№ 11 (146) Ноябрь 2009 года.

Душевное созвучие

Просмотров: 4674

Личность художника обычно воспринимается по законам его эстетики. В этой эстетике и существенен мотив неповторимости. Мушег Григорян – художник, построивший свое искусство на безграничном доверии к природе, открывший в ней особое световое богатство, свежесть и бесконечную изменчивость состояний.




Личность художника обычно воспринимается по законам его эстетики. В этой эстетике и существенен мотив неповторимости. Мушег Григорян – художник, построивший свое искусство на безграничном доверии к природе, открывший в ней особое световое богатство, свежесть и бесконечную изменчивость состояний.

Будучи сыном известного в Армении художника, мэтра классического искусства Зулума Григоряна, он, вопреки принятой традиции преемственности в искусстве, поначалу и не думал становиться х у д о ж н и к о м .

Его привлекла м а т е м а т и к а . Правда, слушая лекции в Полит е х н и ч е с к о м , он, независимо от себя, делал на тетрадных листах всевозможные зарисовки, выводил профили и анфасы преподавателей. Однокурсники изумлялись портретному сходству изображаемых. В итоге природа взяла свое. Не окончив аспирантуру, где ему прочили большое будущее, Мушег целиком переключился на живопись… Однако математика не стерлась полностью из его сознания. Она по-своему организовала его ум и, по признанию самого художника, помогла в координации композиционных акцентов. Создавая картины, Мушег интересно синтезирует, обобщает написанное, как если бы он выводил сложную, но необычайно интересную кибернетическую программу.

Столкнуться с «чистым холстом» помог ему отец, или, вернее, общение с ним. Именно в таком общении через искусство и произошел момент духовного родства, сакрализации идеи. « К о п и р о вать природу надо с в о о б р а же нием, только воображение делает нас художниками»,- говорил старший Григорян. И Мушег внимал отцу. Он понимал, что опыт любого человека бесценен, особенно для художника, если он самокритичен и открыт для новых идей. А Зулум Григорян был по плоти и крови художником с большим декоративным талантом. И Мушег самозабвенно учился у отца основам классического искусства. Отец же, независимо от себя, любовался непоср е д с т в е н н о с тью восприятия сына, «очищенностью» его работ до некоего идеала (эта «лирика» затем просочилась в новые работы Зулума).

С е г о д н я Мушег Григорян – член Союза художников Армении. Выставки его картин проходили в Москве, Швейцарии, Сирии, Барселоне, Токио, Вене, Париже и в других мировых культурных центрах. Живопись его не просто окрепла, в ней появилась потребность масштаба, монументальности. Мушег мастерит огромные подрамники, натягивает холсты и весь предается творчеству. Его страсть к раннему классическому Средневековью, его аскетической сдержанности, холодности тонов и граненому ритму проявляется сполна именно на больших холстах. Он не просто использует чистые краски, но продуманно оркестрирует холст, создавая сложные колористические решения. И не зря отец советовал ему делать копии с Ван Гога: может, именно от голландского художника Мушег перенял энергичные световые сопоставления и фактурные эффекты, глубинную динамизацию пространства, где стихия красок, необычных в своей предельной обнаженности и резкости, создает эмоциональный тонус холста.

«Я очищаюсь через живопись», - признается Мушег. И в этом убеждаешься, когда видишь его пейзажи, где передаются сложнейшие градации отношений неба к земле или к воде, воды к берегу… Палитра холстов здесь акварельна, нежна. И становится ясным, что в картинах художника ощущение прекрасного прорастает и дает плоды лишь от встречи с созвучным его душе жизненным впечатлением.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 27 человек