№ 18 (201) Октябрь (1–15) 2012 года.

Каждый езидский ребенок будет говорить на родном языке

Просмотров: 6338

Согласно статистике на долю представителей нацменьшинств в Армении приходится чуть более двух процентов, из которых большинство составляют езиды. Хотя, по мнению руководителя отдела радиовещания для езидов на Общественном радио Армении, заслуженного журналиста республики, соавтора учебников на езидском языке Асане шех Мамуде (Гасана Тамояна), в настоящее время численность местной общины несколько сократилась. «В 1989 году в Армении в переписи населения участвовали 52 тысячи езидов, а в переписи 2001 года эта цифра действительно уменьшилась ровно на 10 тысяч. Но в данном случае причиной езидской эмиграции являются изменения социально-экономической ситуации в стране», – отмечает он.

– В период тоталитарного контроля «пятая графа» в вопросе национальной самоидентификации относительно этнической принадлежности стала своего рода камнем преткновения для езидов, проживающих на территории Советской Армении…

– О том, как в советской официальной истории исчезла национальность «езид», можно проследить по переписи населения конца 30-х годов, где в данной графе почему-то появилось слово «курд». И хотя в наших метриках и паспортах мы продолжали оставаться езидами, тем не менее, при поступлении на работу в государственные структуры нас записывали уже курдами. Таковы факты фальсификации в национальной политике Советов. С началом перестроечных процессов наш народ обратился в центральный аппарат СССР с просьбой о восстановлении исторической справедливости. В доказательство были представлены архивные документы 1922-1926 годов, где, по данным Всесоюзной переписи населения, на территории Армении были зарегистрированы и езиды. В результате один из последних указов советской власти признал, что в «Перечне этнических наименований «езиды» будут выделены в самостоятельную национальность».

– Можно ли говорить о новом этапе возрождения езидской культуры на территории независимой Армении?

– Если проследить хронологию армянской прессы, то вопросы образования периодически освещались еще в начале ХХ века, когда (в 1902 году, а затем чуть позже) в Восточной Армении были открыты две езидские школы. Однако последовавшие затем события – Первая мировая война, геноцид, революция – несколько приостановили просветительский процесс. Но в 1921 году в Св. Эчмиадзине Акопом Казаряном (Лазо) на основе графики армянского алфавита был напечатан первый езидский учебник «Шамс», что в переводе означает «солнце». Когда много лет назад в интервью грузинской газете «Заря Востока» меня спросили о том, как относятся в Армении к езидам, я искренне ответил: «Безразлично». Не стоит искать здесь какого-то подтекста, потому что ответ обрисовывал суть взаимоотношений между коренным населением и езидами. Подобная форма невмешательства позволяла развиваться общине в соответствии с езидским уставом: нам не запрещали отправлять наши религиозные обряды, нас не пытались учить делать что-то по армянским канонам и обычаям…

– Господин Тамоян, Вы отметили, что в первом езидском учебнике, изданном в Армении, была применена азбука Месропа Маштоца. Почему не использовалась собственная древняя письменность?

– Во все времена у езидов одной из главных проблем оставалось просвещение. Не имея своей государственности и проживая общинно в основном на Ближнем Востоке, наш народ подвергался преследованию со стороны господствующих религий, принуждавших нас, солнцепоклонников, принять их вероисповедание. У нашего народа бытовало поверье, что, прочитав Тору, Библию или Коран, мы соответственно превратимся в иудеев, христиан или мусульман. Имея собственный алфавит, мы сознательно отреклись от его использования во имя сохранения веры и само-

идентичности. В 2005 году в соавторстве с главой нашего Национального союза Азизом Тамояном и благодаря финансированию со стороны правительства Армении мы издали школьные учебники на основе кириллицы с включением латинских букв по звуковому соответствию. Причем данная азбука не имеет мировых примеров печатного воспроизведения букв езидской грамоты.

– Значит, появилась возможность письменного фиксирования истории и культуры вашего народа?

– К великому сожалению, 90 процентов представителей нашей общины не знают езидской письменности, многие не владеют языком. Поэтому сегодня процесс обучения строится почти на подвижнических инициативах. И хотя 80 процентов езидов компактно проживают в Армавирском, Араратском, Котайкском марзах, Шираке, Лори, тем не менее, имеются определенные проблемы. Издревле занимаясь животноводством, сельчане большую часть года проводят на высокогорных выпасах альпийских лугов, где нет возможности обучаться грамоте. С другой стороны, высоко в горах езид, наверное, больше остается езидом наедине с природой. Вот и получается замкнутый круг. Проблема сохранения языка остается открытой на протяжении многих десятилетий. Если проследить историю вопроса, то окажется, что езидские дети никогда нормально не учились в школе – ни в советское время, ни сегодня, когда появились езидские классы с преподаванием на родном языке. Они опять не хотят учиться. Безразличие к образованию и ранние браки пока не дают развиваться общине динамично.

– Кстати, законопроект РА об увеличении брачного возраста, возможно, будет пересмотрен в первую очередь по просьбе езидской общины, так как противоречит традициям вашего народа заключать браки в 13-14 лет…

– Как юрист по образованию, считаю, что представители малых народов, проживающие на территории той или иной страны, в обязательном порядке должны придерживаться основ ее законодательства. Мы – граждане Армении, а значит, закон страны должен быть одинаков для нас всех. К тому же я не сторонник ранних браков не только с точки зрения физиологии. Ну какая семья в 13-14 лет, когда ребенок еще психологически не созрел до семейной ответственности?

– Говоря о традиционной семье, стоит отметить, что межнациональные браки у езидов не приветствуются, ослушников ждет изгнание из общины и отречение родителей. Откуда такая строгость?

– Что касается межнациональных браков, то их процент действительно весьма незначительный. Подобные браки не одобряет наша религия. Если бы мы не придерживались вековых устоев, то маленький народ давно бы уже ассимилировался в любой стране проживания. Мы просто слились бы с чужой культурой и исчезли как нация. Меня иногда спрашивают: «А если пришла любовь к иноверцу?». Поверьте, что за многие века (назовите это на генетическом или подсознательном уровне) любовь к чужаку у нас воспринимается и осуждается точно так же, как грех инцеста у европейских народов. Строго соблюдаются традиции и в кастах, которых у нас три: духовные шехи и пири, а также миряне мриды. Например, я принадлежу к шехам и наш род продолжается только в этой касте.

– В последнее время неоднократно озвучивается мнение, что для разрешения проблем езидской общины в парламенте Армении должен быть предусмотрен депутатский портфель для представителей нацменьшинств, в частности езидов.

– Я не понимаю и не принимаю подобного устремления, хотя многие обижаются на меня за такую позицию. Дело даже не в том, что один-два голоса в НС Армении не могут являться решающими против большинства остальных. Я просто не понимаю, какие вопросы езидов должны решаться в парламенте РА, если их на столь высоком уровне просто нет. В этой связи хочу подчеркнуть, что Армения, у которой сегодня тоже немало собственных проблем, дает возможность развиваться нашей нации. С каким бы вопросом мы ни обратились к руководству страны, всегда получаем положительный ответ: издаются учебники, есть возможность обучаться на родном языке, ведется ежедневное радиовещание… Не престижная политика, а престиж собственного народа должен стать приоритетом для езидства. Почему должны говорить: «Езид – чабан»? Нам нужно сделать так, чтобы сказали: «Езид – ученый». Вот главная наша задача, а не раздутое тщеславие стать депутатом или большим начальником. Не вижу смысла входить в большую политику. Для нас гораздо важнее развивать собственную общину в сторону просвещения, тем более такая возможность сегодня нам предоставлена Армянским государством. Когда из Европы приезжают эмиссары от различных организаций для ознакомления с жизнью национальных меньшинств, то обычно я задаю им вопрос: «А что вы сделали для нашей общины?». Конечно, они вносят свою лепту, но в отношении нас могу с уверенностью сказать, что столько, сколько сделала Армения для развития езидской общины, найти примеры даже в мировом масштабе невозможно. Я по натуре оптимист и верю, что наступит время, когда на пороге каждой езидской семьи меня обязательно встретит ребенок, который будет прекрасно говорить на родном языке.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 36 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Хотим мы этого или не хотим, но про езидов знают только на территории Армении. Все остальные знают курдов. Это факт, не надо себя обманывать.
  2. Согласен,и я благодарю редакцию газеты за представление езидского народа,широкому кругу читателей.
  3. А мне бы хотелось, чтобы езиды больше гордились своим происхождением и не подстраивались под армян, не брали фамилии с окончанием -ян. А то совсем ассимилируются. Это ни нам не нужно, ни им.
  4. Надо беречь все национальные меньшинства Армении, езидов, в частности.
  5. Согласен, надо их беречь. Езидов, молокан, греков, ассирийцев... Это наше богатство. Армяне ответственны за малых народов в стране.
  6. Нации под называнием езид не существует,это религия а так они такие же курды.
  7. Не могу не согласиться с нашим соседом, он, хоть и демагог, но в данном вопросе прав. Езиды - те же курды, но не мусульмане. Искусственно создавать новую нацию мы не должны. Глупо смотреться будем.
  8. Когда азеры (од эры, аз-искаженное произношение арабами слова ОД-огонь)играя на гавалдашы танцевали Яллы вокруг Янардага (пламенная гора вблизи Гобустана)10 тыс лет тому назад, твои предки прыгали на деревьях греческих орехов.Ваши историки до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении хаев или скрывают...зачем?
  9. аксиома не нуждается в доказательстве. следи внимательно за цепочкой:-од эры-Одербайган-Атропатена-Атрпатакан-Адзербайджан(у арабов)-Азербайджан(у персов).И спорит-то нечего.... Вот тебе и ха-ха-ха...
  10. Азики вообще самый древний народ на планете, мамой клянусь! Клоуны, блин :)0
  11. не тронь маму, не к лицу мужчине клясться ею лживо...Я не знал, что ты Саша и в добавок еще и клоун, притом с времен Ноя. Кто-то должны были развлекать публику до ухода наводнения...
  12. Действительно, езиды те же курды, отличающиеся только вероисповедованием... Но где-то с конца 60-х они в Армении стали активно и довольно агрессивно отмежевываться от курдов (бывали даже потасовки между езидами и курдами в весьма высоких научных кругах Академии наук Армении). Но если язык и у тех, и у других один и тот же, да и всем генотипом, обликом и образом жизни они ничем не отличаются друг от друга, то непонятно, зачем они так пикируются?! Все мы, коренные ереванцы, всегда считали их курдами-езидами... Разницы между ними во всех отношениях (кроме веры) никакой... Разве немцы и австрийцы не тот же народ? ИЛи рымыны и молдаване? То же самое здесь... И нечего, действительно, морочить голову своими особенностями мировое сообщество... Езиды - курды невелика разница!
  13. P.S. Вспомнил! Если разделять народ по религиозным принципам, получается, что армяне-католики и армяне-православные тоже другие народы?
  14. "...соавтора учебников на езидском языке..." ------------------------- Насколько я знаю, такого языка не существует - все езиды говорят на курдском языке....
  15. Категорически против употребления курдами и езидами окончаний армянских фамилий на -ЯН. Они просто подстраиваются под армян, чтобы сравняться с нашим народом... А нам это только вредит! Смотрите, сколько криминала в России (в частности в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области) под армянскими фамилиями, а между тем это курды, езиды. Надо в законодательном порядке запретить в Армении прибавление к курдско-езидским корням армянского окончания - ЯН. Когда грузины веками огрузинивали армян и сейчас еще более успешно продвигают этот процесс, они отлично понимают, что ассимиляцией армян в Грузии лишь обогащают свой народ умными, толковыми, талантливыми людьми (пример академик Мусхелишвили, композитор Мурадели и сотни др. за века!). А что могут прибавить в культурную и генную копилку армянского народа потомки полукочевых курдов и езидов, еще недавно не имевших даже своей азбуки! Армянские власти глупы и наивны, если до сих пор не поняли опасности смешения этой второсортной породы с нашей многовековой здоровой, чистой первоклассной нацией и ее тихой, но обдуманной "ползучей экспансии" в государственные и иные органы власти Армении...
  16. Молодец, Армен джан, зришь в точку, все верно написал. Я знаю курдов-езидов во власти, которые прекрасно освоились в армянской номенклатуре - и в полиции, и в органах безопасности, и в армии, и в министерствах... Наверное, это было бы не страшно, если бы Армения была страной сильной, с многомиллионным коренным населением (вон в России сколько армян и других национальностей в госорганах,в элите государства, и русский народ от этого только выигрывает, а не проигрывает!), но в нашем случае любое засилье "инородцев" (да еще, пардон за расизм, "низшего сорта") весьма чревато их дальнейшим притоком во власть, во все важнейшие сферы жизнедеятельности армянского общества... Насчет езидов не знаю, но то что курды еще дадут "прикурить" армянам в результате непредсказуемых событий на Ближнем Востоке и своих амбициозных планов создания на территории Западной Армении Большого Курдистана - это точно!
  17. В целом езиды - по моему, очень милый, спокойный народ, пытающийся не выпячивать себя среди армян, а наоборот, нейтрализоваться среди армян. Вряд ли они претендует на власть в Армении. Молодежь их очень близка с армянами, да и внешне они не очень отличаются от местных армян, особенно в сельской местности. Не думаю, что от них будет какой-то вред армянам. Лишь в одном согласен с предшественниками в комментах, что надо действительно поставить на государственном уровне заслон применению армянских окончаний в курдско-езидских фамилиях. Ведь уже сами корни слов показывают, что они не армяне - Мгоян, Крмоян, Багдоян, Хдоян, Мкоян, Бадеян и т.д. Фонетически их фамилии должны звучать на -И, как иранские фамилии - Мгои, Крмои, Багдои, Хдои и т.д. Вот в этом армянам надо быть последовательными и при рождении детей у курдов и езидов давать им присущие их народу фамилии.
  18. Как бывший гражданин Армении, согласен во многом со всеми тремя предшествующими "айастанцами" насчет курдов-езидов в Армении. Армянские власти были и в советское время, да и сейчас очень робки в таких делах (поучились бы немножко твердости у грузин!) и вряд ли осмелятся запретить этому народу применять армянские окончания фамилий. Но надо проявить, конечно, в конце концов деловой подход и через органы Полиции раз и навсегда решить этот вопрос: начиная с 2013 года при регистрации новорожденных езидов и курдов не давать фамилии с окончанием на -ЯН. Интернационализм всегда был в крови армян, но есть пределы ведь... Зачем нам вешать себе лишний груз и в этом вопросе, тем более что за ними числится много криминала за пределами Армении... У армянского народа проблем и так по горло...
  19. Да, пора выделить хаев с армян ибо в котле под называнием эрмени варятся многие народы и национальности...
  20. Тебе лечиться надо, брат, или страстно подрочить перед компьютером... Изольешь всю ДУРЬ из своей тюркской башки и плоти...
  21. Удивил Ереванец! Именно в столице Армении подчеркивали эту "уникальность" езидов. Нигде за пределами Армении не услышишь про них - только курдов знает мир! А все потому, что езиды-христиане как бы свои, ближе к нам, чем мусульмане-курды. А разборки между курдами и езидами всегда шли потому, что каждый пытается отхватить свой жирный кусок. Вот такая у них "внутривидовая" конкуренция. Не такая острая, как между лояльными властям курдами (в Турции, в частности) и сторонниками РПК, но все же. А назвать австрийца (или швейцарца) немцем - это вообще нонсенс! У них общий только язык!
  22. В целом же согласен с остальными, что курдам или езидам пора возвращаться к своим истокам, отказаться от нашего фамильного окончания на -ян. Нам лишние проблемы не нужны. Один Дед Хасан чего стоил! Понятно, курды подстраиваются под армян, типа мы свои. Но лично мне дороже и ближе не говорящий по-армянски паренек из Марселя или Лоса, но любящий Армению, тянущийся к ней, прославляющий ее, чем малограмотный и забитый сельский курд, который равняется на все отсталое в армянском народе. Пусть развивают свою культуру. И нам, чтобы улучшить генофонд нации, нужны смешанные браки с девушками-славянками, а не курдянками.
  23. езды не христиане. Они солнцепоклонники и таковыми остались до их пор.
  24. Окончание "ян" в фамилии не изменяет графу национальность в паспорте. И уж если вы боитесь за гос.структуры, то в анкетах при приеме на работу у нас всегда указывается национальность и гражданство. Езида не запишут армянином и наооброт. Это надуманная вами идея
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты