Дом Карапета Исаевича Ягоянца
Еще один армянский след в истории города Ставрополя находится на пересечении старейших улиц города – Шаумяна и Г. Голенева, этот угол занимает двухэтажный каменный дом, сложенный из полированного камня-ракушечника. Первоначально, согласно «Табели домов и дворовых мест в губернском городе Ставрополе за 1881 год», на этом месте стоял неприметный дом купца Николая Деревщикова, позже приобретенный банкиром Макаром Поповым (Макар Варфоломеевич Попов был армянином).

В начале ХХ века, по сведениям из «Табели домов и дворовых мест в г.г. Ставрополе, составленной счетчиками городской управы в 1896 году», усадебным местом уже владеет купец, армянин Карапет Исаевич Ягоянц (который записан в документе как Якоянц) – благочинный священник Армянской Церкви. Изначально ему принадлежала территория двух зданий, но затем, в 1905 году, он построил на их месте одно большое белокаменное сооружение, ставшее его усадьбой в самом сердце дореволюционного губернского города. В его имении на 1896 год числилось 2 здания, одно из которых был каменное, а второе – деревянное. Проживало в его домовладении 4 представителя мужского пола и 2 женского. Для той поры это было нормальное количество жителей одного домовладения.
Северная часть имущества Ягоянца выходила на Армянскую улицу (ныне ул. Шаумяна), которая является одной из первых в городе, а восточная часть – на ул. Хопёрскую (ныне это часть ул. Геннадия Голенева). Не так далеко располагалась армянская церковь губернского Ставрополя, о которой уже писалось в номере 4 (384) газеты «Ноев Ковчег» за апрель 2025 г.
В 1903 году его домовладение оценивалось в 5500 дореволюционных рублей, что уже было целым состоянием (тогда в год можно было прожить в среднем на 500 рублей), но после постройки нового здания стоимость, вероятно, возросла многократно. Но об этом история уже умалчивает, во всяком случае, на данный момент…
Новый дом 1905 года стал доходным и сдавался различным людям и организациям. Верхний этаж был предоставлен под квартиры чиновникам расположенной рядом контрольной палаты. Весь нижний этаж вплоть до Октябрьской революции занимал роскошный мануфактурно-галантерейный магазин братьев Сеферовых. Здесь покупателям предлагали товары «Товарищества Зуевской мануфактуры» и «Товарищества Шуйской мануфактуры».
Как благочинный армянской церкви Карапет Ягоянц многое сделал для ее процветания. Им были пожертвованы большие деньги на обновление церковного иконостаса, в том числе на покрытие его золотом. Он неоднократно бывал в Армении (Эриванской губернии), откуда привозил для церкви приобретенные там древние армянские иконы.
Свой вклад Ягоянц внес и в благоустройство армянского кладбища на северном склоне Ташлянской долины. Кладбище это относилось к числу самых богатых на Северном Кавказе. Отличалось оно дорогими надгробиями, склепами, часовнями.
В советские годы верхний этаж дома был отдан под общежитие заводу «Красный металлист», а в нижнем этаже в период нэпа обосновался ресторан «Новый Свет» Павла Снегирева. Уже затем, в конце 1920-х годов, в здании расположилось фельдшерско-акушерское училище – учебные классы и общежитие для студентов. Это училище, тогда единственное на Ставрополье, в 1930-е годы было преобразовано в Ставропольский медицинский институт, ныне располагающийся в роскошном здании на ул. Мира, построенном в 1952 г. в стиле сталинского ампира.
После ухода из здания медучилища на верхнем этаже расположились советские торговые учреждения, а на нижнем этаже – народная столовая общепита и магазин продуктов. Тот же магазин был в здании во время оккупации немецкими войсками г. Ворошиловска (Ставрополя) в годы Великой Отечественной войны, только ассортимент в нем был значительно более скромным – немцев не интересовало сохранение народонаселения г. Ворошиловска. После освобождения Ставрополя от гитлеровцев и изгнания немецких войск из города нижний этаж здания долго находился в полуразрушенном состоянии из-за взрыва, который немцы учинили в здании перед отступлением. Затем, уже к концу 1940-х гг., его восстановили, в его стенах расположился престижный обувной магазин-салон. На верхнем этаже разместились различные городские службы – от горного треста до строительного.
Сейчас здание по-прежнему живет. На первом этаже работают ресторан, бар, а на втором – государственное учреждение. На данный момент здание находится в хорошем техническом состоянии и является объектом культурного наследия (памятником истории и архитектуры).
Бывший доходный дом Ягоянца является частью архитектурной среды и угловым акцентом квартала, формообразующим элементом исторического градостроительного каркаса улицы Голенева. Здание построено в архитектурном стиле эклектики, который был популярен в царской России с 1830-х гг.
до самого конца существования империи. Оно представляет собой угловое строение из ракушечника с двумя этажами. Пилястры, которые тянутся по фасаду с самого фундамента и до карниза, украшены рустом. Карниз богато оформлен дентикулами, в некоторых местах пилястры под карнизами украшены модильонами. Некоторые окна первого этажа венчают замковые камни. Все окна этажа оформлены наличниками и архитектурно соединены между собой тягами, пересекающими весь фасад здания. Они же присутствуют и на втором этаже усадьбы. На нем уже окна венчают сандрики со «свисающими» триглифами. Некоторые из них имеют под собой стилизованные под ракушки архитектурные элементы, редкие для Ставрополя. Другие окна под сандриками имеют обычный прямоугольный руст. Между некоторыми окнами располагается картуш, особенно с северной части здания. Также окна домовладения украшены архитектурными элементами в виде ширинок и консолей.
Над карнизом возвышаются пять отдельных аттиков, два из которых имеют окна (важно отметить, что они бутафорные), что делает их мезонинами, один из которых угловой, представляет собой архитектурную доминанту усадьбы Ягоянца. Второй мезонин-аттик располагается по центру восточной части здания, его можно разделить на два яруса. Он имеет свою собственную архитектурную композицию в виде трех оконных отверстий первого яруса, а главное окно на втором ярусе (располагающееся выше трех других, разделенное первым уровнем карниза мезонина-аттика) увенчано замковым камнем, перетекающим в отдельный карниз, и уже над ним располагается надпись «1905», указывающая год постройки здания. Доходный дом Ягоянца имеет 3 балкона с чугунными ограждениями, замечательно сохранившимися спустя 120 лет со дня постройки сооружения и, вероятно, выплавленными на заводе Руднева-Шмидта губернского города Ставрополя, который в дальнейшем именовался «Красным металлистом» и был снесен в период между 2013 и 2020 годами. Важно отметить, что был снесен незаконно.
Домовладение с восточной части имеет два на первом этаже и одно на втором брамантовы окна. На втором этаже брамантово окно богато украшено пилястрами, плавно перетекающими в наличник-сандрик из замковых камней. Под окном, ниже подоконника, располагается оконная резная балюстрада. Главный вход в здание располагается с угловой части и представляет собой полукруглый портал (полуциркульная арка), который сверху также завершается замковым камнем. Мезонин-аттик с угла несколько ломан по периметру фасада здания, он также имеет окно (тут оно полукруглое), над которым идет тяга с замковым камнем, а еще выше располагается карниз с дентикулами, который своей композицией представляет доминанту всего угла дома Ягоянца.

С северной стороны здания находится арка с проездом во двор дома. На северной стороне дома порталы окон сдвоены, что делает их визуально больше остальных оконных проемов усадьбы. Домовладение Ягоянца имеет собственный двор и построено в форме неполной буквы П.
К сожалению, о судьбе семьи (и рода) Ягоянцев на данный момент известно немного. Исходя из сведений кавказского краеведа Светланы Ивановны Несмачной (1937–2022), которая написала 27-томный альманах «История Кавказа в лицах», в котором описаны практически все известные люди Северного Кавказа и Закавказья в периоде между 500-м и 1920-ми годами, о Ягоянцах изложены следующие сведения. Это род ставропольских священников. В ее предпоследнем томе, перед смертью, она упомянула нашего героя – Карапета Исаевича Ягоянца (Якоянца), а также, вероятно, его сына – Армения (Армений) Карповича (Карапетовича) Ягоянца, который также был благочинным армянской церкви Св. Григория Просветителя (сведения на 1914 г.). Также важно отметить, что часть своего огромного имения Карапет Ягоянц сдавал известному ставропольскому врачу А.Л. Самойлову.
Вот такая история усадьбы священника Карапета Ягоянца, которая в камне отражает историю как города, так и страны и даже целого народа и которая в этом году отмечает свое 120-летие.
Марк Григорьян, историк-краевед, Ставрополь
Оставьте свои комментарии