Служитель прекрасного
Скульптор Гагик Казарян – один из наиболее известных и признанных представителей современного армянского искусства
Он родился 10 декабря 1947 года в Ереване, в семье видного литературоведа Ованнеса Казаряна. Прирожденный дар скульптора и рисовальщика у Гагика проявился очень рано. Заметив очевидные творческие способности мальчика, родители отдали его в кружок скульптуры при дворце пионеров. Одновременно Гагик учился в художественной школе им. Акопа Коджояна и продолжил образование на отделении скульптуры художественного училища имени Фаноса Терлемезяна. Здесь его руководителем был известный скульптор-монументалист, народный художник Армянской ССР Сурен Назарян – автор памятника Гаю и установленной перед зданием Матенадарана статуи Фрика. В апреле 1966 года в училище открылась первая выставка скульптур и рисунков Гагика Казаряна, получившая положительные отзывы в прессе. Этот год стал судьбоносным для молодого скульптора – он поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Судьба и здесь улыбнулась молодому художнику: его наставником стал Михаил Аникушин – признанный мастер, приверженец классических традиций, автор известных памятников Александру Пушкину и Антону Чехову.
Став скульптором, окончательно связав свою творческую судьбу именно с этой областью искусства, Гагик продолжал заниматься рисунком. Способность к рисованию оставила заметный след в его работах, что нашло свое отражение в их композиционно-пространственных решениях, методах обработки и способах тонирования твердых и мягких материалов.
В 1972 году, закончив обучение в Ленинграде, он возвращается в Ереван. Здесь Гагик прошел долгий и плодотворный творческий путь. Он является автором оригинальных скульптур и графических работ, постоянным участником республиканских, всесоюзных, международных выставок. В Ереване и Санкт-Петербурге прошли и его персональные выставки.
Созданные им монументально-декоративные скульптуры, стелы, горельефы и барельефы украшают скверы и парки, интерьеры и экстерьеры общественных зданий и жилых сооружений не только Еревана, Иджевана, Гавара, Ошакана, Арташата, Алаверди, Степанакерта, но и Москвы, Ялты, Волгодонска, Кривого Рога, Поти, ливанского города Алея. Его работы находятся в Национальной галерее Армении, в Музее современного искусства, в Государственном музее деревянной скульптуры Армении, а также в музеях и частных собраниях России, США, Финляндии, Хорватии, Ливана.
С первого же участия в республиканских и всесоюзных выставках он привлек к себе внимание не только художественных критиков, но и широкого круга ценителей прекрасного, и сегодня его имя часто упоминается как на страницах республиканской прессы, так и в профессиональной литературе по современному армянскому искусству.
В его творчестве принципы и подходы, разработанные древневосточными, древнегреческими, средневековыми армянскими и классическими европейскими мастерами, творчески перерабатываются и органически сочетаются не только друг с другом, но и с тенденциями современного мирового искусства.
Индивидуальный творческий почерк Гагика Казаряна, тематический репертуар и образное содержание его работ отчетливо обозначились уже в ранних произведениях мастера с его острой наблюдательностью, вниманием к деталям, занимательным жанровым сценам, историческим, религиозным, мифологическим и фольклорным мотивам. Главные герои его произведений – простые люди с открытым и добрым нравом, жители старых городских дворов с их традиционным укладом жизни и атмосферой теплых родственных отношений.
В работах Гагика Казаряна большое место занимают женские образы. И без преувеличения можно сказать, что Гагик Казарян является одним из тех редких мастеров, кто внес заметный вклад в развитие жанра ню в современном армянском изобразительном искусстве.
Рисунки обнаженных женщин, которые обычно даны крупным планом, в разных позах и с разных точек зрения, иногда напоминают рисунки выдающихся мастеров европейского Возрождения и барокко, представителей французского классицизма, романтизма и импрессионизма. Многие из этих рисунков привлекают внимание строгими и ясными, но динамичными композициями, богатством ракурсов, четкими и гибкими контурами, резкими переходами светотени, благодаря которым фигуры женщин производят объемно-трехмерное, почти осязаемое скульптурное впечатление.
Примечательными графическими работами художника являются его острые по характеру, иногда приправленные правдоподобными, почти натуралистическими деталями, выполненные в основном сангиной и углем портреты: «Паралитик», «Мужчина в папахе», «Пенсионер, отдыхающий в городском парке», «Завсегдатаи бульваров», «Грузчик колхозного рынка», «Ветеран войны», «Хулиган Андре», «Старый ереванец»…
Перед нами представители «лишних» или «маленьких» людей того времени – безработных, стариков-пенсионеров, бывших чиновников, тунеядцев... Поколение людей, проводивших свой день на бульварах и в парках Еревана... Это были люди, которые пережили геноцид, Первую и Вторую мировые войны, периоды коллективизации и ссылки – люди, прошедшие через трудности и унижения... Это был сам армянский народ, показанный без излишней сентиментальности и умиления. Еще один ряд содержательных, глубоко эмоциональных и психологически выразительных портретов художник посвятил «новым нищим» – сегодняшним бездомным, безработным и одиноким людям («Нищий старик с кошкой», «Задумчивый бездомный и собачка», «Пьяный бомж, «Под бременем жизни».).
Важными событиями в творческой биографии мастера последних лет стали его ретроспективные юбилейные выставки в Санкт-Петербурге. Первая из них под названием «Мир линий и форм Гагика Казаряна» открылась в «Голубой гостиной» Санкт-Петербургского союза художников России 17 мая 2013?г. Кстати, Гагик Казарян был первым армянским скульптором, удостоившимся чести выставляться в этой престижной художественной галерее.
Выставка вызвала большой интерес и резонанс. Среди многих работ (16 скульптур и 45 рисунков) особо высокую оценку получили бронзовые статуэтки «Колесо Вельзевула (Данте и Вергилий в аду)» (1994), «Крещение армян» (2001), «Святейший» (2003), «Виктория» (2006), «Метаморфоза» (2013), а среди графических работ – «Петушиный зов» (1994), «Сидящая Нана» (2000), «Лежащая Даная» (2010), «Автопортрет» (2012) и «Старый художник (Левон Коджоян)» (2013). Как писали тогда местные СМИ, «Скульптуры Гагика Казаряна пронизаны мощной, энергичной силой, духом исконной природы, естественными чувствами. Невольно вспоминались великие мастера прошлого... Гагик Казарян блестяще переплетает мифологические и фольклорные мотивы, но ядром, средоточием его творчества являются бесконечная любовь и неотразимая красота женщины – неиссякаемого «источника жизни»... Жители Петербурга высоко оценили не только пластическое, но и графическое мастерство художника...
Прошло пять лет, и в Санкт-Петербурге, в Научно-исследовательском музее Российской академии?художеств с 25 мая по 12 июня 2018 года была проведена вторая персональная выставка мастера, посвященная его 70-летнему юбилею, которая также не имела прецедентов в том смысле, что ни одному живописцу или скульптору из Армении ранее не доводилось открывать свою персональную выставку в залах этого старейшего художественного музея России. На выставке было представлено 10 скульптур и 46 рисунков Гагика Казаряна. В этот раз, помимо уже знакомых петербуржцам работ, были показаны и новые произведения: несколько бронзовых статуэток («Источник жизни», 2014, «Памяти Микеланджело», 2014, «Восточный мотив», 2017) и многочисленные графические листы («Весовщик Суро», 2014, «Картежница», 2015, «Бытовой спор в духовном мире», 2016, «Очкарик», 2017, «Курящий инвалид», 2018 и т.д.). В книгах отзывов и впечатлений о персональных выставках Гагика Казаряна остались восторженные записи как профессиональных художников и скульпторов, так и рядовых ценителей и поклонников искусства. Приведем лишь некоторые из них: «В представленных на выставке скульптурах и графических работах мы видим мощные, полные жизни, а иногда – драматические, даже трагические, глубоко впечатляющие образы мужчин и женщин, которые носят не столько телесный, физиологический, сколько духовный характер»... «Рисунки художника пронизаны добродушным юмором. Даже в серии крупных голов и портретов, посвященных народным типажам 1960-х годов, кроме серьезной и неспешной беседы о современниках, можно заметить легкую улыбку и несколько шутливое, но доброжелательное отношение автора к возрасту, характеру и самооценке изображенных людей»... «Особенно удачны и выразительны выполненные углем рисунки Гагика Казаряна»...
«Автопортрет» художника – работа доброго, рассудительного и мудрого человека»... «Гагик Казарян экспрессивный, эмоциональный, но мыслящий, думающий художник»... «Позитивные, живые и темпераментные работы. Выставка вдохновляет»... «Произведения художника имеют собственное настроение»...
Несмотря на свои почтенные годы, Гагик Казарян продолжает жить насыщенной творческой жизнью. «Конечно же, – признается скульптор, – сегодня моя рука не обладает той силой и крепостью, что раньше, однако гармония сохраняется за счет многолетнего опыта... В преклонном возрасте не хватает терпения, поскольку человек спешит, хорошо сознавая, что время не безгранично, как прежде, ухудшается зрение, но ведь остается вечное – душа». Трудно добавить что-либо к словам неутомимого мастера. Остается лишь пожелать ему неиссякаемой жизненной энергии, силы духа, терпения и новых творческих начинаний.
Арарат АГАСЯН, член-корреспондент НАН РА, заслуженный деятель искусств Армении
Оставьте свои комментарии