Директор Института Кавказа Александр Искандарян: Внешняя политика Армении не изменилась, она просто начала давать плоды
– Почему дипотношения между Арменией и Турцией были установлены именно сейчас, спустя 10 лет после того, как экс-президент Кочарян проводил радикальный курс в отношении Турции. Когда изменилась внешняя политика, были ли готовы к этому шагу общество, диаспора, политические силы?
– Вопрос армяно-турецких границ существует с 1993 года, и все три президента Армении (в том числе Кочарян) и многочисленные министры иностранных дел много раз озвучивали официальную позицию государства: «Армения готова на установление дипломатических отношений и открытие границ без каких-либо предусловий». Сейчас просто появились возможности, которых не было раньше. Кстати, в значительной мере в результате той политики, которая проводилась при президенте Кочаряне. Внешняя политика не менялась, она просто начала давать плоды.
– Сторонники установления дипотношений говорят об открывающихся возможностях при открытых коммуникациях. Какую же выгоду надеется получить от открытия дорог Армения?
– Больше половины торгового баланса Армении со странами Запада. Первый торговый партнер Армении – Германия. Грузы из Европы, собственно, так же как и из России, доставляются крайне неудобным, дорогим и не очень надежным путем. Открытие границ это изменит.
– Сразу после подписания п р о т о к о л о в п р е м ь е р - м и нистр Турции Эрдоган заметил, что страна не откроет границу с Арменией до разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. Вряд ли в этой ситуации Армения получит выход в мир, ради которого Саргсян пошел на потерю лица и разрыв отношений с диаспорой.
– Получит Армения что-либо или нет, вряд ли можно утверждать до того, как процесс будет завершен, а пока мы все еще находимся внутри довольно сложной дипломатической игры. У заявлений и документов разный статус, в парламент Турции поступит не устное заявление, а подписанный текст протоколов, в котором слов «Азербайджан» или «Карабах» нет. Парламент Турции одобрит или не одобрит этот документ, но реальной возможности обменять Карабах на открытие границ у него не существует.
– Протоколы – и это все признают – были подписаны под давлением великих держав, между которыми в этом вопросе существует небывалое прежде единство. На чем сошлись США и Россия в этом вопросе?
– Представление о том, что в Армении массово хорошо относятся к блокаде самой себя, мне кажется преувеличенным. Конечно, единство США, Европы и России уникально, но мне не кажется, что Еревану нужно было что-либо «навязывать». Благодаря сочетанию интересов внешних игроков просто стало возможным то, что не было возможно раньше. Напомню, до 1993 года граница была открыта и тогда никто против этого не протестовал.
– Ереван был категорически против увязки вопроса армяно-турецких отношений с проблемой Карабаха. Турция же, напротив, формально уладив отношения с Арменией, хочет играть более активную роль в урегулировании. И поводов отказывать ей вроде как уже и не будет.
– Формально в нормальных отношениях с Арменией находятся десятки государств. Тем не менее, не все они играют роль в карабахском урегулировании. Это урегулирование проходит в рамках т.н. Минского процесса. Сопредседатели Минской группы из США, Франции и России буквально на днях заявили в Ереване, перед поездкой в Степанакерт, что армяно-турецкий и карабахский процессы разделены. Вряд ли формат урегулирования будет резко меняться просто от того, что теперь у Турции и Армении будут нормализованы отношения и открыты границы.
Армила Минасян
Оставьте свои комментарии