№10 (309) октябрь 2018 г.

Прослушка директора СНБ как часть борьбы за власть

Просмотров: 4091

Несмотря на то, что до официального старта предвыборной кампании внеочередных парламентских выборов в республике еще достаточно далеко – по словам премьер-министра Никола Пашиняна, выборы состоятся до мая 2019-го, – предвыборная борьба уже идет предельно жестко, зачастую представляя угрозу национальной безопасности Армении.

Представляется, что именно в этом свете следует рассматривать сделанную 11 сентября в Youtube публикацию аудиозаписи телефонного разговора директора Службы национальной безопасности (СНБ) Артура Ванецяна и главы Специальной следственной службы (ССС) Сасуна Хачатряна. В ходе 8-минутного разговора госчиновники обсуждают возможный арест экс-президента Армении Роберта Кочаряна, генсека ОДКБ Юрия Хачатурова и экс-министра обороны Микаэла Арутюняна. Все трое – фигуранты «дела 1 марта» и обвиняются в свержении конституционного строя в 2008 году, повлекшего за собой гибель 10 человек. Особо стоит выделить подчеркнутую директором СНБ РА опасность заключения под стражу генсека ОДКБ Хачатурова, что может вызвать негодование России, а также фактическое указание Ванецяна судье «арестовать Кочаряна в любом случае».

В тот же день Ванецян и Хачатрян на специально созванной пресс-конференции подлинность содержания аудиозаписи подтвердили. При этом директор СНБ отметил, что в разговоре они обсуждали сугубо юридические аспекты «дела 1 марта». Ванецян также анонсировал проведение следственных мероприятий с целью установления лиц, опубликовавших данную аудиозапись, заявив, что по факту в Генпрокуратуре уже возбуждено уголовное дело. Через два дня в парламенте было принято решение о создании временной комиссии по факту препятствования осуществлению правосудия, нарушения права на справедливое судебное разбирательство и тайны телефонного разговора. «За» создание комиссии ожидаемо проголосовали в основном депутаты от Республиканской партии, «против» – их коллеги из блока «Елк».

В опубликованном в тот же день на Facebook комментарии премьер-министр Армении Никол Пашинян призвал общество обратить внимание на незаконность прослушки директора СНБ. После чего проинформировал «прибегающих к различным шагам коррупционеров» – Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна, Гагика Хачатряна, Манвела Григоряна и Тарона Маркаряна – о том, что время, когда они будут вынуждены распрощаться с награбленным, уже наступило. Пашинян также фактически подтвердил свое согласие на арест генсека ОДКБ Юрия Хачатурова. «Что же касается звонка рассматривающего дело Кочаряна судьи за указаниями директору СНБ, то я неоднократно говорил, что, являясь составной частью бывшей коррумпированной системы, многие судьи до сих пор по инерции звонят властям за разрешением на те или иные действия», – заявил премьер. В этот же день, охарактеризовав публикацию аудиозаписи беседы Ванецяна с Хачатряном как заговор, Пашинян поручил СНБ и полиции провести рейды, «уложить на асфальт и обезоружить» охрану олигархов и высокопоставленных чиновников. Начальник полиции Армении Валерий Осипян факт проведения рейдов подтвердил, отметив, что их результаты не освещаются, поскольку полиция продолжает получать оперативные сведения, не подлежащие публикации. Он также не исключил того, что и сам находится под незаконной прослушкой. При этом скандала в случае публикации собственных телефонных разговоров Осипян не опасается.

После этого в СМИ между прошлой и действующей властью развернулась жесткая, сопровождаемая неприкрытыми угрозами полемика. 12 сентября Роберт Кочарян охарактеризовал скандальную аудиозапись как доказательство «совершенного преступления: давления на суд». О также заявил, что в «деле 1 марта» единственной целью властей является его посадка. Уже 13 сентября Никол Пашинян заявил, что единственной целью расследования является посадка всех, кто совершил преступления 1 марта 2008 года. В ответ на это глава канцелярии Кочаряна Виктор Согомонян заявил, что пока Ванецян и Хачатрян не подадут в отставку, какой-либо уверенности в том, что «дело 1 марта» будет справедливо раскрыто, быть не может. В свою очередь адвокат Кочаряна Айк Алумян заявил, что дело его подзащитного расследоваться в Специальной следственной службе отныне не может и его необходимо передать другому ведомству.

При этом находящуюся вне нынешних и бывших разборок часть армянского общества в целом беспокоят два вопроса: кому и каким образом удалось организовать прослушку в первую очередь директора СНБ и противоречие информации из аудиозаписи неоднократным заявлениям Никола Пашиняна об отказе вмешиваться в деятельность судебной системы. Судя по тому, что после отключения телефона Ванецяном в записи продолжает звучать голос его собеседника, можно предположить, что прослушивали все же Хачатряна, а не Ванецяна. Однако подход Ванецяна к судье, ведущему дело Кочаряна, в духе «решение об аресте хочешь или не хочешь, но должен принять» или же совет по Хачатурову «хотя премьер говорит, посадите…» явно не стыкуется с намерениями Пашиняна не вмешиваться в дела судебной власти. Возвращаясь к первому вопросу, следует отметить, что сразу же после публикации аудиозаписи в некоторых армянских СМИ появились версии, увязывающие прослушку Ванецяна и Хачатряна с внешними силами. Однако премьер Армении поспешил отметить полное отсутствие в прослушке беседы глав СНБ и Следственной службы внешнего следа.

Комментируя по нашей просьбе факт прослушивания телефонной беседы глав СНБ и ССС, бывший заместитель директора Службы национальной безопасности РА, депутат армянского парламента Феликс Цолакян охарактеризовал его как антигосударственный шаг с целью скомпрометировать как отдельных госчиновников, так и само государство. При этом генерал не считает, что инициировавшие этот шаг лица достигли поставленных целей, поскольку никакого криминала в содержании аудиозаписи он не видит. Более прямым в своих оценках оказался парламентарий от фракции «Елк» Ален Симонян. По его словам, прослушка Ванецяна и Хачатряна – дело рук политических адвокатов Роберта Кочаряна. Симонян убежден, что в условиях отсутствия вокруг Кочаряна политической команды экс-президента так своеобразно могли поддержать лишь немногочисленные, лично ему обязанные какими-то благами люди и остатки того, что когда-то было Республиканской партией Армении.

Таким образом, под подозрение попали многие, в том числе и действующие, и бывшие кадры самой СНБ. И сегодня идет активный поиск лиц, при чьей поддержке и чьем содействии могла иметь место прослушка разговоров лиц, ответственных за национальную безопасность. В кулуарах же власти муссируется версия, что стремление поставить в подобную ситуацию руководство СНБ и ССС вообще исходило от власти. Подобные подозрения усиливаются тем, что если прослушивающие лица находились вне Армении – а Ванецян в период прослушки находился в Швейцарии, – то у них явно были помощники и в Армении.

В свете вышеперечисленного представляется, что скандал с прослушкой глав СНБ и ССС Армении все же укладывается в рамки логики предвыборной борьбы. Собственная фракция в будущем парламенте является для Роберта Кочаряна слишком уж лакомым кусочком и, главное, средством избежать уголовной ответственности за инкриминируемые ему действия 1 марта 2008 года. Ну и конечно, удержать приписываемые ему прессой миллиарды. Именно это является главной побудительной причиной второго пришествия Кочаряна в большую политику. И на этом пути находящийся под следствием экс-президент не остановится ни перед чем, поскольку для него обретение места в политическом спектре является вопросом экзистенциального характера. Именно здесь следует искать причины мотивации уже озвученного Кочаряном намерения участвовать во внеочередных парламентских выборах. Отвечая на вопрос, считает ли он возможной мобилизацию вокруг себя Республиканской партии и партии «Процветающая Армения», Кочарян прямо заявил, что рассчитывает стать одним из оппозиционных полюсов Армении, при этом не исключив и озвученного выше сценария.

Впрочем, лидер «Процветающей Армении» – предприниматель Гагик Царукян – поспешил опровергнуть свою связь не только с Робертом Кочаряном, но и с Республиканской партией. Отталкиваясь от итогов выборов ереванского мэра, на сегодня можно прогнозировать, что партия Пашиняна однозначно возьмет на внеочередных выборах в парламент первое место. И это как минимум. Поэтому вне зависимости от озвучиваемой риторики и Кочарян, и Царукян, и противники, и сторонники Пашиняна прекрасно понимают, что борьба на этих выборах в первую очередь будет идти за второе место. И здесь Кочаряну пригодится любая поддержка, в первую очередь поддержка Царукяна. Ну и конечно, бывший президент всеми силами будет стараться расшатывать действующую власть и дальше, не гнушаясь при этом бить по основам армянской государственности. И прослушка с публикацией телефонного разговора директора СНБ и главы ССС тому лишнее и весьма наглядное подтверждение. Ударив по особо расцветшей после «бархатной революции» репутации СНБ и занимающейся делом Кочаряна и остальных ССС, авторы прослушки явно рассчитывали таким образом дезавуировать и так пока еще весьма скромные достижения действующей власти. Исходя из отклика и выразившейся на выборах ереванского мэра реакции общества, можно констатировать, что на этот раз удар ниже пояса к ожидаемым последствиям не привел. Однако нет ни единой гарантии что к подобным последствиям не приведут последующие такие удары. Поэтому с внеочередными выборами Пашиняну и его окружению явно следует поторапливаться. Чересчур уж негативными последствиями может обернуться борьба за власть подобными методами – по принципу «после меня хоть потоп» – для армянской государственности.

Давид Степанян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты