Ереван (Эривань) в «Кавказском календаре на 1891 год»
После присоединения к Российской империи Ереван (Эривань) 21 марта 1828 года стал административным центром Армянской области (начальник области в 1830–1838 гг. – генерал-майор Бебутов Василий Иосифович), с апреля 1840 года – одноименным уездным центром в составе Грузино-Имеретинской губернии, а с декабря 1846-го – Тифлисской губернии. С образованием 9 июня 1849 года Эриванской губернии из территорий, входивших в состав Армянской области (Эриванского и Нахичеванского ханств), Ереван (Эривань) именным указом, данным Сенату, был «назначен губернским городом» и таковым просуществовал по 1917 год.

Застройка улицы началась в 1830-х годах. Улица носила имя отличившегося в боевых действиях на Кавказе генерала Василия Иосифовича (Осиповича) Бебутова (потомка армянского дворянского рода) и называлась Бебутовской.
Застроена была в основном жилыми домами в архитектурном стиле, характерном для XIX–XX веков, с палисадниками, внутренними двориками и находившимися на красной линии улицы жилыми постройками. Бебутовская проходила в местности Ханбах через располагавшиеся здесь ханские сады и на плане 1906–1911 гг. имела длину около километра и ширину около 10 метров.
По условиям Мирного договора с Персией и Турцией из отошедших территорий, населенных армянами, была образована Армянская область. В 1830 году Василий Иосифович Бебутов был назначен ее начальником. Он воспринял это с удовлетворением. Теперь у него была возможность служить своему многострадальному народу на практике. В течение семи лет он руководил областью, добиваясь того, чтобы она быстрее стала процветающим краем. И ему многое удалось сделать.
В Закавказском управлении нужны были грамотные люди, знающие местные условия. И в 1837-м Бебутов был назначен членом Совета Закавказского управления. Это позволило ему расширить видение проблем Закавказья.

В 1838 году по согласованию с императором Николаем I Бебутов был переведен в штаб действующей армии. В Польше он пробыл четыре года, большую часть времени являясь комендантом крепости Замостье, одной из баз русских войск в Царстве Польском. Там ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.
В начале 40-х годов резко осложнилась обстановка на Северном Кавказе в связи с активизацией действий Шамиля, создавшего свое государство-имамат. Генерал Василий Бебутов был возвращен на Кавказ и в 1844-м назначен командующим войсками в Северном Дагестане.
В 1845 году наместник на Кавказе Михаил Семенович Воронцов организовал поход в столицу Шамиля – Дарго. На генерала Бебутова, помимо того что он являлся командиром Дагестанского отряда, было возложено снабжение войск, участвовавших в походе. Это было очень сложно в горных условиях и повышенной активности отрядов горцев, постоянно нападавших на обозы. А после взятия Дарго и ухода русских войск генералу Бебутову было поручено вывезти оттуда все имущество в условиях окружения горцами. Бебутов блестяще справился с поручением, что с удовлетворением отмечал главнокомандующий корпусом Воронцов. В Нагорном Дагестане войска под командованием генерала Бебутова одержали ряд побед над Шамилем. За блестящую победу в 1846-м под Кутишами его наградили орденом Святого Георгия III степени.
Все это время наместник на Кавказе Воронцов внимательно присматривался к генералу Бебутову и в ноябре 1847-го, учитывая его большой опыт управления территориями, назначил Бебутова на ключевую должность в наместничестве – начальником гражданского управления Кавказским краем.
Все отмечали его обаяние, такт, проявляемый к людям, независимо от их социального положения. А решать ему приходилось самые сложные вопросы, связанные с жизнью местного населения. Воронцов стал доверять ему всецело в порученных делах.

Зенитом славы для Бебутова стала Восточная (Крымская) война.
Когда в 1853 году выяснилось, что война с Турцией неизбежна и командовать войсками престарелый Воронцов не сможет, по его предложению император Николай I назначил командующим действующим корпусом на Кавказе генерал-лейтенанта Бебутова.
Первое крупное столкновение действующего корпуса произошло у деревни Башкадыкдар 19 ноября 1853-го. Несмотря на значительное превосходство анатолийской армии, Бебутов одержал убедительную победу. Так случилось, что это произошло на следующий день после разгрома турецкого флота в Синопской бухте эскадрой вице-адмирала Нахимова. Император обоих военачальников наградил орденом Св. Георгия II ст.
Эти две победы на море и на суше убедили Николая I в том, что российские вооруженные силы значительно превосходят турецкие. Поэтому он смело вступил в войну, несмотря на требования европейских государств прекратить военные действия. Поскольку он отказался это сделать, Англия и Франция вступили в войну на стороне Турции.
Это произошло после еще одной блестящей победы действующего корпуса генерала Бебутова у деревни Кюрюк-Дара 24 июля 1854 года. Там были разгромлены турецкие войска, превосходившие русский корпус более чем в три раза. Известно, что Николай I очень высоко оценил эту победу. Когда ему сообщили об этом, он сказал: «Генерал Бебутов хочет удивить меня победой, так я же удивлю его наградой». Бебутов был удостоен высшей награды Российской империи – ордена Св. Андрея Первозванного.
1 марта 1858 года Василий Иосифович Бебутов скончался от тяжелой болезни – рака желудка. Прощались с покойным не только жители Тифлиса (Тбилиси). Немало людей приехало из Армении и других мест. Народ шел нескончаемым потоком через квартиру с утра до позднего вечера в течение недели. Люди шли по зову сердца, а не по принуждению отдать последний поклон заслуженному воину и человеку, так много сделавшему для народа и государства. Все искренне оплакивали покойного князя. Он был похоронен 16 марта, в воскресенье, в Тифлисе, на армянском кладбище при церкви Ходжаванк, в фамильной усыпальнице князей Бебутовых.

Улица Бебутовская неоднократно меняла названия. В 1920 году была переименована в честь Симона Заваряна (1866–1913), одного из основателей партии «Дашнакцутюн». В феврале 1921 года, когда Красная армия вошла в Ереван, улицу назвали именем основателя большевистского комитета Карабахской области, первого секретаря ЦК КП(б) Азербайджана (07.02.1933 – 10.12.1933) Рубена Рубенова (1894 – 27.11.1937), бюст которого был установлен на углу улицы Астафяна. А вскоре после этого улица была переименована в честь председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, советского революционного деятеля Якова Свердлова (1885–1919). Современное название – в честь армянского историка V века Павстоса (Фавстоса) Бузанда.
В прошлом улица продолжалась до улицы Сарьяна, но в 2014 году часть улицы была переименована в память Карена Демирчяна – Национального Героя Армении (1999 г., посмертно).
«Закавказский Статистический Комитет. Непременный член: губернатор Эриванской губернии Генерального штаба генерал-лейтенант Михаил Яковлевич Шаликов. Чиновник статистической части при Комитете, состоящий в распоряжении Эриванского губернатора: губернский секретарь Дмитрий Дмитриевич Пагирев» («КК на 1891 г.»).
М.Я. Шаликов (1831–1909) по окончании Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. был назначен эриванским губернатором и пробыл в этой должности одиннадцать лет.
Краткий адрес-календарь по городу Эривани («КК на 1891 г.»):
«Адреса правительственных и общественных учреждений на Бебутовской улице. Канцелярия чиновников статистической части, дом Алоева».
«Арендовали комнаты в частном доме на Бебутовской улице: Алоева – Пагирев Дмитрий Игнатьевич, командир Новобаязетского резервного полка; Пагирев Дмитрий Дмитриевич, чиновник статистической части Закавказского Статистического Комитета».
В 1892 году типография-скоропечатная Р.К. Эдельсона выпустила в свет «Эриванский сборник» губернского секретаря Д.Д. Пагирева, чиновника Закавказского Статистического Комитета, арендующего комнату в доме Алоева на Бебутовской улице
(«КК на 1891 г.»).
Пагирев Дмитрий Дмитриевич (1865–1913)
Дмитрий Пагирев родился в Темир-Хан-Шуре Дагестанской области. После окончания историко-филологического факультета Московского университета поступил в 1889 году на государственную службу и практически до конца жизни служил в статистических учреждениях Закавказья.
Отрывок из труда «Эриванский сборник». Сборник составлен и редактирован чиновником статистической части по Эриванской губернии Д.Д. Пагиревым. (Выпуск 1, Эривань, типография-скоропечатная Р.К. Эдельсона, 1892):
«Подробно мы остановимся на великанах Эриванской губернии, из которых первое место принадлежит группе Араратов, из которых Большой имеет 16.916 футов, а Малый – 12.840 футов абсолютной высоты.
Название их объясняется различно. Армянский историк V века Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци. – М. и Г.М.) говорит, что оно произошло от «Арай-Арат» (погибель Ара), и приводит рассказ о седьмом армянском царе Ара I. Царь, отказавшись от предложения ассирийский царицы Семирамиды жениться на ней, возбудил тем ее гнев и был убит в сражении с ассирийцами, происходившем в 1747 г. до Р.Х. на Аракской равнине. Другие производят это название от корабля «Арго», на котором прибыли на Кавказ Аргонавты; третьи, как, например, известный венецианский путешественник Марко Поло – от «арк», что по-армянски значит «ковчег». Армяне называют Б. Арарат Масисом (от зендского слова «мас» – большой, как объясняет Услар); татары – Агри-дагом (трудная, тяжелая гора), Дагир-дагом (гора гор) и Беюк-дагом (большая гора).
Подножие Арарата занимает в окружности до 120 верст. Обе горы отделены друг от друга Сардарбулахской долиной, которая имеет до 8.800 футов абсолютной высоты и на которой сходятся в узел границы России, Персии и Турции. Верхушка Б. Арарата кончается площадкой, простирающейся на 430 саженей в длину и на 285 в ширину. На этой площадке находятся две вершины: северо-восточная достигает 16.915 ф., юго-западная – 16.812?ф. Склоны горы изрезаны многочисленными расселинами и трещинами, из которых самою значительною является тянущаяся по северо-восточному склону от вершины до подошвы, известная под именем долины Св. Иакова. Северо-западный склон горы спускается к долине Аракса уступами; на самом верхнем из них (11.000 ф.) находится кратер Кип-гел, на следующем (6.500 ф.) развалины древнего города Коргана; ниже этого помещаются еще два уступа.
Вообще все склоны Б. Арарата покрыты скалами, курганами, вулканическими конусами и кратерами и застывшими лавами. Когда-то здесь происходила грандиозная борьба внутренних земных сил с земною корой. Кора победила, но за то и ей немало досталось. Слабое подобие доисторических схваток повторилось и в текущем столетии, именно в 1840 году. По свидетельству очевидцев, дело было так. 20 июня 1840 года, в 7 час. 45 мин. пополудни, начались подземные удары, перемежавшиеся с волнообразными колебаниями, которые направлялись от Арарата к востоку. Это явление длилось в течение двух минут, причем сопровождалось подземными звуками, похожими на раскаты грома и как бы выходившими из глубины Арарата. Первые четыре удара, самые сильные, неслись по направлению течения Аракса к Ордубату, оставляя на своем пути страшные опустошения. В то же самое время в шести верстах выше селения Ахуры, в верховье ущелья Святого Иакова, образовалась расселина и извергла из себя массу водяных паров и газов, поднявшихся выше Арарата (пары и газы выходили также и из образовавшихся расселин; вместе с тем из той же расселины начали извергаться огромные глыбы камней (до 1.250 пудов весом) и грязь, а затем потекла вниз горячая иловатая масса, которая в несколько часов затопила всю окрестную низменность. Через час, когда извержение окончилось, и пары, облаком застелившие Арарат, исчезли, оказалось, что монастырь Св. Иакова и селение Ахуры с 2.000 жителей, с садами, полями исчезли, погребенные под толстым слоем извергнутых ила и каменьев. Несчастья, конечно, этим не ограничились, так как сфера разрушения была весьма обширна. Обрушилась часть стен Татевского монастыря, и низверглись в ущелье Базар-чая (ныне Воротана. – М. и Г.М.) скалы близ селения Шингяр (ныне Шинуайр. – М. и Г.М.). В Ленкорани было 3 сильных подземных удара, и было ощущаемо до самого Тавриза. В Маку разрушилась большая часть зданий, в Баязете – новая крепость и замок, но Эривань, несмотря на свое близкое соседство с центром землетрясения, пострадала очень мало. В ближайших районах землетрясения, именно в Шаруре и Нахичевани, Ордубате и Маку с окрестностями, разрушено более 6.000 домов; число же человеческих жертв было относительно мало, так как жители в это время, закончив дневные работы, искали прохлады вне домов».
Примечание: фут – 0,348 м, верста – 1066,8 м, сажень – 213,36 см, пуд –16,3805 кг.
«Краткий Адрес-календарь по городу Эривани. Типография Эдельсона на Астафьевской, дом Африкова» («КК на 1891 г.»).
«Обзор Эриванской губернии за 1892 год». Труд составлен и редактирован чиновником статистической части по Эриванской губернии Д.Д. Пагиревым (Эривань: типография-скоропечатная Р.К. Эдельсона, 1892).
«Обзор», вышедший как некое дополнение к всеобщему отчету о губернии, предоставляемому губернатором края для обозрения его императором, состоит из шести небольших частей и приложения.
Часть I. Естественные и производственные силы губернии и экономическая деятельность ее населения: земледелие; обеспечение народного продовольствия; промыслы сельского и городского населения; заводская промышленность; торговля; движение населения.
Часть II. Подати и повинности: окладные сборы (подымная подать, земский и др. сборы); неокладные сборы (по разным взысканиям); общий итог недоимок по податям всех родов; распределение недоимок по городам и уездам; причины накопления недоимок; городские доходы и расходы; акцизные сборы; натуральные повинности.
Часть III. Общественное благоустройство и благочиние: казенные и общественные здания; дороги, мосты и переправы; почты и телеграфы; народная нравственность; раскол; арестанты, тюремные замки и этапы; пожары.
Часть IV. Народные бедствия.
Часть V. Народное здравие: врачи; больницы; эпидемии и эпизоотии; насильственные и случайные смерти.
Часть VI. Народное просвещение: учебные заведения; народное образование; ученые общества, музеи, библиотеки и т.д.».
Отрывок из «Обзора Эриванской губернии за 1892 год»:
«В деревнях Эриванской губернии нет литых железных гирь, – поучает незнакомца Масисян, – но употребляются обыкновенные камни. У тебя должен быть свой собственный фунтовик, общепринятый железный фунт. Крестьянин не очень полюбопытствует узнать, точен вес камня, или нет, – и если бы свой кусок кирпича был, например, весом же 1 1/4 фунта и ты употреблял бы его вместо фунта, то на одном пуде ты приобрел бы 10 фунтов хлопка лишних. Понимаешь, насколько велика будет разница, если ты скупишь несколько тысяч пудов!»
Некоторые из русских фабрикантов, представители мануфактур обратились в апреле 1886 года к Эриванскому губернатору М.Я. Шаликову с прошением, в котором, указывая на то, что хлопок урожая 1885 года, привезенный для продажи в Москву из Эриванской губернии, оказался очень неудовлетворительным, вследствие умышленного смешивания местного хлопка «кара-коза» с американским, – просили губернатора принять меры против смешивания. Губернатор предписал, кому следует, но этим дело нисколько не поправилось…»
Роман Калманович Эдельсон (ок. 1866–1904), предприниматель, лидер еврейской общины Еревана на рубеже XIX и XX веков. Несмотря на жизнь и работу в Ереване, числился александропольским мещанином, то есть был приписан к городу Гюмри.
Роману Эдельсону принадлежала типография, работавшая в Ереване с 1890 по 1903 год. В типографии печатались памятные книги Эриванской губернии на русском языке, также был издан «Фауст» Гёте в переводе Л. Тигранянци на армянский и труды М. Маргаряна по стоматологии. Сохранилось также прошение Эдельсона о разрешении печатать газету «Эриванский телеграф».
Как следует из архивных материалов, в 1902 году губернские чиновники вели переписку о назначении казенного раввина Эриванской губернии, и кандидатур было две – Эдельсон и Левин из Тифлиса. Судя по рапорту эриванского полицеймейстера 1903 года, эту должность в итоге получил Эдельсон. В то же время следует отметить, что главная обязанность казенного раввина – ведение метрических книг, а о ведении еврейских метрик на территории Армении ничего не известно – все доступные документы указывают на то, что евреи Эривани, Александрополя и других армянских городов ездили для регистрации браков, разводов, рождений и смертей в Тифлис. Более того, записи о самом Эдельсоне и его родных также делались в Тифлисе.
Роман Эдельсон был женат на Кларе Львовне. В 1904-м супруги Эдельсон были убиты злоумышленниками. Отец Романа – Калман Лазаревич Эдельсон –скончался в 1905 году в возрасте 70 лет.
Кстати, сын Р.К. Эдельсона, еврея по национальности, Лев Романович Эдельсон (род. в Тифлисе в 1898 г.), член ЦИК (Центрального Исполнительного Комитета) СССР, заместитель председателя Ленинградского совета (курировал вопросы градостроительства и архитектуры) – высшего органа власти города, был расстрелян за контрреволюционную деятельность в Ленинграде 9 сентября 1937 года.
Краткий адрес-календарь по городу Эривани («КК на 1891 г.»):
«Городское училище (открыто в 1880 г., учащихся 59), Бебутовская улица, дом Камсаракана. Смотритель училища: коллежский регистратор Аршак Иосифович Тер-Маруков; законоучители исповеданий: православного – священник Исаак Иорданов, армяно-григорианского – священник Григор Сукясянц».
«Фотографии: Дадьянца, угол Астафьевской и Бебутовской; Тер-Асланова, Бебутовская улица».
«Уездный врач: Ананьев Иван Васильевич, на Бебутовской улице, дом Егиазарова».
Полосу подготовили Марина и Гамлет Мирзоян
Оставьте свои комментарии