Олег Есаян: Главные постулаты в работе посла – любовь к Родине и уважение к стране пребывания
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО И ПОЛНОМОЧНОГО ПОСЛА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В РФ ОЛЕГА ЕСАЯНА
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО И ПОЛНОМОЧНОГО ПОСЛА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В РФ ОЛЕГА ЕСАЯНА
– Господин посол, прошло 100 дней со дня Вашего вступления в должность. Какие первоочередные задачи стоят перед внешнеполитическим представительством Республики Армения в Российской Федерации?
– Прежде всего, хочу поблагодарить Вашу газету за проявленный интерес к проделанной мною работе на новой должности за 100 дней. Я понимаю, что это не только и не столько внимание к моей персоне, а проявление общественного внимания к работе посла, от чего в известной степени зависит многое в жизни армян России (особенно граждан Армении) и их связи с Родиной.
Хотя 100 дней официально никем не установлены в качестве обобщения первого этапа проделанного, но практически каждый новый руководитель считается с этим и после истечения этого срока делает первые выводы о своей работе.
Любой посол, вступая в должность, проводит работу параллельно в трех направлениях.
Первое – ознакомление с работой возглавляемого им дипломатического представительства и проведение определенных организационно-структурных, кадровых и дисциплинарных мероприятий с целью подготовки коллектива к совместной работе.
Второе – визиты вежливости коллегам и представителям руководства государственной власти страны пребывания и обсуждение вопросов своей миссии.
Третье – выполнение должностных, или, иначе говоря, чисто дипломатических, обязанностей. Соотношение трудовых усилий по этим направлениям в каждом конкретном случае бывает разным.
В моем случае, в силу объективных и субъективных обстоятельств, часть моих усилий за это время, к сожалению, приходилась на первое направление.
Не хотел бы, чтобы читатель попытался найти подтекст в сказанном, его здесь нет. Просто я должен был хорошо знать, с кем и с чем мне придется выполнять свою весьма ответственную и сложную миссию. К числу первоочередных задач я бы отнес: изучение и поиск неиспользованных возможностей и дальнейшее углубление армяно-российских отношений и сотрудничества в различных областях; расширение регионального сотрудничества, оживление двусторонних отношений между всеми структурами государственной власти на основе обмена визитами делегаций и расширения существующей нормативно-правовой базы нашего сотрудничества; существенное совершенствование консульского обслуживания граждан РА, временно и постоянно находящихся в РФ ; активизацию работы с армянской общиной России в качестве одного из основных направлений деятельности посольства и многое другое. Пожалуй, я назвал не задачи, а направления нашей предстоящей работы, в каждом из которых есть действительно первоочередные цели.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ
И ПОЛНОМОЧНЫЙ ПОСОЛ
РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ –
ЕСАЯН ОЛЕГ ЕСАЕВИЧ
Родился 12 ноября 1946 г. в селе Сос Мартунинского района
Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО).
В 1970 г. окончил экономический факультет Ереванского
государственного университета.
В 1970-1974 гг. работал в исполнительном комитете,
комсомольских и партийных органах Мартунинского района
НКАО.
В 1974-1989 гг. преподавал в Степанакертском педагогическом институте.
В 1989-1991 гг. – заведующий отделом Комитета
особого управления Нагорного Карабаха, первый секретарь
Мартунинского районного комитета партии, первый
заместитель председателя исполкома областного Совета
народных депутатов НКАО.
В 1992 г. – председатель Совета Министров Нагорно-Карабахской Республики (НКР).
В 1993-1996 гг. – заведующий кафедрой, декан, проректор
Арцахского государственного университета, созданного на
базе Степанакертского пединститута и филиала
Государственного инженерного университета Армении.
В 1996-1997 гг. – начальник Государственного управления
статистики, госрегистрации и анализа НКР.
В 1997-2005 гг. – председатель Национального Собрания
НКР второго и третьего созывов.
В 2005-2006 гг. – председатель Государственной комиссии
Республики Армения по ценным бумагам.
В 2006-2010 гг. – Чрезвычайный и Полномочный посол
Республики Армения в Республике Беларусь, Постоянный и
Полномочный представитель Республики Армения при уставных и других органах Содружества Независимых Государств.
Указом президента Республики Армения 21 января 2010 г.
назначен на должность Чрезвычайного и Полномочного посла
в РФ.
Кандидат экономических наук (Московский институт
управления, 1985 г.), доцент. Автор научных работ по
экономической теории и проблемам экономики.
Награжден медалью «Анания Ширакаци» (Республика
Армения), орденами «Святого Григора Просветителя» и
«Месропа Маштоца» (Нагорный Карабах).
Беспартийный. Женат, имеет двух сыновей и троих внуков.
– В России проживает самая многочисленная армянская община в мире. За короткий срок в должности посла успели ли Вы встретиться с руководителями общественных и культурных организаций армянской диаспоры, бизнесменами, представителями прессы и т.д.? В каком состоянии, на Ваш взгляд, находится армянская диаспора России и насколько интенсивно посольство РА будет сотрудничать с ней?
– Для объективной характеристики такой глобальной, многогранной и сложной структуры, какой является двухмиллионная армянская община РФ , 100 дней слишком мало для надлежащего ответа на поставленный вопрос, но можно в общих чертах охарактеризовать ее. Для объективной оценки мы обязаны исходить из некоторых обстоятельств, которые предопределяют принципиальные особенности армянской общины России.
Проживание армян в России – явление, имеющее вековую историю, и за подтверждением далеко ходить не надо. Общеизвестно, что, образно говоря, здание посольства Армении имеет армянские корни. В этом смысле и учитывая наличие армянского населения в России на последующих этапах ее развития – община древняя, с хорошо сложившимися традициями и достаточно эффективно интегрированная в российское общество. Но она, вместе с тем, достаточно молодая, учитывая то обстоятельство, что ее современные параметры и география являются результатом распада единого государства и образования независимой России. Это очень важный момент, поскольку, именно исходя из этого, существенно менялся политический статус большинства проживающих в России армян, да и других национальностей тоже. Это предполагает новые формы и способы самоорганизации общины и новый тип общественных, социально-экономических, правовых и политических отношений значительной части наших соотечественников и органов власти страны их пребывания.
Этот процесс закономерный, и надо к нему относиться с пониманием. Конечно, речь не идет о некоторых аномальных проявлениях, которые не выражают характер и динамику этих отношений в целом.
С другой стороны, географические параметры необъятной страны предопределяют выраженное обособление самоуправления на местах компактного проживания армян. Возникли многочисленные общины, отличающиеся друг от друга не только географией, но и по организационному принципу (земляческие союзы, профессиональные, возрастные и т.д.).
Сегодня проделана значительная работа по общероссийской организации общинной жизни армян, прежде всего, САР и другими структурами. Объединение, самоорганизация и самоуправление наших соотечественников проходит вокруг идеи сохранения национальной самобытности и идентичности. Но этот процесс находится далеко не на завершающей стадии.
Поэтому, четко придерживаясь требований законодательства РФ и не вмешиваясь во внутренние дела общины, посольство РА в РФ будет всячески способствовать деятельности армянских организаций страны для решения задач, стоящих перед ними, в рамках своих полномочий и возможностей. Мы будем сотрудничать со всеми законно существующими организациями. Везде наши соотечественники, а посольство – это олицетворение Родины и ее официальная частица, а Родина – она одна на всех. Вот, пожалуй, главный мотив, главный постулат нашей позиции по отношению к общине. На этом будет строиться наша с ней работа. Наше общение за это время обнадеживает меня, и я уверен, что это сотрудничество будет продуктивным. Возможно, будут и обоюдные отклонения от намеченного курса, но хотелось бы, чтобы они не превратились в тенденцию.
– Карабахский конфликт остается важным вопросом, который до сих пор окончательно не решен. Более того, президент Азербайджана Ильхам Алиев по любому поводу делает воинственные заявления. Насколько, по Вашему мнению, вероятно возобновление военных действий и есть ли выход из данной ситуации?
– Когда я сталкиваюсь с вопросом о карабахском конфликте, то всегда вношу некоторое пояснение, уточнение. Карабахский конфликт, а в классическом – политическом понимании сущности этого конфликта – карабахский вопрос был не всегда, а возник именно тогда, когда Карабах, как неотъемлемая часть Армении и тысячелетней ее истории, был искусственно оторван от родины и включен в состав другого государства, исходя из некой нелогичной политической целесообразности. И совершенно ясно, что только в силу добровольного самоопределения армянского населения Нагорного Карабаха справедливость могла быть восстановлена, что и случилось. Непосредственным результатом этого стало образование Нагорно-Карабахской Республики.
Подобное, исключительно обоснованное и правовое решение карабахского вопроса вызвало определенные отношения между заинтересованными сторонами, что закономерно предполагает их международно-правовое урегулирование, которым интенсивно занимаются сопредседатели Минской группы ОБСЕ многие годы.
Из политического поведения нашей страны нетрудно заметить ее принципиальный подход к урегулированию отношений исключительно мирным путем, о чем неоднократно заявляло высшее руководство как Армении, так и НКР .
Более того, глава нашего государства С.А.Саргсян предложил заключить соглашение о неприменении силы и угрозы применения силы. Так что угроза возобновления военных действий исходит исключительно с другой, а именно с азербайджанской стороны.
Наши соотечественники могут быть уверены в том, что Армения готова к любому развитию событий и вместе с тем четко заявляет, что никакие войны проблем не решают, а добавляют новые и углубляют старые. Что же касается выхода из сложившейся ситуации, то вера в собственные силы и любовь к Родине – вот выход из любой ситуации.
– Как скоро, на Ваш взгляд, могут быть ратифицированы армяно-турецкие протоколы и признает ли Турция геноцид армян в ближайшие годы?
– Президент нашей страны С.А. Саргсян неоднократно подчеркивал необходимость ратификации указанных протоколов в разумные сроки. Мне кажется, что речь может идти не о годах. Это будет зависеть только от того, насколько Турция сможет преодолеть те препятствия, которые она сама создала для себя. Думаю, в соседней стране многие уже убедились в том, что закрытие границы с Арменией в 1993 году в интересах проазербайджанского решения карабахской проблемы никак не повлияло на позицию нашей страны в этом вопросе. То же самое относится и к другому условию Турции, связанному с международным признанием геноцида армян в Османской империи.
Мне кажется, шансы ратификации этих протоколов в парламенте Турции все еще есть.
Относительно признания Геноцида армян Турцией в ближайшие годы, думаю, это дело более длительного времени. Но и это время придет. Неизбежное свершится.
Исторический груз самый тяжелый – когда прошлое давит на настоящее, будущее всегда бывает туманным, неясным.
– Вы проявляете большое внимание и уважение к Армянской Апостольской и Русской Православной Церквям, встречались со Святейшим Патриархом Кириллом и главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ Езрасом Нерсисяном. Насколько Церковь сегодня может помочь в решении важных политических и общественных задач, поставленных перед обществом?
– О характере отношений между Армянской Апостольской и Русской Православной Церквями, думаю, достаточно красноречиво говорят последние визиты Его Святейшества Католикоса Всех армян Гарегина II в Москву и Святейшего Патриарха Кирилла в Ереван.
Я более чем уверен, что Церковь сегодня не только может, но и реально способствует решению важных политических задач. Более того, именно Церкви – Русская Православная и Армянская Апостольская – веками хранили и берегли дух дружбы, взаимной нравственной предрасположенности наших народов. Церкви не характерен выбор экономических и военно-стратегических интересов, исходя из политической конъюнктуры.
Именно поэтому стабильность армяно-российских взаимоотношений базируется, с одной стороны, на твердой позиции политического руководства наших стран в необратимости отношений, с другой – на ориентации наших народов на вечную дружбу на основе религиозно-духовной близости и общности цивилизационных интересов.
Не секрет, что после распада прежней социально-экономической и общественно-политической системы и приобретения бывшими республиками независимости произошла основательная трансформация и прежней системы духовно-нравственной ориентации наших народов. Когда мы говорим об ориентации одного народа на другой, то следует учесть, что одним из предопределяющих факторов всегда был фактор духовной близости, идейно-культурной общности.
Поэтому невозможно достичь серьезных результатов в развитии межнационального взаимопонимания и симпатии без аналогичной близости наших Церквей.
– Армения и Россия – стратегические партнеры. Это военно-политическая, экономическая и гуманитарная сферы. Сегодня в Армении работает более 1000 совместных предприятий, но армянские предприятия, переданные России в счет госдолга, до сих пор не работают. А это несколько тысяч рабочих мест. Будет ли новое руководство посольства поднимать эти вопросы перед бизнес-сообществом России и руководством двух стран?
– С точки зрения дипломатической характеристики армяно-российских отношений следует сказать, что они всеобъемлющие по охвату сфер сотрудничества, динамично развивающиеся по тенденции, братские, союзнические и стратегические по характеру. Президент России Д.А.Медведев все это аккумулировал в одном достаточно веском определении, назвав их «особыми».
Ключевой составляющей этих отношений являются торгово-экономические отношения.
Россия является главным торговым партнером Армении. За последние докризисные годы (2005-2007 гг.) среднегодовой объем торговли между нами составил более 700 млн долларов США. Хотя за годы кризиса общий объем товарооборота сократился на 23 – 24%, за Россией сохранилось ведущее место среди торговых партнеров Армении с 560 млн долларов США годового товарооборота. Россия также является лидером по объему инвестиций в экономику Армении – 2367 млн долларов США, из них прямые инвестиции составляют 1670 млн долларов США. Сегодня на долю России приходится около 60% всех инвестиций, направляемых в экономику Армении, в том числе прямых – 55%.
Сегодня в Армении функционируют около 1100 предприятий и фирм с полным или частичным российским капиталом. В первые годы приобретения Россией армянских предприятий шел долгий процесс подготовки объектов к серьезным капиталовложениям. По сравнению с этим периодом ситуация сегодня значительно улучшилась. Правительство нашей страны заинтересовано в ускорении процесса перевооружения и эксплуатации указанных предприятий на должном уровне, что повлечет за собой оживление аналогичных процессов на других предприятиях и экономики республики в целом.
– Являлся ли кто-либо для Вас достойным примером для подражания и что Вы более всего цените в людях?
– Человек, на которого я всю свою жизнь стремился равняться – это мой отец. Умнее и добрее человека я не знал. Я до сих пор поражаюсь, как он, выпускник сельской школы, так прекрасно знал русский язык, стал «Отличником народного образования СССР по русскому языку» и мог, по мнению специалистов, так же отлично редактировать армянскую газету. Отец воспитывал в своих сыновьях Гордость, Честь и Совесть. Он так и называл каждого из троих своих сыновей. Кстати, он до войны служил в Москве, а в годы войны защищал ее.
Я давно уже дедушка, но и по сей день все свои действия подвергаю критическому анализу – а как бы он это оценил? Следовательно, в людях я ценю гордость, честь и совесть.
А главные постулаты в работе дипломата и, прежде всего, посла – это любовь к Родине и, как минимум, уважение к стране пребывания. В какой степени эти чувства выражены в нас – армянских дипломатах и сотрудниках посольства, судить не нам.
В заключение хочу заверить читателей Вашей газеты, что все критические замечания, пожелания в адрес посольства Республики Армения в Российской Федерации и, прежде всего, посла нами будут восприняты с должным вниманием и пониманием.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии