N 03 (114) Март 2007 года.

Мгновенья чистой красоты

Просмотров: 8380

Имя Марии Степановны Гамбарян, профессора Академии им.Гнесиных, звучало, когда я делала первые шаги по земле. Поколения музыкантов благоговейно передают из уст в уста имя тончайшего художника, пианистки, ученицы великого мастера, выдающегося педагога Константина Николаевича Игумнова. Многочасовое общение с любимым учителем, как говорит Мария Степановна, оставило глубочайший след в памяти и сердце.

Поэтичность игры К.Н.Игумнова передалась его ученикам. Вот как высказался учитель об игре своей ученицы: «При наличии виртуозно-технических данных, в Марии Гамбарян особенно ценна музыкальность и та сознательность и чуткость, с какими она воспринимает все указания».

Имя Марии Степановны Гамбарян, профессора Академии им.Гнесиных, звучало, когда я делала первые шаги по земле. Поколения музыкантов благоговейно передают из уст в уста имя тончайшего художника, пианистки, ученицы великого мастера, выдающегося педагога Константина Николаевича Игумнова. Многочасовое общение с любимым учителем, как говорит Мария Степановна, оставило глубочайший след в памяти и сердце.

Поэтичность игры К.Н.Игумнова передалась его ученикам. Вот как высказался учитель об игре своей ученицы: «При наличии виртуозно-технических данных, в Марии Гамбарян особенно ценна музыкальность и та сознательность и чуткость, с какими она воспринимает все указания». Соучениками Марии Гамбарян в классе профессора К.Н.Игумнова были блестящие музыканты, которые прославились как выдающиеся концертирующие пианисты и педагоги – музыкальная элита тогда еще Советского Союза: А.Авдалбекян, А.Амбакумян, А.Бабаджанян, О.Бошнякович, М.Гринберг, Д.Давидович, И.Добровейн, А.Иохелес, К.Малхасян, Л.Оборин, Р.Тамаркина, Я.Флиер, Н.Штаркман.

«Мария Гамбарян – высокоодаренная пианистка, обладающая тонким художественным вкусом, певучим звуком, артистическим темпераментом и великолепными виртуозными данными»- так тепло высказался о пианистке Лев Оборин. Позже выскажутся и другие замечательные музыканты, особо выделяя глубокий, ясный, поэтичный «гамбаряновский» звук. Вспомнились шутливые слова профессора Московской консерватории Генриха Нейгауза: «Покажи, как ты играешь, и я скажу, у кого ты учился».

Удивительное сходство характеров учителя и ученицы. Сравнительный анализ не случаен. Великий Игумнов, по высказываниям его учеников, завораживал слушателей своим лиризмом и искренностью.

Этим же подкупает игра и Марии Гамбарян. За роялем учитель всегда сидел неподвижно. В сценической выправке пианистки мы видим повтор игумновской.

В ее игре вы ощущаете ту же одухотворенность, теплоту и певучесть, которая покоряет своим внутренним огнем и сдержанностью. Мария Гамбарян в своем искусстве передает чувства уже испытанные, она как бы пробуждает их.

Однажды встретившись с пианисткой, вы оказываетесь во власти необыкновенной личности, покоряющей сиянием своих добрых лучистых глаз. Вас удивляет ее доверительное отношение ко всем и ко всему что ее окружает.

Каждый год профессора Гамбарян полон грандиозных планов. В этом потоке бурной музыкальной жизни - ученики в Академии им.Гнесиных, бесконечные концерты, мастер-классы в России, Германии, Чехии, Японии, США, Великобритании, Франции. Мария Степановна Гамбарян возглавляет кафедру специального фортепиано в Московском государственном университете культуры и искусства. Она является почетным профессором Карлов-Университета в Праге. Памятны организованные ею юбилейные тематические концерты, посвященные корифеям армянской музыки – Комитасу и Спендиарову.

Имя Комитаса занимает особое место в творчестве пианистки. Ей принадлежат переложения комитасовских песен для фортепиано. Пожалуй, ни один концерт пианистки, в каких бы городах и странах она ни выступала, не проходит без ее «просветительских бисов» – песен Комитаса. Любовь к великому армянскому творцу передана ей ее родителями: отцом – Степаном Павловичем Гамбаряном, ученым-химиком, и матерью – Софией Георгиевной Тамамшян, ученым-ботаником, образованнейшими личностями, почитающими истоки зарождения армянской классической школы.

Год назад в Доме творчества композиторов в Рузе открылся первый Музыкальный фестиваль, идейным вдохновителем и организатором которого стала Мария Степановна Гамбарян. В рамках фестиваля прошли концерты, мастер-классы профессоров из Голландии, Германии, США, России для студентов, приехавших из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Якутии, США.

Гостям памятны встречи на музыкальном форуме. «Русская зима в Рузе» - это незабываемые впечатления от прекрасного места Подмосковья, где творили великие композиторы С.Прокофьев, Д.Шостакович, Г.Свиридов, А.Хачатурян, Д.Кабалевский и многие другие.

Такое многообразие творчества говорит нам о напряженной, но невероятно интересной жизни пианистки, которая очень ревностно относится к сохранению традиций, остерегаясь многочисленных новомодных проектов, навязанных сегодняшним временем. Во всем нужно «дозирование», чтобы не потерять истоки нашей прекрасной культуры, считает Мария Гамбарян.

Преподавательская деятельность пианистки теснейшим образом связана с исполнительством. Каждый урок – это живой творческий процесс, без натаскивания, в духе творческого взаимодействия. Речевая выразительность в игре и ее постижение – вот задача, поставленная перед учениками, чтобы звук был легкий, пластичный, а фразировка - рельефной. Это основа игумновской школы.

В классе у профессора учатся особому прикосновению к клавиатуре, чтобы добиться прозрачности и теплоты звучания. Учатся «деликатности» в обращении с музыкой, не забывая, что рояль – это клавишный инструмент, а не ударный; и, в качестве напоминания, игумновское: «Раньше, чем услышите – не играйте дальше».

Репертуар Марии Гамбарян, музыканта широкого диапазона, охватывает разные области фортепианной литературы, но, пожалуй, композиторы-романтики занимают одно из главных мест в ее творческой судьбе.

В рецензиях последних лет читаем: «Жемчужные пассажи сочетаются с удивительным богатством и красотой звучности», «Гамбарян завоевала сердца огромной массы людей. Все концерты аншлаговые. У артистки есть своя аудитория».

Монографические программы из произведений И.С.Баха… Для Марии Гамбарян он с детства был одним из любимых композиторов.

Огромная тяга к музыке великого Бетховена, в которой Мария Гамбарян находит наибольший простор для самовыражения.

В многочисленном репертуаре пианистки циклы 24-х этюдов и 24-х прелюдий Шопена, в которых проявляются как технические, так и неисчерпаемые музыкальные возможности. С какой легкостью после трудоемких цикличных программ музыкант играет не менее сложные – «Кампанеллу», «Хроматический этюд» Ф.Листа, вальсы Ф.Шопена и многое другое. Они исполняются ею с таким совершенством и чувством вкуса, что хочется быть постоянным слушателем этого большого мастера.

В ее программах появляется ряд произведений французской музыки. Она является первым исполнителем произведений А.Онеггера «Прелюдия, ариозо и фугетта». В арсенале пианистки произведения Моцарта, практически все сочинения Шумана, искрящиеся сонаты Скарлатти, фортепианные концерты и многое другое, всего не перечислить.

Встречаясь вновь и вновь на концертах с Марией Гамбарян, радуешься ее жизнелюбию. Прекрасная физическая форма, завидный темперамент молодости, в которой она пребывает в настоящее время – составные, определяющие ее душевные и духовные качества.

Нана Габриэлян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 17 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты