Григорий Ерицян: Вернуть читателю удовольствие от слова
«Слово/Slovo» – одно из первых крупных российских независимых издательств, созданное в 1989 году. Издательство зарекомендовало себя серийными альбомами, посвященными лучшим музеям, соборам и дворцам мира, выдающимся мастерам живописи разных времен и народов, русскому и зарубежному искусству, выпускает художественную литературу, хроники, мемуары, детские энциклопедии. Наш корреспондент беседует с председателем совета директоров издательства Григорием Ерицяном.
Председатель совета директоров издательства «Слово/Slovo» Григорий Ерицян
– Григорий Шагенович, 10 лет назад, когда Вы отмечали десятилетие вашего издательства, в стране случился кризис. Прошло десять лет - и вот он опять. Как удается держаться на плаву, преодолевая печальные закономерности?
– Кризис - это хорошо.
– Почему это?
– Потому что кризис показал абсурдность мировой экономики. Кризис не был связан с производством. Кризис вызвали спекуляция и продажа необеспеченных реальным товаром бумаг. Пузырь лопнул, и это больно ударило по реальному сектору. Кризисы всегда будут. Но та часть экономики, которая связана с частным сектором, с производством, придет в норму.
– Вы не раз говорили, что намерены возрождать культуру книгоиздания, искусство печатать книги. Что это, вызов – делать такие книги в то время, когда, скажем, другие издательства печатают дешевые издания и продают их нарасхват?
– Они занимаются своим делом, я – своим. Дело вкуса. Есть издатели, для которых книга в первую очередь товар, массовый продукт, который надо продать, не особенно беспокоясь о качестве или о социальной и культурной ответственности перед обществом. Они выпускают книги, чтобы развлекать людей. Это как на телевидении, где самое главное – рейтинг.
Книга – это товар, безусловно, но в нашем издательстве существуют четкие границы. Мы делаем книгу, которая должна воплощать в себе культуру – культуру народа или культуру мировую, для нас это принципиально важный момент. Мы не позволяем себе выпустить в свет книгу, где нет тем, затрагивающих важнейшие стороны жизни человека. Не подумаете, что я хвастаюсь, но это так и есть.
С одной, коммерческой, стороны – это беда, с другой – счастье. Мы – люди, которые занимаются своим делом, выражают себя в книгоиздании, как композитор – в музыке или писатель – в прозе. А наш способ самовыражения – это книга, которая интересна и известна на рынке, за которую нас уважают, любят. А если и не любят, то, во всяком случае, уважают за профессионализм.
– Вы, тем не менее, такой издатель, который занимает не самую большую нишу в общем книжном потоке. Создается впечатление, что для Вас книгоиздание – это не столько бизнес, сколько удовольствие.
– Это, безусловно, бизнес, издавать качественную книгу – дорогое удовольствие.
– Я посмотрела ваш тематический план, увидела там массу роскошных книг. Такие книги, как «Музеи Московского Кремля», альбомы из серии «Великие музеи мира»…
– Эти книги очень сложны в исполнении. Они не просто дорогие. Эти книги рассказывают об искусстве, и наша задача заключается в том, чтобы точно передать изображение, хорошо напечатать и рассказать о предмете так, чтобы текст был доступен не только искусствоведам. Очень важно великое искусство донести до людей, а для этого требуется кропотливая работа над текстом, над изобразительным рядом, над подготовкой к печати. Это все требует очень много времени, но хорошая книга консервативна и требует к себе особого отношения.
– А если книга украшена драгоценными камнями?
– Злоупотреблять этим приемом я считаю дурным вкусом, книга – не новогодняя елка. Есть множество дизайнерских средств, которыми можно делать книгу и красивой, и роскошной.
– А как же книга «Музеи Московского Кремля»? Это же роскошь.
– Тут сам объект требует к себе соответствующего отношения. Главное, не перейти меру.
– Но Вы выпускаете такую книгу в количестве пятьдесят экземпляров, и она попадает только к элите, к людям, готовым выложить за это произведение искусства немалую сумму.
– Понимаете, без богатства нет искусства. Культура сохраняется благодаря богатым людям. Вот у Леонардо да Винчи, Рафаэля или Микеланджело были заказчики – Медичи, и у них был вкус.
Очень важно, что люди, которые покупают наши книги, делают это не потому, что книга дорого стоит, а потому, что они чувствуют красоту. А изготовление книг такого уровня действительно дорого стоит. Во-первых, у нас умирает профессия мастера-печатника: нет школы, не происходит передача секретов и мастерства от мастера к ученику. А, например, в Италии, где мы печатаем книги, это искусство передается из рук в руки и сохраняется. Там существует высокая культура книгоиздания, которой у нас нет. У нас есть отдельные мастера, которые могут сделать считанные экземпляры, но когда дело доходит до тиража, то типографии срывают и сроки, и качество.
– Мы с Вами все говорим о высокохудожественной книге, но сегодня, если Вы замечаете, люди избавляются от своих библиотек.
– Избавляются и от пианино, и от рояля, причем бесплатно и самовывозом.
– Люди читают электронные книги. Вы как думаете, в конце концов не исчезнет ли в скором будущем искусство книгопечатания да и сама бумажная книга?
– Нет, и я могу сказать, почему. До сегодняшнего дня человечество не придумало ни одного носителя, который может без дополнительных приспособлений, без подключения к розетке быть источником информации. Но и это только техническая сторона дела. Сама по себе книга - это не только носитель информации. Книга – это, прежде всего, образ, высокий литературный образ. Важно держать ее в руках.
– Когда президент Медведев встречался с писателями, он сказал им, что по всей России наблюдается падение интереса к книге. Меня поразили цифры, которые он привел: сорок процентов российского населения в течение года не прочли ни одной книги. Помните, как когда-то говорили, что мы – самый читающий народ в мире?
– Конечно, по сравнению с тем временем, когда мы были «самым читающим народом», люди стали гораздо больше внимания уделять потреблению. Они больше загружены проблемами, они должны сами себя кормить, а не надеяться на государство. Поэтому у них теперь гораздо меньше свободного времени. А книга требует времени, с книгой надо посидеть, поразмышлять, поговорить с автором, с самим собой. А нынешний человек – человек бегущий.
Но я не вижу в этом ничего трагичного. Придет время, когда люди устанут от клиповой эстетики, начнут размышлять, - вот тогда количество читателей увеличится. В Европе это уже заметно. Вот в Германии я подобное уже вижу, во Франции. Разговариваем с издателями: растут тиражи, и количество наименований книг резко увеличилось. А какие книги сейчас издают? Много разных книг. Половина этого мусор. И люди читают.
– Расскажите о вашем издательстве.
– Издательство было образовано в 1989 году как одно из первых частных издательств в России. На самом деле это семейное издательство. Я был зачинателем, родителем этого дела. Но я был не один, моя жена – филолог, дочь – журналист, свояченица – известный в стране литературный критик, весь опыт, который был накоплен, любовь и знание книги позволили нам сделать, на мой взгляд, хорошее издательство. Мы начали свою деятельность как издательство русской литературы и выпустили самые значительные произведения, которые были написаны русскими писателями за рубежом: последние работы Виктора Некрасова, Бродского, Александра Меня, издали Набокова.
Когда в 90-е годы ситуация на рынке начала меняться, мы стали издавать образовательные книги для детей и книги по искусству и продолжаем эту линию до сих пор. За прошедшее время мы издали более 2000 наименований, и мне не стыдно ни за одну из этих книг. Мы всегда старались или открыть заново автора, или восстановить забытое старое.
Мы можем похвастаться тем, что делали прекрасные книги еще в девяностые годы, а наш 10-томник русских поэтов получил приз ЮНЕСКО как самая красивая книга в мире. Также мы можем похвалиться шестью книжными «Оскарами».
Словом, мы всегда ставили себе целью не заигрывать с читателем, не делать дешевые массовые книги, а делать издания качественные и пытаться удержать эту высокую планку. Издательство наше небольшое по современным меркам. Мы делаем книги, которые должны остаться и стать частью культурного наследия. Например, мы издали рисунки Бакста тиражом всего в сорок экземпляров. Это полное издание, где собраны все его работы.
Мы сделали альбом «Музеи Московского Кремля», страницы которого – из чистого золота 995 пробы. Это не просто драгоценное изделие – нам интересно было опробовать уникальный способ печати, вручную. Эта книга тоже является нашей гордостью, и не только нашей – такой фолиант невозможно сделать в одной стране. Поэтому пластины печатались в Японии, содержание и художественное оформление делалось в России, а переплетена книга в Италии. Всего 49 экземпляров. Мы особенно не рекламируем ее, потому что такая книга в этом не нуждается.
Иногда коллеги шутят, мол, мне так трудно расставаться с моими книгами, что вместо того, чтобы продавать, я их держу у себя. Я их не держу, просто не представляю широкой публике. Да, эти издания очень дорогие, и не все понимают, почему они должны столько стоить. Все дело в уникальности т е х н о л о г и и .
Мы беремся за такие грандиозные проекты, потому что хотим возродить семейные библиотеки, издавая книги, которые передавались бы из поколения в поколение.
– Я наслышана о вашей «Хронике России ХХ века». Насколько такие книги востребованы в нынешнее время, ведь они требуют колоссального труда авторов, редакторов, издателя?
– «Хронику человечества» придумали немцы в середине девяностых годов, она была издана миллионными тиражами по всему миру. Наша книга отличается от этих книг. Мы купили права у издательства « Б е р т е л ь с м а н н » , д о г о в о р и в ш и с ь , что включим в книгу большой объем оригинальных материалов.
Мы хотели тем самым достойно представить историю России, создав собственную «Хронику России XX века», день за днем. Хотя, как ни странно, она очень плохо продавалась. Но это наша история, героическая и трагическая одновременно, как многое в России.
– Можете ли рассказать о планах?
– Издатели боятся говорить о планах. Я не могу сказать конкретно, какую книжку мы выпустим следующей, но могу утверждать точно, что мы будем продолжать свою политику издания качественных книг. Важно, чтобы наша работа приносила и удовлетворение, и деньги. У нас есть много интересных тем, много идей, которые мы готовы осуществить. Но если я выпущу в свет макулатуру, пусть даже самую популярную, то провалюсь с этой затеей. Хотя иногда приходится слышать: давайте меньше обращать внимание на мелочи, гораздо важнее выпустить книгу в срок, чем сделать это качественно. Не согласен. Конечно, от ошибок никто не застрахован, они неизбежны. Но это не профессиональное отношение к своему делу.
Нет ничего душевнее дорогих вещей, и нет ничего долговечней вещей качественных. Хотя мне кажется, что в этом году на все плохо повлиял экономический кризис и прорывов в области книгоиздания не было. Преобладающая тенденция сегодня – экономить время читателя, давать меньше текста. У людей нет времени читать.
Эпоха медленного чтения пока не наступила. Книга стала средством развлечения, перестав быть хранителем информации. Мир читает на бегу, и это непрерывное движение стало частью издательской индустрии. Появились новые носители информации, наука бурно развивается, технология меняется, виртуальный мир вышел за пределы человека. А я хочу вернуть читателю удовольствие от медленного чтения, от разглядывания книги. Удовольствие от слова.
Беседу вела Армила Минасян
Оставьте свои комментарии