Логика бессердечна, или «Золотой абрикос-4»
C 9 по 14 июля в Ереване прошел очередной, уже четвертый международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Если раньше в символике был представлен абрикос хотя бы в виде джема, то на этом абрикос сохранился только в названии. Не было дорогих лимузинов, истерически радостных кинозвезд и вопящих девиц, мечтающих прикоснуться к славе. Как сказал великий Тонино Гуэрра на «Золотом абрикосе – 3»: «Большие фестивали съели деньги и техника». В этом плане ереванскому фестивалю ничего не грозит, но в своем формате он совершенно определенно набирает популярность – количество заявок растет, и работа его организаторов становится все интереснее.
Старт фестиваля состоялся на площади Свободы показом фильма братьев Тавиани «Ферма жаворонков» при сильном ветре, а финал фестиваля под проливным дождем. И то, и другое можно назвать удачей – жара в июле стоит несусветная, и любое отклонение от нее – в радость.
C 9 по 14 июля в Ереване прошел очередной, уже четвертый международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Если раньше в символике был представлен абрикос хотя бы в виде джема, то на этом абрикос сохранился только в названии. Не было дорогих лимузинов, истерически радостных кинозвезд и вопящих девиц, мечтающих прикоснуться к славе. Как сказал великий Тонино Гуэрра на «Золотом абрикосе – 3»: «Большие фестивали съели деньги и техника». В этом плане ереванскому фестивалю ничего не грозит, но в своем формате он совершенно определенно набирает популярность – количество заявок растет, и работа его организаторов становится все интереснее.
Старт фестиваля состоялся на площади Свободы показом фильма братьев Тавиани «Ферма жаворонков» при сильном ветре, а финал фестиваля под проливным дождем. И то, и другое можно назвать удачей – жара в июле стоит несусветная, и любое отклонение от нее – в радость. Фабула «Фермы жаворонков» проста – 13-летний Ерванд уезжает учиться в Италию и, вернувшись на родину в 1915-м, попадает под каток геноцида. Фильм завоевал международную известность, что, впрочем, ?можно было предвидеть.?Книга итальянки Антонии Арслан с тем же названием, послужившая литературной основой фильма, удостоилась многочисленных призов и выдержала 8 изданий, братья Тавиани – лауреаты «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Отец-хозяин». В фильме снялись звезды европейского кино и канадка Арсинэ Ханджян – супруга Атома Егояна. Бюджет картины составил 9,7 млн евро, из них 600 тысяч – за счет фонда Euromages Совета Европы, куда Турция перечисляет ежегодно 1 млн евро. Наверное, это усилило негативную реакцию Турции на этот фильм. Отметился премьер Эрдоган, предложивший итальянскому премьеру Берлускони «обратить внимание на данный вопрос». Хотя и было понятно, что подобная реакция может только добавить популярности фильму.
Дальше пошли обычные фестивальные будни. В отличие от прошлого фестиваля, на котором было очень весомо представлено иранское кино, на этом вперед вышел французский кинематограф, причем из-за обилия представленных лент пришлось проводить «фестиваль в фестивале». 5 членов жюри работали в поте лица, и Виген Чалдранян, председатель жюри «Армянская панорама», жаловался на то, что премий явно не хватает – хороших фильмов больше.
Вообще, кинопроизводство в Армении набирает популярность. Если раньше в оргкомитет фестиваля поступало около 10 заявок, то в этом году их поступило 60, причем 22 из них попали в конкурсный показ. Среди них и трехминутный фильм «Время обеда» 19-летнего Гора Багдасаряна, уже отмеченного премиями международных фестивалей, о многочисленной семье, живущей в вагончике. И получасовая ироничная «Карабахская сказка» Левона Калантара о селе Ванк, в которой повествование идет от имени... осла.
Среди трех золотых и трех «Серебряных абрикосов» фестиваля в номинациях игрового, документального и лучшего армянского фильма, призов экуменического жюри и FIPRESSI – международной ассоциации кинокритиков – есть еще один – «Параджановский талер». Одаренный сверх всякой меры, Сергей Параджанов в 1976 -м, находясь в зоне, на бутылочных крышках ногтем выгравировал изображения царей и цариц, превратив крышки в «талеры», как он сам их называл. Серебряная копия одного из них является призом фестиваля «За заслуги в мировом кино» и в этом году была присуждена братьям Тавиани.
Обладателя другого приза – «Древа желаний» – определял малыш из публики, сорвавший ленточку с «Древа желаний» с названием фильма «Время обеда» Гора Багдасаряна. Это – единственное лото в процессе присуждения призов.
Наибольшее количество призов собрал фильм Вардана Ованесяна «Человеческие истории из дней войны и мира». Фильм, если говорить языком Хемингуэя – о потерянном поколении. «Во время войны я знал свою роль – быть на фронте, защищать родную землю. Было такое понятие – мы. А сейчас каждый сам за себя, каждый строит свою жизнь, и это порождает безразличие» – это цитата из Вардана Ованесяна по поводу его фильма.
Два приза – экуменического жюри и «Золотой абрикос» «Армянской панорамы» получил английский фильм «Кричащие» Карлы Карапетян. Его же показали на площади Свободы после финальной церемонии.
Председатель жюри «Армянской панорамы» Виген Чалдранян увидел достоинство фильма в том, что тема арменоцида раскрыта в общемировом контексте геноцидов, продолжающихся и сегодня. И еще одно безусловное достоинство фильма – геноцид раскрывается не свидетельствами очевидцев или документальными кадрами, а простыми людьми. В них осталась генетическая память, определяющая музыку всемирно известной рок – группы «System of a Down», составляющей саундтрек фильма. «Авторам удалось соединить голову и сердце. Это – трудный путь, потому что логика бывает бессердечна, но сердце всегда логично. Этот фильм умен и эмоционален одновременно. Он, я уверен, будет иметь зрителя везде. Правда, за другие фестивали поручиться сложно – на крупных очень важна картинка, звук, бюджет, мы же оцениваем духовность фильма, то, насколько он, будучи профессиональным, затрагивает нашу душу».
И, наконец, «Золотой абрикос» в номинации игрового кино (председатель жюри – Ан Чон-Сук из Южной Кореи) получил фильм австрийского режиссера Ульриха Зайделя «Импорт – экспорт». Это рассказ о молодой украинке Ольге и австрийце Пауле, оставшемся без работы в Вене. Они путешествуют с Запада на Восток и обратно в поисках работы. «Это фильм о власти и беспомощности, победителях и проигравших, живущих и умирающих» – так широко трактует идею фильма автор. Одним словом, о жизни.
После фестивальной суеты остается одна проблема – где посмотреть хотя бы конкурсные ленты, или, на худой конец, фильмы - лауреаты? Увы, ответа нет. Дистрибуция фильмов и возбуждение интереса к ним – суть разные процессы, и если вы не успели их посмотреть во время фестиваля, то дальнейшие встречи с ними могут быть сугубо случайными. Так что пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз – услышать» здесь не работает.
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии