N 07 Май (1-15) 2006 года.

Столичный остров

Просмотров: 3902
Начало эпохи, которую мы называем Армянским Возрождением, относится к Х-ХI векам – периоду «столетнего мира», благоденствия Армении, когда страна переживала духовное возрождение, дав волю накопившейся жажде творческого созидания. Вырывавшаяся из тисков церковных и общественных догм национальная культура рождала шедевры, вошедшие в золотую книгу христианского Востока.


«Я осмелюсь сказать, что были столетия, например, IХ, Х, ХI, ХII и ХIII, в кои Армения могла преподать уроки большей части народов на земле, и видно, что во все те времена были в ней люди, отличившиеся во всех родах учености: богословы, витии в священстве, стихотворцы, философы, литургисты, историки, астрономы. Были весьма искусными переводчиками и людьми, сведущими в языках: греческом, сирийском, арабском, персидском, латинском», – писал блистательный европейский ученый ХVIII в., аббат Гийом де Виллфруа.

На самом большом из четырех островов в Ванском озере, Ахтамаре, обосновалась блистательная столица Васпуракана, где правил древний княжеский род Арцруни. Арцруниды считали своим прямым предком Санасара – героя первой ветви армянского эпоса. О происхождении этой фамилии Мовсес Хоренаци пишет, что «Арцруни должны были бы называться Арцвиуни (от арм. «арцив» и «уни»: «имеющий орла». – А.М.), потому что они носили перед царем орлов» – знаки царской власти.
В эпоху Аршакидов глава княжеского дома Арцруни ведал внутренними делами двора – осуществлял надзор за царскими угодьями и за крепостями, где хранилась государственная казна. Во время военных действий он возглавлял отборный сепухский полк – царскую гвардию, которая к тому же осуществляла охрану царицы.


Как самостоятельная административно-территориальная единица в составе Армении Васпуракан сформировался при втором разделе страны между Римом и Персией в 591 году. В те времена владения васпураканских правителей включали округ Великий Агбак с центром в Адамакерте (Баш-кале).
Малое Васпураканское царство со столицей в Ване образовалось в составе Армянского вследствие давней конкуренции и междоусобиц между влиятельными родами Арцруни и Багратуни. Границы царства, просуществовавшего немногим более века (908-1021), достигали на юге озера Урмия, а на севере – реки Аракс. Первым правителем Васпуракана стал Гагик I Арцруни, владевший десятками крупных городов (Ван, Востан, Арчеш, Хлат), 72 крепостями, 4 тысячами селений и 115 монастырями. Проходившая по территории Васпуракана южная ветка международного караванного пути, связывавшего Запад с Востоком, в значительной степени поддерживала экономику края.
Но уже при царе Сенекериме (968–1021) царство прекратило свое существование, не в состоянии противостоять нашествию сельджуков. Ситуацией воспользовались византийцы, не замедлившие навязать Сенекериму проект присоединения его царства к владениям империи в обмен на военное покровительство.
Основатель Васпураканского царства Гагик I Арцруни решил придать своей островной столице истинное великолепие и назначил придворным архитектором монаха Мануела – наиболее яркого представителя васпураканской архитектурной школы, неординарно мыслящего зодчего и сильного инженера. Мануел стал автором важнейших проектов в столице, сыгравшей знаменательную роль в армянской культуре.
Придворный историк Товма Арцруни описывает благоустроенную столицу, выросшую на пустынном острове всего через пять лет после ее основания. Товма рассказывает, как сам царь Гагик принимал участие в проектировке города. Взяв в руки шнур, он вместе с мастеровыми намечал места, по которым должна была проходить та или иная улица.
«Вершина крепости обращена к морю и весьма привлекательна: когда море волнуется от ветров, волны, переливаясь всеми цветами радуги, увлекательно красивы. И, если погода благоприятная, всех влечет наблюдать их размах и движение. Поэтому государь и построил там дворцы и покои, и улицы со всевозможными украшениями и поделками, такие чудесные, что я не в силах их описать. Обнес он /берег/ со стороны моря мощными стенами, заложив фундамент невообразимой глубины, а на вершине стены, против моря, соорудил дворец, украшенный золотом и расцвеченный разнообразными красками, солнцу подобными лучезарными росписями – для утехи глаз и на радость сердечную себе и себя достойным. И двери устроил в виде арок, пропускающих воздух, несущих прохладу, а также окна лучезарные, которые при восходе и при закате солнца, блестя и сверкая на море, заливают светом сердце дворца», – так поэтично описывает Товма крепость и царский дворец в востане.
Некогда востаном назывались земли или города, принадлежащие царской династии Аршакуни, а востаниками называли родовитых жителей столицы. Даже дворянский гвардейский полк назывался «востан гунд». После ухода Аршакидов с политической арены словом «востан» обозначали престольный град вообще либо резиденцию того или иного князя, а васпураканский востан со временем превратился в топоним.
Анонимный историк, дописавший книгу Товмы Арцруни, отзывается о Мануеле как о «мудром зодчем и гениальном человеке», которому было предложено построить гавань – искусное инженерное сооружение, обеспечивавшее кораблям укрытие во время штормовой погоды. Историк пишет, что Мануел «повелел многим мастерам и бесчисленным людям, вырубив тяжелые и труднопереносимые глыбы скалы, низвергнуть их и бросить на дно моря в неимоверные глубины. И с течением времени, после того, как ...выступила из волн и выросла выстланная камнем гряда и стала над уровнем морских волн на высоту пяти локтей..., на ней, протянув шнур, он закладывает стену ограды, окружностью около пяти ристалищ. Стена эта чуднозданна, с ужасающими восемью высокими, широко сидящими контрфорсами и украшена возвышающимися башнями. А концы стены, доведя до обрыва труднодоступного, скалистого утеса, сближает между собою, ...ставит у берега моря на глубочайшем основании ворота, устрашающие взор, толстые, скрепленные гвоздями. Прирезав этим некоторую часть моря к острову, он создал нечто чудесное, устроив тихую и спокойную гавань для многих судов».
От ахтамарской гавани ничего не сохранилось, и по предположению академика Иосифа Орбели, остатки плотины были поглощены поднявшимися водами беспокойного Вана.
Венцом творчества монаха Мануела стала сохранившаяся до наших дней дворцовая церковь Сурб Хач – Святого Креста. Камень для церкви, для облицовки наружных и внутренних стен возился из пограничной зоны между Арменией и Сирией, а на остров доставлялся на кораблях и плотах. Над храмом Мануел работал с 915 по 921 год. Это изящное произведение архитектуры представляет собой совершенный образец синтеза искусств в средневековой Армении и древнейший по стилю в христианском искусстве вообще. Решив создать как можно больше сюжетных рельефов, зодчий-монах использовал многогранность выступов храма, чем придал исключительную выразительность памятнику. Подобного богатого декора не имеет ни один из армянских храмов. Барельефы расположены так, что в течение дня по-разному освещаются солнечными лучами. И причудливая игра теней завораживает, словно скульптуры от рассвета и до заката находятся в постоянном движении.
С рельефов смотрят принесшие благую весть в Армению святые апостолы Фаддей и Варфоломей, рядом с которыми размещены фигуры предков дома Арцруни – христианских мучеников и религиозных деятелей. Значительное место занимают изображения библейских сцен и популярных героев Ветхого Завета, образующие целые пояса вокруг храма. Среди поясов особенно выделяется так называемый «виноградный», где сцены народной жизни символизируют мир и благоденствие, которых Армения была лишена веками. Это первый скульптурный ряд в армянском средневековом искусстве, где помимо ортодоксальных христианских сцен и образов представлена светская жизнь.
Ахтамарские рельефы получили продолжение в скульптуре последующих веков, оказав влияние на такие замечательные памятники зодчества, как монастыри Санаин, Бхено Нораванк и васпураканскую школу миниатюры.
Хотя ахтамарские рельефы находятся в плачевном состоянии из-за того, что служили мишенью для упражнений в стрельбе турецких солдат, великолепие орнамента храма не меркнет даже в таком виде.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 245 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты