№3 (371) март 2024 г.

Семь необыкновенных художниц из спюрка – диаспоры

Просмотров: 3075

Семь необыкновенных художниц из диаспоры, удивительные армянки – Майде Арель и Мари Герекмезян (Турция), Клара Абгар (Иран), Анна Богигян (Египет), Джеки Казарян (США), Энни Куркджян (Ливан), Каринэ Паронянц (Латвия) – принадлежат к разным эпохам, но все они знамениты, и каждая из них по-своему уникальна.

МАЙДЕ АРЕЛЬ. Турция

(1907, Стамбул – 09.02.1997, Стамбул)

Отправилась с мужем в Хатай, чтобы рисовать юрты

Майде Арель, турецкая художница армянского происхождения, известна своими абстрактными и стилизованными фигурами, часто в неярких тонах. Майде, внучка художника и дизайнера Симона Дадяна, родилась в семье архитекторов в Стамбуле, где в 1930 г. окончила Академию изящных искусств.

В 1935 г. она вышла замуж за художника Шемси Арела, сына ее профессора живописи Мехмета Рухи Арела. Он преподавал французский язык и музыку в турецком городе Эрзинджане, она – живопись. С 1945 по 1950 г. Майде жила в Париже и училась в мастерских у Андре Лота, Фернана Леже и Жана Метцингера. В начале карьеры она писала в основном пейзажи, а после возвращения в Европу изменила направление своей работа на абстракцию.

В 1956-м супруги Шемси и Майде Арель отправились в Хатай, чтобы рисовать юрты и сделать картины для парламента, изображающие эту провинцию на юге Турции. В 1959-м супружеская чета организовала совместную выставку в Париже.

В 1964 г. Майде Арель получила бронзовую медаль за свою работу «Турецкая баня», а в 1974-м за «Чифтетелли» была удостоена Международного Гран-при на биеннале (художественная выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года) в Уичи во Франции.

Ее не стало в Стамбуле, там она и похоронена.

МАРИ ГЕРЕКМЕЗЯН. Турция

(1913, Кайсери, Турция – 1947, Стамбул)

В любви и творчестве она горела как спичка

Армянка Мари Герекмезян (Олмазян) – первая женщина-скульптор Османской империи.

Мари родилась в деревне Талас в Кайсери. Начальное образование девушка получила в местной армянской школе «Варт Базриг», но затем родные ее отправили в Стамбул, где она окончила известный армянский колледж Есаян. Позже Мари поступает в Стамбульский университет, где изучает философию. Одновременно посещает Академию искусств и осваивает скульптуру.

Учеба в академии – ее судьба. На курсе она встречает турецкого поэта и художника Бедри Рахми Эйюбоглу – главную любовь своей жизни. Он ассистировал ей на классах скульптуры, и она создала его бюст с натуры. Два творческих человека находят друг друга не только в искусстве, но и в личной жизни. Мари становится любовницей Бедри Рахми, вступив в опасный любовный треугольник, ведь ее возлюбленный – несвободный человек, обремененный семьей, скрепленный узами брака. Его супруга, румынская актриса и художница Эрен Эйюбоглу, все знает – и терпит. Свободные нравы и мода на эмансипацию начала ХХ века коснулись и Турции – Мари остается с Бедри Рахми всю свою недолгую жизнь. Была она и замужем, за неким Фредом Гроссом, о котором ничего не известно.

В любви и творчестве она горит как спичка – ярко и стремительно. Успевает любить, заниматься творчеством и работать. После окончания академии Мари Герекмезян не только создает скульптуры, но и зарабатывает на жизнь преподаванием – ведет уроки искусства и армянского языка в средних школах Гетронаган (находится на территории собора Св. Георгия Просветителя; открыта в 1886 г. в Константинополе – Стамбуле) и Есаян.

В 1946-м Мари заболела туберкулезным менингитом. Бедри Рахми продал многие свои картины, но не смог спасти ее. Мари не стало в 1947-м в возрасте 34 лет. Была похоронена на Армянском кладбище Шишли.

С горя Бедри начал пить. В 1949 г., когда он читал стихотворение Buyuk Kulup, разрыдался. После этого его жена покинула дом и уехала жить во Францию.

Мари проходит через все творчество Бедри Рахми Эйюбоглу и воплощается во многих поэтических образах. Одно из его стихотворений начинается со слов «Моя черная шелковица, моя раздвоенная смуглая, моя цыганка». Картины Бедри Рахми «Черная шелковица» и «Портрет Мари» – подтверждение тому, что эти отношения оставили глубокий след в его творчестве.

Большая часть работ Мари Герекмезян потерялась. Несколько из ее произведений находятся в Музее живописи и скульптуры в Стамбуле и в частных коллекциях.

В школе Гетронаган в Стамбуле в декабре 2012 г. прошла выставка Мари Герекмезян, организованная легендарным турецким фотожурналистом армянского происхождения Ара Гюлером (1928–2018). А в феврале 2017 г. на выставке в Галерее фольклорного искусства (Измир) экспонировалось несколько картин Бедри Рахми из серии «Мой тутовник» – портреты Мари, возлюбленной художника. Также на выставке был представлен бюст Бедри Рахми работы Герекмезян.

КЛАРА АБГАР. Иран

(1916, Тегеран – 20.03.1996, Тегеран)

Ее работы обогатили иранское культурное наследие

Клара Абгар (Клара Абкар, Клара Абгарян), первая художница-миниатюрист Ирана. Ее предки из армянского города Джульфа (Джуга), что на левом берегу реки Аракс. Не желая оставлять напиравшим туркам зажиточные города свои, шах Персии Аббас?I в 1605 году спалил Джугу и переселил двенадцать тысяч семей в пригород новой столицы своей – Исфаган. Там они основали город и назвали его Нор Джуга (Новая Джуга) – в память об утраченной родине.

Клара родилась в Тегеране – столице Ирана. В школьные годы она изучала живопись у Маркара Карабаджяна и Хакупа Вартаняна, а в столичном граде училась в армянской школе Давтян (имени Епрема Давтяна, известного как «персидский Гарибальди»). Ее всячески поддерживали не только родители, но и учитель рисования. «Заботливые учителя, особенно мой учитель рисования Маргар Гарабекян (иранский армянский поэт и художник. – М. и Г. Мирзоян), сыграли значительную роль в мой жизни», – сказала она как-то.

В детстве Клара не тратила деньги на то, что обычно хотели другие дети ее возраста; вместо этого она покупала золотые монеты, растирала их в тонкие слои золота, а затем использовала в позолоте миниатюр, которые она рисовала, следуя старой традиции иранской миниатюрной живописи.

В 1934 г. Клара поступила в Тегеранскую женскую художественную школу. После трех лет обучения, получив диплом по миниатюре, она продолжила учебу в Высшей академии художеств.

Кларе было 40 лет, когда после 14 лет преподавания она поступила на работу в Школу изящных искусств Тегеранского университета.

В ее миниатюрах сцены верховой езды, натюрморты, цветы, мавзолей Омара Хайяма, башни Фирозабади и Алиабад в Кашане занимали особое место. Среди известных картин Абгар – «Ануширван и Бозоргмехр», «Юсеф и Зулиха», «Старуха», «Боязливая девушка», «Пирзан и султан Санджар». У нее также много картин с золочением, и ее восьмиугольный узор с позолотой с узором «пейсли» (узор в виде капли с множеством мелких деталей и загнутым вверх концом) очень известен. Часть ее картин включает в себя антропологические (научное изучение человечества, связанное с поведением, биологией человека как в настоящем, так и в прошлом) работы, драгоценности и термические ткани.

Преданность Абгар правдоподобию проявляется в ее более поздних работах, часто поражающих и озадачивающих тех, кто их видел. «На листе белой бумаги я нарисовала кусок старой шелковой ткани. Гость, знаток искусства, спросил меня: «Это картина или настоящий кусок ткани?» Чтобы проверить его, я сказала, что это кусок ткани, и он протянул руку, чтобы рассмотреть шелковую ткань. Похожая иллюзия возникла и у тогдашнего министра культуры и искусств. Он вообразил, что бирюзовые камни на трубке настоящие, и коснулся их кончиком пальца».

Ее работы экспонировались на многих выставках, и она пользовалась большой известностью в Иране. В 1988?г. в возрасте 73 лет Клара Абгар провела свою первую выставку в Национальном музее искусств Ирана.

18 мая 1994 года по случаю Всемирного дня музеев по распоряжению правительства в центральной части королевского дворца Саад Абад (прежней резиденции дочери иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви) был открыт Музей миниатюр им. Клары Абгар, где выставлены ее значительные произведения.

Несмотря на свои финансовые нужды, Абгар никогда не выставляла свои работы на продажу. «Как можно продавать своих детей?» – говорила она тем, кто настаивал на покупке ее работ.

Клара Абгар умерла в возрасте 81 года. Ее похоронили на армянском кладбище Бурастан в Тегеране.

Из интервью газете «Голос Армении» (01.02.2021 г.) культурного атташе Ирана в Армении Сейеда Хосейн Табатабаи:

«Если говорить о современной культуре Ирана, то вклад армян в ее развитие очень большой. Армяне стояли у истоков иранского кинематографа. В их числе Арпи Ованесян, который считается отцом иранского киноискусства. Можно назвать и другие имена. Армяне являются и основателями современного иранского театра. Эти деятели искусства – граждане Ирана, получившие образование в Армении или в Европе. В Иране много современных художников-армян. Это известная миниатюристка Клара Абгар, работы которой обогатили иранское культурное наследие, художник и скульптор Марк Григорян, который основал новое направление в изобразительном искусстве Ирана, и многие другие».

АННА БОГИГЯН. Египет

(род. в 1946 г. в Каире)

Чуткий наблюдатель за человечеством

Анна Богигян родилась в армянской семье в Каире – ее бабушка и дедушка стали жертвами геноцида. В молодости художница изучала политологию в Американском университете в Каире, а также искусство и музыку в Университете Конкордия в Монреале.

Она ведет кочевой образ жизни, путешествуя по Америке, Европе и Африке. Ее работы разнообразны, в них художница обращается к темам политики, истории, рабства, несправедливости по отношению к человеку.

Недавно она стала лауреатом одной из крупнейших в мире наград в области искусства – Премии Вольфганга Хана от Общества современного искусства в Музее Людвига (Кельн, Германия).

Анна Богигян – чуткий наблюдатель за человечеством. В своих работах художница предлагает уникальную интерпретацию современной жизни: она соединяет прошлое и настоящее, поэзию и политику, счастливый взгляд на мир и критическое мышление.

Написанные с выразительными деталями на бумаге, произведения искусства увеличены до масштаба шахматных фигур в натуральную величину, на которых изображены взлет и падение империй, а также роль, которую каждая фигура сыграла в формировании мира. Ее монументальная инсталляция «Игра в шахматы» впервые была показана в Венеции в 2022 году и находилась в центре внимания и на выставке под названием «Время перемен» в Галерее современного искусства в Торонто.

«В условиях глобального подъема диктаторских режимов и консервативных правительств, которые посягают на свободу, работы Богигян выявляют проблему исторической амнезии и общих усилий, необходимых для свержения власти», – говорится в сообщении галереи. Выставка завершила работу в Торонто 7 января 2024 г.

Анна Богигян рисует мозг, символизирующий сложность мысли, чувств и эмоций. Она сочетает образы мозга с органами восприятия: глазами, ушами и ртом. Мозг очень важен для ее творчества, он воспринимается как лабиринт, который необходимо исследовать, чтобы глубже понять человеческую природу, ее мотивы, пороки. В своей работе «Мозг 1» Богигян осуждает угнетение, агрессию, экстремизм как в прошлом, так и в настоящем.

ДЖЕКИ КАЗАРЯН. США

(род. в 1959 г. в Чикаго)

«Армения» (Hayasdan) художницы представляет собой полуабстрактный пейзаж

Джеки Казарян, американская художница армянского происхождения, родилась в Чикаго. Училась в школе местного института искусств. В 1981?г. окончила Университет Дьюка (Дарем, Северная Каролина), в 1989-м – Чикагский художественный институт. В 1984–1990?гг. работала в «Британской энциклопедии» (с 1901 г. издается в США, центральный офис в Чикаго), с 1988 по 2005 г. – в Чикагском художественном институте.

Оба дедушки Джеки Казарян – Абрам Бедросян (из Адана) и Казар Казарян (из Тадима) – покинули Западную Армению до апреля 1915 года.

В 2015-м, через сто лет после геноцида, в День памяти жертв и для ознаменования исчезающей культуры Джеки создала свое монументальное полотно «Армения» (Hayasdan). Холст представляет собой полуабстрактный пейзаж с надписями из древнеармянских карт и церковной архитектуры. На холсте присутствуют цвета и символы из иллюстрированных манускриптов. Игольное кружево, использованное в картине, и молящиеся руки у основания картины принадлежат бабушке Ячи, Мариам Бетлезян, родом из Мараша. На создание полотна «Армения» Джеки Казарян воодушевило полотно «Герника» Пабло Пикассо, рожденное под впечатлением от бомбардировки испанской деревни в 1937?г. в ходе гражданской войны, где почти все жители погибли. Картина художницы имеет те же размеры, что и «Герника» – (3,5 x 7,9 метра). «Никто бы не узнал, что случилось в Гернике, если бы не было этой картины», – пояснила Джеки.

Полотно «Армения» впервые было представлено в чикагском Mana Contemporary в апреле – мае 2015 г. После Чикаго картина выставлялась в университетах и галереях США и по всему миру.

КАРИНЭ ПАРОНЯНЦ. Латвия

Гранат – символ жизни, продолжения рода

Корни Каринэ – из Западной Армении. Предки, спасаясь в годы геноцида армян, оказались на Северном Кавказе. Дед впоследствии переехал в Латвию. А с материнской стороны в роду русские староверы Филипповы из города Даугавпилса (Латвия) и сибирские латыши. Армянские традиции передаются в семье детям, которые посещают воскресную школу.

Каринэ родилась в Риге, окончила отделение монументальной живописи Латвийской академии художеств, продолжила образование во Флоренции. На ее счету уже более 20 персональных выставок.

Нынешняя мастерская Паронянц располагается в одном из исторических зданий рижского Ботанического сада, по соседству находятся павильоны с экзотическими растениями, постройки старого поместья.

У Каринэ есть особенный цикл картин – Параджановский. Одна из работ – «Цвет граната» по мотивам легендарного фильма Сергея Параджанова – написана на семейной скатерти, которая помнит праздники, важные моменты в жизни семьи. «Она впитывала в себя вот эти пятна, краски, энергетику взлетов, падений, разочарований… Это очень знаковая работа, потому что гранат – символ жизни, продолжения рода», – сказала в одном из интервью латвийская художница.

Совсем недавно Каринэ Паронянц побывала в Ереване, увидела своими глазами ситуацию, сложившуюся после вынужденного исхода из Арцаха – Карабаха более 100 тысяч армян в сентябре 2023 г. Каждая поездка в Армению, по словам Каринэ, – это знаковое путешествие к себе настоящей, встреча с корнями, которая выплескивается в новый живописный цикл.

ЭННИ КУРКДЖЯН. Ливан

(род. 10.05.1972 г. в Бейруте)

Ее картины изображают существ в замученных позах, чудовищных, гротескных

Художница Энни Куркджян родилась в Ливане, живет и работает в Бейруте. Ей пришлось пережить шестнадцать лет гражданской войны в своем родном Бейруте. Несмотря на то, что ее детство было отмечено шумом бомб, террором, постоянной незащищенностью и непоследовательностью обычных вещей, она изучала изобразительное искусство и психологию в Ливанском университете, а также бизнес и теологию в Университете Св. Иосифа.

Будучи армянкой, она уже пережила травму геноцида армян через историю своей бабушки. В возрасте двенадцати лет, когда ее семья готовилась бежать из Ливана во Францию, она потеряла своего отца в результате жестокого убийства во время ограбления. На следующий день она обнаружила в газете фотографии его безжизненного тела, изрешеченного пулями.

Подростком Энни страдала от ПТСР (посттравматического стрессового расстройства) и поняла, что должна найти выход страданию, запечатленному в ее теле, после периода попыток найти свою нишу, ведущих через изучение менеджмента, искусства, за которым последовала психология и в конечном счете теология. Энни решила перевернуть страницу в 2005 году и начала новую жизнь как художница с регулярными выставками во Франции, Ливане, Бахрейне, Иордании и ряде других стран.

Ее картины трезвы и в то же время мощны, они изображают существ в замученных позах, чудовищных, гротескных. Их тела кажутся препарированными, проанализированными, они образуют дрожащие и пронзительные образы. Эти большие полотна, дышащие трагедией, расспрашивают нас о самой жизни. По словам Энни Куркджян, ответы кроются в искренности художественного подхода: «Искусство способно сублимировать все: войну, преступление, стыд, болезнь и тотальный ад».

Куркджян участвовала во многих групповых выставках, в том числе в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, Салоне Сурсока в Бейруте, Королевской школе искусств в Лондоне, биеннале искусств в Лионе и многих других.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МАРИНЫ И ГАМЛЕТА МИРЗОЯН

Значение слова УДИВЛЯТЬ в «Словаре В.И. Даля» (Санкт-Петербург, 1863–1866):

«Удивить кого, дивить, изумлять, заставить дивиться… Удивительный, рождающий удивленье, чудный, странный, необычайный или необычный, чрезвычайный, дивный, изу-мительный, необыкновенный, исключительный…»

И наконец, «человек, чем-нибудь из ряду вон», то есть очень отличающийся от других, выдающийся.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты