Кустурица в армянском интерьере
Начало марта в Армении ознаменовалось особым событием: на сцене Национального академического театра оперы и балета выступил Эмир Кустурица со своей группой «The No Smoking Orchestra». Дружба со скрипачом, нашим соотечественником, проживающим в Бельгии, побудила Кустурицу вместе со своим «Оркестром некурящих» посетить Ереван. После концерта сербский музыкант и режиссер Эмир Кустурица провел пресс-конференцию и мастер-классы по режиссерскому мастерству.
Покоряющая естественность, лукавый обаятельный юмор, внутренняя раскованность и свобода владения материалом помогли ему талантливо рассказать обо всем, что интересовало армянскую публику.
Когда же Кустурице задали вопрос о том, дескать, что бы он взял с собой в ковчег, если бы миссия Ноя была возложена на него, тот ответил: «Если бы мне выпала такая возможность оказаться на ковчеге с целью спасения, я бы взял фильмы Феллини»... Ответ Кустурицы послужил отправной точкой нашей беседы:
– Каковы были Ваши первые ощущения от Армении?
– Когда я оказался в Ереване, мне сразу почудилось, что Ереван продолжается в небо. Возможно, тут сыграл свою роль Арарат – библейская гора...
Позже я понял, что Армения сохраняет что-то за пределами увиденного – тревожащее, увлекающее своей тайной. Еще позже я поразился искусству древних, умевших так органично творить в стихии природы. Вообще же я заметил, что историческое подсознание армян и сербов очень похоже. Фактически вы, армяне, прошли через геноцид, мы же во время Второй мировой войны пережили почти такую же трагедию. Возможно, именно поэтому фильмы, которые я снимаю, вы воспринимаете так же хорошо, как и сербы. И представьте, эта мысль доставляет мне удовольствие. Вообще же, армяне и сербы имеют много общих черт. Скажем, вы находитесь в неудобном географическом положении относительно Европы, в каком находится и Сербия. У нас похожие враги...
…А еще я непременно хотел побывать в Доме-музее Сергея Параджанова. Оказавшись там, я был потрясен. У меня даже было ощущение, что я попал в один из фильмов Параджанова. Признаюсь, «Тени забытых предков» – один из лучших фильмов, которые я видел. В Параджанове интересно то, что даже из единственной метафоры у него может родиться фильм. Он жил всегда «на грани», может быть потому, что он был большим художником...
– Как говорил Достоевский, в нем был оттенок высшего значения.
– Кстати, Достоевского я особо люблю. Во мне многое открылось еще в юности, когда я впервые прочел его роман «Братья Карамазовы». Это удивительный и своеобычный русский писатель. Достоевский шел к вере в Бога очень тяжким путем, и лишь когда он понял, что образ Божий существует в каждом человеке, он убедился, что Бог есть. Многое тогда конкретизировалось и в моей вере.
– Как-то Вы признались, что Ваши предки были православными сербами, родители же – непрактикующими мусульманами. Сами же Вы крестились в зрелом возрасте, приняв православие. Что же для Вас вера?
– Не следует соотносить себя с какой-либо религией. Есть некое единство, рассеянное в пространстве. И это единство надо пропускать через себя. Потом выясняется, что да – это христианство, да – это иудаизм, да – это буддизм. И все это ветви гигантского ствола одного дерева.
Истинное христианство не может быть только домашним, как и только храмовым, – оно должно быть вселенским, оно должно распространяться на все человечество. Я глубоко убежден, что с религией жизнь становится интереснее. И что без любви к ближнему невозможна и подлинная любовь к себе.
– На Вашем счету более 30 фильмов, в которых Вы выступаете в разных ипостасях – режиссер, сценарист, актер. У Вас две «Золотые пальмовые ветви» фестиваля в Каннах, звание командора французского Ордена искусств и литературы, берлинский «Серебряный медведь», премия «Люмьер» (Франция), премия «Кинема Янпо» (Япония), премия «Сезар» (Франция), номинации на «Оскара»...
– Мои фильмы вряд ли когда-нибудь получат «Оскара», так как вручение этих наград имеет свою политическую подоплеку. Сами посудите, я ведь являюсь представителем маленькой и действующей на нервы страны...
Знаю одно: я не в состоянии снимать коммерческое кино. Мне кажется, человек должен быть специально создан для этого. Взять хотя бы нашумевший сегодня фильм «Аватар», который стал кассовой приманкой для миллионов зрителей. Для меня – это глянцевый идеал, искусно сфабрикованный всемогущим компьютерным дизайном. Это чистая фикция, фантом электронного монтажа. Так уж получилось, что сегодня человек находится под постоянным технологическим контролем. А кино ведь не то, что о нем думают, не чувства – чувства приходят рано. Кино – это опыт.
– На сцене оперного театра мы увидели Вас в новом амплуа – гитариста рок-группы. Балканский рок с элементами сербско-цыганской музыки да яркие сценические костюмы, заряжающие всю массу зала...
– Знаете, я начал заниматься музыкой, чтобы лично видеть тех, кто оценивает мои фильмы. Я никогда не делал разницы между музыкой и фильмами, так как хотел, чтобы мой зритель наслаждался и тем и другим. К тому же музыка создает моменты катарсиса, который никогда не может быть просто эмоциональным очищением: он должен быть обращен к человеку в целом.
– В 2005 году Вы удостоились премии Филиппа Ротье, но на этот раз за архитектурный проект. И, говорят, создали современное стильное зрелище.
– Еще во время съемок фильма «Жизнь как чудо» я заинтересовался селом Кюстендорф, что находилось в сербской местности Златибор. После потери родного города Сараево, куда теперь наотрез отказываюсь возвращаться, я задумал создать свою деревню, о которой всегда мечтал. В сентябре 2004 года мечта моя сбылась. Сейчас я живу здесь вместе со своей семьей. В этой деревне есть своя церковь, музей, кинотеатр, библиотека, детский сад, ресторан и кафе. Проводятся и кинофестивали. Все улицы здесь названы в честь моих друзей: улица и аллея Никиты Михалкова, улица Тарковского, Джека Николсона, Бергмана… Это же так здорово – увековечивать своих друзей!
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии