№2 (313) февраль 2019 г.

Будет ли в Армении собственная авиация?

Просмотров: 3728

На последнем заседании уходящего года правительство Армении утвердило мастер-план работ в международных аэропортах «Звартноц» и «Ширак», представленный на тот момент и.о. министра транспорта, связи и информационных технологий Акопом Аршакяном.

В аэровокзальном комплексе «Звартноц» проект предусматривает ремонт взлетно-посадочной полосы и рулежной дорожки «С» на сумму в 9 млн долларов и 2,5 млн долларов соответственно. Еще по 1,5 млн долларов будет выделено на ремонт платформы и интегрированную систему безопасности периметра. Также для технического обеспечения безопасности полетов воздушных судов и улучшения сервисного обслуживания предусмотрено приобретение нового противообледенительного средства, снегоуборочных машин и бензовозов, что обойдется еще в 8,43 млн долларов. Плюс модернизация топливной станции с расчетной стоимостью в 1 млн у.е. Смета расходов для гюмрийского аэропорта «Ширак» разработана отдельно и намного скромнее в сравнении со столичной гаванью.

Между тем, в воздухе так и остался висеть вопрос сохранности знаменитого «ласточкиного гнезда» – старой башни аэропорта «Звартноц», которая считается знаковым символом советского позднего модернистского зодчества. Впрочем, это не только архитектурный символ, но и один из немногих сохранившихся символов Еревана. Битва за него ведется на протяжении многих лет как со стороны архитекторов, так и армянской общественности. Проблема заключается в том, что концессионер «Корпорасион Америка», несмотря на условия договора о запрете сноса старого здания, все же пытается это сделать. Даже после смены власти, а именно ухода с поста Эдуарда Эрнекяна, в политике компании ничего не изменилось. «Ласточкино гнездо» по-прежнему мешает теперь уже новому руководству. Башня продолжает разворовываться дальше. Между тем, как показали расчеты, укрепление ее конструкций и ремонт обойдутся в 10-12 млн долларов. Ее можно будет использовать по прямому назначению для приема самолетов, о чем не раз говорил заслуженный летчик СССР, экс-глава гражданской авиации Армянской ССР Дмитрий Атбашьян. Одновременно, кроме технических служб, сюда предполагалось перенести Музей авиации Армении, который действует на режимной территории внутри аэропорта. По замыслу архитекторов, в возрожденной башне можно отстроить сеть кафе, детских комнат, бутиков и павильонов. То есть создать здесь успешную экономическую зону для развития малого и среднего бизнеса. Но планам исполниться так и не пришлось по ряду причин, в том числе из-за навязчивой идеи фикс концессионной компании, нацеленной на снос этого здания.

Остается открытым вопрос: насколько целесообразно, что ремонт аэропорта сегодня должны оплачивать армянские налогоплательщики, а не аргентинская компания? Ведь по договору об управлении аэропортом у компании «Корпорасион Америка» в запасе есть еще чуть более 10 лет. С другой стороны, в армянской авиации до сих пор не снят «налог на воздух», который многие годы остается неизменным на уровне 20 долларов. Хотя о нем должны были забыть еще в 2006 году, после открытия первого терминала. Но потом сроки отодвинули до открытия следующих терминалов. Однако ни в 2007, ни в 2011 году «тариф на воздух» так и не сняли. А потому улетающие из Армении пассажиры платят перед вылетом эту сумму в аэропорту при посадке. Помнится, что в корысти обвиняли тогда отечественного перевозчика «Армавиа», который якобы таким образом наживается за счет своих пассажиров. Но компании нет уже почти шесть лет, однако тарифы остались. А это значит, на нас наживается кто-то другой. Возможно, тот, кто не считает важным иметь в стране собственную авиакомпанию. Наша газета не раз обращалась к этой теме в силу ее актуальности. Так, в декабре-январе на КПП «Верхний Ларс» вновь несколько раз закрывались дороги в связи с погодными условиями. В принципе такой режим работы здесь бывает постоянно: то из-за угрозы схода лавин, то из-за угрозы схода селя, то из-за камнепада. «Сидя несколько дней в холодном автобусе, там, на границе, я все время возвращался к мысли: почему в Армении нет собственной конкурентоспособной авиакомпании, благодаря которой у нас появится возможность летать по более дешевым ценам, а не торчать сутками в походных условиях в чужой стране?» – поделился по возвращении из России сосед, который застрял в пути и встретил Новый год на границе. В принципе мысль не нова. О создании собственной авиации в последнее время говорят все больше и больше. Понятно, что возрождение этой отрасли сложный и длительный процесс. Однако проект может стать реальностью только в том случае, если будет государственная поддержка, если определенный процент акций будет принадлежать государству, как это принято в странах с хорошо развитой авиационной отраслью. Конечно, суммы, заложенные в мастер-план по ремонту аэропорта, в разы меньше тех, что необходимы для развития авиации. О ее финансировании со стороны государства пока никто конкретно ничего не озвучивал. Поэтому, обратившись к современной терминологии при использовании электронных гаджетов, остается только прокомментировать: «Данная информация зависла». А вот на сколько – никто не знает.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Вы опять проявляете однобокость и избирательность. Разве Никол развалил армянскую авиацию? Ее развалил Серж Саргсян, который открыл небо для всех, кроме армянских компаний.Правда, не знаю,что он лично от этого имел. Статья поднимает проблему о которой последние годы стараются молчать. и если Пашинян не сможет воссоздать армянскую авиацию, грош цена его революции.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты