№18 (177) Сентябрь (16–30 ) 2011 года.

Выдержат ли очередное испытание армяне Сирии?

Просмотров: 3079

Ситуация в Сирии остается крайне сложной. Оппозиция продолжает нагнетать обстановку, а власти ведут жесткие репрессии против оппозиционных сил. На этом фоне армянская община придерживается нейтралитета, хотя и осознает, что в случае свержения власти Башара аль-Асада она окажется в сложной ситуации. Однако все это в том случае, считают лидеры армянской общины Сирии, если к власти придут радикальные исламисты или протурецки настроенные силы.

Так или иначе, экспертное сообщество полагает, что если в случае с Египтом, где благодаря военному руководству армянской общине удалось сохранить нормальную жизнедеятельность, сирийским армянам будет значительно труднее устоять перед вызовами. Следует учесть, что как этническая, так и религиозная картина Сирии весьма разнообразна. До сих пор малочисленным алавитам, которых представляет президент страны Башар аль-Асад, удавалось удержать власть в стране.

Численно доминирующие сунниты  всегда ревностно  воспринимали власть алавитов. А вот христиане, наоборот, поддерживают Асада или хотя бы открыто не вмешиваются в алавито-суннитское противостояние. Во всяком случае, при Асаде христиане Сирии чувствуют себя вполне комфортно. В Сирии христианское меньшинство, в том числе армяне, строит церкви, соблюдает духовные и религиозные традиции, участвует в общественно-политической жизни страны наравне с представителями других конфессий. По последним данным, число христиан достигает 2,5 млн. Они проживают почти во всех крупных городах Сирии, особенно в столице – Дамаске и во втором крупном городе страны – Алеппо, где имеются десятки католических и православных кварталов. Кроме того, христиане компактно проживают в так называемой «христианской долине» Сирии, на юго-западе страны. Анклавы католиков и православных имеются также в районе границы с Ираком и в Дейр-эль-Дзоре.

События в Сирии изменили миграционные настроения армян. Многие семьи пытаются купить жилье в Армении, но покидать Сирию пока не собираются. Ведь эта страна вместе с Ливаном по-прежнему считается оплотом армянской общины на Ближнем Востоке. В случае оттока армян из Сирии положение армян в соседнем Ливане во всех аспектах ухудшится. Однако в Ливане армяне представлены в законодательном собрании, и вопросы, связанные с проблемами общины, решаются на государственном уровне, чего не скажешь о Сирии.

Еще до начала противостояний между властью и оппозицией в Сирии число армянской общины заметно сокращалось. Многие семьи переселялись в Канаду, США или в Скандинавию. Лидеры армянских общин Ближнего Востока еще в начале 90-х били тревогу относительно роста миграции среди армян Сирии. В какой-то мере миграционные процессы с середины 90-х до конца 2000 года остановились. В этот период лишь был зафиксирован незначительный отток сирийских армян в Ереван. Причем переезжали не только из Дамаска и Алеппо, где находятся основные центры общины, но и из других городов и сел. В Армении появилась значительная община сирийских армян из портового города Латакия, и сейчас незначительные группы армян продолжают переселяться в Армению, даже находя места для проживания в НКР. В целом сирийские армяне считаются примером патриотического духа и воспитания среди многих армянских общин мира. Как отмечают многие исследователи, сирийским армянам не свойственна быстрая ассимиляция и они стойко сохраняют историческую память, соблюдая все нормы жизни еще со времен Армянской Киликии, которая считается родиной большинства сирийских армян.

Так или иначе, по объективным причинам наши соотечественники в Сирии также подверглись ассимиляция. Это особенно касается армян Дамаска, часть которых, соседствуя с христианами-арабами, перешла на арабский язык. В середине 80-х были зафиксированы первые арабизированные армяне Дамаска. Эти люди владели исключительно арабским языком, почти не сохранили историческую память о своем этническом происхождении. В брак вступали исключительно с христианами-арабами, в частности с мелькитами (греко-католики) и греко-православными. Кроме таких семей, на северо-востоке Сирии в провинциях Эль-Ракка, Дейр-эль-Дзор, Эль-Хасака проживают скрытые и исламизированные армяне, живущие среди бедуинских и арабских племен. Это в основном потомки людей, которых арабы отбирали у турецких жандармов во время геноцида армян.

И, наконец, третья группа ассимилированных армян Сирии – это так называемые «армяне-латиняне», проживающие в Дамаске, Алеппо и в приграничных с Турцией районах. Они разговаривают исключительно на арабском языке, строго придерживаются догм римско-католической церкви, сознательно меняя свою идентичность, в то же время отчетливо помнят свое армянское происхождение.

Число арабизированных и почти ассимилировавшихся армян, по разным данным, составляет до 100 тысяч. Армянские организации и традиционные партии приводят данные о 130.000 человек армянской общины Сирии (без учета арабизированных армян). Кроме городов Дамаск и Алеппо, где сконцентрирована большая часть общины, армяне проживают также в городах Эль-Ракка, Тал-Абиад, Эль-Хасака, Эль-Камышли,

Эль-Маликия и других. Организованные общины имеются в Латакии и Дейр-эль-Дзоре. Значительная часть армянского населения северо-запада страны традиционно проживает в районе города Кесаб, где армяне в религиозном отношении принадлежат к последователям Армянской Апостольской Церкви, а также римские католики и евангелисты. Кроме Кесаба, армяне проживают в селах Арамо и Якубия. В этих населенных пунктах армяне в основном евангелисты.

Рядом с городом Кесаб расположены армянские села, население которых в результате миграций значительно сократилось. Спустя столетия, пройдя геноцид и многочисленные испытания, большинство армянских населенных пунктов Сирии ныне оказалось на грани опустошения. Политическая нестабильность в Сирии – еще одно испытание для местных армян, но выдержат ли они очередное испытание?

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 33 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Асад гад, конечно, и диктатор. Но взамен ему могут прийти исламисты и фундаменталисты. Для армян он лучше.
  2. Нда, не позавидуешь сирийским армянам. Выбор у них небогатый. Выбирать между плохим и худшим вообще не самое приятное занятие. Боюсь, это начало конца сильной сирийской общины. В лучшем случае сократится до размеров египетской, а то и вовсе исчезнет. А самое грустное, что этот людской потенциал абсолютно невостребован в РА. На ближнем Востоке жили и пока еще живут наиболее патриотичные и работоспособные представители нашей нации, но из-за хронической нестабильности в этом регионе эти общины обречены на распыление. Армении они не нужны и вынуждены перетекать в Америку и Австралию, где их ждет неминуемая ассимиляция.
  3. Да, как и в Ливане. Половина общины покинула страну, перебравшись в Северную Америку и Западную Европу.
  4. Спасибо! Вы всегда конкретны и убедительны.
  5. Саркису- с каких пор исламисты стали лучше для армян , при Асаде не было того что протекает сейчас,а то что турки насилуют сирийских беженок в турции и прочие гадости -это ваши исламисты ...и если кто-то готовит очередную ,,революцию,, -то лучше от комментариев резких отказаться ...аукнется
  6. Имею ввиду -не надо человека называть гадом , если при и таком сложном регионе он и его единомышленники пытаются как то создать приемлемое сосуществование христианам
  7. А Саркис, кажется, так и пишет. Асад для армян лучше, чем исламисты. Я так понял. Асад поддерживает баланс, христиане там живут неплохо. Сирийская церковь, напомню, одна из самых древних.
  8. Да, для армян в Сирии режим Асада предпочтительней. Под него хоть подстроились. Хотя жить там не стал бы - демократией и свободой в Сирии и не пахнет. Насквозь милитаризированная страна. Соседний Ливан - другое дело. Но там никогда не угомонятся, потому что имели глупость в свое время пустить к себе палестинских беженцев. Обидно!
  9. Конечно, только Асад! Если Асада свергнут, то суннитское большинство придет к власти, и Сирия превратится в провинцию суннитской Турции... Автор некорректно сравнивает армян Египта (всего 3 тысячи) и Сирии (почти 130 тысяч), это глупо. Разные "весовые категории". Судьба армянской общины в Сирии нас всех беспокоит. Но если они будут уезжать в Армению, как это уже было в 1946 году, то Армении это пойдет на пользу. Сирийцы хорошие мастеровые, и бизнесменов среди них хватает, уровень культуры достаточный. И общую картину в Армении они разбавят: там все смуглые, а в Сирии (посмотрите хотя бы на этот снимок) из-за близости моря и мягкого климата армяне светлее и привлекательнее внешне.
  10. Я за диктатора Асада только потому, что турки начинают его учить жизни и прессовать.
  11. Армяне Сирии не исчезнут. Просто армяне не тот народ чтобы сдаться, опустить руки и исчезнуть. Не верю в это. Подтверждение этому весь их исторический путь. А проблемы всегда были и будут.
  12. Хорошо бы, если бы сирийская армия ударила по наглым туркам, которые себя ведут, как крутые американцы.
  13. Меня вот что печалит. Армяне Сирии, страны отсталой, милитаристской, восточной во многом превосходят наших хайастанских армян, особенно из провинции. Они культурнее, трудолюбивей и образованней. Вот что печалит. Армения свалилась до уровня восточных отсталых стран. Я много общался с сирийскими армянами, знаю что говорю.
  14. Верно, Вартан, наши армяне во многом уступают сирийским. Армения деградирует при такой примитивной и мафиозной власти. Нужны новые силы, молодые и образованные. Таких даже в Канаде немало. Но пустят ли их в Армении во власть?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты