N 7 (130) Июль 2008 года.

Об актуальных вопросах национальной стратегии Ай-Дат

Просмотров: 4134

У каждого народа и государства имеются стратегически важные направления национальной политики, которые выкристаллизовываются в процессе исторического развития нации, возникновения угроз ее безопасности и выработки адекватного вызовам времени иммунитета, концентрации основных усилий на решении приоритетных задач, имеющих определяющее влияние на последующий этап развития.

Из истории известно, что армяне в своем многотысячелетнем развитии из-за завоевательной политики Запада и Востока не раз теряли собственную государственность, но сохранялись на своей этнической территории, проявляли волю к национальной консолидации и очередному возрождению Армении. В чем причины многочисленных потерь армянского народа и сохранения феномена древней армянской цивилизации? Видимо, в духовной и национальной сущности армян, в их глубокой вере и преданности Армении.

На рубеже ХIX–XX вв. армянский народ получил тяжелый удар, связанный с деспотической политикой султанской, младотурецкой и кемалистской Турции, который вошел в мировую историю как первый геноцид против армян. Массовое уничтожение и депортация армянского народа из пределов Западной Армении в конечном итоге привели к тому, что армяне потеряли не только половину своего народа (более 2,5 млн человек) и понесли значительные материальные потери, но и были изгнаны из пределов большей части своей этнической территории.

Армянский вопрос, как часть Большого ближневосточного вопроса и вопрос обеспечения прав и свобод армян в Османской Турции, появляется в международной дипломатии на Сан-Стефанской конференции и Берлинском конгрессе летом 1878 г. Великие державы ограничивались наблюдением, выжидательной тактикой и дипломатическими нотами. Значение Западной Армении в геополитике Европы и России в тот период было весьма актуально. Для России Западная Армения обеспечивала кратчайший выход в Средиземное море, к Иерусалиму, контроль над Месопотамией и стратегическими коммуникациями. В свою очередь Запад сопротивлялся возможному геополитическому усилению России в Малой Азии через Армению. Противоречивость интересов великих держав крайне негативно сказалась на судьбе армянского народа в Османской Турции. Эта политика в конечном итоге привела к трагедии геноцида армян в период Первой мировой войны. Большевистская же революция и политика удержания собственной власти при определенном соучастии Германии и мирового сионизма способствовали интервенции турецких войск в Закавказье в 1918 и 1921 гг. и уничтожению части армян Восточной Армении.

Исключение Армянского вопроса из повестки Лозаннской конференции 1923 г. при решающем участии Великобритании привело к кристаллизации армянской национальной стратегии Ай-Дат, которая стала составной частью политической стратегии Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн. Именно дашнаки стали первопроходцами в разработке основ, задач и содержания политики Ай-Дат, что было связано с ролью этой выдающейся партии в судьбе армянского народа в новое и новейшее время, с возрождением армянской государственности и образованием Араратской Республики 1918–1921 гг.

В чем же сущность политической стратегии Ай-Дат? Ай-Дат – это вопрос этнических территорий армян, ликвидации последствий геноцида армян, объединение Восточной и Западной Армении и возрождение Единой и Независимой Армении. Именно этой высшей цели и посвящается деятельность ведущих национальных политических сил, партий, организаций, патриотов независимо от фактора времени и места.

С началом очередного этапа Карабахского освободительного движения Ай-Дат приобрел новые задачи, связанные с борьбой армянского народа за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией. В 1991–1994 гг. политика Ай-Дат сконцентрировалась на Оте-

чественной войне армянского народа в Карабахе, с образованием же Республики Армения – открылась новая страница в армянской истории. Возрождение национальной государственности, освобождение части исторической родины в Арцахе, активизация прямых связей Армении и Спюрка, возвращение в политическую действительность Армении старейших национальных партий (прежде всего, АРФ Дашнакцутюн) создали объективные предпосылки для пересмотра концепции Ай-Дат, связанные с ликвидацией последствий геноцида армян.

Отрадно отметить, что и в новой России армянская общественно-политическая мысль старается активно участвовать в анализе национальных императивов, оценке состояния и перспектив стратегии Ай-Дат. В этой связи появление в газете «Ноев Ковчег» рубрики «Армянский вопрос» и публикация проблемной статьи Карена Микаеляна вселяют надежду на позитивный процесс отражения различных подходов нашей диаспоры к столь фундаментальному вопросу.

Не стану давать подробной оценки позиции уважаемого Карена Залибековича. Следует признать, что его статья поднимает целый пласт серьезных вопросов, с позицией автора в отдельных частях можно согласиться, можно спорить, но нельзя отрицать необходимости развития и защиты национальных интересов армян, усиления коллективного волевого подхода национальной элиты к модернизации концепции Ай-Дат. Мне лично трудно согласиться с некоторыми оценками Микаеляна в отношении событий 1921 г., Великой Отечественной войны и современной российской геополитики. В то же время идея образования представительного политического органа армян Западной Армении, возможное деление в перспективе Армении на Восточную и Западную республики могут стать предметом пристального внимания и интереса как со стороны национальных сил, так и зарубежной дипломатии и разведки.

В чем же корень вопроса стратегии Ай-Дат? Ответ очевиден – это вопрос этнических территорий Западной и части Восточной Армении. Для решения данной проблемы необходима ликвидация последствий геноцида в соответствии с нормами международного права. Вместе с тем, мировому армянству в лице национального государства – Республики Армения и диаспоры следует выработать оптимальный механизм субъекта выражения национальных интересов и его содержания. При этом следует сконцентрировать силу духа нации, ее реальных и потенциальных возможностей на стратегии Ай-Дат и, наоборот, решительно исключить из сознания и образа мышления армян пораженческий настрой и неверие в собственные силы.

Для самодостаточного и процветающего развития Армении и армян мира необходимо создать оптимальные условия жизненного пространства армянского государства на исконно армянских территориях, по праву принадлежащих армянам и незаконным образом отнятых у нас на определенном этапе истории.

Время имеет свойство залечивать раны, позволяет человеку осмыслить прошлое во имя созидательного будущего, помогает обществу отказаться от ложных постулатов и ценностей. Но время не властно над коллективной памятью человечества, ибо преступления против человечества не имеют срока давности.

Геноцид армян относится к знаковым событиям истории человечества, поскольку сильно повлиял на судьбу как армянского народа, так и на развитие международной жизни. Его последствия в отношении Армении и армянского народа имеют негативное воздействие в области политики, экономики, морали, психологии, демографии, культуры и, конечно же, безопасности.

В политической сфере Армения и армянский народ лишились большей части своей этнической и исторической Родины (Западной Армении и части Восточной Армении). Большинство армян рассеяно по всему миру, лишено своей Родины. Только четвертая часть армянского народа имеет возможность жить в условиях национальной государственности. Армения не имеет выхода к морю, находится в транспортной блокаде со стороны все той же Турции и ее стратегического союзника Азербайджана.

Резня и погромы армян в Сумгаите, Баку и других населенных пунктах Азербайджана в 1988–1990 гг. показали вновь, что опасность рецидива геноцида все еще существует.

Проблема геноцида как международного преступления оценивается не историками, а юристами. А вопрос ликвидации последствий геноцида – это политический вопрос, прерогатива политиков и дипломатов. Наконец, вряд ли стоит ожидать от турецких архивов подлинных документов, уличающих турецкое руководство в совершении преступления геноцида армян. Преступник, как правило, подчищает свои грязные дела. И можно быть уверенным, что турки заранее подчистили свои так называемые архивы, касающиеся султанского, младотурецкого и кемалистского периодов с 1876 по 1923 г., то есть времени совершения этого кровавого преступления – арменоцида.

Серьезными противниками признания геноцида армян, помимо Турции, остаются Израиль, США и Великобритания. Лондон, видимо, оказывает тайное сопротивление данному процессу, поскольку именно Англия отказалась в Лозанне решать Армянский вопрос.

Сегодня мы имеем независимое национальное государство в лице Республики Армения, освобожденную часть исторической Родины в лице Нагорно-Карабахской Республики и многомиллионную диаспору в различных странах мира. Консолидированное участие всех составных частей мирового армянства в обозначении требований армянского народа к мировому сообществу и Турции по вопросу геноцида армян является актуальным политическим событием в жизни армянского общества.

Проблема ликвидации последствий геноцида армян находится в ряду стратегических общенациональных задач, а это означает необходимость поиска и выработки адекватных нашим и международно-правовым возможностям механизма и программы совместной деятельности, включая Армению и диаспору. Такая позиция вполне справедлива, поскольку, во-первых, современная Армения из-за геноцида и незаконного отторжения этнических территорий потеряла значительную часть исторической Родины; во-вторых, большая часть армянского народа из-за геноцида вынужденно оказалась в условиях диаспорального проживания за пределами Армении; в-третьих, из-за непримиримой и агрессивной позиции современной Турции армяне мира не могут вернуться на свою историческую Родину – в пределы Киликии, Западной и части Восточной Армении.

С приобретением независимости Армения стала субъектом международного права и вполне может активно вести борьбу за ликвидацию последствий геноцида на основе международного права с полным использованием всех гарантированных государству возможностей и прав. Одним из важнейших политических достижений администрации экс-президента Армении Роберта Кочаряна можно с полной ответственностью назвать его позицию по обозначению в армянской внешнеполитической стратегии вопроса геноцида, осуждения Турции и ликвидации последствий данного преступления с трибуны ООН. Нас вдохновляет позиция Роберта Кочаряна, и, уверен, этот политический подход получит преемственность и найдет свое развитие в политической деятельности новоизбранного президента Армении Сержа Саргсяна.

Мнение о том, что современная Армения слишком слабое и уязвимое государство, чтобы поднять данный вопрос на международный уровень, – ущербная точка зрения. Конечно, ликвидация последствий геноцида армян зависит от многих факторов в международной политике, от позиции цивилизованного мира. Однако Армения, как субъект международного права и член ООН, вполне способна поднять данный вопрос и использовать все нормы международного права для защиты своих интересов и прав. И от позиции активной Армении зависит многое.

Поскольку в современной Армении проживает меньшая часть армянского народа, а сама диаспора в своей основе есть порождение трагедии геноцида, то безусловно активное участие представителей диаспоры в разрешении данного вопроса. Более того, проблема ликвидации последствий геноцида армян является общенациональной стратегической задачей.

Если Армения по решению данного вопроса может использовать все необходимые государственные институты и международное право, то диаспора может по данному вопросу формировать дееспособные общинные (лоббистские) и международные неправительственные организации и, естественно, также опираться на общепринятые нормы международного права. В самой диаспоре мы имеем ряд известных общеармянских международных организаций и старейших национальных партий, для которых вопрос Ай-Дата является ключевым и они внесли уже свой вклад в общее дело. В современный период наблюдаются новые подходы и процессы в формировании дополнительных национальных институтов, которые будут вести целевую борьбу за ликвидацию последствий геноцида.

С середины 1990-х гг., как уже отмечалось, один из авторитетных представителей российской диаспор – Микаелян выступает с инициативой создания полноценного и дееспособного политического органа армян Западной Армении, то есть прямых потомков жертв геноцида армян в Османской Турции. По его мнению, этот орган должен получить статус полномочного представительного органа западных армян с центром в Париже, который выдвинет обоснованные претензии и требования Турции, включая моральные, материальные и, конечно же, территориальные. Учредительное собрание предполагается провести в Севре, в городе, где в 1920 г. был заключен знаменитый Севрский мирный договор стран-победителей с Турцией, по условиям которого и согласно плану В. Вильсона восстанавливалась Армения в 175 тыс. кв. км. Данная идея более чем заманчива, весьма амбициозна и не лишена своей логики. Почему? Просто надоели всякие «миротворцы», мифические «отцы нации», мифологемы о слабости армян, о вечных уступках и компромиссах, результатом которых становятся очередные потери армянских территорий и армянского народа.

Нам необходима целостная общенациональная концепция Ай-Дата и программа ликвидации последствий геноцида армян, где необходимо включить такие составляющие элементы, как организационная, политическая, лоббистская, научно-исследовательская, правовая и информационная деятельность. При этом модернизированная концепция Ай-Дата должна состоять из государственной, диаспоральной и общенациональной частей.

Основными направлениями нашей деятельности в данной области должны оставаться: осуждение геноцида армян максимальным числом иностранных государств и авторитетных международных организаций; ликвидация последствий геноцида армян путем предъявления Турции моральных, материальных и территориальных претензий; увековечивание памяти жертв геноцида.

Осуждение геноцида иностранными государствами и авторитетными международными организациями является важной политической задачей, поскольку это, во-первых, соответствует нормам морали, международного права, демократии и справедливости; во-вторых, позволяет создать благоприятные условия для обеспечения безопасности современной Армении и Нагорного Карабаха от рецидива очередной агрессии Турции и Азербайджана; в-третьих, формирует положительную атмосферу в отношении проживания армян за рубежом и развития эффективных межгосударственных отношений с Арменией.

Выдвижение требований Турции морального, материального и территориального порядка соответствует нормам международного права, попранным правам армянского народа и армянского государства. Надо отказаться от порочной практики просьб об официальных извинениях Турции. Одни извинения турок за 2,5 млн жертв армянского народа – слишком несерьезно, они мало чего стоят. Мы должны требовать извинений с выплатой материального ущерба и возврата территорий Западной Армении и Киликии, обеспечения выхода к морю.

С созданием «Всемирного Армянского Конгресса» появилась надежда, что нам удастся приблизить и согласовать позиции армянских политических сил в диаспоре и в Армении по вопросу геноцида, выработать общий подход к Турции и международному сообществу по решению настоящей проблемы, разработать научно обоснованные программы, включающие определение международно-правовой квалификации данного преступления, аргументацию по его применимости, периодизацию времени совершения геноцида армян и субъекта ответственности, формата требований армянской стороны и возможных международно-политических и правовых последствий.

Уже сейчас, благодаря Армянскому институту международного права и политологии в Москве и усилиям профессора Барсегова Ю.Г., осуществляется неоценимая работа, связанная как с изучением и подготовкой научных исследований по вопросу геноцида, так и расширением соответствующих связей в среде крупнейших армянских и мировых специалистов по этой проблематике, многочисленными выступлениями в печати и на международных конференциях. В этом институте продолжаются научные исследования по проблематике геноцида, проводится методическая работа по подготовке кадров нового поколения и воспитанию молодых ученых. Естественно, настоящая работа может получить значительный импульс и расширить свои масштабы в условиях эффективной деятельности общенациональной организации нового типа.

Наша задача заключается в том, чтобы философская дилемма верховенства «силы права» либо «право силы» при решении столь актуального вопроса международной действительности, как ликвидация последствий геноцида армян, завершилась торжеством «силы права».

Прошедшие президентские выборы в Армении и избрание третьего президента Республики Армения Сержа Саргсяна позволят выработать новый курс консолидации армянской нации и государства.

Армянам следует поверить в свои силы, что независимость и свобода требуют адекватного отношения, отстаивания своих интересов и отказа от унизительных и необоснованных компромиссов, которые выдвигают сегодня нам по вопросу Арцаха. Однако какие могут быть уступки и компромиссы со стороны армян, когда современное положение армянского народа и государства есть бесконечная вереница компромиссов, уступок и потерь. Противник ежедневно изощряется в военной риторике, и не надо исключать попытки возобновления военного конфликта в Нагорном Карабахе. Хочешь мира – готовься к войне. От армян требуют какие-то «оккупированные территории», как и весь Арцах. А между тем по-прежнему оккупированными остаются территории Шаумяновского и части Мардакертского районов в Нагорном Карабахе и весь Нахиджеван. И вопрос этих территорий следует обозначать как требование с армянской стороны. Нерешенным остается и вопрос более 300 тыс. армянских беженцев из Баку и других населенных пунктов Азербайджана. Осознали ли армяне, как справедливо отмечает Карен Микаелян, во что обошлись им уступки черного 1921 г.? Кто и какие уступки и компромиссы еще ждет от армян после безнаказанного геноцида армян в Турции (1876–1923) и погромов армян в Баку (1918, 1990), Шуши (1920), Сумгаите (1988)?..

Я надеюсь, что армянский народ имеет все возможности и достаточный потенциал, чтобы объединиться и на исторической Родине, и в диаспоре вокруг судьбоносных национальных интересов и задач, обеспечить поступательное развитие армянского государства, вместе с прогрессивным человечеством продолжить справедливую борьбу за ликвидацию последствий геноцида армян и возвращение Армении и мировому армянству их законных прав на потерянные территории.

Только такая Армения, имеющая нерешенные территориальные вопросы, ведущая соответствующую активную политику и сильная духом, может рассчитывать на союзников и партнеров в противостоянии с агрессивными амбициями Турции и Азербайджана. Слабое, уступчивое и безвольное государство вряд ли способно защитить себя в противоборстве с коварными противниками и вряд ли представляет интерес для «сильных мира сего». Известно, что одним из принципов имперского правления является идея «разделяй и властвуй». Армению в разные века не раз делили силы Запада и Востока.

Трагический исход истории наложил свой отпечаток на Армению, разделив ее территории на Западную и Восточную части между Византией и Персией, Турцией и Персией, Россией и Турцией. Возможно, и сегодня нам следует учитывать данный исторический след, поскольку современная Республика Армения – это всего лишь часть Восточной Армении, которая в силу большевистско-кемалистского сговора 1921 г. лишилась значительных этнических территорий Восточной Армении – Арцаха, Нахиджевана, Сурмалинского уезда с Большим и Малым Араратом.

США в современный период наращивают свою военно-политическую активность на Ближнем и Среднем Востоке. Война в Ираке, установление американского контроля в зоне Персидского залива, продвижение НАТО на Украину и в Закавказье, так или иначе, приводят к тому, что американцы получают большой геополитический маневр в столь стратегически значимом регионе Малой Азии. Турция постепенно отходит вглубь американской фланговой стратегии Ближнего Востока и теряет свою первичную актуальность. Все больше раздается голосов о возможности образования курдского государства на северо-востоке современного Ирака, а кто может исключить стремительный поворот американской ближневосточной геостратегии в пользу образования западноармянского государства в Малой Азии? Рано или поздно Америка реконструирует ближневосточную архитектуру, а для этого уже сейчас нужны политические силы, которые станут работать на перспективу. Такой силой может стать полномочный представительный орган западных армян.

Со временем может сложиться ситуация, когда Армения вновь окажется разделенной на Восточную и Западную части. При этом современная Республика Армения скорее будет преобразована в Восточную Республику Армения, которая продолжит борьбу за возвращение незаконно отнятых у армян территорий Нагорного Карабаха, Нахиджевана, Арарата и т.д. Западная же Армения в лице западных армян – прямых потомков этой части исторической Родины, ныне оказавшихся в диаспоральном положении из-за геноцида армян, образовав свой представительный орган, будет требовать от Турции и мирового сообщества возврата территорий Западной Армении для создания Западной Республики Армения. Для консолидации нации можно будет сформировать Национальный Конгресс, который мог бы обсуждать и решать общенациональные вопросы.

Некоторым свободным и ведомственным аналитикам может показаться, что подобный проект разделения Армении на Восточную и Западную части исходит от отдельных армянских политических сил и даже лиц. Однако это ошибочное мнение, поскольку армяне больше всех желали бы скорейшего возвращения своих территорий и образования Единой и Независимой Армении. Но вряд ли лишь желание армян может стать единственной причиной столь серьезного перелома в геополитической мозаике Малой Азии. Такое развитие скорее связывается с пересмотром США своих прежних подходов к Армянскому вопросу и превращению территории Западной Армении в зону своей безопасности на Ближнем Востоке, оно может стать реальностью в контексте роста креативных процессов в глобальной и региональной геополитике США, Западной Европы и России. Появление двух Армений станет балансом сложившихся сил, объединение же Армении окажется возможным через последующий процесс возрастания роли армянского фактора в регионе и мировой экономике.

Геноцид армян имел негативное воздействие как на судьбу Западной Армении, так и Восточной Армении, поскольку в 1918 и 1921 гг. Турция дважды совершила агрессию в Закавказье и подвергла армян новым испытаниям (погромы в Баку, Шуши, Гяндже, Ахалкалаки, Александрополе и т.д.). В результате оккупации части территорий Восточной Армении и сговора с правительством большевиков часть территорий Восточной Армении оказалась в Турции и Азербайджане, Армения лишилась выхода к морю и превратилась в некий анклав в Закавказье со сложным военно- и экономико-географическим положением.

Армении и армянам следует включить в концептуальную программу Ай-Дата борьбу за ликвидацию последствий геноцида и борьбу за «жизненное (армянское) пространство». Только так, определив цели, задачи, формы и структуру, мы сможем вести эффективную борьбу за общенациональные интересы. Необходима волевая политика на Западе и Востоке с целью собирания армянских земель для укрощения региональных пантюркистских амбиций Турции, что невыгодно ни США, ни России. Следовательно, Армения с ее проблемами может стать центром притяжения взаимоисключающих сил. А для этого необходима неустанная работа независимо от смены поколений, времени и пространства.

Свою статью я хотел бы завершить словами Д. Байрона: «Какова бы ни была судьба армян – а она печальна, что бы ни ожидало их в будущем, их страна должна оставаться одной из самых интересных на всем земном шаре».

Александр Сваранц,

доктор политических наук

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 32 человека

Оставьте свои комментарии

  1. 5+
  2. на конец таки появилась вразумительная статья не плаксивый призыв к "здравомыслию" в понятиях пораженцев, а полный воли и апломба призыв к действию. хотел бы добавить пора создать всемирную обще армянскую организацию , с открытым членством длю любого армянина с обязательным партийным взносом с единым партийным взносом в размере 10% от дохода. все средства должны направляться на оплату адвакатов и содержание лобби в ведуших странах мира.
  3. Спасибо, что наконец передали слово армянам
  4. Сильнейшая програмная статья! Всем умным мужам Правительства Армении и диаспоры во всём мире необходимо осуществлять эту программу. Я думаю все армяне к этому готовы. Не понимаю, почему Израиль не признаёт геноцид армян.Евреи - народ, который лучше всех знает что это такое. У меня много друзей и знакомых - евреев, они все считают что был страшный геноцид.Ведь книга, написанная австрийским писателем еврейского происхождения Францем Верфелем "40 дней Мусадага" появилась не случайно в 1933 году.Народ-евреи признают, а Правительство нет.
  5. В 1915 году посол США в Турции еврей Генри Моргентау пытался остановить геноцид… тщетно. Вечная память и вечная слава ему! Народ еврейский, его интеллигенция, всегда признавали геноцид армян, написали на эту тему множество книг, очерков, стихов. Огромное им спасибо!!! Однако сионские мудрецы на трупах жертв геноцида армян открыли бизнес с турками… Полным ходом идёт трупоторговля.
  6. Статья о том,что в политике побеждают лишь сильные.Нынешние армянские власти вместо того,чтобы поднимать боевой и патриотический дух,успокаивают народ необходимостью компромисов, т. е. сдачей земель.Надо немедленно Армении признать независимость Карабаха и только на признании Азербайджаном этой независимости вести дальнейшие переговоры.Если же азербайджанцы начнут войну,мы должны будем принять этот вызов.Тот народ,который избегает войны,жертвуя национальными интересами, всегда в проигрыше.Однако война маловероятна, поскольку крупные мировые игроки,выкачивающие нефть,в этом не заинтересованы.В войне даже объективно более заинтересована Армения.Запад будет заинтересован в победе Армении,так как ей нужны "несчастные" слабые нефтяные государства,чтобы диктовать им свои условия.Жестокий пример сильного саддамовского Ирака и Ирана ей совершенно не нужен.Армянская дипломатия должна поработать в этом направлении,отмечая,что жизненные интересы запада в этом регионе будут сохранены.Россия также будет заинтересована тем,что,во-первых,ее союзник-член ОДКБ усилится в регионе, а,во-вторых,будет поставлен заслон идее какого-либо объединения тюркских государств от Босфора до Китая. Если Армения твердо объявит,что не боится войны,то практически исключено,чтобы Азербайджан начал войну,Азербайджану больше терять от войны,чем Армении.Так что,господа,пора немедленно признавать независимость Карабаха!
  7. Большая часть политической элиты Израиля не признает геноцид армян по двум причинам. Во-первых, не хочет ставить под угрозу масштабное политическое и экономическое сотрудничество с Турцией. Во-вторых, многие израильские политики считают, что признание событий 1915-23 гг. геноцидом негативно отразится на исключительности Холокоста, которая для них так важна.
  8. Возраждение национальной сознательности налицо.Армянство с нетерпением ждет таких статьей.Мы ушербны в этом мире .Мы должны возрадит славу Великого Тиграна-Армянское нагоре и Черное море.
  9. Александр Сваранц - один из наиболее серьезных исследователей всех аспектов геноцида армян. Хотелось бы почаще видеть его статьи на страницах "НК". С большей частью его позиций согласен. Есть конечно и некоторые расхождения. В частности вызывает сомнение целесообразность указывать в качестве начальной даты геноцида армян 1876 год. Что это нам дает? К истине не приближает. Для любого армянина, мало-мальски знакомого с историей своего народа, очевидно, что геноцид армян турки начали в 11 веке, когда их орды пришли в Армению из Центральной Азии. Не даром же турки говорят, что к 1915 году на большей части территории исторической Армении армяне уже не составляли большинство населения. При этом о том, кто постарался, чтобы не составляли, видимо из природной скромности умалчивают. Но поймут ли нас европейцы и американцы, если мы будем говорить об этой реальности? Нет, конечно. Думается, что было бы правильнее не напоминать миру о том, что было до 1915 года, а полностью сосредоточиться на действиях младотурок и кемалистов. Что мы услышим в ответ на констатацию геноцидной политики Абдул-Гамида? Нам скажут, что, да, это большая трагедия, но к современной Турции это не имеет никакого отношения. Мы должны смириться с тем, что все, что было до младотурок это чисто историческая проблема, и требовать ответственности за эти события от современной Турции бесполезно. Основные усилия надо направлять на признание действий младотурок и кемалистов в отношении армян геноцидом, на признание прямой связи между действиями первых и вторых, на признание ответственности современной Турции за действия и тех и других. Самое главное доказать, что кемалисты продолжили и довели до логического конца то, что начали младотурки и что современная Турецкая республика такое же геноцидное государство, как и Османская империя. Массовые убийства армян в Восточной Армении (1920), в Киликии (1921), в Смирне (1922), закон о "покинутом имуществе", которым (имуществом) кемалисты и расплатились с кредиторами Османской империи вот что наиболее важно с правовой точки зрения, так как за это можно заставить современную Турцию отвечать. Многие в мире и это пытаются сделать просто историей, а как можно заставить турок отвечать за "подвиги" времен Абдул-Гамида?
  10. В любом случае Турецкая Республика правопреемница! Она не может просто так отказаться от Абдул Гамида, затем от Младотурков. Слова не в счет, нужны действия...
  11. Сваранца читать всегда интересно. На мой взгляд, он ставит правильные акценты. И ведет дискуссию корректно. И мышление у него шире. Но Сваранц - из диаспоры. Его коллеги из Армении пишут несколько в иной манере, несколько провинциально. Вот и получается у нас два армянских народа.
  12. статья конечно нужная. но нужная она прежде всего туркам. некоторая часть турецкого общества недооценивает армянскую угрозу своей национальной безопасности.турки должны отодвинуть на второй план всякие разговоры об евроинтеграции и сосредоточиться на общетюркских вопросах. когда турки чувствуют угрозу то глубоко плюют и на сша и на европу. за примерами далеко идти ненадо. это северный кипр и северный ирак. и вот тогда мы ударим по вам одновременно с 2х направлений из турции и азербайджана. это будет блестящий блиц криг . с наименьшими потерями для общетюрксих сил ну и для вас конечно. таким образом армянский вопрос будет раз и навсегда закрыт.
  13. Отличная статья. Однако возродить славу прошлого, времен Тиграна Великого, можно только упорным трудом, МОДЕРНИЗИРУЯ страну. Но с таких колхозным правительством это сделать невозможно. Максимум, на что способны Саргсян и его министры, - удерживать статус-кво, которое нас устраивает в общем-то. Но по большому счету является топтанием на месте.
  14. Почему удалили ответ азеру? Вы чья газета?
  15. редакция удалила и мой ответ. это лишний раз говорит о нашей правоте .
  16. редакция вообще пропала… полная демократия!
  17. Автор все правильно пишет. Чаще печатайте его!
  18. Статья А.Сваранца программная.Он хорошо знает не только историю,а главное,что следует делать.
  19. Я думаю права редакция,убирая с сайта все нецензурное,даже если это делают НАШИ.А Сваранц в основном предлагает дельный выход из непростой ситуации в которой находится Армения.
  20. Что не нравится?Ваши азерские ушки видны невооруженным глазом.
  21. Мало того, что я лох, вы меня ещё азером сделали. Надо же! Посмотрите на вторую статью, где Серж и Ильхам приветствие держат. Там постоянно кайфуют зелёнщики. А редакция этого не видит?
  22. не всегда же чистильщикам грязных ботинок кайфовать.
  23. Спасибо НК за такие статьи!
  24. статья хорошая, но дорогие армяне как вы собираетесь осуществить программу АЙ ДАТА???? если в армении : -люди забыли и простили турков за геноцид - когда тысячи людей выходят на митинги левона с израильскими флагами требуя отдать арцах азикам, делять армянскую нацию на карабахцев, эреванцев... -когда армяне слушают турецкую музыку -когда армяке рожают дитей от персидских мужей -когда в армении больше персов, курдов,индусов, китайцев...чем армян!!!!!! ОТВЕТЬЕ АРМЯНЕ...КАК?????????
  25. отвечаю----армяне хатят создать виликую армению, чтобы там жили курды, персы, индусы и китайцы, как сегодня живут в армении...
  26. Армяне,на протяжении своей долгой истории имели множество врагов и недоброжелателей,однако выжили,благодаря настоящим патриотам и героям,которых много не бывает.История повторяется.
  27. армянам дать в лобешник. и все.
  28. Один раз уже попытались дать - без порток из Арцаха убежали! Еще хотите?
  29. Осуждение нации-глупость, поэтому турки и азербайджанцы помалкивайте
  30. Армяне-умный народ, в отличии от соседей у которых любимое занятие: дизинформация...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты