этом и пойдет речь в данной публикации.

Однако прежде чем рассказать о том, что можем мы взять у Израиля в качества образца для построения собственного светлого экономического будущего, мне бы хотелось поведать нашим читателям историю Дова Фромана.

Дов Фроман (Фруман-Бенчковский) был сыном польских евреев, эмигрировавших из Польши в Голландию в начале 30-х годов прошлого века. Дов родился в Голландии перед самой войной. Он был годовалым ребенком, когда Голландию оккупировали нацисты. Его родители разделили судьбу шести миллионов евреев, ставших жертвами холокоста, но сам Дов уцелел – его спасла христианская семья.

Выживший во время войны Дов рос сиротой – сначала в приюте в самой Голландии, а потом в Израиле, где к тому времени поселились его родственники и куда он репатриировался в 1949 году. После окончания школы и службы в армии он поступил в престижный хайфский Технион.

Получив степень бакалавра, молодой инженер-электротехник продолжил свое образование уже в США, где в 1969 году без отрыва от производства – к тому времени Фроман имел четырехлетний стаж работы исследователя в знаменитой Fairchild Semiconductor – защитил докторат по электронике и информатике. Спустя еще три года Дов Фроман стал профессором в Университете науки и техники в Комасси. К тому времени он совмещал преподавательскую и научную деятельность с работой инженера, разработчика в компании «Интел», уже тогда крупнейшем производителе микропроцессоров.

Мировой знаменитостью Фроман стал после того, как в процессе своей работы в «Интеле» создал новое поколение запоминающих устройств – EPROM.

Как видно из краткой биографии Дова Фромана, его карьере в США сопутствовал головокружительный успех. К тридцати трем годам он добился того, о чем другие и не мечтали: профессор, ведущий инженер в одной из самых престижных компаний американского хай-тека.

Но тут он резко меняет свою жизнь и возвращается в Израиль. Как оказалось позже, Фроман изменил не только собственную жизнь, но и судьбу своей исторической родины – Израиля.

В написанных биографиях Дова его справедливо называют одним из создателей израильского хай-тека. Начало новой карьеры Фромана его биографы описывают примерно так: «Фроман убедил руководство «Интела» открыть научно-исследовательский центр в Израиле», при этом не уточняя, как и в чем убедил. А это было нелегко – убедить руководство одной из крупнейших хай-тековских компаний инвестировать в Израиль. Но Фроман пообещал своим работодателям достичь серьезных результатов в Израиле и добился своего!

По большому счету он не только очень любил свою страну и верил в свой народ, но еще и знал, как реализовать потенциал Израиля. К слову, на таких фанатиках, в лучшем смысле этого слова, и держится любое государство. Это люди, готовые не только любить свою страну, но также воевать, работать, создавать, защищать.

Итак, вернувшись в Израиль, Фроман создал в Хайфе свой стартап.

Название у фромановского стартапа было громкое: научно-исследовательский центр. Но на самом деле это была крохотная лаборатория, в которой, помимо самого Фромана, трудились еще четыре инженера. В случае провала фромановского проекта едва ли Израиль был бы сегодня тем, чем стал – мировой хай-тековской державой.

Но лаборатория в Хайфе буквально за год добилась не просто успеха, а оглушительного успеха: Фроману и его коллегам удалось создать новое поколение микропроцессоров. Победа? Да. Но Фроман идет дальше и требует от владельцев «Интела» открыть производственный филиал в Израиле. И он снова добивается своего!

Первая зарубежная фабрика «Интела» была открыта именно в Израиле, причем всего лишь спустя шесть лет после основания самой корпорации.

Однако какое отношение весь этот рассказ имеет к Армении? А самое прямое: Армения дня сегодняшнего очень напоминает Израиль начала 70-х. В то время Израиль был страной с огромными военными расходами, гигантским государственным долгом, относительно бедной, несмотря на германские репарации и американскую помощь. Но обделенная природными ресурсами, эта страна имела сильный козырь: мощный интеллектуальный потенциал и высококвалифицированную рабочую силу – два необходимых условия, необходимых для развития наукоемкого производства.

Кроме того, земля в то время в Израиле стоила дешево, а уровень зарплат был гораздо ниже, чем в США и в Европе. Вам это ничего не напоминает? Сегодня, несмотря на все свои проблемы, Армения располагает огромным интеллектуальным потенциалом и профессиональными кадрами в области хай-тека.

Давайте вспомним, где были сделаны первые советские ЭВМ.

Давайте посмотрим на ведущие предприятия США и России – сколько там трудится высококлассных специалистов-армян.

Да, эмиграция подтачивает силы нашей страны, подобно тяжелой болезни. Но она не уничтожила главный потенциал страны: армянские умы и армянское образование. Так давайте же реализуем наш потенциал!

Ведь помимо людских ресурсов, необходимых для развития наукоемкого производства, у Армении есть и другие козыри: относительно дешевая земля для строительства предприятий хай-тека и низкие даже по сравнению с Китаем зарплаты.

Да, более высокие заработки влекут хороших специалистов за океан. Но это проблема не только Армении, но также Индии, Китая, Бразилии и того же Израиля. И ни в одной из этих стран проблема эмиграции не помешала успехам местного хай-тека. Не станет это препятствием и для Армении. В конце концов, не все измеряется только деньгами, и Израиль тому пример. Однако для развития собственного хай-тека одних благоприятных условий мало.

Нельзя сказать, что в области хай-тека в Армении ничего не делается.

Скорее, наоборот: делается очень много. Но... все равно недостаточно. У нас ведь тоже могут открыть свои филиалы и «Интел», и «Адоб», и многие другие известные мировые бренды. У Армении есть свои подвижники, но для успеха нужны усилия не только энтузиастов.

Нужны общие усилия: правительства, диаспоры, словом, страны и народа. Сумели же турки, не обладая таким мощным интеллектуальным и образовательным потенциалом, как армяне, открыть у себя филиалы мировых брендов почти во всех отраслях производства.

Тактика турок была проста: они освобождали инвесторов от налогов, предоставляли землю для строительства предприятий на самых льготных условиях.

Впрочем, точно такой же стратегии придерживается и Израиль: правительство Нетаньяху освободило корпорацию «Интел» от уплаты налогов на пять лет.

За это время корпорация вложила в расширение производства в Израиле порядка 13 миллиардов долларов. То есть ежегодно вкладывала в Израиль более половины годового бюджета Армении.

Можем ли мы так же, как они? Думаю, что да. Можем и лучше. Если поставим себе такую цель и будем ей следовать.

Владимир Вартанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты