№ 12 (147) Декабрь 2009 года.

Семен Багдасаров: Задача российского руководства заключается в поддержке свобод и прав национальных меньшинств

Просмотров: 17836

НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ БЕСЕДУЕТ С ДЕПУТАТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ, ЧЛЕНОМ КОМИТЕТА ГД ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ СЕМЕНОМ АРКАДЬЕВИЧЕМ БАГДАСАРОВЫМ




НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ БЕСЕДУЕТ С ДЕПУТАТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ, ЧЛЕНОМ КОМИТЕТА ГД ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ СЕМЕНОМ АРКАДЬЕВИЧЕМ БАГДАСАРОВЫМ

– Семен Аркадьевич, давайте начнем разговор с самой горячей темы — подписания армяно-турецких протоколов об установлении дипломатических отношений. Мнения на этот счет и в самой Армении, и в диаспоре расколоты. Кто-то эти протоколы одобряет, относится к этому факту с энтузиазмом, кто-то - нет. Вы же сказали, что от сближения Армении и Турции Россия проиграет даже сильнее, чем от прихода Саакашвили к власти. Однако считается, что позиции России в Армении как никогда прочные, и целые отрасли армянской экономики находятся под контролем российских промышленных групп. Поэтому в Ереване, в частности, считают, что открытие границ принесет выгоду в первую очередь России.

– Я не считаю, что подписанный документ соответствует ее интересам. Во-первых, это проект американский, и в Вашингтоне этого даже не скрывают. Он даже назван по аналогии с палестино-израильским соглашением «дорожной картой». Задача Вашингтона достаточно простая: усиление своего союзника Турции на Южном Кавказе и использование Турции для проникновения в исламский мир.

Турция – это извечный геополитический противник России. Было бы удивительно, если бы усиление роли Турции в регионе привело к каким-то выигрышам в российской политике. Нет, это приведет лишь к сдаче Южного Кавказа. Обратите внимание, что при подписании протокола в Цюрихе в центре внимания были не министры иностранных дел Турции и Армении, а госпожа Клинтон. Наш министр тоже фигурировал, но как-то бочком. Поэтому все, что Россия завоевывала и удерживала столетиями, может быть бездарно сдано.

Турции весьма выгодно вытеснить Россию с Южного Кавказа, где у нас есть военные базы, экономические интересы. Но это пока есть. Никто не гарантирует, что они сохранятся и завтра. По большому счету, что такое российские военные базы в Армении? Это щит от возможной войны с Турцией. Завтра под предлогом сближения позиций американцы надавят на руководство Армении, и оно поменяет свое мнение.

Это не беспочвенные опасения. Для сравнения обратите внимание на то, что сейчас происходит в Таджикистане. Еще 5-6 лет назад никто не предполагал, что таджикское руководство будет ставить вопрос о каких-то условиях, ущемлять российских военных в Таджикистане. Считалось, что у нас там прекрасные и военные, и экономические позиции. Сейчас нас из Таджикистана выталкивают Соединенные Штаты. То же самое будет происходить и в Армении.

Что касается самих протоколов, то они рождают иллюзию, что после того, как откроются границы с Турцией, все станет хорошо. Но, во-первых, турецкая экономика намного более мощная, чем армянская, и просто задавит ее. Никаких новых рынков сбыта для Армении, это исключено. А вот вероятность того, что значительная часть армянского производства будет замещена турецким, становится более чем возможной.

Наконец, протоколы фактически снимают с повестки дня вопросы, которые были очень неудобны для Турции: о геноциде и о Карсском мирном договоре. Создать комиссию историков, как это сейчас предлагается, - значит заболтать проблему и сделать первый шаг на пути отказа от признания геноцида.

Представьте себе лидеров Израиля, согласившихся снять вопрос о холокосте в обмен на обещания развивать торговлю. Там это невозможно! А вот в Армении подобный подход почемуто считается допустимым.

Отказ от Карского договора для турок тоже очень важен, он означал бы, что никаких территориальных претензий у Восточной Армении, у Республики Армения нет. При этом абсолютно нет никаких гарантий, что завтра все это не будет увязано с карабахской проблемой.

– Россия вместе с Соединенными Штатами способствовала заключению этого соглашения...

– Я считаю, позицию Министерства иностранных дел России в этом вопросе крайне ущербной. Она как никогда прежде показывает несостоятельность политики по защите собственных интересов.

– Что в таком случае может ожидать Нагорный Карабах?

– Я думаю, что турки будут додавливать проблему Нагорного Карабаха. Другое дело, что у господина Саргсяна небольшие возможности для маневра. Если сейчас сдавать Нагорный Карабах, его рейтинг не просто резко упадет, а станет нулевым. Поэтому с его стороны маневры возможны. Но не думаю, что турки откроют границу до решения проблемы Нагорного Карабаха.

– Хотелось бы коснуться еще отношений России и Грузии. Время от времени появляются сообщения о том, что вроде бы они налаживаются. И тут на этом в целом позитивном фоне Вы выступаете с инициативой лишить министра иностранных дел Грузии Григола Вашадзе российского гражданства.

– Во-первых, наше высшее политическое руководство неоднократно говорило о том, что нормализация отношений с Грузией возможна только после ухода президента Саакашвили. Что, мы простили нападение на Цхинвал? Мы простили войну? Мы простили кровь наших граждан, наших солдат и офицеров? Поэтому я и поднял вопрос по поводу российского гражданства грузинского министра.

Который, помимо всего прочего, является близким другом господина Саакашвили, членом его команды. И если господин Вашадзе когда-то осуждал паспортизацию граждан Южной Осетии и Абхазии, то почему же он свой российский паспорт никуда не сдал?

Поэтому мной были приняты меры, которые привели к тому, что он отказался от паспорта. Я считаю, что на его совести также кровь наших солдат и офицеров, наших граждан. Ни о каком улучшении отношений с режимом Саакашвили речи быть не может. Мало того, мы должны занять очень принципиальную позицию по Грузии, в частности, по поводу национальных меньшинств, которые подвергаются гонениям. Я имею в виду армян в Джавахетии, азербайджанцев в Марнеули.

– В таком случае хотелось бы подробнее поговорить о проблеме Джавахка. В общем, проблем там много, связанных с хождением армянского языка, с экономической депрессией, с безработицей. Грузинские политики уверяют, что и в других районах такое же положение. Однако факты говорят о том, что это вовсе не так. А как можно решить эту проблему? Эта проблема политическая или гуманитарная?

– Эта проблема и политическая, и гуманитарная, и экономическая. Я думаю, что проблему Джавахетии, так же как и проблему азербайджанцев в Марнеули, можно решить созданием конфедерации. Каждый регион должен иметь возможность налаживать отношения с соседними странами, находить дополнительные возможности для внешнеэкономической деятельности. Очевидно, что грузинское руководство развивает в первую очередь грузинские территории в ущерб территориям, где живут национальные меньшинства. Чтобы этот процесс не принял необратимые формы, надо поднимать вопрос о конфедерации, о защите национальных прав национальных меньшинств.

– Что в этой ситуации может сделать Россия? Я знаю, что Россия, например, молокан просто вывезла на свою территорию. Но как быть с армянами? Их что, тоже вывозить?

– Задача российского руководства заключается в поддержке свобод и прав любых национальных меньшинств. Мы должны поднимать вопрос в ПАСЕ, в других международных организациях по поводу защиты национальных меньшинств в Грузии. Это наша главная задача.

– Семен Аркадьевич, это делается?

– Это вопрос к господину Лаврову: почему не делается, хотя должно. Одной из причин, кстати, является отсутствие у нас в стране грамотных специалистов, профессионально владеющих региональными проблемами. Я считаю, что это главная проблема. А также отсутствие патриотизма у представителей исполнительной власти. Мы должны проводить здоровую имперскую политику. При этом помнить о своих друзьях и поддерживать их, где бы они ни были.

– Не понятны, с другой стороны, шаги Армении в отношении Джавахка, помощи своим.

– Я не армянский политик, а этот вопрос надо задавать им. Я так думаю, что господин Саргсян очень увлекся сближением с Турцией и забыл о своих соотечественниках, забыл, что 75-80% армян живет за пределами Армении, что в Грузии до сих пор не зарегистрирована Армянская Апостольская Церковь, остро стоит вопрос о памятниках, принадлежащих Армянской Церкви. Он забыл обо всем этом. Надо бы ему напомнить, наверное.

Беседу вела Армила Минасян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 437 человек