Воспоминание о прекрасном вечере
Венцом плодотворной деятельности Н. Андриасян стал Московский армянский камерный хор. Созданный в 1989 году по инициативе и при поддержке Эдварда Мирзояна, этот уникальный коллектив из 12 певцов явил нам пример не просто высокого профессионализма, но истинной духовности, принеся в дар слушателю подлинные сокровища армянской, русской, западноевропейской духовной, светской и народной музыки, образцы современного композиторского творчества – от миниатюры, до кантатно-ораториальных жанров. С исполнительским искусством хора познакомились слушатели на только Москвы – коллектив регулярно выступает со своими программами в концертно-выставочном зале Культурного центра посольства Армении , но и многих городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Камерный хор, руководимый Н. Андриасян, стал инициатором многих важных международных акций, в числе которых отмечу «Культурный треугольник»: Россия — Армения — Франция», фестивали духовной музыки (один из них состоялся на Кипре под патронажем супруги президента Республики Кипр госпожи Клиридис), международный фестиваль современной музыки «Московские выставки»…
Я назвала Армянский камерный хор уникальным коллективом, имея в виду ряд важнейших факторов. Прежде всего — то обстоятельство, что руководимый Н. Андриасян коллектив выполняет некую особую, не только культурную, но и духовную миссию, возрождая огромные пласты армянской музыки — раннехристианской, средневековой духовной и светской — с IV по XIX век. Долгое время доступные лишь ограниченному кругу специалистов, они вышли из музейных анналов к слушателю, к человеческому сердцу и душе. Уникальные памятники армянской духовной культуры, светской и народной музыки предстают в тонких обработках, точнее, реконструкциях для многоголосного хора, принадлежащих перу классика армянской музыки Комитаса и современного талантливого композитора Аршака Гадзияна, он же является хормейстером и вторым дирижером хора.
Еще одним важнейшим фактором, свидетельствующим об уникальности Армянского камерного хора, является его особая исполнительская манера. Ключ к ее пониманию в особенностях хоровых обработок Комитаса. Дело в том, что композитор намеренно располагал хоровые партии «в так называемых переходных регистрах, где в силу физиологических особенностей голосовых связок возможности певца сильно ограничены… Помещая исполнителя в столь стесненные и неудобные рамки, Комитас невольно заставляет его искать глубинное понимание природы его музыкальной мысли, особый характер его звуко-пространственного мышления». Именно этим глубинным пониманием музыкальной мысли, тонким, деликатным и одухотворенным звуковедением отмечается пение Армянского камерного хора и его солистов: Паркева Григоряна, Любови Устиновой, Седы Хачатрян, Анатолия Образцова и Татьяны Вишневской.
Хочу особо отметить творческую работу по реконструкции одноголосных оригиналов, принадлежащих перу Месропа Маштоца, Саака Партева, Анания Ширакаци, Нерсеса Шнорали, Григора Нарекаци, Саят-Нова, которые предлагает современный композитор, выступающий духовным наследником мастеров прошлого, осознающим всю меру ответственности перед открывшимся ему богатством национальной культуры. В сущности, А. Гадзиян идет по пути, проложенному Комитасом, и одновременно прочитывает, осмысливает избранный материал как художник, живущий в современном мире. В его бережных руках уникальные образцы прошлого облекаются в новую форму, не утрачивая при этом своей духовной основы.
Искусство армянского камерного хора запечатлено на 6 компакт-дисках: «1500 лет армянской духовной музыки», «Русская духовная музыка», «Комитас. Патараг» (хор стал первым в России исполнителем этого произведения), «Русская классическая миниатюра a’cappella», «Армянская духовная музыка IV-XII веков», «Армянская светская — классическая, народная и ашугская музыка».
Подвластно ли быстротекущему времени подлинное искусство? Этот вопрос неожиданно возник у меня в тот момент, когда на сцену к своему хору поднялась в сопровождении сына хрупкая, миниатюрная Нелли Андриасян. Скупой волевой жест мастера сотворил чудо: зазвучала музыка уже неземная: «Тебе поем» Рахманинова, «Достойно есть» Чайковского, «Хавик» («Птице») Нарекаци, «Утренний свет» Шнорали, «Ашхарум ах чим каши» Саят-Нова — исповедь и завещание всему миру, песня-полет над всем земным… по ту сторону страдания или счастья…
Алла Григорьева
Оставьте свои комментарии