сегодня 24 мая 2016 г., сейчас            со дня основания газеты “НОЕВ КОВЧЕГ” прошло 18 лет, 8 месяцев и 24 дня

Все статьи номера



Новости Спорта











Всё Про Ереван. Yerevan-City.Com



№14 (244) август 2014 г.

Россия и гонка вооружений в зоне карабахского конфликта

Общество

Оценивая проблемы региональной безопасности на Южном Кавказе, невозможно не коснуться одной из самых муссируемых тем – вовлечения России в гонку вооружений и милитаризацию, особенно в зоне карабахского конфликта. Особенно остро этот вопрос встает на фоне растущих темпов закупки Азербайджаном новых видов вооружения и военной техники (ВВТ) и постоянных угроз возобновления боевых действий со стороны официального Баку.

Динамика увеличения Азербайджаном импорта вооружений и военной техники с 2007 по 2013 год показывает, что он стал 38-м крупнейшим в мире получателем основных видов конвенциональных вооружений. Согласно открытым данным, например, авторитетного Стокгольмского института проблем войны и мира (СИПРИ), в этот период Азербайджан импортировал примерно в 7,5 раза больше ВВТ, чем Армения. Хотя надо также учесть, что большая часть военно-технического сотрудничества (ВТС) Армении с Россией – в рамках ОДКБ и не отражается в открытых данных, поэтому приведенная цифра не в полной мере отражает реальное соотношение трансфертов ВВТ между двумя странами.

Однако и Баку в последние годы стремится активизировать военно-технические связи с Россией. По расчетам СИПРИ, в 2007-2011 годах Россия занимала 55%, Украина – 34%, а Беларусь – 5% в структуре военно-технического импорта Азербайджана. Кроме чисто практических соображений военно-технического характера (современные российские разработки более эффективны и удобны в эксплуатации и вместе с тем дешевле по сравнению с турецкими или израильскими аналогами), азербайджанское руководство, увеличивая закупки современных ВВТ в России, рассчитывает и на определенные дивиденды политического плана – внести раскол в армяно-российские стратегические отношения.

В 2011-2014 гг. доля России в импорте Азербайджаном ВВТ еще более увеличилась. Россией Азербайджану были поставлены (или ожидаются поставки): 24 ударных вертолета Ми-35М, 3 дивизиона ЗРК С-300ПМУ-2, 200 ПУ ПЗРК «Игла», 18 ПУ РСЗО «Смерч», 18 152-мм САУ 2С19 «Мста-С», 18 120-мм САУ «Вена», 6 ТОС-1А «Солнцепек», 94 танка Т-90С (с возможным опционом еще на 94 танка), порядка 100 БМП-3, десятки БТР-80А и БТР-82, а также другое ВВТ. Согласно расчетам СИПРИ, импорт Азербайджаном ВВТ с 2009 по 2013 год увеличился на 378% по сравнению с 2004-2008 годами, причем доля России в азербайджанском оружейном импорте составила почти 80%.

На этом фоне в середине июня 2014 года рядом информационных агентств России и стран Южного Кавказа была растиражирована информация об официальном докладе Российской Федерации в Регистр обычных вооружений ООН за 2013 г. с цифрами экспорта основных видов вооружений и военной техники (ВВТ), в том числе – в Армению и Азербайджан. Согласно утверждениям ряда СМИ (в первую очередь – азербайджанского АПА и российского Регнум), в прошлом году Россия официально экспортировала в Армению больше ВВТ, чем в Азербайджан, несмотря на реализацию многомиллиардных оружейных контрактов с Баку.

Однако детальный анализ официального доклада РФ дает несколько иную картину. Простое перечисление официального количества и номенклатуры российского оружейного экспорта в страны Южного Кавказа не отражает реальную картину существующего военного баланса в зоне конфликта между Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном и темпов региональной гонки вооружений. Тем более, что доклад РФ в Регистр ООН является скорее жестом доброй воли и открытости, как и любой другой стороны, добровольно предоставляющей информацию о ежегодных объемах импорта и экспорта ВВТ. Ежегодные доклады в Регистр ООН не могут выступать источником конечной информации о реальных темпах трансфертов вооружений в ту или иную страну или регион, особенно если это конфликтующие страны, которые во многих случаях предпочитают скрывать, искажать или преувеличивать/преуменьшать указанные цифры.

Проанализируем данные доклада, учитывая экспертные расчеты (так как название и тип ВВТ в докладе не уточняются): Россия в 2013 году передала Азербайджану 10 танков Т-90С (это часть контракта на 94 танка Т-90С, заключенного еще в 2011 году и уже завершенного в 2014-м), 10 БМП-3 (аналогично часть из контракта в 100 БМП, который пока не завершен), 25 боевых и военно-транспортных вертолетов (8 из заказанных 24 Ми-35М, контракт также завершен в нынешнем году, а также 17 Ми-17В-1 из пока еще реализуемого контракта из 60 военно-транспортных вертолетов данного класса).

Странной кажется цифра из 438 артиллерийских систем, проданных Россией Азербайджану в 2013 г. В нее можно включить по дивизиону (18 артиллерийских и ракетно-артиллерийских систем) 300-мм РСЗО «Смерч», ТОС-1А «Солнцепек», 152-мм САУ 2С19М1 «Мста-С», 120-мм САУ 2С31 «Вена». По всей видимости, остальное количество поставленных из РФ в Азербайджан артиллерийских систем – это 120-мм минометы 2С12 «Сани», которыми перевооружаются минометные батареи азербайджанских пехотных и механизированных батальонов.

Армении из России в 2013 году было поставлено 35 танков (по всей видимости, Т-72БМ), а также 110 боевых бронированных машин (скорее всего, БМП-2, однако возможно также БТР-80 или бронеавтомобили ГАЗ-2975 «Тигр»). Кроме этого, Армении было поставлено 50 пусковых установок и 200 ракет к ним, скорее всего – это современные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) 9К135 «Корнет-ЭМ», закупкой которых армянская сторона стремится более дешевым способом компенсировать поставки Россией Азербайджану почти сотни единиц танков Т-90С (полковой комплект).

Как видим, анализ общей номенклатуры официальных поставок Россией вооружения Армении и Азербайджану абсолютно не свидетельствует о том, что Армения приобрела больше вооружения, чем Азербайджан. Не надо забывать, что в отчете по Азербайджану указаны виды вооружений, большая часть контракта по которым уже завершалась и начиналась в предыдущие годы (ударные вертолеты Ми-35М, САУ 2С19М) или же только планировалось в последующие годы (танки Т-90С, БМП-3). Там также не отражены цифры по поставкам Азербайджану новых типов вооружений, которые стали поступать уже в 2014 году или планируются (например, БТР-82А, ПТРК «Хризантема»).

Однако несмотря на активизацию военно-технического сотрудничества с Азербайджаном, Москва продолжает поставлять «компенсирующее» количество ВВТ Армении, чтобы не допустить существенного смещения военно-технического баланса в зоне карабахского конфликта. Этот процесс активизировался после начала исполнения заключенных с Азербайджаном контрактов на поставки бронетехники и ракетно-артиллерийского вооружения. Армянской стороне в соответствующем количестве были переданы Россией бронетехника и артиллерийские системы, ускорился и процесс перевооружения дислоцированной в Армении 102-й РВБ.

Надо учесть, что РФ зачастую просто не указывает поставки ВВТ своим партнерам по ОДКБ, и подавляющее большинство российских оружейных трансфертов Армении никак не отражается в официальных отчетах Москвы в международные организации по контролю и мониторингу экспорта вооружений и военной техники.

Например, почти полное перевооружение за последние несколько лет бронетанкового парка 102-й российской военной базы, в том числе переход ее на бригадную систему, расформирование дислоцированного в Ереване мотострелкового полка Российской армии и передача всех излишков вооружения из нее ВС Армении никогда не были отражены ни в одном из официальных отчетов в Регистр ООН по обычным вооружениям ни в РФ, ни в самой Армении.

Почти за два десятилетия военно-технического сотрудничества РФ и РА фактически оно лишь дважды было отражено в отчетах Москвы и Еревана в международные организации – в начале 2000-х гг., когда Армении было передано 2 военно-транспортных самолета Ил-76, и во второй половине 2000-х гг., когда были задекларированы поставки из России нескольких сот единиц легкого и стрелкового оружия. Поставки за предыдущее десятилетие сотен единиц танков, БМП/БТР, минометов и артиллерийских систем, а также средств ПВО с 102-й РВБ, равно как и часть оружия из выводимых в 2006-2007 гг. из Грузии Батумской и Ахалкалакской военных баз, никак не были отражены в российских отчетах.

Тем более ни в одном из официальных отчетов России и Армении не были отражены поставки как минимум дивизиона тактических ракетных комплексов 9К79-1 «Точка-У» или двух-трех дивизионов ЗРК С-300ПС, начиная с 2011 года демонстрируемых на всех официальных мероприятиях, парадах и учениях ВС Армении. Наконец, не были публично освещены поставки большого количества 152-мм артиллерийских систем Д-20, 2А65 и 2А36, 152-мм САУ 2С3 «Акация», танков Т-72Б и Т-72БМ, которые позволили Армении в последние пару лет начать переформирование отдельных артиллерийских дивизионов и танковых батальонов в артиллерийские и танковые полки корпусного подчинения. За счет приобретения десятков единиц новых танков и БТР удалось сформировать и укомплектовать две новые танковые и мотострелковые бригады Армии обороны НКР.

Возникает справедливый вопрос, чем же тогда была вызвана неожиданная и нетипичная для многолетней практики российских отчетов в Регистр ООН публикация данных по поставкам Армении достаточно крупной партии ВВТ именно в 2013 г.? Ведь фактически по этому отчету получается, что в прошлом году Россия поставила Армении вооружений больше, чем за предыдущие два десятилетия.

Скорее всего, тут сработали два обстоятельства. Во-первых, за предыдущие годы продажа российского вооружения Азербайджану, в том числе таких современных систем вооружения, как ЗРК С-300ПМУ-2 «Фаворит», ударные вертолеты Ми-35М, танки Т-90С, РСЗО «Смерч», ТОС-1А, достигла столь существенных объемов, что вызывает резкую и негативную реакцию в Армении. Поэтому не исключено, что публикация данных по экспорту российского оружия была вызвана намерением успокоить армянскую общественность по поводу перспектив российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества.

Во-вторых, на этот раз были указаны данные по поставкам военной техники Армении не прямо со складов хранения Министерства обороны РФ или с 102-й РВБ в Армении, иными словами – пусть и добротной и боеспособной, но бывшей в эксплуатации военной техники еще советского производства или выпуска 1990-х гг. Вполне возможно, что танки Т-72 и ББМ, поставленные Армении в 2013 году, были модернизированными на предприятиях российского ВПК машинами, которые поставлялись в Армению по линии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Это касается и 50 ПУ современных ПТРК, также поставленных в Армению в прошлом году.

Таким образом, можно утверждать, что существует серьезный дисбаланс между официальными данными, публикуемыми как Арменией и Азербайджаном, так и Россией – основным поставщиком вооружения в зону карабахского конфликта, – и реальными объемами военных трансфертов. Также есть серьезные основания думать, что гонка вооружений в Азербайджане так и не привела к существенному изменению военно-технического баланса в зоне конфликта. Это во многом объясняется тем, что военный паритет поддерживается приобретением Арменией т.н. «оружия противодействия» или же за счет льготных поставок из России и ОДКБ. То, что Азербайджан покупает, Армения зачастую получает почти бесплатно, увеличивая свой военно-технический потенциал сдерживания и сохраняя вместе с карабахской армией хрупкое перемирие в зоне конфликта.

С другой стороны, Россия, зарабатывая на продажах оружия Азербайджану (отставим в сторону морально-этические соображения насчет вооружения противника своего единственного военно-политического союзника на Южном Кавказе – Армении), вынуждена одновременно поддерживать военно-технический баланс в регионе. Очевидно, что невыполнение двусторонних и многосторонних обязательств по оказанию непосредственной и действенной военной помощи Армении лишит Россию репутации надежного партнера в сфере безопасности, дискредитирует ОДКБ и приведет к потере Москвой единственного военно-политического союзника на Южном Кавказе.

25 июня 2014 г. Совет Федерации РФ ратифицировал договор между Россией и Арменией о развитии военно-технического сотрудничества. Документ был подписан В Ереване 25 июня 2013 года. Он определяет порядок взаимных поставок продукции военного назначения для оснащения национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб России и Армении. Согласно договору, поставки продукции военного назначения будут осуществляться по контрактам, заключаемым уполномоченными организациями сторон, без выдачи лицензий на ввоз/вывоз. Это означает, что Армения теперь сможет напрямую осуществлять военно-техническое сотрудничество с предприятиями российского ВПК, минуя различные посреднические структуры и механизмы, что во многом иллюстрирует уровень ВТС, который сказывается на региональной гонке вооружений на Южном Кавказе.

Сергей Минасян, доктор политических наук,
заместитель директора Института Кавказа

Следующая статья: ВЕСТИ ИЗ ДИАСПОРЫ


Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты  





Уважаемые читатели!
Полную версию газеты можете читать бесплатно на мобильных устройствах.
Доступен в AppStore Доступен в Play Market
Детский фотоконкурс




Опрос
Что вызывает у Вас тревогу?
1. Страх смерти
2. Здоровье близких
3. Угроза потери работы
4. Личное здоровье
5. Страх за детей или внуков
6. Безденежье
7. Страх перед терактами
8. Неопределенность будущего
9. Ухудшение отношений в семье
10. Ничего не вызывает тревог


Статьи газеты «Ноев ковчег» в формате RSS




Жанна Агасян приглашает ознакомиться со своим литературным творчеством. Проза.ру



На главную   Сделать стартовой   Добавить в избранное   Архив номеров (старая версия сайта)   Контакты   © Copyright 2006. Все права защищены. Сайт сделан в студии Leon