№ 11 (146) Ноябрь 2009 года.

Директор Института Кавказа Александр Искандарян: Внешняя политика Армении не изменилась, она просто начала давать плоды

Просмотров: 4138

– Почему дипотношения между Арменией и Турцией были установлены именно сейчас, спустя 10 лет после того, как экс-президент Кочарян проводил радикальный курс в отношении Турции. Когда изменилась внешняя политика, были ли готовы к этому шагу общество, диаспора, политические силы?

– Вопрос армяно-турецких границ существует с 1993 года, и все три президента Армении (в том числе Кочарян) и многочисленные министры иностранных дел много раз озвучивали официальную позицию государства: «Армения готова на установление дипломатических отношений и открытие границ без каких-либо предусловий». Сейчас просто появились возможности, которых не было раньше. Кстати, в значительной мере в результате той политики, которая проводилась при президенте Кочаряне. Внешняя политика не менялась, она просто начала давать плоды.

– Сторонники установления дипотношений говорят об открывающихся возможностях при открытых коммуникациях. Какую же выгоду надеется получить от открытия дорог Армения?

– Больше половины торгового баланса Армении со странами Запада. Первый торговый партнер Армении – Германия. Грузы из Европы, собственно, так же как и из России, доставляются крайне неудобным, дорогим и не очень надежным путем. Открытие границ это изменит.

– Сразу после подписания п р о т о к о л о в п р е м ь е р - м и нистр Турции Эрдоган заметил, что страна не откроет границу с Арменией до разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. Вряд ли в этой ситуации Армения получит выход в мир, ради которого Саргсян пошел на потерю лица и разрыв отношений с диаспорой.

– Получит Армения что-либо или нет, вряд ли можно утверждать до того, как процесс будет завершен, а пока мы все еще находимся внутри довольно сложной дипломатической игры. У заявлений и документов разный статус, в парламент Турции поступит не устное заявление, а подписанный текст протоколов, в котором слов «Азербайджан» или «Карабах» нет. Парламент Турции одобрит или не одобрит этот документ, но реальной возможности обменять Карабах на открытие границ у него не существует.

– Протоколы – и это все признают – были подписаны под давлением великих держав, между которыми в этом вопросе существует небывалое прежде единство. На чем сошлись США и Россия в этом вопросе?

– Представление о том, что в Армении массово хорошо относятся к блокаде самой себя, мне кажется преувеличенным. Конечно, единство США, Европы и России уникально, но мне не кажется, что Еревану нужно было что-либо «навязывать». Благодаря сочетанию интересов внешних игроков просто стало возможным то, что не было возможно раньше. Напомню, до 1993 года граница была открыта и тогда никто против этого не протестовал.

– Ереван был категорически против увязки вопроса армяно-турецких отношений с проблемой Карабаха. Турция же, напротив, формально уладив отношения с Арменией, хочет играть более активную роль в урегулировании. И поводов отказывать ей вроде как уже и не будет.

– Формально в нормальных отношениях с Арменией находятся десятки государств. Тем не менее, не все они играют роль в карабахском урегулировании. Это урегулирование проходит в рамках т.н. Минского процесса. Сопредседатели Минской группы из США, Франции и России буквально на днях заявили в Ереване, перед поездкой в Степанакерт, что армяно-турецкий и карабахский процессы разделены. Вряд ли формат урегулирования будет резко меняться просто от того, что теперь у Турции и Армении будут нормализованы отношения и открыты границы.

Армила Минасян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 17 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Искандарян - самый серьезный аналитик в Армении. У него разум подчиняет эмоции. А у его оппонентов - наоборот.
  2. А, по-моему, у него воображение окончательно подчинило разум. Где он "плоды" узрел? Они пока только в его воображении. Пока кроме раздрая в армянском обществе никаких плодов нет. Еще формулировки первого вопроса понравились. Это какой "радикальный" курс проводил Кочарян? Кочарян говорил, что у нас нет территориальных претензий к Турции, но возможно этот вопрос поднимет следующий президент. Потом подготовил себе приемничка, который решил окончательно отказаться от территориальных претензий, зафиксировав это в юридически обязывающих документах. Это что радикальный курс? Ну если Кочарян радикал, то ЛТП тогда центрист. Он ведь не предлагал войти в состав Турции, а лишь хотел сдать Карабах и оставить геноцид историкам.
  3. Искандарян из Москвы. Он мыслит не так провинциально, как местные политологи. И оптимизма в нем хватает. П его оппоненты только кричать горазды и сотрясать воздух руками. Молодец Мскандарян!
  4. Забавный снимок. Все так смотрят на Налбандяна, словно пришли поздравить его с днем рождения. А ядовито-синий цвет костюма Хиллари - это вообще что-то! Если госсекретарь США будет и впредь так плохо одеваться, с такой безвкусицей, то Биллу лучше вернуться к Монике. К тому же та похудела и постройнела. Я видел сам.
  5. Искандарян говорит очень умно и без деревенского пафоса, который присущ многим политологам Армении. А развелось их - как грязи!
  6. Искандарян прав. Если турки хотят играть роль примирителя на Кавказе, они должны перестать быть "старшим братом" и союзников азеров. Должны быть нейтральными. П отсюда все дальше дистанцироваться от азеров, при этом продолжая кляться в вечной дружбе с ними. Хотите быть большими гроками на Кавказе - умейте жертвовать чем-то. Вот такой мессидж мы посылаем Анкаре.
  7. Вы предлагаете туркам отречься от своих братьев.Разве это возможно?
  8. Это политика. Тут все возможно. Мне так кажется. Национальные интересы превыше всего.
  9. События будут развиваться . И не известно в чью пользу.
  10. армян дурачат, как в 1921 году
  11. Интересно, а какую партию лично поддерживает политолог Искандерян?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты