«Канч» зовет жить дружно
Ставропольский край, расположенный на юге России, всегда привлекал внимание переселенцев из Закавказья. Сочетание горных и равнинных местностей, теплый и мягкий климат края соответствовали привычным условиям их жизни. Впервые армяне появились здесь в конце 18 столетия. Именно тогда выходцы из Карабаха образовали город Святой Крест, ныне Буденновск.
Вторая волна армянских переселенцев на Ставрополье пришлась на время Первой мировой войны, а третья связана с драматическими событиями в Закавказье, начиная с 1988г. в Нагорном Карабахе. Резкий подъем третьей волны произошел после трагических событий в Сумгаите и Баку.
Ставропольский край, расположенный на юге России, всегда привлекал внимание переселенцев из Закавказья. Сочетание горных и равнинных местностей, теплый и мягкий климат края соответствовали привычным условиям их жизни. Впервые армяне появились здесь в конце 18 столетия. Именно тогда выходцы из Карабаха образовали город Святой Крест, ныне Буденновск.
Вторая волна армянских переселенцев на Ставрополье пришлась на время Первой мировой войны, а третья связана с драматическими событиями в Закавказье, начиная с 1988г. в Нагорном Карабахе. Резкий подъем третьей волны произошел после трагических событий в Сумгаите и Баку. За этот период численность армянской диаспоры на Ставрополье удвоилась. По данным последней переписи населения России, в Ставропольском крае армяне по численности занимают 2-ое место. Сегодня основная часть армянского населения края проживает в Пятигорске, Ставрополе, Кисловодске и Георгиевске.
В Георгиевске армянская диаспора образовалась в период третьей волны переселения, хотя армяне здесь жили еще со времен Первой мировой войны. Объяснить это можно тем, что армяне, переселившиеся сюда еще в 1915 году, ассимилировались с местным населением, а уже их потомки стали коренными россиянами. Менталитет же армян, которые появились здесь спустя несколько десятилетий, значительно отличался. Соответственно, возникла необходимость в создании общины, которая укрепила бы национальный дух, сохранила культуру и, конечно же, объединила армян, проживающих на территории одного города. Так в 1991 году под руководством Георгия Айрапетяна была создана община под названием «Канч». В 2003 году община под председательством Светланы Арутюновой стала Армянской национальной культурной автономией, в которой четко распределены обязанности среди членов диаспоры. К примеру, женский совет отвечает за воспитание подростков, организацию культурных мероприятий; совет ветеранов дарит любовь и заботу участникам Второй мировой войны, которых в Георгиевске осталось всего 63 человека; совет же молодежи сотрудничает со школами и вузами города. Жителям Ставропольского края полюбились георгиевские ребята из вокально-хореографического ансамбля «Гарун». Георгиевская диаспора также известна в крае как организатор ежегодных турниров по греко-римской борьбе «Спорт без границ», в которых участвуют ребята разных национальностей, и они вместе побеждают и проигрывают, радуются и огорчаются. «Главное,- считает председатель георгиевской армянской общины,- жить в мире и дружбе, уважать народ, на чьей земле мы живем. Именно распространением этих простых истин мы и занимаемся». Думаю, уважение, которым пользуется армянская диаспора среди населения города, - это высокая оценка их работы.
Особым стал для георгиевской армянской диаспоры прошлый год. Мэр Георгиевска Виктор Губанов выделил помещение для армянского культурного центра. И если раньше диаспора собиралась в армянской церкви, а для работы с детьми и молодежью арендовала школьные кабинеты, то с сентября этого года, после завершения ремонта, все советы, образовательные и культурные кружки начнут работать под одной крышей. И первое, что они собираются сделать – это отметить Год русского языка, который можно назвать вторым родным языком армян. В этом же году диаспора планирует открыть музей истории Армении в России, а также библиотеку армянской литературы, которую собрал женский совет. «Все это сохранит многовековую культуру и поможет нашим детям осознать свою национальную принадлежность», - считает Светлана Арутюнова.
Ануш Аветисян
Оставьте свои комментарии