№1 (288) январь 2017 г.

«Мессия» в Большом зале Московской Консерватории

Просмотров: 1053

В преддверии Нового года и Рождества в Большом зале Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского состоялся знаменательный концерт – прозвучала оратория «Мессия» для солистов, хора и оркестра Георга Фридриха Генделя, титана эпохи барокко.

Масштабное произведение, считающееся жемчужиной мировой культуры, исполнили Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова во главе с художественным руководителем и главным дирижером, заслуженным деятелем искусств России, профессором Геннадием Дмитряком, Московский камерный оркестр Musica Viva и солисты московских оперных театров.

«Мессия» - вершина европейской оратории, музыкального жанра для концертного исполнения на сюжеты Священного Писания, возникшего на границе церковного и светского искусства. Темы ораторий знакомы самым широким кругам слушателей, для их исполнения не нужны пышные декорации и роскошные костюмы.

Первое исполнение «Мессии» состоялось в апреле 1742 года в Дублине в соборе св. Патрика при поддержке декана собора Джонатана Свифта, автора всемирно известной книги «Путешествие Гулливера». Весь доход от концерта композитор передал приютам и больнице для бедняков. После премьеры «Мессии» в Лондоне Гендель произнес знаменитые слова: «Мне было бы жаль, если я смогу только развлечь своих слушателей, мне хотелось сделать их лучше». После смерти композитора оратория «Мессия» традиционно звучала в предрождественский период.

Исполнение могучего, эмоционального, технически сложного произведения Генделя, главное место в котором отведено хору, под силу исключительно большим профессиональным хоровым коллективам, таким как Капелла России имени А.А. Юрлова. Масштабное произведение требует звуковой мощи и мобильности, многотембровой красочности и технической свободы.

Капелла имени А.А. Юрлова – один из ведущих российских музыкальных коллективов по широте исполнительских возможностей, богатству репертуара, количеству представляемых концертных программ. Артисты Капеллы - выпускники лучших музыкальных вузов страны – Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Российской академии музыки имени Гнесиных, Академии хорового искусства, консерваторий российских городов.

- «Мессия» Генделя – гениальное сочинение, - говорит Геннадий Дмитряк, художественный руководитель и главный дирижер Капеллы имени А.А.Юрлова, профессор, заслуженный деятель искусств России. – Слово «гениально» прочно вошло в наш обиход и зачастую используется достаточно поверхностно. Истину понимаешь только тогда, когда приступаешь к такому космическому масштабному произведению как «Мессия». Эта сочинение - одна из вершин человеческого гения, причем написано автором всего за три недели. Осознание величия этой музыки приходит даже не во время работы над партитурой, репетиций с хором, солистами, оркестром, и даже не на самом концерте, а уже после него, когда понимаешь, что перед тобой открылся космос человеческого разума, его непознанных глубин. Это ощущение можно, наверное, сравнить с ощущением Гагарина в космосе, когда он, преодолев атмосферу Земли, увидел безграничное космическое пространство.

- Это было первое исполнение «Мессии» Капеллой?

- Да, для нас это была премьера. Мечта исполнить это сочинение и включить его в репертуар Капеллы зародилась давно. И я глубоко счастлив, что она сбылась. Я думаю, что это чувство радости разделили со мной на концерте и хор, и солисты, и музыканты.

- Успех был ожидаем?

- Мне очень приятно, что сама оратория, наше исполнение вызвали такой интерес публики. Зал был переполнен, нас очень тепло и эмоционально принимали. Надеюсь, мы смогли приоткрыть глубокую тайну этого вселенского потрясающего произведения.

- Подводя итоги работы в уходящем году, что Вы хотели бы отметить?

- Скорее, итоги работы пяти последних лет, когда коллектив Капеллы сформировался в том виде, в котором существует сегодня - очень талантливых молодых людей. Диапазон их творческих возможностей огромный – от сочинений Монтеверди, музыки возрождения XVI – XVII веков, до современной музыки ХХ века - репертуара известного эстрадного ансамбля АББА. Монтеверди они исполняют прекрасно, но когда я услышал и увидел, как мои артисты поют бэк-вокал АББА, был потрясен их свободой, степенью раскованности и проникновения в стиль современной музыки. А между этими полюсами – Реквием Верди, Реквием Моцарта, кантата «Кармина Бурана» Карла Орфа, «Всенощное бдение» Рахманинова, сочинения Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, широкая палитра хоровых миниатюр — от мадригалов эпохи Возрождения до жанровых музыкальных картин Фалика, Сидельникова, Ларина, народные песни. Недавно с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Светланова под управлением замечательного дирижера Владимира Юровского мы исполнили оперу-ораторию «Эль Ниньо» современного американского композитора Джона Адамса.

- Концертный график Капеллы в этом году был очень напряженным…

- Только в 4-ом квартале мы дали 30 концертов, а за год более 60, количество концертов растет из года в год. 12 лет тому назад, когда я пришел в Капеллу, число выступлений в год не превышало 6. Идет постоянное обновление репертуара, интенсификация концертной деятельности.

Впереди большие творческие планы. Близится 90-летие со дня рождения Александра Юрлова, которое мы будем отмечать в 2017 году. В 2019 году грядет 100-летие Капеллы, и наша будущая деятельность будет посвящена этому большому юбилею. В нашей стране по пальцам можно пересчитать художественные коллективы, насчитывающие 100-летнюю историю.

- Министерства культуры поддерживает Вас?

- Да, безусловно. В этом году, например, мы получили грант на проект «Кремли и храмы России». Такие гранты выделяются художественным коллективам, являющимся лицом отечественной музыкальной культуры. Мы побывали с концертами в таких старинных русских городах, как Псков, Великий Новгород, Нижний Новгород, Ярославль, Кострома, где звучала музыка Чайковского, Рахманинова.

- Что бы Вы пожелали читателям газеты в канун Нового года?

- Любить и слушать музыку. Приходите на наши концерты!

Беседовала Мария Григорьянц

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля