№ 05 (152) Май 2010 года.

Дом, хозяйство, корова...

Просмотров: 10243

Чем хороши врезавшиеся в сознание хрестоматийные изречения: переиначив их, увидишь вещи в новом свете. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Лев Толстой, «Анна Каренина», часть первая. А если наоборот: все несчастливые семьи похожи друг на друга, каждая счастливая семья счастлива по-своему? Согласитесь, что и в такой формулировке есть смысл, коль скоро люди не похожи друг на друга и понятие счастья отсчитывается по субъективной шкале. С другой стороны, понятие несчастья в той же степени субъективно. Выходит, неоднозначно и то, и другое. Сия логика, в конечном счете, приведет нас к тому, что все семьи счастливы и несчастливы одинаково и в то же время каждая по-своему.

Мама мыла раму

Начну с милого сердцу «ящика». Один мой приятель, тележурналист, споря со мной, утверждал, что телевидение не рассчитано на интеллектуалов, к нему нельзя относиться серьезно и с телезрителем надо говорить, как со школьником-первоклассником, который учится писать «Мама мыла раму». Такой перевертыш, как «рама мыла маму», вызовет у него непонимание, недоумение, протест. Простые человеческие ценности следует доносить до него в предельно простой и доступной форме. Такие, к примеру, ценности, как любовь, незыблемость семьи, взаимоотношения полов, воспитание подрастающего поколения. Все эти вопросы, небезосновательно утверждал мой приятель, в условиях нравственной дезориентации общества обретают особую актуальность. Благополучные американцы, те давно усвоили азбучную истину, что семья – ячейка общества и основа государства. В каждом втором голливудском фильме воспевается ценность семьи и незыблемость брака, часто косвенно, а иногда настолько в лоб, что кажется, будто это не художественное произведение, а агитка, снятая по заказу социальных институтов. Неловкость сглаживается хорошим актерским составом и умело построенной драматургией. В результате складывается ощущение, будто все мужья и жены в тех краях непременно старятся на одной подушке, до смертного часа признаваясь друг другу в неослабевающей любви, а супружеская измена рассматривается как преступление более тяжкое, чем измена родине или, чего доброго, курение. Понятно, что на деле все обстоит несколько иначе, и немало женатых американцев при случае с готовностью подставляются под стрелы амура. Такая позиция граничит с ханжеством, и в этом смысле буржуазная мораль мало отличается от коммунистической, однако «агитки» свое общественно полезное дело делают.

Всякая большая революция в стране оборачивается маленькой революцией в отдельно взятой семье. Это не цитата из классики, но почти аксиома. Закономерность просматривается как в 20-е годы ХХ столетия, так и в 90-е того же столетия. Статистику приводить нет смысла, метаморфозы налицо не только в России, но и в бывших советских республиках с традиционно консервативным укладом жизни. Как воспрепятствовать распаду семьи? Материальной помощью со стороны государства, которому шаткость собственного фундамента не должна быть безразлична? Мера эффективная, но не всякому госбюджету по карману. Возвратом от охватившего общество цинизма к былому романтизму, если такое еще возможно? Ну и, наконец, запретами и ограничениями на излишек свобод и удовольствий, соблазнов и искушений, что явится отступлением от демократии, и без того со скрипом вписывающейся в нашу реальность, но зато путь родной, проверенный. Судя хотя бы по время от времени разгорающимся в «ящике» дискуссиям на темы морали. Один серьезный товарищ так и сказал: сколько еще будем показывать в телевизоре голых теток? У молодого человека, познавшего конструкцию женщины, пропадает желание на ней жениться. Ведь как раньше женились (это я цитирую серьезного товарища): не видели, не знали, не щупали – полные, короче, олухи были – потому и женились. А как начинали что-то соображать, уже поздно – дети, дом, корова, хозяйство. И что вы думаете, нашлись единомышленники, поддержали серьезного товарища. Вообще, катастрофа с «голыми тетками» на армянском ТВ сильно преувеличена. Тем не менее, некоторые каналы стыдливо прикрывают безобидные эротические сцены в фильмах рекламной заставкой. Я глазам не поверил, когда выпал знаменитый танцевальный кусок из любимой мной ленты Боба Фосса «Весь этот джаз». Думал, технические неполадки. Оказалось, все схвачено, идет вдумчивая работа по воспитанию молодежи.

Могу понять, когда деятели культуры или общественные советы ругают низкий уровень телесериалов, чрезмерное увлечение криминальными темами, невысокий профессионализм, примитивный юмор, повальные жаргонизмы и языковую неграмотность, ставшие привычными для слуха уже не только в сериалах. Могу понять и часто раздающиеся призывы создать специальные комиссии, оценивающие ту или иную продукцию, тот или иной фильм. Не могу понять только, кто будет входить в эти комиссии и по какой шкале будет оцениваться художественная продукция.

Как раз по каналу, на котором кастрировали Боба Фосса, прозвучало предложение включить в такие комиссии психологов, которые определят степень дурного влияния на молодежь, скажем, обнаженной женской груди. Я видел этих психологов. Многие из них, прямо скажу, такие же психологи, как я футболист. В том смысле, что погонять мяч могу, могу даже гол забить, если защита впадет в депрессию, а на вратаря найдет столбняк. Однажды меня пригласили на ток-шоу, где один такой психолог обращался к молодежной аудитории. Смысл сказанного сводился к следующему. Если девушка познакомилась с молодым человеком, но не знает, насколько серьезны его намерения, то прежде чем вступать с ним в какие-либо серьезные отношения, надо привести ухажера к специалисту, и тот путем тестирования установит истинные намерения парня. Ибо честь, изрек сей Фрейд армянского образца, - главное, что есть у наших девушек. То есть мозгов у них не ищите, зря время потратите. Говорил, а сам, должно быть, предвкушал бесконечные очереди у своего кабинета и барыши, соответственно.

Совсем недавно на каналах армянского ТВ разгорелся горячий диспут вокруг летнего зала ереванского кинотеатра «Москва». Церковь, заручившись поддержкой влиятельного спонсора, вознамерилась снести его и на этом месте построить часовню, аргументируя свое решение тем, что так оно и было в начале прошлого века. Что значит этот легендарный кинотеатр для старых ереванцев, вряд ли стоит объяснять. Но, увы, большевистским лозунгом «Мы наш, мы новый мир построим» оперируют не только большевики. К нашей теме эта история не имела бы прямого отношения, если бы не одна деталь. Архитекторы и журналисты, участвующие в диспуте, будто внезапно одумавшись после сноса большей части старого города, требовали не рушить, а наоборот, отремонтировать единственный в столице летний кинозал и, кстати сказать, уникальное архитектурное сооружение. И уж если есть необходимость сравнять количество церквей и супермаркетов, то почему бы не возвести часовню в другом месте? Тогда взял слово один из защитников противной стороны и привел аргумент, который, как ему показалось, должен был сокрушить позицию коренных ереванцев, а заодно вызвать одобрение у широких народных масс. Он с пафосом изрек: хотите, чтобы молодежь, лишенная духовности, смотрела в этом кинозале «Девять с половиной недель»? Должно быть, это была наиболее свежая его информация из мира кино, но не в том дело. Лично я смотрел эту картину, как и тысячи других, и не заметил, чтобы широта информации помешала моей духовности. Тут следовало бы задаться другим вопросом: перестанем мы когда-нибудь впадать в крайности и поймем ли, наконец, что духовность и духовенство однокоренные, но не равнозначные понятия? Не знаю, как вы, а я не уверен, что веру в Бога можно отмерить количеством зажженных свечей и что эти свечи, пусть даже самые толстые, могут стать гарантией нашей нравственности.

Механика счастья

На телеканалах появилась серия передач, посвященных семье и браку, что можно было бы только приветствовать, если бы не убогость и косноязычие этих прилежных телесочинений. Вот где возникает сомнение относительно позитивной роли отборочных советов и комиссий, члены которых пребывают в той же реальности и, чаще всего, являются носителями тех же ценностей и того же мышления. Тут дело не столько в профессионализме или в нарушении норм морали, а в содержательной, эстетической, смысловой н а п р а в л е н н о с т и этих чрезвычайно «моральных» передач. Показы в эфире стандартного домашнего видео со свадебными ритуалами, похожими один на другой, венчанием в церкви, смущенно целующимися женихом и невестой, отплясывающей вокруг них буйной компанией, ломящимися столами, бьющей по ушам музыкой а ля «рабис», банальными тостами, разбрасыванием денежных купюр – все это почему-то не вызывает у меня должного умиления. На вопрос, заданный звездам, как, мол, случилось такое чудо, что вы сошлись со своим будущим мужем (женой), ответчики пускаются в долгий и унылый рассказ о том, как познакомились на чьем-то дне рождения; вначале не понравились друг другу, а позже, встретившись на похоронах, – присмотрелись, понравились, побеседовали по телефону и поняли, что созданы друг для друга, после чего стали ходить вместе в кафе, в кино, в ночной клуб, в результате аккурат на День святого Валентина (или Парижской коммуны) поженились. «Вы счастливы?» - спрашивает многомудрая ведущая, сама, должно быть, познавшая в жизни воз и маленькую тележку счастья. О да, заученно отвечают все супружеские пары без исключения, вот уже третий (четвертый, пятый, шестой и далее) год нас распирает от невыносимого, невообразимого счастья. В общем, все счастливы совершенно одинаково, как и утверждал великий классик. Но отчего же так скучно, господа, как заметил другой великий классик.

Если и соглашусь с приятелем-тележурналистом в том, что с телезрителем надо говорить, как с учащимся школы для умственно отсталых детей, то с условием, что такими детьми должны прикинуться и авторы передач, и их персонажи. Но подозреваю, транслируемая с телеэкрана любовно-свадебная патока привлечет к экрану скорее вспоминающих молодость домохозяек, нежели молодежь, которая хотя бы краем уха слышала об Анне Карениной, или мадам Бовари, или… припомню яркий женский образ из армянской литературы… вспомнил – неверная и изворотливая жена дядюшки Багдасара, выдающая изобличившего ее мужа за сумасшедшего.

На фоне безликой лучезарности конвейерных «лав-стори» относительно нормальной выглядит передача «Механика счастья» на первом общественном канале. Название перенято из некогда популярного фильма Нерсеса Оганесяна. Ведущая, молодая актриса и незаменимая красавица армянского кино, какой была в свое время Алла Туманян, сыгравшая в «Механике счастья», приглашает в студию известных деятелей культуры вместе с их семьями и ведет с ними нескучную и достаточно доверительную беседу о житье-бытье, о доме, хозяйстве, о взаимоотношениях домочадцев. Особых откровений здесь не ищите, но нет, по крайней мере, и сахарочка: дескать, счастливы так, что вставишь перо – полетим! Бегают взад-вперед, взбираясь то в кресло, то на колени присутствующих, детишки, внуки, правнуки персонажей, и это обстоятельство ничуть не напрягает ни зрителя, ни саму ведущую, напротив, дополняет атмосферу естественного общения. Вообще, дети всегда естественнее и искреннее взрослых, если не портить их кособоким ханжеским воспитанием. С удовольствием смотрел сюжет, в котором у шестилетних малышей спрашивали, откуда берутся дети. Ответы последовали забавные. Одна девочка предположила, что они берутся после свадьбы, другая внесла уточнение: после свадьбы мама надкусывает красное яблоко, в результате чего в животе у нее образовывается ребенок, а мальчик, со своей стороны, заявил, что яблоко может быть и не красным, но ребенок все равно родится.

Красное яблоко и сундук султана

Армения экспортирует коньяк, молибден, искусственные алмазы… ну, там абрикосы, пожалуй, виноград и… красное яблоко. В смысле невест. Кое-кто меня уже понял, но не откажу себе в удовольствии рассказать историю. Год назад приехал из Москвы в Ереван племянник моего приятеля. С начала девяностых парень обосновался в столице России, все эти годы работал, как вол, помогал родным, копил деньги, приобрел квартиру и надумал, наконец, жениться. Вначале присматривался к московским соотечественницам (что будущая жена должна быть армянкой, у него сомнений не возникало) и пришел к выводу, что те избалованы столичной гламурностью. Дабы не нарваться на подделку, товар надо брать у производителя – это знает всякий серьезный покупатель. Почти одновременно с ним приехал на историческую родину еще один относительно молодой человек из Испании – с той же святой целью. Оба искали вдумчиво, со знанием дела: назначали свидания, вели собеседования, подвергали девиц хитроумным испытаниям. Женихи друг с другом не были знакомы, но то один, то другой звонил мне, делился наблюдениями. Московского жениха крайне удивило и озадачило то обстоятельство, что потенциальные невесты, вопреки его ожиданиям, не выстроились в очередь, записывая номера на руке, а вели себя независимо и непринужденно: сами присматривались к нему и выражали сомнение относительно прелестей будущей московской жизни. Особенно это относилось к девушкам из благополучных семей. Одна так и заявила: «Какой резон перебираться из центра Еревана в какое-то Коровино, где, поди, свирепствуют скинхеды? К тому же у меня здесь полно друзей и подруг». Давно не бывавший в Ереване, он рассчитывал увидеть город образца девяностых, окинуть взглядом предлагаемый товар, выбрать лучший и вернуться в Москву в минимальный срок, а тут облом, тут, оказывается, свой гламур образовался, будь он неладен. Пришлось продлить отпуск и включить в зону поиска также окраины города. Испанцу повезло больше в том смысле, что переезд в Барселону нисколько не пугал девушек, но они, выказав мудрость и смекалку, в свой черед подвергали его множеству экономических расспросов: времена-то кризисные. Это опять-таки не вязалось с его представлением о засидевшихся дома наивных «скромницах». Не скажу, что москвич никого не заинтересовал, но на Коровино соглашались большей частью его перезрелые ровесницы. А он-то приехал за свежим товаром. Полгода маялся, бедолага, но добился-таки: нашел искомую девицу в пригороде, подхватил прямо из колыбельки. На скорую руку помахали кадилом в церкви, сыграли свадебку – музыка, пляски, кидание невестиного букета через голову, – а наутро вручили родителям новобрачной красное яблоко и спешно укатили в Москву. Испанцу понадобилось и того меньше – три месяца. И здесь все закончилось благополучно – с кадилом, свадьбой, плясками и утренним яблоком, само собой. Тореадор, кстати сказать, женился на той гламурной девице, что отказала москвичу, не желая покидать друзей, подруг и престижный район Еревана. Стало быть, не в том было дело. Ну, а яблоко, как предположил тот умный шестилетний мальчик из телепередачи, вполне могло оказаться и не красным, о таких вещах не говорят вслух, да и невелика беда, не в том счастье.

А в чем – решительно не знаем ни мальчик, ни я. Сие индивидуально. Суфии – были такие бродячие восточные мудрецы – сказывали, будто жил на свете знатный вельможа, ну, вроде султана. Уехал он из дома на долгое время, а вернулся раньше срока. И выбежал ему навстречу преданный слуга и сообщил, что молодая жена султана завела себе утешителя, а увидев в окно, что муж возвращается, спрятала возлюбленного в кованый сундук и заперла его на ключ. Султан вошел в дом и потребовал у жены ключ от сундука. Она: нет у меня ключа, потеряла, то да се. Очень хорошо, сказал султан, хлопнул в ладоши, велел слугам унести сундук и за ненадобностью сбросить с обрыва в море. Жена ни слова. Слуги унесли сундук и сбросили с обрыва, как и было сказано. И что вы думаете, жил султан и дальше с женой в счастье и довольствии и о том злополучном сундуке не вспоминал. Тем более что сундуков в доме было предостаточно.

Руслан Сагабалян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 136 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Хорошо описана история двух женихов, московского и барселонского. У меня знакомый перебрался в Бельгию. Освоился там, стал на ноги. Потом полетел в Ереван за невестой. Тым была одна на примете, родители сосватали. И остановился он в их доме, хотя в Ереване оставалась квартира. А девушка ему ну совсем не понравилась! Ну никак не хотел жениться на ней. Вот дурак, говорю, зачем же не ушел из их дома? Вроде как жених жил, обязательства перед ней имел. Короче, уехал ни с чем.
  2. И мне известны случаи, когда приезжают в Ереван за "неиспорченными" невестами. Но известны также случаи, когда невесты приезжают в Ереван за женихами, потому что выйти в чужих краях замуж тоже непросто.
  3. Это естественно, потому что человека всегда тянет к родному. А в России другие нравы. Вот и хочется мужчине тепла, хотя бы в собственном доме. Вот он и привозит с родины близкого по духу человека, женится. Все нормально.
  4. Согласна что на чужбине тянутся к родному, поэтому едут за невестами.Но красное яблоко тут не случайно фигурирует, это для многих женихов немаловажный фактор, хотя живем, кажется, в 21 веке. Но мне рассказ о кинотеатре "Москва" понравился, особенно фраза о духовности и духовенсве. Наблюдается такая тенденция в обществе - заменить одно другим. Причем, больше показухи, чем реальной веры.
  5. очень понравился отрывок про ереванский гламур и московского жениха. ибо действительно времена уже не лихие 90-е и в москву как-то не торопятся наши невесты. чему очень кстати удивляются московские женихи. а удивляться нечему. если уж и менять шило, то не на мыло. хотя испания (франция, америка и иже с ними) тоже не за кайф.в основном сегодня наши невесты и юные и перезрелые, столичные и провинциальные стремятся закрепиться в ереване, как центре вселенной. все-таки свое, может конечно и г..., но родное,
  6. Да, Ереван отошел от шока 90-х годов. Сейчас массовая эвакуация населения прекратилась. Уезжают не так много. Уровень жизни подрос, и ереванские невесты стали разборчивыми. Хотя по мне, лучше европейский или американский армянин. В Армении еще много патриархльщины, к женщине не так уважительно относятся.
  7. Я таких немало знаю, которые едут из Америки в Ереван за невестами. Тут эмигранту найти жену из местных трудно.
  8. А почему трудно? В Лосе, нсколько мне известно, их много и многие не меняют менталитет и ведут консервативный, во всяком случае не америкаскй образ жизни. Я там не была, но мне рассказывали.
  9. А мне рассказывали, что в Калифорнии "обтесавшиеся" армянки все сплошь блондинки, уверенно себя чувствуют, обучаются, делают карьеру. С нашими дело имеют только такими же, кто интегрировался. Но от рабизов, которые принесли с собой рабизские замашки, просто шарахаются. Это логично. От них бежали, так зачем в Америке с рабизней общаться.
  10. Армянки в Калифорнии все больше с мачо встречаются. И замуж за латиносов выходят.
  11. В цивильных странах и женятся и разводятся достаточно легко и просто. Я думаю, в Ереван за невестами приезжают те, кто не хоче через пару лет развестись и чего доборого оставить жене потом и кровью заработанную квартиру. Есть вероятность, что провинциалка в случае семейного конфликта не станет вести себя агрессивно, она неуверенно чувствуует себя на новой территории. Что касается "красного яблока", то это проще простого. Для девушки, у которой до брака не было мужчин, муж становится универсальным эталоном, даже если он застрял на стадии неандертальца. Ей кажется, что все мужчины такие же дебилы, как ее благоверный. К тому врмени, как поймет, что это не так,успеет постареть, и шанс закрутить роман на стороне будет утерян. Неуверенные в себе мужчины предпочитают именно таких девиц.Даже если глубоко не анализируют сиуацию, делают это по традици, обретенной в консервативной семье. А что больше половины нашего народа выходцы из консервативных семей - факт бесспорный. Есть и другой фактор. В больших городах делай что хочешь - никто ничего не узнает. В Ереване девушкам приходится блюсти честь, потому что стоит два раза появиться на улице с парнем, об этом узнает вся родня, соседи и знакомые. Это знает каждый, кто прожил в Ереване достаточно долго. Марина выше напомила, что живем в 21 веке, но это ровно никакой роли не играет. Проблема в том, что за последние два десятка лет город значительно пополнился сельскими жителями. Такого не было ни в семидесятые, ни в восьмидесятые. Они привнесли в Ереван свои представения о жизни, свой уклад, и ереванцы, оставшиеся в меньшинстве, этот уклад переняли. Не считая небольшой части "золотой молодежи" которая старатся жить по-европейски, и это на азиатском фоне вызывает всеобщее негодование. Так что Армения экспортируе не только и не столько невест, сколько именно "красное яблоко", и здесь автор прав. Прав и в том, что ритуальная часть осается неизменной даже если яблоко оказывается не "красным". Это, как говорил товарищ Джабраил из "Кавказско пленницы", красивый горский обычай.
  12. Женитесь, армяне, по любви. А не только на своих.
  13. Совершенно верно, Гарегин. И вообще, статьи Сагабаляна надо внимательнее читать, в иих обычно не одна, а несколько взаимообусловленных проблем.
  14. А можно поподробнее,с Фактами.
  15. Поженишься вдали от Родины не на своих, а через два поколения армян не останется. Не надо как попугаи повторять пропаганду ассимиляторов. Пора иметь собственные мозги. А тех, кто смешался, надо вернуть в армянство. Кто ставит личное выше общенационального, тот пропадёт в потомках.
  16. Когда армянские мальчики женятся на неармянских девочках, то армянских девочек вынуждают выходить замуж за неармянских мальчиков и рожать неармян. Кто же будет рожать армян, если армянки рожают всякую всячину? Не арендовать же папуасок для размножения армян? А те мужики-простофили, которые думают, что от жены-снегурочки у них побелеют жопы, глубоко заблуждаются: взамен почернеют души. А кто решил, что цвет поноса лучше цвета шоколада? Армянам не следует разбазаривать свою нацию и генетику. Кому мы помогли стать людьми и нацией, те в знак «благодарности и древнего родства» бросают камни в наш огород. Нам, армянам, это нужно?
  17. Армянки, будучи жёнами инородцев, иногда порождают не просто неармян, а врагов армян. У великого убийцы армян султана Гамида мать была армянкой. У классика грузинской литературы, армянофоба Ильи Чавчавадзе мать была армянской… Нам, армянам, это нужно?
  18. У величайшего немецкого поэта Гёте прадед был армянином. Какой толк армянам от этого? Гёте не написал об Армении ни одного стиха. У Лермонтова бабушка была армянкой. Какой толк армянам от этого? Лермонтов не написал об Армении ни одного стиха. Никакого толку армянам от таких конгломератов, хоть и великих. Нам, армянам, это нужно?
  19. Кто-нибудь знает, кем стали для армян дети великого шахматиста Михаила Ботвинника (у него была жена-армянка Гаяне Ананова)? Никем. Где дети наших женатых на неармянках знаменитостей Арама Хачатуряна, Тиграна Петросяна, Армена Джигарханяна и др.? Кто-нибудь скажет, какие они армяне и что сделали для армян? Ничего. Нам, армянам, это нужно?
  20. «Нечистокровных» армян порядком больше «чистокровных». В этой ситуации надо сделать всё, чтоб остановить дальнейшие смешения. Это гибельный для Рассеяния путь. А армян-метисов надо вернуть в армянскую генетическую среду. Продолжение разбавления армянской крови чужой кровью - самоубийство, ассимиляция, белая резня, бескровный геноцид. Бытующее среди плебеев мнение, якобы, от смешения улучшается порода – удочка, которую клюют ротозеи. От смешения, например, ирландцев с племенами людоедов, что и кто улучшится? Улучшится порода людоедов. Их потомки уже людей не станут хавать сирыми, а сначала сварят. А что станет с ирландцами? Станут рожать чудовищ. Ирландцам это не нужно. От такого эксперимента армянка породила чудовище Гамида. Нам, армянам, это нужно?
  21. Сохранение армян помимо сохранения нации выполняет и другую уникальную задачу – сохраняет арменоидную расу, содержащую в своей генетике многотысячелетнюю ценнейшую научную информацию.
  22. Одной крутой фразой на затронутый вопрос ответил один из тончайших армянских лириков Ваган Терьян: НЕ СМЕШИВАЙТЕ НАС С ВАШИМИ ДИКИМИ, МЕДВЕЖЬИМИ ПЛЕМЕНАМИ!
  23. Все это сильно смахивает на постулаты фашизма, остается только черепа мерить. Хотя в сказанном и есть некоторая доля правды. Однако гордимся же мы тем, что у великих бабушка армянка, мать армянка и т.д. Мы бережно собираем эту информацию и с воодушевлением рассказываем об этом инородцам. А Терьяном или Туманяном мы перед миром не можем, к сожалению, гордиться, потому что их просто не знают, эти имена для местного применения. Вы знаете поэтов Алжира, Таиланда или Южноафриканской республики?.. Что же касается детей Джигарханяна, то да будет известно воинствующему автору реплик, что у актера была дочь, которая погибла в результате несчастного случая 20 лет назад. Перед тем, как размахивать патриотической саблей, не мешает чуть подумать - вдруг случайно не ту голову снесешь.
  24. В принципе человек правильные вещи говорит. Вопрос не в конкретных личностях, а в самом явлении. Причём тут фашизм? Вы случайно не провокатор? Мы так и будем гордиться армянскими дедушками и бабушками чужих знаменитостей? И что от этого? Нация-то растворяется и исчезает? Статус международного донора и лоха нас не устраивает. У вас есть другой рецепт самосохранения? Если следовать вашему, простите, дебильному космополитизму, то через век от армян ничего не останется. Исчезнет армянское имя Мисак. Останется Мишаня. Бывший армянин. Этого хотите?
  25. Нет, драгоценнейший Мисак, я случайно не провокатор. Читали бы мои посты на форумах, не стали бы задавать этот, простите, неумный вопрос. Космополитом себя не считаю, но и квасным патриотизмом, слава Господу, не страдаю. Армяне, как известно, с незапамятных времен жили в разных странах (и в России), однако не ассимилировались настолько, чтобы исчезнуть как нация. Почитайте Гоголя, "Тараса Бульбу", даже в Запорожской сечи, найдете армян. У нашего народа (во всяком случае, у продвинутой части его) есть хорошее качество - оставаться собой, но перенимать лучшее у других народов и цивилизаций. И это только на пользу. А восхвалять скученность и считать, что все армяне должны быть похожи друг на друга, как сиамские близнецы, я бы не стал. Я знаю интеллигентных соотечественников (как в Ереване, так и вне его), аристократов духа, и они так мало похожи на остальную массу. Отчего, интересно? Думаю, качество в данном случае важнее количества. Знаю и достойных полуармян по крови, которые относятся к своему армянскому происхождению трепетно и куда осмысленнее, чем стандартное этническое большинство. А космополитизмом пугали людей и в советские годы. Выражение "безродный космополит" пришло как раз оттуда. Тогда это был почти приговор. Стоило человеку завести разговор об общечеловеческих ценностях, его называли безродным космополитом. Ему могли перекрыть дорогу во все сферы творчества. Вы, должно быть, молоды, этого не знаете. Думаете, что вы сторонник чего-то очень нового. На самом деле все старо и все повторяется.
  26. Не обращайте, Миша, внимания на ревностных хранителей армянской идентичности. Все Вы правильно говорите. Это манера у них такая: чуть человек не так мыслит, как все, кирдык ему - сразу его объявляют провокатором, перевертышем, космополитом, гомиком, азерским наймитом и прочими нехорошими словами обзывают. Репликант говорит то, во что верит. Но он не понимает главного: СЕРОЙ ТОЛПОЙ С БЛИЗКИМ ДНК И СОСТАВОМ КРОВИ ЛЕГЧЕ УПРАВЛЯТЬ. К тому же толпой малообразованной и примитивной. Серость похожа, как прапорщик в СА. Их на выборах можно направить в нужное русло и получить места в парламенте. Ими легко манипулировать можно, можно грабить страну, иметь эту серость во все дыры, а во всех смертных грехах обвинять проклятых соседей... Как вы говорите, все старо, как мир. Не берите в голову тирады Репликанта. Говорит - греется...
  27. Да что вы спорите, парни! Чистокровнейший Стас Намин, который не так давно развлекал нас в НК своими фотками со звездами, сам является чистокровнейшим космополитом. А по мне что Мисак, что Миша - был бы человеком хорошим. Хотя своего сына никогда бы не назвал Размиком, Петиком, Ваником, Хачиком, Гагиком, Сержиком и прочими плебейскими именами. У нас есть более благозвучные и красивые имена. И Микаел гораздо ближе мне, чем Мисак или Миша. Это так, к слову.
  28. Это точно! И таких стаснаминых с папами, мамами, бабушками и дедушками армянского происхожденияв той же России навалом. Только толку от них для Армении и армянства никакого нет. Так что дело, господа, не в составе крови, а в ВОСПИТАНИИ.
  29. Вот именно - в воспитании, в семье, в нравственной основе. А этнически стопроцентных, в то же время недоношенных уродов хватает на каждом шагу как среди армян, так и среди других народов.
  30. Вы совершенно правы, серость предпочтительнее, серостью управлять легче. А с другой стороны, строить нормальную страну труднее.
  31. А этот колхоз и не собирается "нормальную страну" строить. Их все устраивает. Всех СВОИХ идиотов пристроили на высокие должности. В бизнесе зеленый свет только СВОИМ - брату, свату, кавору, племяннику, детям, конечно... А мы вместо того, чтобы сломать эту коррупционную систему, насквозь прогнившую, подсчитываем состав крови и панически боимся ассимиляции. Тогда лучше уж чукчами стать - точно не ассимилируемся и сохраним свою самобытность. Только эта самобытность крайне низкого качества. Не находите?
  32. ФАШИСТ НЕ ТОТ, КТО ХОЧЕТ СОХРАНИТЬ СВОЮ НАЦИЮ. А ТОТ, КТО ХОЧЕТЬ АССИМИЛИРОВАТЬ ЧУЖУЮ НАЦИЮ.
  33. В одном месте я согласен с вами, когда я коснулся Джигарханяна. Я его очень люблю и уважаю… не знал, что у него дочь умерла... Пусть Бог меня простит за неосведомлённость! Мисак Вам ответил вместо меня. Ничего не даётся даром. Если вдали от Родины хотим сохранить нацию, то мы должны «вариться в своём соку». Если ваша жена вьетнамка, а муж вашей дочери негр, то кем и какими будут ваши внуки?
  34. А что касается наших великих писателей Туманяна и Терьяна, которых в Никарагуа не знают, то НУ И ЧТО? Пушкина и Лермонтова даже в Европе не знают. Что от этого? Тем хуже для них. Главное, чтобы мы себя знали. У нас есть Григор Нарекаци, стоит на голову выше Данте. Любой нетенденциозный литератор скажет то же самое. Его тоже по миру не знают. Повторяю: ну и что? Известность дело наживное и не главное. Вон, редакция «НК» назначает известными даже таких людей, которым в приличном обществе делать нечего. Это всё временная шелуха. Мы себя должны знать и беречь!
  35. Стас Намин метис, а Размик и Гагик исторические армянские имена, не надо их путать с Сержиком и Петиком. Тогда скажите, любезный знаток имён, что означает «Гарегин»?
  36. Кавказские мужики приезжают в Россию, видят сочную бабу - «вах, вах, вах!», - глаза разбегаются, мгновенно забывают мать родную, и становятся «убеждёнными космополитами».
  37. Среди армян самые высокие государственные посты в России и СССР занимали граф Лорис-Меликов и Анастас Иванович Микоян. У обоих жёны были армянками. Айвазовский ездил по Европе со своей женой-красавицей Анной Бурназян и везде с гордостью представлял её: моя супруга, армянка!
  38. С удовольствием прочитал статью, но не стал ничего писать, потому что в целом со всем согласен. Включился в разговор только чтобы сказать: я не сторонник крайностей, и считаю, что вариться в собственном соку так же плохо, как потерять собственное лицо. Прежде всего его нужно иметь, это лицо. Сильный ген побеждает - таков закон биологии. Точно так же побеждает более мощная культура. Мы не должны забывать об этом и прятать голову в песок, тупо твердя о своей исключительности. Мы должны эту исключительность демонстрировать в масштабах мира, раз уж нас раскидало по странам и континенетам. А для этого надо быть гибче, хорошо знать народы, языки, чужой социум, чужую культуру. Это не ассимиляция, а умение говорить с миром на равных. Пока что на фоне современной цивилизации мы выглядим провинциалами. Каждый армянин должен понимать, что своим обликом, поведением, диапазоном знаний, уровнем культуры олицетворяет собственный народ. Вот когда мы добьемся этого высшего пилотажа, тогда можем рассчитывать на серьезное к себе отношение. Пусть местами негативное, но серьезное, как это происходит с евреями. Спилберг, Вуди Ален, Роман Поланский режиссеры мирового класса, но при этом не перестают быть евреями. Даже если женятся не на еврейках. Если ты настолько слаб, что боишься потерять лицо, значит это лицо немногого стоит.
  39. Никто не принижает роль и значение «нечистокровных армян». Они – это мы. Но согласитесь, что на одного армянина типа Дмитрия Харатьяна приходит тысяча таких же метисов, которые не считают себя армянами. Вопрос: как их вернуть в армянство? Не гораздо легче ли не терять их с самого начала? Ситуация банальная: один дурак бросает камень в море, а семеро умных головы ломают, как его достать? Не разумнее ли не позволять дуракам бросать камни в море? Вопрос не в достойных и патриотичных армянах с жёнами–инопланетянками. Ради Бога, пусть кайфуют! Вопрос в том, что их дети, внуки, правнуки вне Армении опять смешаются и их армянская ветвь закончится. Вы этого хотите, проповедники растворения армян, если вы армяне? Если кто-нибудь знает решение проблемы, то пусть ответит. Иначе нечего переливать из пустого в порожнее.
  40. Сейчас в Армении идет горячий спор на тему, открывать ли средние школы с обучением на иностранных языках, в частности, на русском, английском, французском. Сторонники "чистого армянства" против. Они считают это отступлением от принципов национального мышления. Они уверены, что народ всеми правдами и неправдами попрет именно в эти школы, а не в свои армянские. Предположим. Но если народ столь несознателен и готов принять любое обличие, лишь бы не свое, то стоит задуматься - отчего так? Одно дело - красивая идея, не подкрепленная практикой, другое дело - реальность. Стоит открыть турецкую границу - и тысячи армян попрут туда работать. Вы в этом сомневаетесь? И это, между прочим, не преступление. Проблема в том, что идеология и реальность в явном противоречии.
  41. Бари ереко, пароннер! С прошедшим вас праздником 9 мая - Днем Победы и Днем освобождения Шуши! Теперь по пунктам. 1.Мише - все вы правильно говорите, но оппонентов трудно переубедить. Для них это "дело принципа". Глупо, но это так. НЕ переживайте особенно. 2. Сурену - у Стаса Намина и мать армянка (Нами - от ее имени он взял псевдоним). Размик и Гагик могут быть хоть трижды "историческими именами", но благозвучнее от этого не станут. Мне эти имена на -ик тоже категорически не нравятся. Ну а за Петик и Алик вообще надо в тюрьму сажать родителей. 3. Ереванцу - готов подписаться под каждым Вашим словом! Достигнем, как Вы говорите, "высшего пилотажа", потом будем диктовать миру свои условия. Наш имидж будет гораздо привлекательней. А пока - смешные разговоры о чистоте крови. Если делать больше нечего, почему бы об этом не поговорить? 4. Предшественнику - Вы правы, сторонники "чистого армянства" готовы вообще изолировать страну от внешнего мира. И вообще законодательно закрепить патриархальный уклад жизни. Легче же запретить "инородное", чем самому совершенствоваться. Это как нелепые русские ряженые: им прогресс не нужен, нужны медовуха, балалайка да сапоги хромовые... Так жить проще: не испытывавешь конкуренции с внешним миром, лежишь себе на печи, при этом еще слывешь патриотом...5. Харатьяна уважаю и ценю. Да, он открыто и с гордостью говорит о своем армянском происхождении. Но тут мотивы, на мой взгляд, иные. Просто он порядочный человек и знает, что такое ЧУВСТВО ДОЛГА. Отец дал ему жизнь, он носит фамилию отца. Вот и убежден, что отказываться от корней позорно и стыдно. Хотя армянин он "слабенький". Надо ему больше в армянских кругах бывать.
  42. Слава тебе Господи, водятся на наших форумах нормальные, трезвые, адекватно мыслящие люди, обитающие (не только территориально) не на задворках мира. А Харатьян бывал в Армении пару раз. Не думаю, что остался в восторге, но к своему армянскому происхождению, и правда, трепетно относится.
  43. Да уж, мы нация эгоцентриков, это точно! Интересуемся собой, любим себя, ненавидим - тоже, прославляем своих, поливаем грязью тоже своих... Весь мир крутится вокруг армян. СМешно и интересно в то же время. Сам себя не полюбишь, кто тебя полюбит!
  44. Прошу прощения, но почему-то мой пост утроился. Это я не специально. Не потому ли, что некоторым трудно доходит? Особенно усердствует известный борец против антисемитизма Макс. Такое впечатление, что у этого товарища специальное задание: вести в «НК» ассимиляторскую пропаганду. Чем тогда такие персонажи лучше Талеата? Цель одна – уничтожение армян. Методы – разные. Совершенно очевидно: смешение на чужбине приводит к ликвидации диаспор. Это не значит, что метисы-армяне хуже других. Это значит: «капут армянству!». Надо метисов-армян вернуть в армянскую генетическую среду. А пропаганда смешанных браков есть чистейшая диверсия против армянской нации. Надо стараться, чтобы смешанных браков было меньше и в этих семьях рождались армяне и захотели смешиваться с армянами. В таком случае можем сохранить или удержать диаспоры до лучших времён. Ясное дело, люди влюбляются не по заказу. Но надо влюблённым объяснять также обязанности перед своим народом. Если есть разумное предложение, то давайте, говорите! А пустозвонство подобно провокации.
  45. Размик – древнеармянское слово, означает «воин». Гагик – имя армянского царского царя. Не знаю, что означает? В этих именах окончание «ик» является словообразующей, а не уменьшительной частицей. Например, в слове «мистик» аналогичная ситуация. Из этого слова нельзя удалить окончание «ик». Также имена «Размик» и «Гагик» без окончания «ик» теряют самостийность Можно протестовать против неуместных «ик», но не против уместных. Haskacar, egbajr?
  46. Пардон, у меня получился каламбур: «царского царя». Если знаете, что означает «Гагик», то, будьте любезны, объясните. Интересно знать, но нет словаря имён Ачаряна. Может быть, кто знает?
  47. Ереванские девушки стали разборчивыми, это точно. Их теперь заграницей не удивишь. Замуж готовы идти больше по любви. И правильно делают.
  48. Кто-то тут торопит ассимиляцию армян, кто-то – пытается её замедлить, а будет так, как решит ВСЕВЫШНИЙ. Армянам не следует забывать одну древнюю истину: АРМЯНСКИЙ НАРОД ВЕЧЕН. Надо исходить из этого постулата и быть начеку, чтоб его небожители не отменили.
  49. Братцы, что вы так переполошились? Армянство, я уверен, не заканчивается и не закончится. Есть республика Армения, есть армянский язык, есть некоторое количество армянской интеллигенции. И пока все это есть, будет и армянство, в самой Армении или вне А кто на четверть армянин, кто на одну восьмую -все это досужие разговоры. Вы что же, думаете, что вы сами абсолютно чистокровные? Чего в вас только не понамешано за много веков - и не самого лучшего качества. Потому на улицах Еревана порой можно встретить неандертальцев. Это касается не только Армении. Чистокровных русских, к примеру, тоже немного. Просто азарт "чистокровия" охватил сегодня все народы, и пошла повальная санэпидчистка. Глупо. И прав Макс, что такая позиция на руку тем, кому лень совершенствоваться и предпочтительнее лежать на печи, отплясывать родного гопака или кочари. Пусть отплясывают, кто им мешает? Только к чему эти суровые предостережения - кто не на своей женится, тот козленочком станет. Вы женились на своих, дети у вас чистокровные - молодцы, флаг вам в руку! Что вы остальных за собой силком, уговорами и угрозами тащите? У современного человека существует право выбора. Или вы считаете, что национальные идеи превыше всего? Я так не считаю. Да вы и сами больше теоретизируете и вряд ли забываете про рубашку, которая ближе к телу. А на сайте можно помахать флагом. Машите ради бога, на то и придуман этот сайт, чтобы каждый мог выпустить пар, выговориться. Не все же время со своей одноклеточной женой общаться.
  50. Апрес, ехпайр, жму руку. Про санэпидемчистку здорово сказал! Когда человеку делать нечего, он про чистоту крови начинает говорить. Я столько чистокровных уродов знаю, которые позорят наш народ. И своим видом рабисским, и своим поведением. Туши свет!
  51. самое страшное что "армяне" из различных евросоюзов берут на себя ответственность называть своих соотечественников глупой серой толпой, смеяться над национальной идентичностью. А что сделал хоть одиг из них реального для своей родигы. Хотя бы то, что армяне выжили в страшную блокаду без света, хлеба, когда спали в одежде - это уже подвиг. и таким как миша и иже с ним не понять своих соотечественников никогда. слишком мы ментально далеки. потому что сплоченность нации - это отнюдь на стадность как хотят представить это миру наши цивилизовыанные евростандартизированные армяне, которые сами становятся стадным образцом, кстати, в чужой отаре.
  52. Блокада была следствием войны в Карабахе. Хочешь Карабах - получай блокаду. Это во-первых. Во-вторых, блокада была следствием того, что безрассудно закрыли, а потом и разворовали атомную станцию. В резульате в самом Ереване от холода, от воспаления легких умерли сотни и сотни людей - есть статистика. Если кто-то мог спастись, спасался и сасал семью. А попутно всерьез задумывался, стоило ли трясти кулаками на Театральной площади. Ради чего? И надо ли собстьвенную недальновидность выдавать за подвиг? Воодушевление толпы заразительно, и в нем мало содержания. А личности управляют толпой прежде всего в угоду себе и собственным амбициям. Пора бы понимать столь элементарные вещи, тем более, что все мы, и те кто уехал, те кто остался, дорого заплатили за это понимание.
  53. в этом и есть разница между нами - те кто уехал и те кто остался. и те кто пережил тот ужас, кстати, не потрясая кулаками на театральной площади, сегодня имеют право голоса говорить о своей стране. и дело не потрясании кулками. я никогда не был сторонником левона и считаю его врагом нации номер один, так же как и горбачева. и еще один пунктик. о ленинградской блокаде знают асе. а вот то что четыре года армения поностью блокировалась об этом стыдливо молчат в том числе наши убежавшие тогда из армении армяне. а вот сейчас "компетентно" дают советы издалека.
  54. Блокада Армении - это отдельный разговор. И азерам надо четко поставить вопрос: готовы ли вы, наши дражайщие соседи, компенсировать урон в десятки миллиардов долларов, который нанесен Армении в результате вашей с турками блокады? А потом уже дальше говорить будем. И постоянно эту тему надо муссировать, постоянно! Мы требуем компенсацию за блокаду!!!
  55. Молодец, Невоин! Правда, ник у тебя слишком миролюбивый, немужественный. А мыслишь четко!
  56. Господи! Сколько тут врагов под разными соусами проповедуют ассимиляцию армян! Хамят, оскорбляют, извращают слова, но если эти отщепенцы армяне, то от них со временем ничего не остается! Мусор растворится и исчезнет, а Армянская нация останется! А если под видом армян химичит армянофобская мразь, то, что требовать от уродов? Смешанные браки – прямой путь к гибели. На чужбине так нацию не сохранишь, а угробишь. Только полный дебил скажет, что это не так. Никто тут не говорит, что он чистейший и лучше, а говорят, что смешанными браками нацию на чужбине не сохранишь. Против этого очевидного положения могут выступать лишь враги армян и одноклеточные армяне. Но как бы вы ни мухлили, лжеармяне и деградированные армяне, народ Армянский вам не дурачить, не победить!
  57. А что тут переводить? Этот идиот из себя прокурора строит - аж слюна потекла у него изо рта! Вот такие уроды раскол вносят в армянский мир, делят армян на хайастанских и зарубежных, на чистокровных и смешанных... И еще наглости хватает учить здесь людей и оскорблять их. У таких примитивов в жизни все примитивно и просто. Хотят в приказном порядке заставить всех армян диаспоры жениться только на армянках. И что, все проблемы сохранения нации и армянской культуры вмиг будут решены?! Жизнь гораздо сложнее.
  58. а не пора ли тему дать про "наших" и "не наших" армян. что-то очень в этом месяцы страсти накалились. пусть и армянские армяне выскажутся и из диаспоры
  59. Господа, прекращайте этот бессмысленный спор. Только оскорблять друг друга будете. Нельзя ничего упрощать и диктовать людям, на ком жениться... Есть у меня приятель. Армянин до кончика волос. Обожает историю Армении, хорошо знает язык. Женился на армянке - специально в Ереван ездил, еще в советские годы. Увы, они расстались. Полюбил мой приятель русскую, которая моложе и намного-намного краше. Прелестная дочка у него родилась от второго брака. Не знаю, воспитают ли ее в армянских традициях. Хочется верить. Но когда эта живая кукла ползает по пузу моего приятеля, а он от блаженства на седьмом небе, когда малышка теребит его бороду и волосы... Он только с любовью и обожанием смотрит на свою дочку. В такие минуты он бывает по-настоящему счастлив... Я его хорошо понимаю. И если кто упрекнет его, обвинит в предательстве, он пошлет того на три буквы. И правильно сделает. А такие блюстители чистоты нации только обозлят людей и отторгнут их от армянства. Ведь никому не хочется нотации и упреки слушать. Вот так-то...
  60. мы выросли с братом в семье межнационального брака.И поверьте, при все сю-сю-пу-сю столько нестыковок и конфликтов бывает. Компромиссов не бывает,, потому что кто-то из сторон должен быть поглощен другой, что в реальности приводит к новым конфликтам. Сначала это любовь-морковь. А ваш друг живет не в Армении, так что его тоже поглотит межнациоальная распря. И чудо на пузе тоже не спасет.
  61. Много желающих улучшить свою породу армянами. Армянам это надо?
  62. От идиота слышу. Вам на пальцах объясняют, что смешанные браки на чужбине приводят к ассимиляции. Как говорится, дураку ясно. А некоторым армянам не ясно (или вы не армянин?). Никто не унижает армян-метисов и никто не призывает насильно женить на своих. Просто констатируется ситуация. Если у вас есть другой вариант сохранения нации на чужбине, то изложите. Если нечего сказать – молчите, ввиду того, что для глупца самое умное молчать.
  63. Один мой родственник, большой армянский патриот, более 50 лет живёт в Киеве. Жена укр. Дочери-красавицы мечтали выйти за армян, не получилось, вышли за укр. Их дети укр, они тоже большие патриоты, только не армянские, а украинские.
  64. Армяне обычно не задумываются: зачем они нужны России, США, Франции, Сингапуру? Неужто чужаки так полюбили наши красивые глаза и большие рубильники, что только и мечтают, как ими обогатить свой дизайн? Пришельцы на чужбине - пища для освоения титульной нацией. Ни одна страна не отвечает за сохранность инородцев. Наоборот, стремятся ассимилировать. Если инородцы ослы, то это им легко удаётся. Если же инородцы евреи или цыгане, то это практически не удаётся. Мы, армяне, выносливее ослов и самодостаточнее евреев и цыган, но чего-то в нас не хватает. Мы как бы несколько лоханутые. Поэтому нам вешают лапшу всякие проходимцы. Если приверженцы учения Нжде не возьмут идейное воспитание нации в свои руки, то армянские патриоты станут библиографической редкостью.
  65. Германцы, славяне, семиты, тюрки и многие др. народы не являются расами. Армяне – раса. АРМЕНОИДНАЯ РАСА. Вот и завидуют и разными ухищрениями хотят лишить армян статуса расы. Для этого вражье отребье и наши примитивы и предатели с ними вкупе пытаются ликвидировать Арменодиную расу и само понятие Арменоидная раса. Для этой цели используются все методы – от ассимиляции до геноцида. Армянский народ с допотопных времён прошёл все эти испытания и сохранил свой исконный, определённый Богом генотип. Мы многое и многих потеряли или отдали другим племенам, сделав их народами, но свою антропологию сохранили. Арменоидная раса – фундаментальная, мощная, твёрдая раса. Она сама ассимилирует чужеродные элементы. Проблема в том, что эти Новые армяне, тоже арменоиды, несколько модифицированные, в чужой языковой, религиозной и нравственной среде закрашиваются в фон этой среды. Рано или поздно это произойдёт. Поэтому надо всюду и всячески вести пропаганду сохранения нации – Арменоидной расы. А кто пропагандирует смешанные браки, т.е. борется за ликвидацию армян, прикидываясь при этом «продвинутым в сторону Европы армянским патриотом», то он либо сознательный враг армянского народа, либо лох. Идёт ювелирная, хитроумная, жестокая явная и больше неявная война против армянского народа. Азеры в этой войне стрелочники. Нас отвлекают подобной мелочёвкой. Истинный, умный и коварный враг армян в основном обитает в пространстве от Анкары до Вашингтона. Но у этого врага везде есть щупальца. Даже на этих детских форумах. НЕ ТЕРЯЙТЕ СВОЕГО ЛИЦА, АРМЯНЕ! Безликих никто не уважает.
  66. Парням больше делать нечего, страсти-мордасти раздули, за чистоту крови взялись. И суперподозрительность, которая у таких стала национальной особенность. Всюду видят провокаторов и врагом. Вам товарищ Берия не снится по ночам, господа арменоиды? Да-с, тяжелый случай...
  67. Фальсифицируешь мысли патриотов, дорогой продвинутый. Мы не для того проливали кровь в Арцахе, чтобы дезертиры учили нас, как прятаться под иностранными юбками.
  68. правильно говоришь землдяк
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты