№ 12 (171) Июнь (16-30) 2011 года.

Артём Карапетян – Народный Артист

Просмотров: 8453

К 85-летию со дня рождения

С Артемом Яковлевичем Карапетяном познакомился я в сентябре 2006 года на юбилее нашего общего друга. Тамадой вечера был элегантный, красноречивый и на редкость интеллигентный человек – один из лучших актеров дубляжа и закадрового перевода в советском и российском кино… Артем Карапетян снимался во многих известных картинах. Его сочным красивым баритоном говорили с экрана едва ли не все звезды мирового кино – Альберто Сорди, Ив Монтан, Жерар Филип, Луи де Фюнес, Отто Фишер, Пьер Брассер и другие. Я вспомнил, что летом того же 2006 года на торжественном вечере в московском храме Христа Спасителя, посвященном 1600-летию армянского алфавита, именно он озвучивал историю величайшего изобретения Месропа Маштоца. Тогда-то Артем Яковлевич и заинтересовал меня как личность.

В одной из наших бесед на мой вопрос, не было ли среди его предков людей знаменитых, Артем Яковлевич, мягко улыбнувшись, сказал: «Дед по матери был у меня человек известный. Звали его Арутюн Осипьянц, и был он в чине генерала Первой республики Армения. Он и трое его братьев воевали в Первую мировую».

Подтверждение словам моего собеседника нашел я в коротком сообщении московского еженедельника «Армянский вестник» № 23 от 3 июля 1916 года. Под рубрикой «Армяне и война. Награды и отличия» прочел:

«Приказами по Кавказской армии от 21, 24, 31 мая, 5 июня награждены братья Осипьянцы: младший брат (22-х лет), корнет гусарского полка, Рубен Григорьевич Осипьянц, ранен трижды, лишился ноги, дважды вернулся на фронт, награжден орденами Св. Анны 3 ст., Св. Станислава 3 ст. с мечами; второй брат, Арутюн (37 лет), награжден орденом Св. Владимира 4 ст., подполковник; старший брат, Леван (40 лет), полковник Гренадерского полка, награжден Георгиевским Золотым оружием «За храбрость», трижды ранен и возвращался в строй; Сергей (45 лет), тяжело ранен, произведен в подполковники».

КОРНИ ПОРЯДОЧНОСТИ

Арутюн Осипьянц, сын крестьянина Григора, родился в 1879 году в Карсской области. Область эта была образована за год до его рождения из земель Карсского и Чалдырского санджаков Османской империи, занятых Россией в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и закрепленных за Российской империей решением Берлинского конгресса.

Семья переехала в Тифлис, где Арутюн, окончив пять классов Тифлисского реального училища, вступил в службу 15 августа 1891 года, был определен в Тифлисское пехотное юнкерское училище, девиз которого гласил: «Жизнь – царю, сердце – даме, честь – самому себе». Подпоручиком был выпущен в 14-й гренадерский Грузинский полк, где в 1904 году в чине штабс-капитана командует 9-й ротой.

После январских волнений 1905 года его 9-ю роту перебрасывают в Томск. Манифест 17 октября средние городские слои восприняли как великую победу революции и поспешили претворить в жизнь его положения о политических свободах. В первых рядах митингующих шли гимназисты в форме, студенты и местная интеллигенция.

Утром 20 октября перед зданием городской полиции уже шумела бурлящая страстями многочисленная толпа недовольных выступлениями и митингами разночинцев. Над гудящей толпой колыхались портреты царя и царицы, хоругви и знамена, в руках у многих были палки и дубинки. Толпа двинулась к городской управе, выбила окна в здании и потекла к Соборной площади. Избивали всех, кто был в ученической форме или походил на студента. В дело вмешалась городская милиция, но столкновения избежать не удалось: разнузданность принимала массовый характер. Когда погромщикам показалось мало, они с криками «За веру, царя и Отечество» кинулись громить здание управления Сибирской железной дороги, где служащим-железнодорожникам выдавали в тот момент жалованье. И вся эта масса рванула туда под надуманным предлогом, будто «железнодорожники устраивают забастовки, чтобы не пускать домой солдат, возвращающихся с войны». Всех, кто выходил оттуда, нещадно били. При виде творимых бесчинств остальные забаррикадировались внутри управления.

И тут час от часу зверевшая толпа подожгла здание. Пожарных, прибывших тушить пламя, осаждавшие и близко не подпустили, перебив при этом пожарные рукава.

Как писала одна из местных газет, «два громадных здания пылали, и огромное море огня заливало большую площадь». 66 человек сгорели заживо, 129 получили ранения. Более или менее полную картину дня помогает восстановить публикация в томских «Сибирских известиях», где со слов очевидца репортер записал:

«Многие предпочли умереть без мучений и бросались с третьего этажа на каменный тротуар… Следует признать бесспорным два факта: 1) что здание, где находилось до 600 человек, было подожжено в присутствии бездействующих войск и казаков, стоявших близ здания; 2) что не было сделано ни малейшей попытки очистить площадь от буйствующей толпы поджигателей, не пускавшей пожарников, и затем спасти заживо сгоревших. Последнее сделать не представляло никакого труда. Толпа активно действующих была совсем не велика и не превышала полутораста человек. Солдаты 9-й роты, командированной властями на место происшествия, говорят: что будь им отдан приказ разогнать поджигателей и громил, они в пять минут совершенно очистили бы площадь. Приказа сделано не было, люди сгорели живыми».

Не выдержав чужих страданий, командир 9-й роты штабс-капитан Осипьянц ворвался к генерал-губернатору Всеволоду Николаевичу Азанчеевскому-Азанчееву с требованием прекратить погромы, который, утратив контроль над городом, с благословения архиепископа Макария, по сути, сам и спровоцировал это побоище. В ответ Осипьянц услышал: «Манифест… Свобода… Ничего не можем поделать». Еле сдерживая душивший его гнев, ротный бросил ему в лицо: «Тогда и мне дайте свободу действий, – и, наставив на губернатора револьвер, крикнул: – Выдайте мне чрезвычайные полномочия, и я наведу порядок». И 9-я рота пошла очищать город – улицу за улицей.

О том, что и как было после в те дни, «Сибирские известия» под рубрикой «Письма в редакцию» писали:

«Милостивый Государь, Господин Редактор!

Не откажите поместить в Вашей уважаемой газете следующее: в заметке «Страшные дни» газеты «Сибирские известия» № 39 один из спасенных приносит благодарность спасшему офицеру. Как мы узнали, этот офицер был командир 9-й роты штабс-капитан Осепьянц.

Как мы слышали, 9-я рота выхлопотала себе свободу действия для подавления грабителей и убийц и на это разрешение получила только с вечера 21 октября. С этого момента штабс-капитан Осепьянц со своей ротой работал день и ночь, обходя с ротой весь город, везде разгоняя грабителей прикладами. Эта рота почти бегом пробегала с одного места грабежа на другое, избивала грабителей прикладами и многих арестовала. С 21 на 22-е и 23 октября всюду видели только эту роту. Эта рота своим энергичным действием навела страх на грабителей при одном появлении на улице. Удивительно, почему не действовали все роты также энергично с утра 21-го октября. Тогда, наверное, жадность толпы к грабежу была бы прекращена тут же, и не было бы таких погромов. Я, как спасенный 9-й ротой 20 октября, приношу глубокую благодарность 9-й роте и ея командиру штабс-капитану Осепьянцу, а томские обыватели должны знать, что только благодаря 9-й роте и ея командиру грабежи были прекращены 22-го вечером.

Попов».

Когда страхи улеглись и жизнь Томска вошла в нормальное русло, генерал-губернатор отважился припомнить дерзкому штабс-капитану его непозволительную выходку. По его рапорту Осипьянца удаляют куда подальше. Откликнулись заметкой «Сибирские известия» и на это – «Отъезд хорошего человека»:

«Мы слышали, что штабс-капитан Осепьянц, командовавший в г. Томске 9-й ротою и, как известно, спасший многих обывателей и их имущество, благодаря своей энергии, человеколюбию и настойчивости, – переведен ныне на службу на Кавказ. Нижние чины 9-й роты поднесли своему командиру альбом на память».

Вернувшись в родные пенаты, Осипьянц узнает от командира полка, георгиевского кавалера полковника Павла Платоновича Черкова, что высочайшим указом за проявленную доблесть в томских событиях награжден орденом Св. Станислава III степени. В 1906 году на его мундире появляется еще один орден – Св. Анны III степени.

Получив в 1908-м чин капитана, он возглавил школу подпрапорщиков 14-го гренадерского Грузинского генерала Котляревского полка Кавказской гренадерской дивизии 2-го Кавказского армейского корпуса. С началом Первой мировой войны переводится в 9-й Кавказский стрелковый полк. В январе 1916-го, уже подполковником, командует батальоном того же полка, а с июня – батальоном 4-го Армянского стрелкового полка. Уже полковником, с 22 сентября 1917 года он командует Армянским стрелковым полком. За ратные подвиги в 1916-1917 годах к его наградам прибавились еще два ордена: Св. Анны II степени с мечами и Св. Анны IV степени.

С созданием в 1918 году регулярной армии Первой республики Армения полковник Осипьянц присягает своей независимой и демократической родине. Вскорости он производится в генерал-майоры.

Более всего обрадовало это жену Осипьянца – Ефимию Александровну Дандурьян, происходившую из купеческой семьи. Со слов бабушки, прожившей долгую и достойную жизнь, Артем Карапетян, внук генерал-майора Первой республики, записал в свой дневник: «Когда пришла советская власть в Армению, где-то в январе 1921 года деда твоего вызвали и сказали: «Твои солдаты перешли на сторону революции, но и поставили условие – оставьте нам нашего командира». Дед им ответил, что присягал своей стране и будет служить ей честно, но… при условии – в ЧК работать не будет. В ответ услышал: «А мы вас туда и не пустим».

В приватной беседе Артем Яковлевич проговорился, что видел в руках у бабушки Ефимии орден Красного Знамени деда с наградной книжкой – «За советизацию Грузии».

Поведала бабушка внуку еще одну историю. Разведка ее мужа выявила местоположение логова заклятого врага советской власти бандита Астан-аги. Через день главарь банды и его головорезы были уничтожены, но младшему брату Астан-аги удалось выскользнуть из кольца окружения. После безуспешных попыток сквитаться за смерть брата с красным командиром уцелевший бандит, выследив Левана, старшего брата генерала, жестоко расправился с ним в поезде, свершив кровную месть. О Леване Осипьянце известно, что в 1908-1909 годах в чине капитана он командовал 7-й ротой гренадерского Грузинского генерала Котляревского полка и что он кавалер ордена Св. Георгия.

В 1924 году Арутюна Григорьевича Осипьянца не стало: умер от разрыва сердца. Рубен, младший из братьев, потерявший в германскую ногу, с приходом большевиков в Армению очутился в Румынии. Оттуда он не раз писал своим – невестке Ефимии и племяннице Елизавете, матери Артема Яковлевича. В 1959-м связь оборвалась. Через год жена Рубена сообщила, что овдовела. А Сергей, первенец семьи Осипьянцев, поселившись в поселке Тетри-Цкаро (Белый Ключ) на юге Грузии, до конца дней учительствовал в школе. Умер в середине 1930-х.

КРУШЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ

Артем Яковлевич Карапетян появился на свет 28 июня 1926 года в Тифлисе. В метрике о рождении он значится как Арутюн Акопович Карапетянц. Нарекли его Арутюном (Артемом) в память об одном и другом его деде. К тому времени у Артема была сестра Ася от первого брака отца. Елизавета Артемьевна, мать Артема, ее удочерила.

Отец Артема Яковлевича, Яков Артемьевич Карапетян, он же Акоп Арутюнович Карапетянц, родился в 1883 году в Тифлисе. В 14 лет устроился рабочим в «Кавказское товарищество торговли аптекарскими товарами», начав разносчиком медикаментов, затем стал посыльным, позже курьером. По сути дела, читая вывески и афиши на улицах Тифлиса, он на ходу учился грамоте. С 1902 года и до установления советской власти в Грузии в марте 1921-го вел занятия в большевистских кружках, распространял нелегальную литературу, принимал участие в рабочих стачках. Трижды царская охранка хватала его и каждый раз сажала в Метехскую тюрьму.

Едва в Грузии свергли власть меньшевиков, как Яков Артемьевич, истинный большевик, решил добровольно отказаться от большей части построенного с двумя братьями дома в пользу неимущих пролетариев. Те поселились там, заняв целиком первый этаж и половину второго. Яков с дочуркой остался при двух проходных комнатах на втором этаже. Новоявленные жильцы бесцеремонно шастали взад-вперед перед их окнами, выходящими на широкий балкон-галерею, куда снизу вела деревянная лестница.

Артему только-только пошел пятый год, как Якова Карапетяна поставили уполномоченным по снабжению медикаментами на Закавказской железной дороге. В том же 1930-м, в возрасте 47 лет, в порядке исключения, за особые заслуги перед родиной, он был принят в Тифлисский медицинский институт.

Строгих правил отец-студент запрещал домашним давать своему мальчугану всякие яства, полагая, что прока от них нет. Тайком от сына бабушка Артема, охотно носившая грузинский национальный наряд «лечаги-чикила», пряча в складках одежды хлебные мякиши в виде шариков с кусочками сыра внутри, умудрялась что ни день скармливать их любимому внуку. В память Артема врезалось это на всю жизнь.

Пока отец учился на врача, Артем набирался знаний в русской школе. В 1949 году, окончив студию при Русском драматическом театре имени Грибоедова в Тбилиси (Тифлис переименован был в Тбилиси в 1936 г.), Артем уезжает в Ереван – служить актером в Русском драматическом театре имени Станиславского. Через год «Арменфильм» приглашает перспективного актера сниматься в художественной картине «Второй караван». Но об этом чуть позже.

В 1953 году Артема приглашают в Ереванский театр музыкальной комедии, на роль учителя танцев, зная, что армянским он не владеет: в семье общались на русском, и только отец свободно говорил на армянском и грузинском. Чтобы заучить роль, он записывал текст русскими и грузинскими буквами и репетировал с актерами, которые дружно помогали выверить произношение.

В этом убедился и я, когда Артем Яковлевич (а минуло с той поры лет 60) произнес один из тех монологов. На мой вопрос, а догадывался ли зритель, что актер не знает армянского, собеседник мой лукаво ответил: «В моем голосе не было даже акцента. Скажу больше, с этим спектаклем ездил я в Тбилиси на гастроли».

Успел он поработать и как конферансье в эстрадном оркестре Армении у Константина Орбеляна, будущего народного артиста СССР. Недавно на авторском концерте в Государственном Кремлевском дворце Константин Орбелян (последние два десятка лет композитор живет в Сан-Франциско, США), выхватив лицо Артема Карапетяна в зрительном зале, поприветствовал его по давней памяти. А после концерта пригласил посидеть с ним…

Какое-то время Артем служит в Тбилисском ТЮЗе. В 1957-1961 годы его знают как актера Армянского Гостелерадио. Помимо основной работы, каждый вечер он имел свой час вещания на русском языке, чем и запомнился ереванцам.

Летом 1960 года ушел из жизни отец Артема, так и не успев поработать лечащим врачом. Года два до этого он заведовал больницей в Дилижане, и семья Карапетянов ютилась в больничной палате. Потом Яков Артемьевич руководил дорожно-санитарным отделом на железной дороге с мизерным окладом. Не умей Елизавета Артемьевна шить и кроить, семья в войну умерла бы с голоду. Со слов Артема Яковлевича, мать шила из старых простыней детские распашонки и обменивала их на продукты: в одном селе на соль, в другом меняя соль на сливочное масло… Беспросветная нужда надломила физические и духовные силы отца-большевика, уверовавшего в мистическое завтра коммунизма. Убежденный ленинец, он по скромности даже не выхлопотал себе партийной пенсии. А когда жизнь поставила его на колени, он помрачнел и ушел в себя. Стоило сыну заикнуться о никчемности коммунистических идей, как отец взрывался и пытался убедить Артема, что все эти лишения терпят они ради светлого будущего.

Не те ли прения с отцом навсегда отвратили Артема Карапетяна и от коммунистов, и от их лживых посулов... Не скрывая горечи, он вспоминал слова матери о том, как горько рыдал отец, когда пришла весть о смерти Ленина.

«ЭТО ЧТО, ПРО ВЕРБЛЮДОВ?..»

О незавершенном фильме «Второй караван», повествующем о репатриации зарубежных армян в советскую Армению после

Второй мировой войны, Артем Карапетян рассказывает:

«Шел 1950-й год… Я, молодой актер Театра Станиславского, был приглашен на главную роль в фильме «Второй караван». Дух захватывало от сознания, что сценарий написал Константин Симонов, а режиссерами-постановщиками были Амо Бек-Назаров и Рубен Симонов. К тому же в фильме заняты были великие актеры: Верико Анджапаридзе, Всеволод Аксенов, Сергей Мартинсон, Татик (Фаддей) Сарьян, Давид Мальян, Вагарш Вагаршян… Всех не перечислить.

После кинопроб потянулся месяц ожидания. В то время актеров на главные роли утверждали в Москве. Конкурентом моим был именитый Андрей Абрикосов. На главную женскую роль пробовалась Лидочка Драновская, в соперницы которой выставили Валентину Серову, жену автора сценария. Мы оба понимали, что у наших знаменитых конкурентов, к тому же пробующихся в Москве, гораздо больше шансов победить, но… чем черт не шутит!

К великой радости нашей, Москва утвердила Драновскую и меня. Лида уже была довольно популярна по фильму «Поезд идет на восток», а я только предвкушал радость первых в жизни съемок».

Музыку к фильму написал Арам Хачатурян. В одной из сцен Карапетян с Драновской должны были петь песню, запись и съемки которой проходили в Москве. Тогда-то Артем впервые и увидел столицу. По эскизам замечательного художника Петра Бейтнера на «Мосфильме» были выстроены красивейшие декорации. Снимал картину маститый оператор Дмитрий Фельдман. Основоположник армянской кинематографии Амо Иванович Бек-Назаров постоянно проживал в Москве, в самом центре столицы, в двух шагах от Пушкинской площади. Артем был частым гостем в его квартире, дружил с его сыном Кириллом – талантливым, эрудированным человеком и очень хорошим звукооператором. Съемки «Второго каравана» шли в Ереване, Москве и Киеве, который располагал самым большим в Советском Союзе павильоном. Там Бейтнер и выстроил свою фантастическую декорацию, воспроизведя улицу в Чикаго длиной сто метров. По ней катил настоящий автомобиль!

Половина фильма осталась позади. В съемочной группе царила эйфория! Все жили ожиданием успешного завершения съемок в предвкушении почетных званий и лауреатских премий. Однако до банкетов дело не дошло. Группа собралась было ехать в Ереван, где уже ждали ее новые декорации, когда, как гром среди ясного неба, поступила команда – съемки прервать. Поползли упорные слухи, что в сценарий внесут поправки и только после этого съемки возобновятся. Поговаривали и о браке пленки …

Меж тем, Артем Карапетян продолжал:

«Лишь вернувшись в Москву, узнали мы об истинной причине задержки. Все дело было в том, что чиновники от кино остро реагировали на мнение товарища Сталина, который имел обыкновение просматривать чуть ли не все, что снималось в стране. Прямых указаний вождь не давал. По его мимике или оброненной фразе чиновники знали – пойдет картина или нет.

Услышав название фильма – «Второй караван», Сталин поморщился и спросил:

– Это что, про верблюдов?

– Нет, товарищ Сталин, это о репатриации армян из Америки на историческую родину.

– А это что, интересно? – спросил вождь.

Чиновники уловили в недоуменном вопросе негатив и примолкли.

…Много воды утекло с тех пор. Я переехал в Москву, часто навещал Амо Ивановича. Человек он был мужественный и виду не показывал, как ему больно и обидно…

Большого мастера кино уже нет, но я никогда не забуду, что он – первый мой режиссер и один из порядочнейших людей, что встречались мне в жизни… Вобрал я в себя образы и несравненной Верико Анджапаридзе, и блистательного Всеволода Аксенова. Живы во мне искрометный Сергей Мартинсон и замечательный комедийный актер Татик Сарьян. А еще стоит перед глазами красивое мужественное лицо Давида Мальяна, слышу его благородный низкий баритон…»

К слову будь сказано, в этом фильме, кроме Артема Карапетяна, дебютировал в кино и Кирилл Лавров – в бессловесной роли официанта.

* * *

Верико Анджапаридзе досталась в фильме роль матери главного героя. Она была женой известного на весь Союз кинорежиссера Михаила Чиаурели. Все полагали, что, как любимчик Сталина, решить он мог любой вопрос. Помогал Чиаурели и съемочной группе «Второго каравана».

Спустя годы, гостя в Тбилиси, Артем заглянул к Верико Ильиничне и задал мучивший его наивный вопрос: «Почему Михаил Эдишерович не пошел к Сталину и не отстоял нашу картину?» «Да вы что? – вскинулась Верико. – Всякий раз, когда вызывали к Сталину, его трясло. Он не знал, вернется ли оттуда». Актриса доверительно поведала Артему, что Берия терпеть не мог ее мужа и всячески настраивал Сталина против него.

Известен случай, когда после просмотра фильма «Падение Берлина» Сталин вызвал режиссера к себе, долго и угрюмо расхаживал по кабинету, попыхивая трубкой, а потом вдруг сорвался на крик: «Кто дал вам право лезть грязными руками мне в душу?!» В фильме был эпизод: Сталин горько переживал гибель своего сына Якова в фашистском плену.

Краем глаза Чиаурели заметил, что Берия держит правую руку в кармане, и решил, что там у него пистолет. В приступе отчаяния Михаил Эдишерович столь же резко, в тон Сталину, вскричал: «А все потому, что я позволил себе мысль, что для миллионов матерей, оплакивающих погибших сыновей своих, огромным утешением в их горе может послужить осознание того, что и великий Сталин потерял сына на этой войне».

Сталин был ошеломлен: он не привык к возражениям. Перестал попыхивать трубкой и смягчился. Опасность миновала, да и Берия руку из кармана вынул. Подойдя ближе, как ни в чем не бывало спросил: «Батоно, что там нового в Грузии, рассказывай».

МЫТАРСТВА И ТРИУМФ, ИЛИ КОРОЛЬ ДУБЛЯЖА

Артема Карапетяна неодолимо потянуло в Москву, где и ставки актерские были выше, и возможностей уйма. А тут еще и телеграмма пришла от Леонида Кмита, сыгравшего роль Петьки в «Чапаеве». С ним судьба свела его в Ереване на съемках фильма «Призраки покидают вершины», в котором Артем выступил в роли главного героя – Баграта. Телеграмма взбудоражила: «Приезжай срочно в театрах идут конкурсы могут взять в штат пройдешь конкурс получишь прописку».

Поддерживала его рвение и сестра знаменитого баритона, солиста Большого театра, народного артиста СССР Павла Лисициана – Рузанна, которая проживала тогда в Ереване. Черкнула брату письмо и позвонила ему. Жил Павел Герасимович с женой, матерью и четырьмя детьми. Семья потеснилась и выделила Артему комнату.

Начал новоявленный москвич с похода в Театр Ленинского комсомола. Показал отрывки из спектаклей, читал монологи. Справились – где живет и есть ли прописка.

Прописки, увы, не было. На руки Артему выдали туманное ходатайство, мол, худсовет, просмотрев и прослушав артиста, находит, что он нужен и полезен театру и будет принят в труппу при наличии московской прописки. Справку подписал главреж Сергей Майоров.

«Бумага эта была бы ни к чему, не окажи мне протекцию сам Лисициан, – признается Артем Яковлевич. – Он свел меня с Грантом Тиграновичем, фамилию не помню, из ЦК комсомола. Тот позвонил на Петровку, и вопрос с пропиской решился». Всесильный Грант Тигранович Григорьян, как я выяснил, был в то время заместителем управляющего делами ЦК ВЛКСМ, позже, в той же должности, но уже в ЦК КПСС.

А прописаться надо было на свободную площадь, которой у Лисицианов не было. Дагмара Александровна, жена Павла Герасимовича, позвонила своей сестре Заре Долухановой, народной артистке Армянской ССР и РСФСР, которая жила с сыном и была в разводе с первым мужем. Знаменитая певица к себе Артема и прописала.

В Ленкоме играть Артему так и не привелось: сказали, что идет сокращение штатов и взять его в театр не смогут. А деньги нужны были позарез. Ухищрялся как мог, сдавал в комиссионку личные вещи.

И вдруг удача улыбнулась ему: Артем познакомился с народным артистом СССР Ростиславом Пляттом, соседом Лисицианов. Плятт и привел его на киностудию Горького – попробовать силы свои на дубляже. С ходу не взяли, но озвучивать другую картину пригласили. После удачного дебюта на новом поприще Артема Карапетяна ввели в штат. Последовали приглашения на другие студии огромной страны. Появились первые приличные деньги.

Овдовев и обменяв свои проходные комнаты в Тбилиси на московскую коммуналку, мать Артема переехала в Москву. К концу года Артем уже сидел за рулем собственной «Волги», знаменитой ГАЗ-21 с оленем на капоте. Только сперва купил он с рук очередь на нее.

«В те же дни мне позвонили из Ленкома, – говорит Артем Яковлевич, – и сказали, что берут меня. Я прикинул, что зарплата там мизерная и не составляет даже трети моих заработков на дубляже. И не пошел. О чем после жалел».

Коммуналка на двадцать одного человека была на улице Горького. На всех – одна кухня и один санузел. В крохотной кухне все газовые плиты не помещались, и часть их вылезала в коридор. Там же снимал угол в то время студент Гнесинки Иосиф Кобзон.

Памятуя о том, что Артем сел за руль, я с подковыркой спросил: «Ну и как вам ездилось на этой мечте советских граждан?» – и услышал в ответ: «Разное бывало. Запомнилась печальная поездка в Ригу поздней осенью 1961-го. Чиаурели завершил там работу над фильмом «Генерал и маргаритки» и позвал группу актеров на озвучку ленты. Я решил ехать на машине и взял с собой своих – Якова Беленького и Александра Фриденталя. Закончив работу, мы, той же тройкой, заторопились в Москву: меня ждали на дубляже фильма «Три мушкетера» Бернара Бордери. Выехали поздно, заночевали в кемпинге. А под утро хлынул сильный дождь. Дорога была скользкой, и я не удержал руль. Мы перевернулись. Сорвал себе плечо и набил шишку на голове. Но легко отделались».

По счастью, помощь подоспела вовремя и сотрудники ГАИ, посочувствовав им, отправили всех троих в Москву поездом, заверив, что за машиной могут приехать позже. Артем с вокзала успел позвонить на студию с просьбой

перенести запись на день-два. А по Москве уже поползли слухи, что они разбились насмерть. Позже история обросла юмористическими комментариями. Любопытно высказывание старейшего артиста Александра Юрьева: «А чего было ожидать от этой поездки, когда один армянин и два еврея едут в столицу Латвии озвучивать картину грузина на русский язык».

Помыкавшись в коммуналке, мать с сыном вступили в жилищно-строительный кооператив. И в скором времени въехали в «двушку» у Белорусского вокзала, где на 42 квадратных метрах Артем Яковлевич живет и по сей день.

В середине 60-х парторг киностудии Горького, режиссер и сценарист Илья Гурин, отснявший только что фильм «При исполнении служебных обязанностей», стал уговаривать Артема вступить в партию. Пытаясь отбиться от настырного парторга, он как бы каялся перед ним: «Ну зачем я, такой бабник и транжира, нужен партии? Я буду только позорить ее. А не хотелось бы».

Перед мысленным взором Артема все еще стояло каменное лицо отца, закоренелого партийца, который так и не выдал сыну своего разочарования в коммунистических идеалах.

Насчет бабника Артем не лукавил. Еще со времен его работы в Тбилисском ТЮЗе он помнил, как поклонницы-малолетки провожали его аж до самого порога дома и потом доставали бесчисленными звонками. То же было и в Ереване, и в Москве, но уже с «доставалами» повзрослее. Отдавая должное его искренности, скажу, что мне он признался: «В период работы в Театре киноактера, а это 70-е годы, были у меня и серьезные увлечения. Но жениться я так и не решался».

* * *

На творческом счету Артема Карапетяна более тысячи озвученных картин. Голос артиста буквально завораживал зрителя. В том, что многие фильмы вошли в золотой фонд киноклассики, есть его, Артема Карапетяна, весомый вклад.

Вспомним шашлычника в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», полковника Тулуза – «Высокий блондин в черном ботинке», шамана – «Земля Санникова», сотрудника Даллеса – «Семнадцать мгновений весны», Целлариуса – «Вариант «Омега», Персицкого – «12 стульев», Гарпагона – «Скупой», Абрадокса – «Кин-дза-дза», президента США – «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди»…

Читал профессиональный актер и тексты от автора в фильмах «Освобождение», «Красное и черное», «Солдаты свободы», «Мимино», «Битва за Москву», «Сталинград», «Великий полководец Георгий Жуков»…

В Интернете отыскал я множество отзывов о работе Артема Карапетяна:

«Артем Яковлевич так органично озвучил роль Коста Цонева в болгарском фильме «Господин Никто» (1969 г.), что создается впечатление – он сам эту роль сыграл!»;

«Божественный голос... За «Трагедию века» и «Великого полководца Георгия Жукова» – спасибо Вам, Великий Мастер!»;

«Артем Карапетян дублировал Луи де Фюнеса лучше Владимира Кенигсона. Какие интонации, какой юмор!»;

«Голос просто музыка! Но с возрастом он внешне стал похож на грустного Луи де Фюнеса»;

«Потрясающий мастер рассказа. Ну, а что он сделал в дубляже советского кино – это просто в нормальной голове не укладывается. Поистине Король дубляжа!»

А еще я нашел отзыв Татьяны Ф. из Алма-Аты: «Так дублировать Отто Вильгельма Фишера в фильме «Я ищу тебя» мог только конгениальный интеллект. Я видела этот фильм в начале 60-х, и вот через пятьдесят лет он нисколько не померк и даже «настоялся» как нечто эталонное и неповторимое. Артем Яковлевич, Ваш мыслящий голос – национальное достояние России. Поздравляю Вас с наступающим 85-летием и желаю Вам полноценной жизни, экрана, звучания!»

Оживил Артем Карапетян своим голосом и десятки мультфильмов: «Ух ты, говорящая рыба!», «Ишь ты, Масленица!», «Аладдин», «Незнайка на Луне», «Смывайся»…

В 70-е годы Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ) использовал голос Карапетяна в качестве эталона, записав с ним тексты, по которым настраивалась звуковая аппаратура всех киностудий Советского Союза. А в 1986 году издательством «Советская энциклопедия» Карапетян был включен в «Кинословарь» как «один из выдающихся актеров дубляжа». Его голос звучал в каждом третьем переозвученном фильме.

* * *

Не могу не привести еще одно признание в любви к настоящему деятелю искусств: «Какая фильмография у Артема Яковлевича, какие характеры, какая культура, какой интеллект! Вот поистине Народный Артист!»

Воистину, прославился Артем Карапетян в народе не только как блистательный мастер дубляжа, но и как вдумчивый актер, вылепивший целую галерею запоминавшихся персонажей: Баграт Елизбаров («Из-за чести»), Длинноволосый («Лично известен»), корабельщик («Сказка о царе Салтане»), Бэйли («Продавец воздуха»), индус («Корона Российской империи, или Снова Неуловимые»), Оливетти («Черные сухари»), Карахан («Последний подвиг Камо»), комиссар («Рожденная революцией»), иностранец («Транссибирский экспресс»), Артузов («Крах операции «Террор»), Гасан-паша («Юность Петра»), Кушбеги («Черный караван»), генерал Джошуа («Если враг не сдается»), казначей («Черный принц Аджуба»), Анри («Твоя воля, господи!»), Сурен Багдасарян («Транзит для дьявола»), военком («Нежный возраст»)…

* * *

Чуть было не забыл. Озвучивал Артем Карапетян и книги. Вот некоторые из них: Адизес Ицхак Кальдерон «Идеальный руководитель», Серджио Боллиторе «Миледи и три д’Артаньяна», Алексей Калугин «Не так страшен черт», Сергей Нечаев «Ученый корпус Наполеона», Валентин Пикуль «Реквием каравану PQ-17», Геннадий Пашкевич «Демон Сократа», Юлиан Семенов «Майор Вихрь», Борис Старков «Охотники на шпионов. Контрразведка», Аркадий и Борис Стругацкие «Второе нашествие марсиан», Кальви Фабрицио «Итальянская мафия», Эдуард Хруцкий «Тревожный август», Лео Таксиль «Забавная Библия» и другие.

16 мая 2009 года в конференц-зале библиотеки имени Тургенева заседал клуб любителей аудиокниги, о существовании которого Карапетян и не подозревал. Артем Яковлевич с радостью принял приглашение поучаствовать в работе клуба, охотно отвечал на вопросы. Один из членов клуба сказал: «Я получил настоящий эстетический заряд бодрости». И обращаясь к уважаемому гостю, добавил: «Ваша приятная манера общения подкупает». И было это еще одним признанием заслуг Мастера слова.

КАВАЛЕР И ДАМА ЕГО СЕРДЦА

7 марта 1987 года, на сороковины смерти матери, помянуть ее пришли к Артему друзья. К ним присоединилась миловидная девушка, пожелавшая тоже выразить соболезнование.

В тот день мать как будто передала свою заботу о сыне ей: Людмила органически вписалась в фамильную историю. Они стали перезваниваться, все чаще встречаться, пока окончательно не влюбились друг в друга. Всякий раз, когда разговор касался создания семьи, Артем неизменно отнекивался: «У меня на дворе поздняя осень, у тебя весна в разгаре. Поищи себе кого помоложе». Но Людмила была уверена, что он и есть ее единственный избранник. Разница в возрасте в 38 лет ее не пугала: она признала в нем достойного мужа. И только через 16 лет после их первой встречи скрепили они свои отношения и с того дня живут под одной крышей.

* * *

Сурен Арутюнян, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения, один из близких друзей Артема, узнав о том, что я готовлю статью о неординарной личности, просил в нее включить почти телеграфный текст: «Артем, ты человек особой закваски и жизненной закалки. Ты видишь в людях их несомненные достоинства и не боишься говорить о недостатках в лицо. Честь и хвала твоей принципиальности и гражданскому мужеству. Горжусь знакомством с тобой».

Гамлет Мирзоян

Читатели и редколлегия газеты «Ноев Ковчег» искренне поздравляют юбиляра и желают ему крепкого здоровья, бодрости духа и долгих лет жизни!

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 155 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Достойная статья про великолепного человека. Уже в момент нашего случайного знакомства в ереванской гостинице для меня было очевидно - передо мной подлинный профессионал и глубоко душевный человек, подлинный высокообразованный интеллигент, и что особенно важно - прожив всю жизнь в Москве, остался армянином. Берегите себя, уважаемый Артем Яковлевич, армяне, российское искусство нуждаются в вас. Хочу поблагодарить редакцию НК - у газеты очень высокий идейно-психологический, морально-нравственный, историко-воспитательный уровень. Многая лета Артему Яковлевичу.
  2. Дорогой Артем Яковлевич! От всего сердца поздравляю Вас с юбилеем и желаю Вам самого доброго. Живите долго и радуете нас своим талантом. Я всегда любила и люблю Вас, замечательный мой Человек.
  3. Мои поздравления уважаемому юбиляру. Приятно, что он так дорожит своим родом. Прекрасные фото!
  4. Прекрасный очерк о замечательном человеке. Какая судьба! Спасибо за все, Варпет. С юбилеем!
  5. Какой великолепный образ вылеплен! В этой осанке вся скрытая гордость армянского народа.И какая скромность в интеллигентном взгляде! Диву даёшься, как это редакции удаётся оживить наши будни содержательными материалами о наших же современниках!Какой достойный предок у нашего любимого Артёма! Яблоко от яблони... Спасибо господину Мирзояну за содержательный рассказ о человеке, более полувека вещавшем фамилией своей о нас...
  6. Конечно, Артем Карапетян - достойный армянин и актер. С юбилеем его! Однако смущает вот что. Автор статьи пишет в таком объеме и формате на исторические темы. А тут - современный герой. Возможно, надо было бы на другой странице, не так масштабно что ли. А то шли Амабелеки, Айвазовский, Лорис-Меликов, Лазаревы, партийные лидеры Советской Армении... и Артем Карапетян.
  7. Счастья, долгих лет жизни и новых творческих удач! Даме Вашего сердца - наша любовь и низкий поклон. Автору - благодарность за добрую статью.
  8. С юбилеем!
  9. Дорогой Артем Яковлевич! Примите наши сердечные поздравления и пожелания долгих лет жизни!
  10. Получил огромное удовольствие от статьи.Спасибо "НК". Прекраснaя статья про знаковую фигуру в армянско-российской культуре. Браво автору! Артем Карапетян с 50-х годов хорошо был известен по нескольким армянским фильмам, но главная его "фишка" - бесподобный дубляж. Когда в кинотеатрах Армении показывали зарубежные фильмы и в титрах значилось родное имя с его волшебным, уникальным голосом - зал оглушали аплодисменты!!! Сердечно поздравляю великолепного мастера, желаю крепкого здоровья и всего самого доброго в жизни!!!
  11. Да,ностальгия по тому времени,когда,почти в каждом фильме, в титрах была фамилия Карапетяна и мы стоя аплодировали.Статья великолепная.Из нее можно узнать о родословной Артема Яковлевича и понять откуда у него такой талант.Автор поработал на совесть.
  12. Помню Артема Карапетяна,красавца,за которым "бегали" молодые женщины и девушки Еревана.Это было давно,но смотрю на современное фото Артема,он такой-же симпатичный.Поздравляю с юбилеем!Спасибо автору и газете!
  13. Артем джан, с юбилеем тебя!. Спасибо, что ты есть. Живи долго и красиво!
  14. Из такого красивого города только такой красавец и мог прийти к нам. Город-то весь армянами строен! Там и корни редкой порядочности дорогого друга нашего Артёма.
  15. Поздравляю порядочного армянина Артема Карапетяна с Юбилеем!Хорошая статья,может быть самая лучшая о Мастере.
  16. Да, статья хорошая и автор прекрасный. Но не следовало бы из артиста второго разряда слепить великого мастера. Надо меру знать.
  17. Вы не правы.В своем жанре,закадрового диктора,ведущего,актера,Артему Карапетяну нет равных.А вы завидуете?Нехорошо.
  18. Ну как тут не позавидовать?! Сами-то наверно не выбились в люди, и уж тем более известные....
  19. Сегодня у Артема Яковлевича День рождения. От всего сердца поздравляю прекрасного АРТИСТА и ЧЕЛОВЕКА с ЮБИЛЕЕМ!
  20. Поздравляю!!!
  21. Уважаемый Артем Яковлевич! Примите наши сердечные поздравления. Крепкого Вам здоровья и долгих лет жизни!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты