№1 (288) январь 2017 г.

Лица армянской истории: Выпуск IX. Армянки на холсте

Просмотров: 10970

Армяне занимали и занимают видное место в мировой истории. Тому свидетельство – большое количество портретов (от фр. portrait – «воспроизводить что-либо черта в черту») как государственных и военных деятелей, представителей творческих профессий, священнослужителей, купцов, так и простого люда армянских кровей работы видных живописцев и скульпторов.

Редакция газеты надеется, что тематические выпуски «Лица армянской истории» будут представлять определенный интерес для читателей.

СУМБАТОВА (Лазарева) АННА ЛАЗАРЕВНА

(1740 – 1800), княгиня

Родилась в Новой Джульфе (армянском пригороде Исфагана, Персия) в семье Лазаря Назаровича Лазарева (1700 – 1782), родоначальника Лазаревых в Российской империи. Она была выдана замуж за действительного статского советника и кавалера князя Ивана Григорьевича Сумбатова (1736 – 1803), потомка старинного карабахского армянского княжеского рода. Супруги жили в Москве в доме Лазаревых в Столповом переулке, который в 1781 г. перешел Анне Лазаревне. В 1876 г. княгиня выкупает владение в Армянском переулке Москвы, где архитектор Ю.М. Фельтен возводит церковь Сурб Хач (Крестовоздвиженская). Освятил ее в 1779 г. глава Армянской Апостольской Церкви в России архиепископ Овсеп Аргутян.

Анна и Иван Сумбатовы были похоронены в родовой усыпальнице Лазаревых в церкви Св. Воскресения Христова на Смоленском армянском кладбище Санкт-Петербурга.

АЙВАЗОВСКАЯ (Гайвазовская) РИПСИМЭ

(1784 – ?)

17 июля 1817 г. в книге рождений и крещений феодосийской армянской церкви Сурб Саргис (Св. Саркиса) появилась запись: «Ованес родился от отца древнеармянского католического и матери армяно-григорианского вероисповеданий». Геворк Айваз (Константин Гайвазовский) в начале XIX века переселился в Крым, в Феодосию, где и женился на армянке Рипсимэ, искусной вышивальщице. Все сыновья четы Айвазовских – Григорий, Габриэл (архиепископ, историк, лингвист, востоковед) и Иван (выдающийся художник-маринист) – были крещены в церкви Сурб Саргис по правилам Армянской Апостольской Церкви.

ЛАЗАРЕВА (Манук-бей) ЕКАТЕРИНА ЭММАНУИЛОВНА

(1806 – 1880), княгиня

Родилась в семье главного финансиста Оттоманской империи Манук-бея Мирзояна. В 14 лет вышла замуж за Лазарева Христофора Екимовича (1789 – 1871), с 1858 г. почетного попечителя Лазаревского института восточных языков (Москва). Родила сначала четырех дочерей, прежде чем в 1844 г. на свет появился долгожданный сын Иван. Со смертью семилетнего Ванечки прекратился род Лазаревых по мужской линии.

По завещанию, составленному за месяц до своей кончины, Христофор Лазарев передал все свое имущество жене Екатерине.

Она пережила мужа на 9 лет и была похоронена рядом с ним и сыном в церкви Св. Воскресения Христова на Смоленском армянском кладбище Санкт-Петербурга.

ОВНАТАНЯН САЛОМЭ

Муж красавицы Саломэ, художник Акоп Мкртумович (Мкртычевич) Овнатанян родился в Тифлисе в семье автора росписей собора в Св. Эчмиадзине Мкртума Овнатаняна, правнука Овнатана Нагаша (1661 – 1722), родоначальника семьи Овнатанян – художников в пяти поколениях. Для его портретов характерны традиционные черты армянского искусства – статичность фигур, спокойствие поз, ювелирная выписанность деталей, «эмалевая» гладь живописной фактуры.

В конце 1860-х гг. художник с женой Саломэ перебрался в Тегеран, где и работал до конца жизни.

АКИМОВА (Делянова) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

(1855 – после 1944), княгиня

Родилась в Москве в семье Николая Давыдовича Делянова, директора Лазаревского института восточных языков. Внучка генерал-майора Давыда Артемьевича Делянова, участника Отечественной войны 1812 года, героя Бородинской битвы. Была замужем за дворянином Михаилом Григорьевичем Акимовым (1847 – 1914), будущим прокурором Одесской и Московской губерний, министром юстиции, председателем Государственной думы Российской империи.

Портрет Марии Акимовой стал настоящей сенсацией на художественной выставке 1909 г., а в 1928 г. был подарен самой княгиней Национальной галерее Армении. «Столь удавшееся невероятно трудное сочетание красного с синим задумано художником для вящего выделения восточного колорита красивого лица… О эта линия руки, складка платья, узор материи!» – писал о картине живописец И.Э. Грабарь.

ГОЛИЦЫНА (Делянова) СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА

(1851 – 1925), княгиня

Родилась в Москве в семье Николая Давыдовича Делянова, старшего брата министра просвещения Российской империи Ивана Давыдовича Делянова. В юности брала уроки у художников Г.Г. Гагарина и А.К. Саврасова. В 1871?г. вышла замуж за князя Владимира Михайловича Голицына (1847 – 1932), будущего московского вице-губернатора, потом губернатора, затем городского головы Москвы. Родила, вырастила и воспитала восьмерых детей: четырех сыновей и четырех дочерей.

Как-то Софье захотелось иметь свой портрет: она попросила друга семьи художника В.Д. Поленова рекомендовать ей талантливого молодого художника. Поленов привел к ней своего ученика Константина Коровина. Когда портрет был почти закончен, Поленов приехал в гости к княгине, но не застал ее. Что-то ему не понравилось в портрете, он взял кисть и краски и написал по-своему. Софья невзлюбила «испорченный» портрет и отослала его в Бучалки (имение в Тульской губернии), где он провисел до революции 1917 г. Затем Софья Николаевна забрала портрет в свою московскую квартиру, где и лежал в уборной свернутым в рулон. Там его обнаружил в 1924 г. художник П.П. Кончаловский. Он пришел в восторг от портрета, сказав, что негоже его держать в столь непотребном месте, и уговорил хозяйку продать картину в Третьяковскую галерею.

КОШКАКАРЯН (Кошкарян) НВАРД

(Нвард Дзерон), певица

Родилась в Западной Армении, в Харберде. В младенчестве с родителями эмигрировала в США вследствие турецких гонений. В Библиотеке Конгресса (национальная библиотека США) сохранились шесть записей в исполнении певицы (сопрано): «Алечарчар», «Манир, манир, им чахарак» («Пряди, пряди, моя прялка»), «Крунк» («Аист»), «Айкакан оророцаин» («Армянская колыбельная»), «Гнац ашун, екав гарун» («Ушла осень, пришла весна») и «Джан-гюлум».

Легендарный американский бейсболист Бэйб Рут в 1920?г. на нью-йоркском поле для поло свою 50-ю завоеванную биту подарил Нвард Дзерон – представителю Общества помощи Ближнему Востоку. Получив биту, она выставила ее на аукционе в помощь армянским сиротам, пережившим геноцид армян 1915 г.

ДЕЙКАРХАНОВА ТАМАРА ХРИСТОФОРОВНА

(1889 – 1980), артистка, педагог

Родилась в Москве в семье армянского врача и французской домохозяйки. Ученица школы при Первой студии Московского художественного театра (МХТ) набора 1907 г. Друг семьи ведущего актера МХТ В.И. Качалова. Играла в альма-матер. Прима театра миниатюр «Летучая мышь» Никиты Балиева. Эмигрировала в Европу, жила преимущественно в Югославии. В 1929 г. уехала в США. Организовала Русский театр в Америке. Там же вместе с Акимом Тамировым открыла школу грима. В 1935 г. создала собственную Студию-школу драматического искусства. Профессор Колумбийского университета (США). В 74 года играла Анфису в вызывавших острые споры «Трех сестрах» А.П. Чехова (спектакль Ли Страсберга). Была замужем за мостостроителем С.А. Васильевым, одним из самых близких друзей А.Ф.?Керенского.

АЙВАЗЯН (Агаджанян) ВАРСЕНИК АРУТЮНОВНА

Родилась в Новой Нахичевани (ныне – часть Пролетарского района г. Ростова-на-Дону). Выпускница Ростовского медицинского института. Была замужем за художником Степаном Меликсетовичем Агаджаняном.

Однажды в тяжелый, голодный 1918 год, вспоминала Варсеник, в ее отсутствие пришли покупатели, выбрали и унесли лучший портрет «Думы», написанный мужем, оставив взамен бутылку постного масла, кусок стирального мыла и 2 кг серой муки. Вернувшись, она застала мужа в таком состоянии, что решила во что бы то ни стало вернуть портрет. Несмотря на сильный мороз, на самой окраине Нахичевани она нашла и забрала портрет, предложив взамен другой. Когда Варсеник принесла обратно портрет-композицию «Думы», обрадовавшийся Степан сказал: «Я лишний раз убедился, что около меня находится человек искренний, который мои работы так же ценит и любит, как и я».

Подготовили Марина и Гамлет Мирзояны

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 285 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Постоянно просматриваю сайт и обратила внимание на эту интересную рубрику с портретами.Наконец и женщин вспомнили,очень приятно.
  2. Спасибо редакции и авторам,которые выполнили мою просьбу и опубликовали портреты армянских женщин.
  3. В новой версии сайта даже лучше представляются портреты отличной рубрики Мирзоянов.Продолжайте пожалуйста знакомить нас с интересными лицами армян,запечатленных на картинах известных художников.
  4. Мне также понравился обновленный сайт и вообще газета выросла и стала серьёзным изданием. Портреты вызывают живой интерес и слежу дальше.С Новым годом!
  5. Я прочитала и многое узнала о своем нар Я прочитала и мне было приятно знать об искусстве нашего народа спасиббо
  6. Красиво и хорошо.Еще больше уважаешь свай народ после таких статей.
  7. Впервые узнала об артистке Тамаре Дуйкарханове. Она ещё организовала русский театр в США. А может быть авторы напишут о ней более подробно? Интересна её судьба.
  8. Портреты в газете "Ноев Ковчег" это достояние армянского народа и считаю сделать эту рубрику постоянной.Много нового и поучительного.
  9. Я родилси в Ерэван и читал НОЕВЫЙ КОВЧЕГ У Вас хороши газеты.Извини за плохои руски язик.ети женчини очин интерэсны статиа и болшои спасибо вам.
  10. О матери Ивана Айвазовского очень мало информации.Портрет шикарный.Вот ещё бы и статью о ней написать.Достойная женщина,Гения родила.
  11. Великий Айвазовский писал гениально не только море,но и портреты.Портрет матери художника просто великолепный.Уважаемая редакция,Ваша рубрика с портретами очень нам читателям нужна.Продолжайте пожалуйста.
  12. Отличная галерея исторических лиц.Я предлагаю опубликовать портреты известных меценатов-армян всех времён,если конечно эти портреты имеются.Гюльбенгян,Манташев,Киркорян,Лазаревы,Луиз симон Манукян и другие.
  13. Интересно,сколько лиц истории наберут азеры?
  14. Главному редактору господину Анисоняну. Спасибо Вам за прекрасную газету и за рубрику "Лица истории армян".
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты