N 5 (128) Май 2008 года.

История марки – история народа

Просмотров: 6871

Почтовая марка – знак почтовой оплаты, как и денежные знаки, является одним из атрибутов государственности. Марку часто называют визитной карточкой страны. И ненапрасно, ведь марка многое может рассказать о стране, в которой выпущена, и о других странах.

В Армении первые почтовые марки появились в 1919 году с обретением независимости и выходили до 1920 года, т. е. до установления советской власти. С 1920 по 1923 год Армения, как и другие советские республики, выпускала почтовые марки самостоятельно. А с 1924 года для всего СССР стали выпускаться общие почтовые марки.

Почтовая марка – знак почтовой оплаты, как и денежные знаки, является одним из атрибутов государственности. Марку часто называют визитной карточкой страны. И ненапрасно, ведь марка многое может рассказать о стране, в которой выпущена, и о других странах.

В Армении первые почтовые марки появились в 1919 году с обретением независимости и выходили до 1920 года, т. е. до установления советской власти. С 1920 по 1923 год Армения, как и другие советские республики, выпускала почтовые марки самостоятельно. А с 1924 года для всего СССР стали выпускаться общие почтовые марки.

После распада СССР, с вновь обретенной независимостью, Армения возобновила выпуск национальных почтовых марок. А в 1992 г. вступила во Всемирный Почтовый Союз (ВПС).

Нагорный Карабах также выпускает самостоятельные почтовые марки. На почтовых марках Арцаха на армянском и английском языках значится название Нагорно-Карабахская Республика.

Отмечу, что хотя НКР пока не является членом Всемирного Почтового Союза, марки Арцаха имеют хождение в международном почтовом обмене. Причем они используются при отправке корреспонденции как из НКР, так и из Армении.

Много интересного могут рассказать марки Армении и Арцаха о нашей отчизне, ее природе, культуре, истории. Но я хочу рассказать о том, как армянская тематика отражается в почтовых марках разных стран, даже если эти марки не посвящены ей специально. Эта тематика в филателии называется арменикой, и она может рассказать нам об Армении, ее культуре и истории, как маленькая иллюстрированная энциклопедия.

Так, трагической странице истории армянского народа – геноциду армян в Османской империи были посвящены две марки, выпущенные за рубежом. В 1980 году Колумбия отметила 65-ю годовщину геноцида выпуском почтовой марки. А в 1986 году в Уругвае вышла марка к 71-й годовщине этого события. Сам факт выпуска таких марок беспрецедентен не только своей политической бескомпромиссностью, но и тем, что в Уругвае он приурочен не к круглой дате.

Видимо, по политическим причинам за рубежом марки на тему геноцида с тех пор больше не выпускались. В самой Армении лишь в 2005 году 90-летию этой трагедии была посвящена почтовая марка.

Но раскрыть тему геноцида можно с помощью марок, не относящихся прямо к армянской тематике. Открыть этот ряд может турецкая марка, вышедшая в 1914 году. На ней художник-армянин изобразил маяк, а под надписью «POSTE OTTOMANES» дана тонкая полоска орнамента. Уже после того, как марка распространилась по империи, было замечено, что в орнаменте скрыта надпись на армянском языке: «Люди должны поклоняться Богу». Художник поплатился жизнью за этот призыв.

На многих почтовых марках Сирии изображены входящие в ее границы река Евфрат, берущая начало в горах исторической Армении и пустыня Дер-Зор. А через Евфрат в пустыню лежал скорбный путь изгнанных со своей Родины армян, ставших жертвами Мец Егерна. Сотни тысяч наших соотечественников погибли в водах Евфрата и песках Дер-Зора.

Свидетельством недобросовестной политики великих держав могут служить турецкие и французские почтовые марки 10-20-х годов ХХ века, на которых во время французской оккупации Киликии в 1918-1921 гг. были различные надпечатки, означающие военную оккупацию. В то время армянское население Киликии пользовалось определенным самоуправлением, что тоже отражается в специальных надпечатках.

А за три года до этого, в 1918 году, по Брестскому мирному договору правительство РСФСР вернуло Турции территории Западной Армении, уступив в придачу и входившие в состав Российской империи Карс, Ардган и Батум. Но, нарушив условия договора, турки развязали кровавую бойню и на территории русской Армении. Это послужило поводом для формального расторжения договора с Турцией. Но заключенный в марте 1921 года преступный Московский договор между правительством РСФСР и Анкарой вновь незаконно передал Турции армянские территории. А исконно армянская область Нахиджеван по требованию Турции была передана Советскому Азербайджану. За годы советской власти армянского населения в Нахиджеване не осталось, уничтожены и продолжают уничтожаться армянские церкви и хачкары. И советские почтовые марки с гербом Нахиджеванской АССР в составе Азербайджанской ССР тоже отражают эту тему. Уместны в этом ряду и марки с портретами Ленина и Сталина как вершителей этой антиармянской политики и пособников турецких палачей.

О культурном геноциде напоминают нам и современные почтовые марки Турции, на которых изображены памятники армянской культуры, выдаваемые турками за свои, города и пейзажи Западной Армении, оставшиеся в турецком плену из-за недобросовестной политики большевиков и великих держав.

После Второй мировой войны на Потсдамской конференции был поднят вопрос о пересмотре советско-турецкой границы, но его решению вновь помешали интересы «большой политики». К 25-летию этой конференции в 1970 году в ГДР выпущена почтовая марка.

Но если беспринципные политики приносили жизненные интересы армян в жертву корыстным политическим интересам и имперским амбициям, то лучшие представители человеческого гения часто выступали защитниками армянского народа и пропагандистами его культуры.

Великому английскому поэту Байрону неоднократно посвящались почтовые марки Великобритании, Греции, СССР. Находясь в Венеции, Байрон часто посещал Конгрегацию мхитаристов на острове Св. Лазаря. Здесь, изу-чая армянский язык и историю, Байрон открыл для себя Армению и назвал ее «одной из самых интересных стран на всем земном шаре». И чтобы ознакомить с ней своих соотечественников, он перевел на английский язык фрагменты произведений М. Хоренаци, Агафангела и других. Вместе с М. Авчеряном он работал над созданием «Английской грамматики для армян» и «Армянской грамматики для англичан». В предисловии к этим книгам Байрон, высоко оценивая мировое значение армянской культуры, обвинял в бедах армян турецкую и персидскую деспотии.

Выдающийся русский поэт В. Брюсов считал необходимым справедливое решение судьбы Западной Армении, «лишенной своего коренного населения». В 1916 году им составлена «Антология армянской поэзии с древнейших времен до наших дней». Многие стихи в ней он переводил с оригинала сам. Им также написан ряд работ по истории и культуре Армении. Его портрет – на советской почтовой марке 1963 года.

Великий пролетарский писатель М. Горький не раз выражал обеспокоенность судьбой Армении. Он гневно обвинял Турцию в уничтожении армян, а великие державы – за их цинизм и равнодушие к «братьям во Христе». Своеобразной моральной поддержкой армянскому народу был изданный им в 1916 году «Сборник армянской литературы». В СССР М. Горькому посвящено несколько выпусков почтовых марок.

Энергичный профиль выдающегося латышского поэта Яна Райниса изображен на советской почтовой марке 1965 года. Он проявлял большой интерес к истории и культуре Армении. Свое осуждение антиармянской политики Турции и великих держав он выражал в своих публичных выступлениях и в опубликованном в 1927 году очерке «Самая несчастная страна и самый несчастный народ в мире». В нем он коротко изложил историю Армении с древнейших времен до 1915 года, особое внимание уделив армянскому вопросу и трагическим событиям, связанным с ним.

Потрясенный трагедией армянского народа, выдающийся австрийский писатель Франц Верфель написал замечательный роман «40 дней Мусса Дага» о героическом сопротивлении небольшой группы армян города Суэтии частям регулярной турецкой армии. В 1934 году этот роман был признан лучшим произведением года и удостоен международной литературной премии. В 1995 году в Армении вышла почтовая марка, посвященная Верфелю, со знаком «Дань благодарности».

Под этим же знаком в 1996 году вышла армянская почтовая марка памяти выдающегося норвежского ученого-полярника Фритьофа Нансена, который, будучи верховным комиссаром Лиги Наций по делам военнопленных, активно содействовал обустройству армянских беженцев и способствовал их возвращению в Армению. Он подчеркивал, что оказание всемерной помощи пострадавшим армянам является моральным долгом европейских стран, т. к. их политические спекуляции на армянском вопросе и привели народ к страшной трагедии.

В своих многочисленных статьях и книге «В Армении» он гневно осуждал турецких палачей, отмечая, что их зверства по степени жестокости не имеют равных в истории человечества.

Совестью человечества по праву называют выдающегося ученого и правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова, удостоенного Нобелевской премии мира за гуманистическую деятельность. Андрей Дмитриевич первым поддержал справедливое стремление армян Арцаха к воссоединению с матерью-Арменией. В своем обращении к высшему руководству страны он обосновал правомерность и справедливость их требований и необходимость положительного решения этого вопроса, назвав его пробным камнем перестройки. Почтовая марка с портретом А. Д. Сахарова вышла в СССР в 1990 году в серии «Нобелевские лауреаты».

Сегодня, когда остро стоит неразрешенный карабахский вопрос, уместно вспомнить еще одну советскую почтовую марку 1933 года из серии «Народы СССР». На ней представлены три закавказских народа и надпись: «Грузины, Армяне, Тюрки». Из этой надписи следует, что еще в 1933 году этнонима «азербайджанцы» не существовало. Этот искусственный этноним тюрки, называемые до революции «кавказскими татарами», получили лишь с принятием конституции Азербайджанской ССР в 1937 году по названию своей республики. Сама же Азербайджанская республика, также искусственно созданная в 1918 году, для т. н. адербийджанских татар, временно была названа Азербайджаном по названию северо-персидской провинции с большим тюркским населением.

Так, сравнительно небольшая подборка почтовых марок смогла рассказать об истории армянского народа.

Бениамин Арустамян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 23 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты