Где родилась историк Фарида Мамедова?
В конце 15 века Великой княгине Анне Рязанской было известно о существовании «Святого Священномученика Григория Великаго Армении», а вот на рубеже 20-21 веков молодая, но прыткая историография древнего Азербайджана ставит под сомнение как само существование Великой Армении, так и роль св. Григория в истории Великой Армении.
У этих сомнений есть причины. Результаты ряда исследований азербайджанских ученых часто идут вразрез с общепринятыми выводами других ученых…»
Историк Фарида Мамедова после презентации своей книги «Кавказская Албания и албанцы» стала одной из популярных фигур Азербайджана. В справке «Фарида Джафар кызы Мамедова» на сайте Академии наук Азербайджана отмечены заслуги модного в современном Азербайджане историка.
В числе основных научных достижений Фариды Джафар кызы числится следующее: «Впервые исследован генезис феодализма в Албании. Вопреки господствующему мнению о существовании в Албании первобытно-общинного строя (I-VII вв.), Мамедова доказала, что в Албании господствовал феодальный строй со всеми его институтами, доказала албанскую принадлежность Моисея Каланкатуйского, исследовала древнейший памятник албанского права (I монография). Во II-ой монографии: впервые исследованы территориальные пределы Албанского государства; выявлено стабильное существование Албанского государства со всеми атрибутами государственности; показана внутренняя и внешняя политика этого государства; впервые воссоздан путь становления Албанской церкви - история раннего христианства двух периодов серафимского, греческого. Доказано, что Албанская церковь самая древняя на Кавказе, апостольская, автокефальная. Исследовано становление албанской историко-литературной традиции. Исследована историческая география Армении, выявлено существование армянских государств на территории Малой Азии. Исследована история Карабаха».
Итак, мадам Мамедова впервые исследовала генезис феодализма в Албании.
А что делали выдающиеся историки древнего Азербайджана в течение многих десятилетий? Ждали, пока осенит Фариду – ханум?
Лично мне трудно понять, зачем доктору исторических наук надо было создавать миф о существовании в Албании в I-VII вв. первобытно-общинного строя, а затем героически опровергать это и доказывать, что в Албании в это время господствовал феодальный строй со всеми его институтами.
Логика мадам Мамедовой просто замечательна своей оригинальностью. Например, на вопрос, почему на албанских памятниках слишком много армянских надписей, она ответила: «Есть гипотеза, что эти надписи появились гораздо позднее, уже в девятнадцатом веке, но у нас пока нет тому доказательств».
Если традиционная история руководствуется тем, что было и чему есть доказательства, то азербайджанская историография руководствуется тем, что могло быть или тем, что возникло в воображении азербайджанских историков.
Стараясь нанести удар по армянской истории, Фарида – ханум невольно нанесла обиду своему старшему турецкому брату. В своей книге она высказала свою точку зрения по происхождению азербайджанского народа :
«Азербайджанский народ сложился из трех мощных основополагающих этнокультурных пластов – кавказоязычного (албан), персоязычного (мидийцев, курдов, талышей, татов) и тюркоязычного».
Фарида-ханум представляет азербайджанский народ в виде трех листков, где под номером 1 идут албаны и только под номером 3 - тюркоязычные. Неужели она не понимает, что в действительности должно быть с точностью до наоборот? Обидела Фарида-ханум тюркоязычную часть азербайджанского народа и тем, что признала существование Великой Армении, правда, с существенными оговорками.
Однако оставим сложные вопросы истории историкам. Хотел бы обратить внимание читателей на вопрос более простой: «Где же родилась Фарида Мамедова?»
Признаюсь - историк Фарида Мамедова удивила меня одним фактом своей биографии. Если верить тому, что о ней пишут, то она рождалась дважды, в двух разных местах.
В справке Академии наук Азербайджана местом ее рождения значится «Азербайджанская республика, г. Али-Байрамлы.»
Тем не менее, когда историк Фарида Мамедова принимала участие в одном из диспутов, то ее представили, при ее молчаливом согласии, как уроженку города Шуши.
То, что сказала на диспуте «уроженка города Шуши» Фарида Мамедова» о положении карабахских армян, представляет определенный интерес:
«Для них открыли педагогический институт со всеми факультетами на армянском языке. Вы посмотрите, какая уродливая была политика. Ведь НКАО - это не только армяне, но и азербайджанское население, на армянском языке были все факультеты. Из Еревана приезжали, поступали, потому что поступающих туда от области армянского населения было мало, они не могли восполнить все места института. А те молодые специалисты, которые кончали консерваторию, получали назначение туда, медицинский - получали назначение туда, там первый секретарь и второй секретарь были армяне, они никаких условий не создавали с тем, чтобы специалист мытарствовал год, ни квартир, ничего, и он вынужден был уехать. А из Еревана приезжали, создавались условия, то есть насаждалась армянская интеллигенция. Ничего подобного не было среди азербайджанского населения, проживающего в Армянской республике».
Если судить по тому, что сказала Фарида-ханум на этом диспуте, то она, как «уроженка города Шуши», весьма плохо знала историю Карабаха.
Хотелось бы все же понять: если славная азербайджанская история не смогла определиться с местом рождения современного выдающегося азербайджанского историка, то как азербайджанская история сумела ответить на вопросы, связанные с жизнью видного «азербайджанского» историка Моисея Каланкатуйского, который жил в 7 веке?
Валерий Хачатуров, Краснодар
Оставьте свои комментарии