№ 2 (185) Февраль (1–15) 2012 года.

Вернуться к утраченным корням

Просмотров: 4818

Современное положение исламизированных и скрытых армян в Турции

В последние годы тема исламизированных и скрытых армян находится в центре внимания не только научных кругов Армении, но и турецкого общества. Этому способствовали почти революционные изменения в самом турецком обществе, когда некогда закрытые для обсуждения темы относительно исторического прошлого армян Турции стали доминировать в общественной полемике.

Принято считать, что принявшие ислам наши соотечественники – это в основном потомки армян, спасшихся от геноцида в Османской Турции в 1915-1921 гг. Но, по сути, начало прошлого столетия стало апогеем исламизации армян. А началом послужили периоды вторжения исламских народов на территории проживания армян. Персы, арабы и турки – османы оставили огромный след в появлении нового религиозного феномена, называемого «исламизированными и скрытыми армянами». Статистические данные относительно этой группы населения Турции в отдельности никогда не приводились, так как все этнические группы, исповедующие ислам в Османской Турции, записывались мусульманами и в большинстве своем считались турками, как, впрочем, и сейчас. Если смотреть на карту современной Турции, то очаги возникновения исламизированных армянских общин можно найти почти во всех регионах исторической Западной Армении и Киликии, и не только. Самыми исламизированными в этом плане являются регионы Ардвин, Ризе, Трабзон, Испир, Байбурт, Эрзинджан, Себастия, Джейхан, Элязиг, Муш, Батман, Адияман, Токат и другие. В остальных же регионах проживают скрытые армяне или так называемые «крипто-армяне», имеющие в некоторых местах массивы компактного проживания. Например, в долине Муша почти во всех турецких и курдских селах имеются семьи скрытых армян, однако численность их небольшая – в среднем от 2 до 5 семей. Большое количество скрытых армян проживает в районе озера Ван, и в частности в регионе Эрджиш и в самом городе Ване. Данные об этих армянах нашли место в исследованиях армянских ученых, которые, однако, боятся афишировать детали исследований, опасаясь, что турецкие власти начнут преследования против скрытых армян. В этом контексте примечательны слова одного из ярых армянофобов Турции, депутата турецкого парламента, историка Юсуфа Халачоглу, который всю свою жизнь посвятил антиармянской риторике. Юсуф Халачоглу, в частности, отмечает, что усилиями ряда турецких исследователей создана база данных, в которой указаны все регионы и села Турции, где проживают скрытые и исламизированные армяне, более того, имеются списки всех армянских семей. Кстати, об этом заявляла и турецкая разведка. По оценке Халачоглу, скрытые и исламизированные армяне больше всего встречаются, в частности, в Малатии, Свасе (Себастия), Муше, Элязиге, Диарбекире, Кахраманмараше и в других регионах. Все утверждения Халачоглу сводятся к тому, что якобы армяне не подвергались геноциду и до сих пор живут в своих селах и городах. Не обсуждая абсурдные высказывания турецкого историка, тем не менее, отметим, что известны случаи, когда целые армянские деревни принимали ислам в надежде спастись от геноцида, но население все равно было вырезано, так как власти Османской Турции боялись, что спустя некоторое время армяне вернутся к своей религии, как это было с греками Трабзона и Самсуна. Совершенно очевидно, что в разных исторических промежутках армянские семьи добровольно или насильственно принимали ислам и нынешнее население армян-мусульман имеет разное историческое прошлое.

Проживающие в Турции исламизированные и скрытые армяне принадлежат также к разным сословиям и исламским религиозным течениям. Самой большой группой считаются тюркизированные армяне. Тюркизированные и исламизированные армяне, как и греки, в религиозном плане радикальны. Среди них часто встречаются люди с националистическими и даже пантюркистскими взглядами. Во время парламентских выборов 12 июня 2011 года за националистов голосовали и жители традиционных исламизированных армянских регионов. Например, в селах Испира, особенно в районе большого ущелья, исламизированные армяне отдали свои голоса за ярых националистов, между тем, по региону поддержку получила правящая партия «Справедливость и развитие». То же наблюдалось и в районах Кахраманмараш (бывший Мараш) и Джейхан (бывший Зейтун), где традиционно проживают группы исламизированных армян.

Курдизированные армяне также проявляют исламскую солидарность, но сторонников турецкого национализма среди них нет. Наоборот, курдизированные армяне сплоченно выступают против жестокой репрессии курдского населения Турции. Проявление национальной идентичности у этих армян активное. Стоит отметить, что среди этой части армянской молодежи большой процент составляют студенты. Причем значительное число их обучается в вузах Европы и США, где у них есть возможность общаться и контактировать с армянскими диаспоральными организациями.

Арабизированные армяне сильно подвержены арабскому влиянию и сохраняют исламские религиозные верования. Среди них много также сторонников алевизма. Арабизированные армяне Турции в основной своей массе проживают на юго-востоке Турции – в Батмане, Битлисе, Муше, Сгерде, Ширнаке. Особой группой считаются армянские кланы в составе бедуинов, которые проживают на границе с Сирией. Это в основном армянские семьи, которые нашли здесь убежище во время геноцида армян.

Особой группой исламизированных армян считаются наши соотечественники, живущие в регионах проживания народа заза на востоке Турции. В большинстве своем это потомки  армянских семей, спасшихся от геноцида в 1915-1921 гг. Многие представители кланов и родов народа заза, проживающие в Арабкире и Бингеле, а также Эрзинджане, имеют армянское происхождение. Этногенез заза пока досконально не изучен, но, по данным многих исследователей, среди ираноязычного народа заза, который некоторые ученые считают также этнической группой курдов, присутствует заметный армянский пласт. Во многих селах, где проживают заза-алевиты, имеются сохраненные армянские топонимы, а население отличается своей антропологической характеристикой. Традиционно заза проживают в регионе, называемом павликианская и тондракийская Армения. Известно, что армянское протестантское движение, зародившееся в Западной Армении в VII веке, было жестоко подавлено, а население истреблено. Некоторая часть, особенно павликиан, приняла ислам, чтобы сохранить общинную структуру.

Одной из активных исламизированных армянских групп считаются также хемшины, проживающие в северо-восточных регионах Турции. Это в основном провинции Трабзон, Ризе, Ардвин и крайний север провинции Эрзурум,  район Тортума. Часть хемшин, в частности так называемые хопа-хемшины, сохранили архаичный западноармянский язык и частично армянское самосознание. А представители другой группы – баш-хемшины более тюркизированы и почти не сохранили армянской идентичности. Хемшины проживают в районах Ардашен,Чамлхемшин, Чаели, Фндкли, Хемшин, Икиздере, Пазар, Борчка, Хопа. Во всех этих районах имеются десятки сел, население которых отличается своей особой культурой и традициями. Турецкое государство тщательно следит за процессами в регионе, где армянский фактор давно утратил свою значимость. За последние годы молодежь хемшинских сел покидает родные края, переселившись в турецкие мегаполисы, а также в Европу. Малая часть   интегрируется в армянскую среду.

Специфической группой являются хемшины западных регионов Турции. В частности, в начале ХХ века из  причерноморских  регионов Османской Турции и из Хемшина в западные части страны переселилось большое количество этого народа. Наряду с армянами-христианами, мусульмане-хемшины также  основали села на западе Турции. Христианское армянское население было истреблено либо выселено из этих регионов с 1915-1928 гг., а мусульмане-армяне остались до сих пор. И ныне армяне-хемшины проживают в районе Акчакоджа и селах Хемшин, Каратавук, Енидже и Карадере. В районе Изника – село Элмали. В районе Карасу – села Ортакей и Парали. В провинции Коджаэли имеются села армян-мусульман: Ачмабав, Карапелит, Кестанепнар, Ковукпелит (бывшее село Гегам). В районе Лахана провинции Коджаэли есть также два больших села армян-мусульман: Акташ и Лахана.

По данным исследователей, армяне-мусульмане проживают и в других регионах Турции. Причем на западе и в европейской части Турции доминирует городское население армян-мусульман, а на востоке и севере – сельское население.

Отношение к армянам-мусульманам в диаспоральных кругах неоднозначное. Их не воспринимают особенно националистические армянские круги, считая их предателями, иного мнения придерживается более умеренная часть армянского общества, считающая, что именно тяжелая историческая участь стала причиной возникновения ислама в среде армян Турции. А либеральная часть армянского общества воспринимает армян-мусульман как часть своего этноса, способного в благоприятный период вернуться к утраченным корням. Уже сейчас, в период кризиса идентичности Турецкой республики многие этнические группы, и в частности автохтоны страны армяне, греки и ассирийцы, меняют свои фамилии на национальные, при этом часто возвращаясь к христианству. Будет ли продолжительным и массовым этот процесс, покажет время и изменения, которые интенсивно происходят внутри турецкого общества.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Какая разница, христианин, мусульманин, главное - чтобы они себя ощущали армянами, любили Армению и армян, знали родной язык и гордились своим происхождение.
  2. Не мешайте ихнему мирному и спокойному жизни, они часть и граждане Турции .
  3. Азерок-арам, ты хотя бы писать по-русски научись! В твоих "умных" советах, тут никто не нуждается!
  4. Армяне-мусульмане НЕ существуют в природе! Это опасная химера ,но на которую постоянно "клюют" некоторые малообразованные и недалекиe армяне... А правда заключается в том, что только предки этих людей, действительно были армянами, но не их потомки которые уже приняв ислам отошли от своих национальных корней! Разница тут существенная! Человек может иметь армянское происхождение ,но не считать себя таковым, по многим причинам примеров тому множество...
  5. ....подобно еврею принявщего христа и называвщиейся хаем...
  6. Если тебе к горлу приставят ятаган, ты не только ислам примешь, но и инопланетянином согласишься стать. Османская империя была варварским государством, там страдали все нетурки. Осуждать исламизированных армян не следует. Рано или поздно они придут к своим истокам. Не судите да несудимы будете...
  7. Спасибо редакции! Важно знать наших даже если они исламизированы! С уважением
  8. Часто приходится видеть ваши ники и нередко соглашаюсь,но вы категорически неправы,утверждая,что нет исламизированных армян.Я лично встречался с подобными соотечественниками в Турции.Это многие подтвердят.
  9. Одно из двух.Либо ты армянин, либо ты мусульманин.Т.к. ислам - это не только религия, как нас некоторые, излишне толерантные господа, пытаются убедить.Ислам - это и образ жизни, менталитет, самоощущение не уживающееся с армянским.Так что, если они считают себя армянами, то тогда должны вернуться к армянской религии - христианству ААЦ.Тем более, что ислам им был навязан силой под угрозой расправы.А если будут упорствовать, то пусть не называют себя армянами.Когда решится вопрос возвращения территорий процесс возврата в христианство будет бурно протекать.
  10. Спасибо за статью! Эта тема актуально очень и я рада, что смогла прочесть интересную информацию про наших соотечественников,хоть и исповедующих ислам, но все же с армянским происхождением.Не надо их отталкивать.Они не виноваты, что приняли эту отсталую религию- ислам. Они обязательно вернуться к своим истокам!
  11. .Они не виноваты, что приняли эту отсталую религию- ислам. Они обязательно вернуться к своим истокам!((((( т.е. к вере бананам, ведь для обезян свяшеннее банана ничего не существует...при отсутсвии банана можно молиться и хияру.
  12. Милена, происхождение НЕ тождественно самоидентификации! Когда же вы это поймете? В Америке, живут миллионы англосаксов-протестантов родом из Англии и Шотландии, но это еще не значит что они идентифицируют себя как представители этих наций. Заметьте, у них и религия и фенотип один и тот же, но это совершенно РАЗНЫЕ группы людей! Понимаете о чем я ?Уважаемый Грант прав, говоря что армянином, человек исповедующий ислам, быть не может в принципе так как, это не только религиозный вопрос, но ментальный, культурный если хотите мировоззренческий! Безусловно, есть среди них и такие о которых в частности упоминал Паргев, которые живя в Зап. Европе, переходят в христианство, тем самым возвращаясь к своим национальным корням, мне такие случаи известны, но их НЕ много, это скорее исключение из правил...
  13. Вы предлогаете этим муслимам-армянам вернуться к христу, но как быть с обрезками, вед утраченное не вернешь, это будет похож на то, что с шалавы сделать девственницы...
  14. Для меня нет разницы армянин мусульманин или христианин! Главное его этническая принадлежность. Спасибо за статью уважаемая редакция!
  15. Да уж, агрессивное невежество, действительно является проблемой этот субъект Гарри, тому прекрасное доказательство... Недалеких, упрямых всвоей наивности, всегда больше трезвомыслящих...
  16. Никакого невежества тут нет! Армян-мусульман нельзя отталкивать, этот процесс длительный, но он идет. Это главное! Поучать кого-то, обвинять их предков в трусости, в том, что насильно навязали им ислам, "учить жизни" их - нельзя, приведет только к отрицательному результату, обратному эффекту. К тому же не надо идеализировать ААЦ. Там больше любят миллионеров-армян, а на остальных армян спюрка им наплевать. ААЦ не является сегодня, к сожалению, нравственным ориентиром для мирового армянства. Подавляющее большинство армян, и не только в Европе, поддерживает нашу церковь просто как национальный символ, по традиции, по старинке, потому что "так принято". Повторяю, нашу церковь больше интересуют богатые спонсоры с Запада и из России, чем проблемы исламизированных армян. Нечего ее идеализировать. За статью редакции спасибо!
  17. Опять двадцать пять... Если человек не знает темы и не разбирается в деталях обсуждаемой темы, то он невежда! И точка! Вот поэтому, под это определение, подпадает так называемый Гарри. Откуда вы знаете что эти исламизированные считают себя армянами? Зачем писать глупости? Большинство из них, считают себя либо курдами или турками! Кстати, главный армянофоб-политик Турции, Махмет Перинчек который по происхождению армянин, но ненавидящий все армянское следуя вашей логике, тоже считается нашим! Но это же полный идиотизм! Неужели вы не понимаете что одних корней человека, не достаточно чтобы пречислять того или иного индивида к определенной нации? Похоже, что нет...!
  18. Меня умиляет сверхтолерантность некоторых наших соотечественников.Хотят казаться терпимыми, добрыми, всепонимающими и пр. Вот , мол, какие мы современные, какие цивилизованные! Для нас, дескать, неважно, муслик это или нет.Очнитесь, господа! Никаких мусликов-армян нет и быть не может.Нам этого "добра" не надо.Но двери в армянство для всех открыты.Если кто пожелает, если еще жива в ком-то память о собственнос армянстве, если понятие национальная гордость не пустой звук - милости просим! Возвращайтесь в лоно христианства, в лоно церкви-матери ААЦ! Только так.
  19. Грант, они не понимают что это не продвинутость и цивильность,но банальное, провинциальное пижонство...! Тупо копируют весь тот запaдноевропейский отстой именуемый толерантностью в ее самой поганой форме. Сама Европа, давно сидит в глубокой ж-пе, они уже доигрались в псевдотолерантность, а наши клоуны, хотят того же и у нас....
  20. Господа, не надо в крайности бросаться. Во-первых, тут правильно сказали, что ААЦ давно не является моральным и нравственным авторитетом, превратившись в бизнес-проект. Вы так не считаете, любите и уважаете весь наш епископат, - флаг вам в руки! На лжи, лицемерии, фальши далеко не уедешь. Во-вторых, этот Перинчек может быть на 200 процентов армянином по происхождению, но он воспитан в турецком духе, антиармянском. Какой же он армянин! Не о нем шла речь, это вам так выгодно, в таком русле вести разговор. В-третьих, Запад со своей толерантностью доиграется, в этом вы правы. Но в статье и в обсуждениях речь идет о совсем другом. Это наши братья, которых насильно заставили принять ислам. Еще лет 10-15 назад они вообще боялись говорить о своем происхождении. Сейчас говорят об этом открыто. Еще лет через 10-15 сами примут Христа, потому что все армяне должны быть христианами. Всему свое время. А просто говорить высокие слова про возвращение в лоно церкви, призывать к этому и пр., я бы не стал. Знаю, что это за лоно... :((
  21. Это банальная демагогия Монреальский! Вот вы мне скажите какой процент из этих исламизированных, считают себя армянами по духу? Думаю, что не более 10-15 процентов,а остальные уже давно забыли о своих этнических корнях... У меня есть знакомые в Берлине и других городах Германии и тех ,кто решился на смену веры или хотя бы на интеграцию в армянскую общину ,ничтожный процент! Так что, по данному вопросу, я настроен скептически так как знаю тему достаточно хорошо
  22. Религия отражается в поведении человека сильнее чем его национальная принадлежность.Бывший некогда тюркским каганатом Булгария после крещение по византийскому толку, стала славянским государством, а народ ее - славянами.Венгры- то же самое. Если спросить у представителей этих государств, так они не будут считать себя наследниками тюрков и будут презирать их.Таким же образом ведут себя исламизированные армяне Турции. Такие процессы происходили и на Кавказе в целом. Религия разделяют одини и те же народы на разные стороны баррикады,отрывают нации с их корней, сеют вражду внутри одного и того же народа, нации...кроме еще разные конфенции внутри религий сеют смена раздора...Религии придумали для управления народами-разделяй и властвуй, у кого религия-у того и сила.Посмотрите на морду этих правителей-"религиозных" мужей, укрывшихся в под одеялами верования-объевшиеся шарлатаны, служать не в Бога а в сатане.Раньше хоть ездили на ищаках и не прятались от простолюдины и не особенно отличались от толпы, а теперь ездят в джипах с телохранителями и прятаются в замках за пяти метровыми заборами.Зачем народ кормить их, не понятно.Не какой пользу от них не в духовном,не в материальном аспектах,куры ценнеих-яйца да и мясо.
  23. В Зороастризме название кочевыхнародов, восточнее иранских является туранцами . Противопоставляются оседлым земледельцам-иранцам. Борьба Турана и Ирана занимает центральное место в Авесте. Туранцами (тура-турки) 3 тысячи лет назад в момент формирования у части степных ‎‎восточноиранских племен экономического уклада кочевого отгонного скотоводства стали ‎‎называть ираноязычных представителей данного (тогда совсем нового) вида ‎‎хозяйственной деятельности. И первым нарекло «туранским именем» своих собратьев-‎‎кочевников (самоназвание которых — САКИ) само же восточноиранское оседлое ‎‎население тогдашней территории Казахстана и юго-западной Сибири, не принявшее ‎‎‎«отгонно-кочевую» экономическую революцию тех своих родов, которые в первые века I ‎‎тысячелетия до н. э. и стали «саками». В более поздние времена туранцами называли саков, массагетов, кушан, парнов-протопарфян, южных эфталитов и других народов, проживающих на севере-востоке ирана. Термин обозначал практически всю Среднюю Азию, где обитали эти народы. В персидской литературе широко освещена тема многовекового противостояния Ирана и Турана, т.е. персов и тюрков. Греки туранцев(сакские племена)называли скифами, а позднее Атиллы-предводителя гуннов, европейцы принимали за царя Скифии.Царские династии Аршакидов-Арсакидов создавали империи и государства Ахеменидов, Парфии,Армении, Атропатены, Албании, Иберии...Но почему-то историки христианского мира племена туран приписывают к иранским народам не приводя никаких доказательств,по примеру- пусть будут кем угодно, только не тюрками, боятся, завидуют величии тюрков.
  24. я считаю всех мусульман армян своих. мы должны им дать место в нашей жизни и время чтобы они осознавая траурные страницы нашей истории ПОСТЕПЕННО ВЕРНУЛИСЬ К ИСТОКАМ. НЕЛЬЗЯ ТВЕРДИТЬ, ЧТО ЕСЛИ МУСУЛЬМАН ЗНАЧИТ НЕ АРМЯН. ЭТО ОШИБОЧНО И ЦИНИЧНО. Я ЗНАЮ 100% ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ТУРЦИЯ ЗАКРЫЛА НАШИ ГРАНИЦЫ.
  25. Наири, не коммнетируйте то, в чем абсолютно не разбираетесь! Как можно так плохо знать свою историю...? Турция, закрыла границу совершенно по другой причине! Не надо нести чушь! Скорее всего, это очередная мелкая пакость жалких обрезантов...
  26. Нельзя так все отвергать. Люди сами придут к своим корням. Нужно время и терпение. Для меня армянин-мусульманин, но честный человек, в тыщу раз роднее и ближе, чем армянин-христианин, который всю жизнь, как последняя шлюха, только кидает своих же, не работает и внешне конченный урод. Я таких тварей с крестиками на волосатой груди насмотрелся в жизни! Столько армян эти твари подставили и обокрали. Ублюдки крещенные! Точно говорят, каков поп, таков и приход. В церковь ходят столько преступников и убийц, которым попы списывают все их преступления, только потому, что братва башляет церкви.
  27. Моë частное мнение на статью следующее - армянами не рождаются , а воспитываются , воспитают в (китайском духе) - будет китайцем,а по мне и в Армении нормальных армян не так много , правильно - самосознание, идентификация к армянству это язык , а как мы говорим в быту на ТВ и т,д, , культура мышление , своя философия бытия , и мнoгое другое...
  28. А ещë это набившее оскомину рабиз-мугам , а что сейчас происходит в турции -хочеш окорбить когото -назови армянином -в ихнем (парламенте) не раз оскорбляли друг друга этим ,,способом ,, и ещë эта саранча хочет в ступить в ЕС .Да в Германии сами же немцы боятся ходить по своей земле , есть кварталы где кроме турок там ни кто не живëт -немцы выезжают, будет тоже самое ,, что и с историей Армении -через 200-300 лет будут говорить что немцы древний тюркский народ и т.д. образно говоря не удивлюсь.
  29. Наши оппоненты используют старый демагогический прием, когда утверждают о каких-то "крайностях", в которые мы , якобы, "бросаемся".А речь -то всего лишь о ВОЗВРАТЕ к своей истинной национальной вере.Это что, крайность!Если человек заявил, что он является армянином и вынужден был это скрывать годами и десятилетиями, т.к.живет в такой "толерантной и доброжелательной" стране, как Турция, то будь любезен стань армянином полностью, до конца.А это неизбежно означает возврат к христианству, причем не просто к христианству, а возврат в ААЦ, которая является церковью-матерью. И прекращайте мешать Божий дар с яичницей! ААЦ как один из столпов армянства, армянского духа, традиций не следует отождествлять с отдельными представителями духовенства, которые могут быть и вороватыми, и нечестными, и продажными и порочными.Не надо вместе с водой и ребенка выплескивать.Во всех церквах мира, во всех без исключения конфессиях, есть нечестные служители, есть воры, есть пъяницы, педофилы, гомики, наркоманы и пр. и ААЦ тут далеко не самая худшая. Ну и последнее, повторяю еще раз, что никаких армян-мусульман нет, быть не может и не будет.Нам еще по религиозному принципу разделение народа нужно? Историческую Армению хотите в Косово или Боснию превратить? Умиляетесь своей дурной "толерантностью"? Хотите понравится, мол, какие мы добрые, покладистые, терпимые? За чей счет? Все те, кто вдруг вспомнил о своих армянских корнях, должны будут, в случае возврата территорий, возвратиться к истиной вере.Все без исключения.Да еще временной ценз не помешает.Чтобы проверить кто искренен, а кто преследует корысть.Если кто не согласен - скатертью дорога в Турцию! Армении такие "армяне" даром не нужны.Из них "перинчеки" получаются.
  30. очень интересная, отличная публикация. по некоторым данным ок. 20 процентов населения современ. ТР - это потомки отуреченных греков. Исламизация началась аж с 15 века. Что турков Германии, то эта группа, при росте ксенофобии в Германии, падёт первой жертвой расвирепевших немцев.
  31. В свое время ардвинские армяне были яростными католиками и даже не общались с армянами григорианами. Но со временем, живя в общеармянской среде уже в Восточной Армении ( куда они переселились во время Геноцида армян ) они стали также приверженцами ААЦ. Я к тому, что определенная среда заставляет меняться. Мусульмане армяне наши братья, даже если они целуют кровавый и проклятый турецкий флаг...все это временно поверьте
  32. Конечно, оппоненты Гранта все демагоги, только он один стоит твердо, один любит Армению и знает, какой ей быть. Чуть слово скажешь не со сталью в голосе, не по-большевистски, так сразу ярлыки - либерасты, толерантные наши и прочую херню несет... А ведь умный и патриотичный человек... Но эта его доморощенная почвенность не позволяет шире посмотреть на вещи. Мы, оказывается, по определению все святые, а наша церковь - вообще образец святости. Только вот "некоторые", "кое-где", "иногда", "порой"... Вот успокоил: у остальных религий такая же, далеко не идеальная картина. Нам не нужно на остальных оглядываться!!! Нам нужно быть требовательными к самим себе!!! И больше человечности Гранту не помешало бы, больше такта, деликатности, особенно когда речь касается людских судеб, судеб наших братьев, в частности в Турции. А вершить свой суд, решать, кто достоин называться армянином и быть прихожанином ААЦ, а кто не достоин (пусть валит обратно в Турцию), это, на мой взгляд, не красит разумного армянина. Может, я в чем-то и неправ...
  33. просим ужесточить санкции против нецензурщины на форуме.
  34. Арману не помешало бы поближе ознакомиться с генезисом сербо-боснийского противостояния, а это в принципе, один и тот же народ просто боснийцы превратились в ренегатов отойдя от христианства приняв ислам под агрессивным напором османов, но вот после подения турецкого ига, православными сербами они так и не стали...! Можно привести в качестве примера албанцев-христиан, коих достаточно жестко дискриминируют их братья по крови, но не по религии, мусульманские соотечественники в Албании или же пакистанцев протестанской веры, тут вообще жуть... История знает много таких печальных случаев, но оппонентам Гранта,понятное дело не до этого(как обычно)... А больше всего бесит то, что подменяют совершенно разные понятия! Ведь разница между исламизированными и "армянами"-мусульманами просто огромна! Про первых, мы знаем и их возвращение к своим корням, надо только приветствовать, но спрашивается, где же вы видели армян- мусульман? Я в отличие от форумских, псевдо гуманистов, лично знаком с тремя у которых предки были армянами. Двое из них из Стамбула,а один из Измира. Так вот, признавая наличие армянской крови они ВСЕ себя считают турками и мусульманами! Повторяюсь, все до одного! В Германии, а об этом я уже писал тоже есть новообращенные, но их очень мало... Очень обидно что люди не задумываются о том, что бредовая идея об "армянах-мусульманах", может быть использована турками и азерами в своих, далеко недружественных нам, целях...
  35. Об этих бывших армянах речи не идет. С этими все ясно - они считают себя турками, ну и бог с ними! Речь идет о бережном отношении к насильственно исламизированным армянам, чтобы ускорить и облегчить им возвращение в НАШУ семью, христианскую. И я тоже абсолютно согласен, что идеализировать Армянскую апостольскую церковь не надо. Там столько приспособленцев, карьеристов, разного рода деляг и просто деревенщины, которая решила поправить свои материальные дела и не работать всю жизнь. А при этом хотят жить красиво. Вот с такими "священниками" сталкиваются и могут столкнуться армяне, которые обретают свои истинные корни. И что, радоваться они должны? Эту сторону вопроса вы обходите стороной, не замечаете ее. А корень проблемы кроется именно здесь. Если ребенок уходит от отчима к родному отцу, то желательно, чтобы этот отец не пил, не матерился, был приличным человеком, обеспечивал ребенка и всю семью. Вместо того, чтобы заострить внимание на этом вопросе (КУДА ВОЗВРАЩАТЬСЯ), вы занимаетесь демагогией или геополитикой.
  36. Как вас собственно понимать Тигран? Что значит одни бывшие,а другие нет...? Так что ли? Весьма странная у вас логика... Таких турков с армянскими корнями, которые знают о своем происхождении, но выбравших ислам и турецкую национальность большинство! А тех кто тянеться к своим корням, безусловно нужно приветствовать! Я только за ,если эта группа насильно исламизированных, арменизируется! Речь же о другом шла,а именно о том, что многие формучане бездумно записывают армянами, ВСЕХ кто имеют армянские корни будучи мусульманами... Понимаете о чем я? Вот этого я неприемлю! А про армянскую церковь, можно говорить разное я сам сталкивался с недобросовестными священниками, но огульно обвинять всех- это преступление! Что теперь тогда делать католикам после стольких скандалов связанных с педофилией? Следуя вашей логике, они должны всех священников считать извращенцами и отказаться от католицизма. Так что ли? Не надо всех грести под одну гребенку! Да, в ААЦ, есть совершенно случайные люди, но охаивать всю нашу национальную церковь недопустимо!
  37. молодец! а когда вы, Константин, сами станете верующим?
  38. если не сложно, сформулируйте собственное определение атеизма. заранее благодарю за ответ.
  39. Стивен, а что вы имеете ввиду говоря "собственное" определение атеизма? По-моему, тут все предельно просто, человек или верит или нет. Другое дело, КАК тот или иной индивид, пришел к этому вот тут действительно,можно говорить о собственном пути или персональной трансформации.
  40. не всё так просто или очевидно. Вот, например вчера на просторах интернета встретилось такое определение:"Атеизм - это боевой информационный вирус, поражающий все защитные иммунные системы, защищающие сознание человека от поражения Сверхпаразитом"/=сатаной/.
  41. Очень хорошая статья, изложена с хорошим знанием ситуации. Спасибо редакции. Друзья, мы все ведь согласны в одном - из этих исламизированных армян никто ведь не перешел в ислам добровольно. Наверно из этого надо исходить. Проще говоря, люди хотели выжить... И Фудзияма когда нибудь рухнет, если её каждый день подкапывать, говорят японцы. Вот они и стали турками. Это их трагедия. Здесь нужно понимание. Хоть они и "неправильные", но... они армяне. Проявите к ним великодушие. А злость и игнорирование фактов, наверно все же удел слабых. Может я неправ?
  42. Арман! причем здесь какие-то "либерасты"? Я кого так обозвал? Вас? Кого-то еще? Ругаться русским матом я тоже умею, причем получше Вас.Так что про "херню" не надо , не красит это Вас.Меня призываете к большей тактичности и деликатности, а сами матом ругаетесь.И как Вам прикажете отвечать?Далее.С чего это Вы взяли, что я утверждаю, что "мы все святые", а ААЦ "образец святости"? Я такой глупости не писал.Не приписывайте мне то, чего я никогда не утверждал.Это недостойный,некрасивый прием. Еще раз повторюсь, чтобы наконец Вы поняли и больше не передергивали смысл моих сообщений: ААЦ - это иматеринская церковь армянского народа.Это, если хотите,один из столпов армянскогг общества, хранитель армянских традиций, один из имнтитутов, обеспечивающих сохранение армян как народа.Понимаете? Не лютеранство, не свидетели Иеговы, тем более не ислам таковыми институтами не являются.И не путайте конкретных людей в ААЦ, пусть даже очень высокопоставленных, с ААЦ как хранителем армянского духа и традиций в целом.У нас что в государственном механизме, среди чиновников все честные и орядочные? Нет.Но на этом основании мы же не делаем вывод, что нам не нужно иметь государственные органы.Нужно, еще как нужно! А с нечестными вороватыми чиновниками нужно вести беспощадную борьбу.Не с государством, а с отдельными нечестными чиновниками, пусть даже они составляют большинство.Тоже самое и в армии.Нам что, армия не нужна?Ведь там тоже происходят всякого рода позорные инциденты, иногда со смертельными исходами.Давайте откажемся от армии на этом основании?Так по Вашему? Нет.Армию нужно беречь и лелеять, а вот мразь в погонах жестоко карать.Тоже самое и с ААЦ.Поймите наконец.Отделите зерна от плевел.Надеюсь показал, в чем ваша с Тиграном неправота.Армянин это христианин по определению.Христианство для армянина как цвет кожи, его нельзя как одежду сбросить или изменить.И никакая тут "почвенность", которую Вы мне приписываете тут ни при чем.
  43. оцениваем речь Гранта на "отлично"! (аплодисменты)
  44. Стивен, я бы сказал аплодисменты переходящие в овации! Грант их просто "нокаутировал"...
  45. А что, мы тут бокс устраиваем? Вам все подраться хочется? Странный подход к дискуссии... Грант говорит все правильно и все неправильно. Он слишком порядочный человек и идеализирует нашу церковь. Повторяю, для меня ААЦ - не авторитет. И вот в это лоно предстоит вернуться бедолагам экс-мусульманам армянского происхождения!!! Рыба гниет с головы. Потому у нас такое государство, такая армия, такая церковь. Хоть сто раз скажите "халва", но слаще нам не станет. И где вы видели, чтобы в Армянском государстве, армии или церкви "боролись с недостатками", где?????????????? Этих временщиков все и так устраивает. Армения - самое немодернизируемое и нереформируемое, на уровне Бангладеш и Буркина-Фасо, государство. Сначала надо навести порядок в своем доме, а потом уже говорить, что это хороший дом, что все должны в нем жить счастливо.
  46. Вы нарываетесь на "комплимент", Монреальский! При чем тут авторитеты? Ну для вас может вообще не существует никаких национальных авторитетов, идеалов и что с того? Что мы теперь должны на вас ровняться? Весьма странная у вас логика если не сказать больше... Недостатки можно найти везде, в любой структуре или социальном институте, было бы желание все охаить,а предмет для недовольства и ненависти, всегда найдется, ваша реакция тому прекрасное доказательство...С вашей сторoны, было бы куда честнее, если вы признались что являетесь сектантом(если это так, конечно!) живя во франкоговорящем Квебеке, тогда с мотивами, было бы все более или менее понятно... А так это выглядит как деструктивная позиция вечно недовольного человека... А может это комплекс мигранта, когда человек очерняет вся то, что осталось позади него как бы оправдывается за то что покинул Родину... На нашем форуме таких к сожалению,тоже хватает...
  47. Вы нарываетесь на "комплимент", Монреальский! При чем тут авторитеты? Ну для вас может вообще не существует никаких национальных авторитетов, идеалов и что с того? Что мы теперь должны на вас рaвняться? Весьма странная у вас логика если не сказать больше... Недостатки можно найти везде, в любой структуре или социальном институте, было бы желание все охаить,а предмет для недовольства и ненависти, всегда найдется ваша реакция, тому прекрасное доказательство...С вашей сторoны, было бы куда честнее, если вы признались что являетесь сектантом(если это так, конечно!) живя во франкоговорящем Квебеке, тогда с мотивами, было бы все более или менее понятно... А так это выглядит как деструктивная позиция вечно недовольного человека... А может это комплекс мигранта, когда человек очерняет вся то, что осталось позади него как бы оправдывается за то что покинул Родину... На нашем форуме таких к сожалению,тоже хватает...
  48. Соглашусь с вами, уважаемый монреалец. У вашего оппонента одни правильные лозунги, как на первомайской демонстрации. А что толку?! За что бурные и продолжительные аплодисменты?! В Армении не "некоторых вороватых", а всю систему надо менять.
  49. Ани, судя потому, что вы всегда очень "предметно" и "пространно" пишите первомайские лозунги, вам действительно не к чему... Ани, вы просто эпитомия женского упрямства...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты