№7 (387) июль 2025 г.

Использует ли Армения прорывные технологии, связанные с солнечной энергией?

Просмотров: 1164

Развитие альтернативных источников электроэнергии в мировой энергетике считается одним из перспективных направлений, которое позволяет решить многие проблемы: значительно уменьшить выбросы парниковых газов в атмосферу, снизить стоимость электроэнергии, решить вопрос энергетической независимости страны. В этом контексте популярность приобретают ветряная, солнечная, гидро- и биоэнергетика, морские, геотермальные и аналогичные источники возобновляемой энергии.

Между тем в Армении уже давно разработана инновационная программа гелиофикации, автором которой является доктор технических наук Ваан Амазаспян. Как признается собеседник, вплотную этим вопросом он начал заниматься в конце 80-х, когда после развала Союза начала рушиться экономика, а в Армении разразился глубочайший энергетический кризис. «Меня всегда интересовал вопрос, почему при нашем жарком солнце мы не можем его использовать, – говорит ученый. – Солнце за одну неделю посылает на Землю столько энергии, сколько могут дать все земные запасы газа, нефти, угля и атомного топлива, вместе взятые. На территорию Армении попадает столько солнечной энергии, сколько могут выработать 14,5 тысяч армянских АЭС».

С командой единомышленников им были созданы образцы техники, способной превращать солнечную энергию в тепловую. Примечательно, что демонстрация универсального комбинированного образца преобразователя солнечной энергии на экспериментальном полигоне близ города Абовян вызвала положительные отзывы у специалистов отрасли, отметивших, что в стране с неограниченными (как минимум 325 дней в году) запасами солнечного благоприятствования программа гелиофикации поможет в решении многих энергетических задач на 60 процентов. И хотя гелиосистемы обходятся в сто раз дешевле, чем традиционные источники энергии, тем не менее бюджет Армении продолжает ежегодно терять около 400–500 млн долларов из-за неиспользования солнечной энергии.

Кстати, несколько лет назад разработками армянского ученого заинтересовались в Иране. На полигоне побывал посол ИРИ в Армении Мохаммад Раиси, который, по его собственным словам, был просто в восторге от увиденного. «В Иране есть целый ряд компаний, занимающихся солнечной энергетикой. Мы хотим создать мост между ними для непосредственного обсуждения инвестиционной программы и локации нового производства. Ведь мы прекрасно понимаем, что в будущем при истощающихся запасах нефти и газа мир столкнется с энергетическими проблемами. Поэтому сегодня уделяем особое внимание развитию альтернативных источников энергии, особенно солнечной. С этой точки зрения ваше устройство представляет интерес в настоящем и в будущем», – отметил он тогда.

Однако по ряду объективных и субъективных причин, а также из-за различных бюрократических проволочек о прорывной технологии государство забыло.

Или сделало вид, что забыло. Правда, иногда доходило до смешного. «Забывчивые» чиновники все же наведывались к изобретателю с предложением выкупить новую технологию всего за 5–10 тысяч долларов для собственных нужд…

Друг, коллега и товарищ армянского изобретателя, бывший первый секретарь Спитакского райкома партии, народный депутат СССР, доктор экономических наук Норайр Мурадян отмечает, что разработки армянского ученого представляют собой уникальное ноу-хау, признанное научным миром еще лет 30 назад. Пионер в изучении использования солнечной энергии, Амазаспян начал работу над первыми прототипами гелиосистемы после разрушительного землетрясения в Спитаке в надежде, что его зеркальные антенны, превращающие солнечную энергию в тепловую, позволят в солнечных печах создавать бюджетные продукты питания для соотечественников, что было очень важно в те трудные времена. При «веерных отключениях» электроэнергии даже чайник вскипятить было большой проблемой. И если бы производственный процесс был запущен в те темные и холодные годы, то, возможно, 40 процентов лесного массива не было бы вырублено на топливо для буржуек.

Чуть позже армянские новаторы освоили дешевое производство продукции «Солнечная сладость» из местных сортов винограда. В Австрии такие аналоги продаются по 40 евро за 1 килограмм при затратах всего два евро на тот же вес. А производство на солнечных установках значительно удешевляет процесс, что делает его доступным для малого бизнеса и сельских домохозяйств. В арсенале ученого более двухсот подобных разработок. Например, на одних можно коптить рыбу, на других – жарить пирожки. Примечательно, что новый владелец кафе, расположенного рядом с цехом антенн в Ереване, уже заинтересовался солнечными печами для выпечки сдобы и варки кофе.

Заинтересовался «чудо-печами» и президент Ассоциации шеф-поваров Армении Седрак Мамулян. В ресторане на территории эчмиадзинского центра «Мачаненц» подают традиционные блюда армянской кухни, однако особой популярностью у посетителей пользуется меню «Солнечные блюда», приготовленные на энергии солнца. Причем клиенты сами могут наблюдать, как заказ приготавливается не в духовке, а в буквальном смысле слова на солнце. В солнечные дни армянского лета еда готовится примерно за 20 минут, а в особенно жаркие дни время приготовления колеблется от трех до семи минут.

Кстати, профессор готовит сюрприз для президентов России и Америки. Владимиру Путину он хочет подарить закопченную по солнечной технологии рыбу, а Трампу – индейку. «Я выбрал президентов как представителей сверхдержав, чтобы показать, что в Армении имеются прорывные современные технологии. Если хотите, это такой PR-ход для того, чтобы в дальнем и ближнем зарубежье узнали о нашем изобретении и захотели бы с нами сотрудничать, – сказал он, одновременно добавив, что ведутся переговоры с Прибайкальским национальным парком, одним из крупнейших заповедников России. – Мы предложили разместить там наши приборы солнечной энергии. В лесах люди часто устраивают пикники с шашлыками, что чревато лесными пожарами, а наши приборы солнечной энергии полностью исключают такой риск». Вызывают интерес и предложения о гелиофикации Крыма. Также есть возможность создать на основе наших технологий «солнечные рестораны» в Сочи. И хотя многие инвесторы готовы вложить деньги в осуществление подобных проектов, но нужна еще и воля правительства, его правовое и техническое содействие.

«В сложившихся экономических условиях неверно игнорировать эту программу, – говорит Амазаспян. – Если бы еще в 2000–2001 годах программа гелиофикации была реализована, мы бы потом не сталкивались с проблемами подорожания электроэнергии. Развитые страны стараются развивать наукоемкие, энергосберегающие производства, не требующие большого использования металла. Для маленькой Армении это может стать золотой жилой. Не имея больших запасов тех или иных полезных ископаемых, страна сможет поднять экономику без вложения крупного капитала, на энергии солнца». По его словам, эту возможность можно попробовать использовать в странах ЕАЭС, где у Еревана хорошие экономические позиции по сотрудничеству. Формы партнерства могут быть разные: совместные производства или контракты с отдельными предпринимателями. В случае удачных договоренностей только в Армении можно будет создать 700–800 тысяч рабочих мест. Детали могут производиться в Армении, а сборка – по месту адресата. Это небольшой контейнер наподобие конструктора, который можно собрать в течение двух-трех дней своими силами.

«Я против закупок технологий извне. Пока ты покупаешь и осваиваешь технологию, за рубежом уже переходят на новый уровень. На сегодняшний день мировой рынок альтернативной энергетики оценен примерно в 40 триллионов долларов. И если Армении удастся занять определенную нишу на этом рынке, то страна получит новые стимулы для выхода из кризиса за счет нового направления экономики – гелиотехники с совершенно новыми технологиями. Я не могу понять, почему наше правительство не хочет обратить внимание на программу гелиофикации, – говорит Ваан Амазаспян. – Если ее не получится внедрить в Армении, то мы запустим этот процесс в диаспоре. Сейчас ведутся переговоры с заинтересованными лицами в Уругвае, Бразилии, Франции, Швейцарии на предмет создания наших базовых заводов в этих странах, чтобы развивать там армянский бизнес под армянской маркой Armenia. А учитывая, что крупнейшая армянская диаспора живет в России, то хотелось бы, чтобы и наши российские соотечественники приняли участие в программе создания солнечной продукции по месту своего проживания, что станет наглядным примером для тех, кому интересен этот проект».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля